Стиль взаимодействия «учитель-ученик» как фактор адаптации первоклассника к образовательной среде школы


Гриценко М. В.
г. Оренбург
Научный руководитель -
Литвиненко Наталья Валерьевна, к.пс.н., профессор кафедры Педагогики дошкольного и начального образования
Стиль взаимодействия «учитель-ученик» как фактор адаптации первоклассника к образовательной среде школы
В последнее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиленный интерес к проблеме адаптации личности к изменяющимся условиям социальной среды.
Понятие адаптации долгое время являлось центральным понятием биологии, но во второй половине двадцатого века оно стало широко использоваться в качестве теоретической категории и в психологических концепциях. В психологических концепциях социально-психологическая адаптация рассматривается как связующее звено между общественной сущностью человека и окружающей действительностью и носит многофункциональный характер, проявляющийся в том, что адаптация: является условием и средством оптимизации взаимодействия человека с природной и социальной средой; способствует развитию человека и совершенствованию окружающей социальной действительности; реализует социальную сущность человека; является необходимым условием при овладении человеком любого из существующего вида деятельности.
Проблема социально-психологической адаптации становится особенно актуальной при поступлении ребенка в школу. При поступлении ребенка в школу резко меняется социальная ситуация развития. Характеризуя её, Л.И.Божович отмечает, что, став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними.
Социально-психологическая адаптация при поступлении ребенка в школу представляет собой процесс перестройки поведения и деятельности ребенка в новых условиях. Процесс этот многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой.
В научной литературе отмечается, что на адаптацию первоклассников к образовательной среде школы влияет множество факторов. Г.М.Чуткина к числу наиболее благоприятных факторов относит: адекватную самооценку ребенком своего положения, правильные методы воспитания в семье, отсутствие в ней конфликтных ситуаций, благоприятный статус ребенка в группе сверстников, мотивационная готовность к обучению в школе, уровень образования родителей [5].
Часто встречающимися факторами риска социально-психологической адаптации в начальной школе, по мнению ученых, являются: недостатки в подготовке ребенка к школе, социально-педагогическая запущенность; нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов; соматическая ослабленность ребенка; нарушения формирования школьных навыков; двигательные нарушения; эмоционально-волевые расстройства [2].
Исследователи отмечают, что одним из важнейших факторов адаптации первоклассника к образовательной среде школы является стиль взаимодействия «учитель-ученик» [4,5].
Исследователь Н.Шипковенски выделяет стили поведения учителей, которые приводят к дидаскалогениям у учеников. К ним относятся авторитарно-диктаторский стиль, присущий учителям, стремящимся подавить инициативу и самостоятельность детей и попустительский стиль, свойственный педагогам, которые видят свою задачу исключительно в формальном донесении информации до учащихся.
Неблагоприятный стиль взаимодействия «учитель-ученик» является фактором формирования школьной тревожности как показателя дезадаптации. Так, по результатам исследования О.А. Слепичёвой, наиболее высокий уровень школьной тревожности демонстрируют дети из классов учителей, исповедующих так называемый «рассуждающее-методический» стиль педагогической деятельности. Этот стиль характеризуется одинаково высокой требовательностью учителя к «сильным» и «слабым» ученикам, нетерпимостью к нарушениям дисциплины, склонностью переходить от обсуждения конкретных ошибок к оценкам личности учащегося при высокой методической грамотности.
В научной литературе выделяются такие стили общения «учитель-ученик» как демократический, авторитарный и попустительский (анархический).
Наиболее благоприятный стиль педагогического общения – демократический. Он способствует быстрой и успешной адаптации первоклассников к новым условиям, к образовательной среде в целом. Неблагоприятными стилями, затягивающими процесс адаптации первоклассников, являются авторитарный и попустительский.
При авторитарном стиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Исходя из собственных установок, он определяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результаты деятельности.
Как показали исследования, педагоги, придерживающиеся этого стиля общения, не позволяют учащимся проявлять самостоятельность и инициативу. Их отличает непонимание детей, неадекватность оценок. В большинстве случаев адаптация детей к образовательной среде при авторитарном стиле общения находится на низком уровне.
Дети подолгу не могут привыкнуть к новой среде, к учителю. Процесс адаптации при авторитарном стиле общения может затянуться на долгие месяцы. Авторитарный стиль порождает неадекватную самооценку первоклассников, формирует школьную тревожность.
Попустительский стиль общения характеризуется стремлением педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такой стиль общения реализует тактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Следствием подобной тактики является отсутствие контроля за деятельностью школьников и динамикой развития их личности. Успеваемость и дисциплина в классах таких педагогов, как правило, неудовлетворительны [3].
Отсутствие контроля учителя, его отстраненность от классного коллектива приводит, с одной стороны, к самостоятельности детей, а с другой – к неспособности к близости и привязанности, отсутствии желания позаботится о ком-то, помочь, поддержать. Все это снижает уровень адаптации первоклассников, который колеблется от среднего до низкого.
Альтернативой этим стилям общения является стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стиле общения педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основная особенность этого стиля - взаимоприятие и взаимоориентация. В результате открытого и свободного обсуждения возникающих проблем учащиеся совместно с педагогом приходят к тому или иному решению.
Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерны активно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей, успехов и неудач. Им свойственны глубокое понимание школьника, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Демократический стиль наиболее благоприятный для адаптации детей к образовательной среде. Дети при демократическом стиле общения учителя инициативны. В благоприятной психологической атмосфере они быстро привыкают к новым условиям, к новому режиму дня, к нагрузкам. С первых дней посещения школы они учатся строить близкие и доброжелательные отношения с окружающими, принимать чужую точку зрения и идти на компромисс [1; 3].
Характеристика приведенных выше стилей педагогического общения дана в «чистом» виде, вместе с тем в реальной педагогической практике чаще всего имеют место смешанные стили общения. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые частные приемы авторитарного стиля общения. Как показали исследования, они оказываются иногда достаточно эффективными, особенно при работе с классами и отдельными учащимися относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития. Но и в этом случае педагог должен быть в целом ориентирован на демократический стиль общения, диалог и сотрудничество с учащимися, так как этот стиль общения позволяет максимально реализовать личностно-развивающую стратегию педагогического взаимодействия.
Список литературы:
Адаптация учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М., 1982. – 240 с.
Диагностика школьной дезадаптации. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1992. – 204 с.
Рябченко С.А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: Автореф. канд. психол. наук. - Спб. 1995.
Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук МГПИ им.В.И. Ленина. - М 1987. – 19 с.
Столяренко, Л.Д. Педагогическое общение. - [Текст] // Л.Д. Столяренко Педагогическая психология для студентов вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 636 с.