Часть образовательной программы МБДОУ, формируемой участниками образовательного процесса
Часть образовательной программы МБДОУ, формируемой участниками образовательного процесса.Пояснительная записка.
С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей о социальных явлениях мы взяли программу «Ребенок в социуме».
Целью программы является: создание условий для развития социально-коммуникативного и эмоционально-психического здоровья ребенка посредством приобретения социальных способов и опыта вхождения в социум, адаптации и активного действования в нем.
Задачи:
Формировать у ребенка осознания себя личностью с присущими ей чертами и характеристиками: чувством собственного достоинства, доброжелательным интересом уважением к другим людям, с уверенным типом поведения, стремлением к сотрудничеству с другими людьми.
Развивать его индивидуальность, осознавать свой образ «Я», потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим успехам.
Формировать у ребенка различные способы позитивного социального поведения, которые обеспечили бы ему эмоционально-психологическую уравновешенность и здоровье, адаптацию, взаимодействие, коммуникацию, самопознание, регуляцию, проектирование, примирение и выхода из конфликта.
Обеспечить условия для становления опыта социального поведения в различных конфликтных, проблемных ситуациях и событиях, позволяющий сохранить свое здоровье в различных негативных ситуациях и избежать антисоциальных воздействий.
Приобщить к социокультурным ценностям в различных видах деятельности, общения, ситуациях и создавать возможность к самоактуализации и самоутверждению.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
Ценностно-ориентированный, предполагающий приоритет общечеловеческих ценностей, ставящих на первое место здоровье и жизнь ребенка, свободное и творческое его развитие, необходимость воспитания личного достоинства и гражданственности.
Гуманистический, признающий самоценность личности, обеспечивающий условия ее гармоничного саморазвития, реализации ее внутренней и внешней свободы.
Природосообразности, ориентирующий на понимание отношений – человек, как часть природы, все в мире гармонично взаимосвязано и взаимообусловлено – биологическое, психологическое, социальное и культурное.
Культуросообразности, обеспечивающий понимание образовательного пространства как социокультурной среды развития и саморазвития ребенка, построенного на общечеловеческих эталонах, выступающих регуляторами отношений в социуме.
Рефлексивности, суть которого состоит в формировании культуры рефлексии ребенка в различных проблемных ситуациях и поиска возникших ее причин в собственных действиях и поведении.
Средства реализации:
1. Специально организованное обучение. Специалистами и воспитателями разработаны конспекты занятий по всем возрастным группам на учебный год. Занятия проводятся 2 раза в месяц, согласно учебного плана.
2. Совместная деятельность педагога с детьми:
- чтение художественной литературы
- рассматривание иллюстрационного материала (репродукции картин, фотографий , иллюстраций с проблемными ситуациями);
- дидактические, ролевые, подвижные игры, игры-драматизации.
- праздники и развлечения, спектакли;
- детское художественное творчество.
- игровые, имитационные и мимические упражнения.
- реальные и проблемные, игровые ситуации.
- мини среды в соответствии с содержанием программы.
4. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для социально-коммуникативного развития детей. На основе программных задач региональной программы «Ребенок в социуме» педагоги МБДОУ разработали конспекты занятий. 23 занятия в год.
Планируемые результаты:
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Дата Название темы Количество часов Примечание
3.09.15
17.09.15
1.10.15
15.10.15
22.10.15
5.11.15
19.11.15
26.11.15
3.12.15
17.12.15
14.01.16
28.01.16
4.02.16
18.02.16
3.03.16
17.03.16
24.03.16
7.04.16
21.04.16
28.04.16
5.05.16
12.05.16
26.05.16
ИТОГО ДИАГНОСТИКА
«Я и моё имя»
«Имена моих друзей»
«Наши внешние отличия»
«Что мы умеем делать»
«Отгадайте, кто мы»
«Моё любимое занятие»
«Мой любимый праздник»
«Подарки и сюрпризы»
«Подарки близким»
«Цветик - Семицветик»
«Заботливые дети»
«Друг детства»
«Что ты чувствуешь?»
«Разговариваем руками»
«Разговариваем телом»
«Лесной колобок»
«Лица - маски»
«Моя семья»
«Любящие родители»
«Кто первый»
«Я и хор»
ДИАГНОСТИКА
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
23
Средства реализации программы
1.По источнику познания:
- вербальные,
- наглядные,
-практические методы обучения.
2. По типу обучения:
- объяснительно-иллюстративные,
- проблемно-развивающие методы обучения.
3. По уровню познавательной самостоятельности:
- репродуктивные,
-продуктивные,
- эвристические.
4. По уровню проблемности:
-показательный,
- монологический,
-диалогический,
- эвристический,
- исследовательский,
- алгоритмический,
- программированный
5. По дидактическим целям и функциям:
- методы стимулирования,
- организации и контроля.
6. По виду деятельности педагога:
- методы изложения;
- методы организации самостоятельной учебной деятельности.
7. Методы логики:
-аналитико-синтетические,
- индуктивные,
- дедуктивные методы обучения.
Педагогическая диагностика
Педагогический скрининг на начало учебного года (по образовательным областям)
Карты наблюдения.
Список литературы:
УМК Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Под ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме» под редакцией Р.М.Чумичевой, Ростов-на-Дону, 1998г.
Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я – Ты – Мы» Сост. О.Л. Князева. «Мозаика-Синтез, 2005.
Дурова Н.В. Очень важный разговор. М. Мозаика-Синтез, 2001г.
Гончарова Н.В. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие. Бибиотека программы «Детство», С.-Петербург, Акцидент, 1997г.
Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки», Псков, 1997г.
Рыбак Е.В. «Вместе». Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия, Архангельск, 1997г.
Рылеев Е.В. Вместе веселее. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников «Открой себя». М.Линка-Пресс, 2000г.
Стрелкова Л. Войди в тридесятое царство. Учебно-методическое пособие для детских дошкольных учреждений и начальной школы. Книга 1, М. Новая школа, 1995г.
Чистякова М.И. Психогимнастика, Владос, 1995г.
Фесюкова Л.Б. От трех до семи. Харьков, Фолио, Санкт-Петербург., Кристалл., 1996г.
Бильгильдеева Т. Здравствуй цветочный город. Занятия для дошкольников, Кострома, Шк. Психолог № 29, 2000г.
Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений. Шк. Психолог № 28, 2000г.
Медведева И.,Титова Т. Разноцветные белые вороны., М. Семья и школа., 1996г.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа., 1995г.
Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.Сфера, 1998г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки.М.Новая школа, 1997г.
Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду. Шк.психолог № 25, 2000г.
Психотерапевтические сказки – метафоры. О. ХухлаеваДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Е.Благинина «Бабушка – забота».
С.Михалков «Щенок».
М.Садовский «Доброе сердце».
Д.Хармс «Иван Иванович – самовар».
В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок».
Г.Остер «Вредные советы».
А.Барто «Я знаю, что надо придумать».
А.Седугин «Хитренький Артемка».
А.Барто «Вовка – добрая душа».
Сб. «Светлячок».
Л.Пантелеев «Буква «Ты».
Ю.Расташанский «Город, где дети не плачут».
О.Высотская «Мои игрушки».
Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение.,1984г.
Наша Книга. Сборник для чтения в семье и в детском саду. М. Детская литература, 1980г.