Формирование ключевых информационно-коммуникотивных компетентностей: навыки локализации исторических явлений во времени и работа с источниками
Секция «Деятельностный, компетентностпый и аксиологический подходы в реализации ГОС»
«Формирование ключевых информационно-коммуникотивных компетентностей: навыки локализации исторических явлений во времени и работа с источниками»
Работая по общешкольной методической теме « Развитие информационной и коммуникативной компетентностей как ключевых в обеспечении качества образования», школьным медодическим объединением учителей истории была разработана сетка основных информационно-коммуникативных компетентностей при изучении истории
Мониторинг ключевых информационно - коммуникативных компетентностей по истории
Знание дат и периодизации
Знание основных фактов, явлений и их соотнесе-
ние
Знание исторических понятий, терминов
Знание причин и следствий, понимание причинной обусловленности явлений
Умение систематизировать исторический материал
Умение выявлять общие черты и различия сравниваемых событий и явлений
Анализ исторической ситуации, доказательность суждений
Умение анализировать исторические версии и оценки, давать свою оценку
Поиск информации в источнике. Характеристика позиций автора источника. Умение извлекать информацию из разных источников
0-отсутствие 1-низкий уровень предъявления 2- средний уровень предъявления 3- высокий уровень предъявления
При проведении мониторинга использовались на 1 этапе самооценки самих учащихся, на втором этапе проверки знаний и умений на уроках, экзамены по билетам, пробные ЕГЭ по истории учащихся школы. Результаты показывают, что некоторые виды компетентностей формируется не у всех учащихся, трудности многие ученики испытывают при сравнении, соотношении, работе по установлению хронологической последовательности и с историческими источниками.
Для работы с этими действиями ученикам необходимо знать основные даты, события и исторических деятелей.
Методисты отмечают, что «развитие представлений об историческом времени и усвоение хронологии является кардинальной проблемой обучения истории», так как правильное отнесение исторического события к определенному времени, правильное представление о последовательности событий является необходимым условием понимания истории, усвоения общей картины исторического развития (См.: Вагин А.А. Методика обучения истории в школе. М., 1972).
Основные навыки локализации исторических явлений во времени закладываются в основной школе
Недопустимым является формальное заучивание учеником дат и установления последовательности событий только на основе их механического сопоставления.
В сознании учащихся по мере изучения ими истории должна формироваться хронологическая сетка, включающая даты событий, временные представления (категории исторического времени десятилетия, века, этапы, периоды и т.д.), сами события, исторические деятели.
Для ее формирования хорошо использовать ОК (опорные конспекты) и схемы.
С одной стороны, они помогают зрительному восприятию событий.
С другой стороны, для успешного усвоения фактического материала важно разбудить воображение школьников. Это происходит, когда учащиеся сами создают ОК и схемы.
Например:
1. ОК (опорные конспекты)
Общественное устройство древних славян
2. схемы
Например : а). Х111век.
Причины княжества 1237 1242
*
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
· последствия
* Батый Александр Невский
*
*
б).Киевская Русь
в) 1242г
Данная работа показывает, что последовательность фактов познается лучше на основе смысловых связей между ними.
Особенно важно установление и закрепление в памяти учеников последовательности таких событий, которые являются значительными вехами исторического развития. Поэтому целесообразны задания такого типа: какое из событий произошло раньше, а какое позже, почему вы так думаете, объясните; какие из событий (того или иного периода) являются наиболее значимыми для истории страны, почему? Кроме того, важны задания на соотнесение года с веком и его частями (первая вторая половина, треть века и т.д.).
Для всех классов уместны игры с хронологическим материалом. Например: «Назови дату, событие», «Что? Где? Когда?», «Как долго?» ,« Рыбалка», игра в мяч, «Мозговой штурм» и т.п. Не только ученики среднего звена, но и учащиеся старших классов любят играть, а в игре в непринужденной обстановке идет формирование навыков и умений по работе с хронологической последовательностью.
По мере изучения материала о том или ином периоде отечественной истории целесообразны такие задания:
Какая дата связана с таким – то событием?
Какое из событий произошло позже всех других?
Какие из перечисленных ниже событий относятся к такому-то периоду?
Расположите в хронологическом порядке события.
Соотнесите даты , события, деятелей.
Кто является современником.
При изучении и повторении фактического материала важно ставить перед учениками вопросы такого типа: почему произошло то или иное событие? Случайно ли оно? Каковы его последствия? Как оно повлияло на развитие страны?
Важным средством формирования умений по систематизации отдельных фактов, установлении связей между ними является составление логических схем, таблиц
Практика преподавания свидетельствует о неудовлетворительном знании школьниками историко-культурного материала. Эта проблема старая и она связана прежде всего со схематичной подачей данного материала в учебниках, а также с недостаточным временем, выделяемым по программам на его изучение. Возможно, что в решении данной проблемы окажет помощь работа с таблицей, обобщающей и систематизирующей сведения о деятелях культуры и науки Руси (России) в определенный период. Она заполняется по мере изучения историко-культурного материала и может быть использована в дальнейшем.
Выпускники средней школы не всегда умеют сравнивать, затрудняются в выделении существенных сопоставимых признаков, хотя формирование у школьников умения сравнивать исторические факты, явления и процессы начинается уже в 5 классе. Уже в этом возрасте у школьников должно сложиться понимание, что важнейшей задачей сравнения является установление изменений, происходящих в жизни общества, их оценка. Первоначально сравнение проводится по плану, предлагаемому учителем, с опорой на наглядность (историческую карту, исторические картины, рисунки учебника, макеты, компьютерные программы и др.).
В последующих классах работа продолжается. Так, в 6 классе учитель вместе с учениками выявляет главные, определяющие признаки уже не столько отдельных предметов (единичных понятий), сколько довольно общих понятий, например, вотчина земельное владение, наследственное владение .
Практика показывает, что при систематической работе по формированию умения сравнивать учащиеся в дальнейшем уже обходятся без наглядности и сами проводят необходимые для этой интеллектуальной операции действия: составляют план сравнения, выделяют главные признаки событий и процессов, по которым затем проводится сопоставление, делают вывод о различии и сходстве. В 8-9 классе ученики справляются ( иногда с небольшой помощью учителя) с такого рода заданиями: сравните идеи представителей различных общественных движений. Чего между ними больше: общего или отличий?
Кроме того, следует отметить, что учащиеся этого возраста пытаются сопоставить однородные события и процессы, происходящие в России и странах Западной Европы. Например: Какие изменения произошли в России (СССР) в определенный период? Сопоставимы ли эти изменения с достижениями ведущих стран Западной Европы?
Целесообразно вместе со школьниками вырабатывать план сравнительной характеристики события, процесса, а затем заносить необходимые данные в таблицу.
Пример таблицы, позволяющей сопоставить по предложенному плану
проекты по крестьянской реформе.
Проекты
Крестьянские наделы
Выкупная операция
Срок освобождения
Вывод
Высокий уровень развитости информационно-коммуникативных компетентностей связан с умением работать с историческими источниками (Поиск информации в источнике; характеристика позиций автора источника; умение извлекать информацию из разных источников; умение анализировать исторические версии и оценки, давать свою оценку; анализировать историческую ситуацию, связанную с источником )
Работа с ними начинается с 5 класса. Она способствует углублению и конкретизации знаний, созданию ярких образов и картин прошлого, активизирует процессы мышления и воображения. При изучении отечественной истории в 6-7 классах ученики работают с документом как под руководством учителя, так и самостоятельно, но и в первом, и во втором случае анализируют документ по вопросам и заданиям, поставленным педагогом. Среди заданий могут быть такие: подтвердите отрывком из документа то или иное положение, каково мнение автора по тому или иному вопросу и т.д. К концу обучения в основной школе учащиеся уже должны уметь сопоставлять два документа, характеризующие одно и то же событие.
Практическая работа с фрагментами исторических документов, как правило, занимает часть урока, но возможны (при наличии времени и подготовленности школьников) и уроки-практикумы, целиком посвященные работе с документом. Практика свидетельствует о целесообразности проведения таких уроков, начиная с конца 7 класса. В ходе уроков используются документы учебника, рабочей тетради, дидактических материалов, хрестоматий и других пособий. При этом необходимо напомнить ученикам, что документ следует внимательно прочитать по частям, выделить неизвестные слова и выражения (либо они разъясняются в тексте, либо их объясняет учитель). Затем следует убедиться, что школьники поняли содержание документа. Возможны такие вопросы: о чем рассказывается в отрывке из документа? Как вы понимаете смысл этого предложения, слова? И только после этого документ анализируется по вопросам, предложенным в учебнике или рабочей тетради.
При этом желательно, чтобы задания к документу нацеливали на уяснение его названия, времени создания (год, век, период истории), на выделение главного, получение дополнительной информации и соотнесение ее с имеющейся у школьников (в первую очередь, из учебника).
Вопросы и задания классу по анализу документа: как называется документ, с фрагментами из которого вы познакомились? Когда он был составлен? Объясните, о чем свидетельствует появление такого документа ? Чьи интересы он защищал? Подтвердите ответ содержанием статей и т.д.
Задания к фрагментам документа: как называется документ, с фрагментами из которого вы познакомились? Когда он был составлен? Объясните суть (главное содержание) приведенных статей. Как вы считаете, какие события привели к появлению этого документа и т.д.
Таким образом, работа по формированию ключевых информационно- коммуникативных компетентностей требует систематической , даже повторяющейся, работы на всех этапах обучения.
НОВГОРОД
862
Синеус
Рюрик
Династия Рюриковичей
Олег
князь
879-912
Трувор
Патриархальная семейная община
Военные походы
Военная демократия
Имущественное и социальное неравенство
вождь
Частная собственность
жрецы
Народное собрание
КИЕВ
Киевская
Русь
Кий
Щек
Хорив
Лыбедь
Схема 615