Технологическая карта урока по окружающему миру Средства связи и информации. 3 класс. УМК Перспектива


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11
ГОРОДА НОВОКУЙБЫШЕВСКА ГОРОДСКОГО ОКРУГА НОВОКУЙБЫШЕВСК САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
446200, Самарская область, г.о. Новокуйбышевск, ул. Гагарина, д. 4
Технологическая карта
открытого урока
по окружающему миру в 3 классе
на тему:
«Средства информации и связи»
Учитель: Степанькова Мария Владимировна
____________/М.В. Степанькова/
Класс: 3 «Б»
Завуч. по УВР ГБОУ ООШ № 11
________________/О.В. Лентина/
2014 год
г. Новокуйбышевск
Учитель: Степанькова Мария Владимировна, учитель начальных классов, ГБОУ ООШ № 11 г.о. Новокуйбышевск
Тема урока: «Средства информации и связи»
Предмет: окружающий мир, 3 класс, УМК «Перспектива»
Тип урока: «открытие» новых знаний.
Цель: формировать учебные действия при ознакомлении с историей развития средств информации и связи.
Задачи:
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование личности ученика, мотивации к познанию «нового»;
- воспитание толерантности к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявление готовности к их обсуждению.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать) (познавательные УУД);
формирование умения выстраивать речевые высказывания, умение вступать в коллективное учебное сотрудничество (коммуникативные УУД);
- умение оценивать свои действия в учебной деятельности (регулятивные УУД).
Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- усвоение понятий «средства информации и связи»;
- формирование представления о способах передачи информации в старину и в современном мире.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
учебник: «Окружающий мир», 3 класс, часть 1. - М.: Просвещение, 2013г;
компьютер, проектор, мультимедийная презентация «Передача информации. Средства связи»;
карандаши, фломастеры, листы А4, карточки для работы в паре, цветные полоски (стикеры).
Технологическая карта урока
Этапы урока, цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I. Мобилизующее начало урока.
Цель для учителя: настроить на положительные эмоции, способствовать созданию внутреннего комфорта.
Цель для ученика: формирование самооценки готовности к уроку - Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
Слово «мы»
Сильней, чем «я».
Мы – семья
И мы – друзья.
-Самоорганизация, оценивают свою готовность и настрой на работу.
Личностные:
- самоопределение.
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества сучителем и сверстниками.
II. Ориентировочно-мотивационный этап.
Цель для учителя:
создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («я хочу»), определить тему урока и сформулировать цель.
Цель для учащихся: суметь  проанализировать ситуацию и определить тему урока и сформулировать цель. Слайд 1
- Представьте себе, что наша школьная семья, а это может быть, ваша группа попала в далёкий, совершенно незнакомый для вас остров. Что вы будете делать? - Высказывают своё мнение и делают вывод, что надо держаться вместе и сообщить родителям.
Познавательные:
- умение самостоятельно формулировать
познавательную
задачу, уметь анализировать.
Личностные:
- ценить и принимать базовые ценности: «друг», «семья».
- Определите, как вы сообщите родителям? Можно это выразить в рисунке, а можно записать на листе, а потом расскажите о своей версии.
- Работают в группе, находят способ, с помощью которого смогут сообщить родителям, рисуют рисунок. Представители каждой группы защищают свою версию, прикрепляют свой рисунок с помощь магнита на доске. Регулятивные:
- умение самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на словесно-образном уровне.
- А как ещё можно сообщить?
- Пересмотрите ещё раз рисунки на доске, перечитайте записи, которые у нас получились и попробуйте всё это назвать общим свойством, что это? - Высказывают своё мнение, дописывают.
- В коммуникативном взаимодействии выходят на тему урока и формулируют цель. Коммуникативные:
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Познавательные:
- умение анализировать, обобщать.
III. Операционно-исполнительный этап.
Цель для учителя: регулировать учебную деятельность учащихся для решения поставленных задач, направленных для достижения цели урока.
Цель для учащихся:
решить все поставленные коллективом задачи, направленные для достижения цели урока. 1.Группировка средств информации и связи.
- Разделите все средства информации и связи, которые вы назвали на две группы.
- Высказывают своё мнение и приходят к выводу, средства информации и связи можно разделить на 2 группы: старинные и современные. Познавательные:
- осуществление анализа с выделением существенных признаков.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог.
- О каких средствах вам интересно узнать?
- А где можем узнать?
- Высказывают своё мнение, о каких средствах информации и связи им интересно узнать. В ходе обсуждения приходят к выводу, что интересно узнать о старинных, т. к. о современных знают больше.
- В учебнике.
Предметные:
- формирование понятий «средства связи и средства информации».
Коммуникативные:
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
2. Добывание новых знаний.
- Прочитайте в учебнике о старинных средствах информации и связи и составьте справку о прочитанных средствах.
- Работа в паре. Работают над статьёй стр.40-41 и составляют справку о старинных средствах информации и связи. (Справку составляют по таблице)
Познавательные:
- осуществление поиска нужного материала.
Коммуникативные:
- умение вступать в коллективное учебное сотрудничество, работать в паре.
3. Первичное закрепление.
- Презентация «Передача информации. Средства связи». Пролистывает слайды с изображением старинных средств информации и связи.
- Назовите, какие старинные средства информации и связи изображены.
- Просматривают слайды и по изображению называют старинные средства информации и связи.
Познавательные:
-знакомство со старинными средствами информации и связи распознавание их на фотографии, рисунке.
Коммуникативные:
- осознанно и произвольно
строить речевое высказывание.
4. Динамическая пауза.
- Даёт установку на здоровый образ жизни и на здоровьесбережение.
- Какое старинное средство информации и связи вы можете изобразить?
- Выполняют движения, следят за правильностью выполнения движений.
Стали дети ровно в круг,
А затем присели вдруг.(дети изображают костёр)
Дружно сделали прыжок,
Над головкою - хлопок.
А теперь все дружно
Перепрыгнем лужу!
А сейчас идём по кругу,
Улыбаемся друг другу. Личностные:
- соблюдают основные моральные нормы поведения.
5. Работа по карточке
- Прочитайте внимательно и выполните задание.
- Выясняет, кто из детей умеет пользоваться всеми средствами информации и связи.
-А где мы об этом можем узнать, научиться?
- Работа в паре по карточкам. Ученики отмечают,
какими средствами информации и связи умеют пользоваться, а какими
не умеют. Обсуждают задания в паре,
а отвечает каждый за себя, в отдельном столбике.
- Поднимают руки, отвечают. Делают вывод, что дети не умеют отправлять письма и телеграммы.
- Высказывают свои версии и приходят к мнению, что узнать, как отправлять письма и телеграммы мы сможем на почте. Дети предложили организовать экскурсию на почту.
- Некоторые дети проявили творчество и дополнили таблицу средства информации и связи Познавательные:
самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.
Коммуникативные:
- умение договариваться,
приходить к общему решению.
Регулятивные:
- умение оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (таблицей) материалом при сотрудничестве с  одноклассниками.
Коммуникативные:
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
6. Знакомство со средствами массовой информации.
-Читает загадки:
а). Что за чудо, что за ящик?
Сам певец, и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
б). По волне, волне
Плывёт музыка ко мне.
в). Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
- Записывает на доске отгадки.
- Что это? Как это можно назвать?
- А где мы можем узнать об истории развития средств массовой информации? - Отгадывают загадки, доказывают свои версии:
Телевизор.
Радио.
Газета.
- Предлагают свои версии и приходят к мнению, что это средства массовой информации.
- Высказывают свои версии: в журналах, энциклопедиях, в интернете. Познавательные:
- анализ, сравнение, обобщение.
Коммуникативные:
- умение слушать собеседника и вести диалог.
Регулятивные:
- умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
7. Выход в интернет.
- Набирает в поисковой строке: «Средства массовой информации» - Рассказывают, как находить информацию.
- делают вывод, что можно узнать о первом телефоне, о телеграфе, газете. Личностные:
- проявляют учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи.
Познавательные:
- выполнение действий по алгоритму.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Цель для учителя: проанализировать работу на уроке, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу.
Цель для учащихся: аргументировать своё мнение, осознать значимость полученных знаний и готовность использовать их в жизни.
1. Информация о домашнем задании.
- Стр.40-43;
- подготовить сообщение о изобретении телеграфа, телефона, появлении газеты (задание по желанию и по выбору).
2. Рефлексия учебной деятельности.
- Какую цель мы ставили?
- Достигли цели?
- К какому выводу пришли?
- Над чем еще надо поработать?
- Подумайте, как вы оцените свою работу на уроке?
- Для оценки нам помогут стикеры зеленого и жёлтого цвета.
- Если вы довольны своей работой на уроке и сможете рассказать родителям о том, что нового вы узнали о древних и современных средствах информации и связи - прикрепляете в круге на доске стикер зелёного цвета.
- Если вы не очень довольны своей работой и без учебника не сможете рассказать родителям о древних и современных средствах информации и связи - прикрепляете в круге на доске стикер жёлтого цвета.

- Слушают, записывают задание в дневник.
- Отвечают, высказывают своё мнение, оценивают свою работу с помощью рефлексивного экрана.
- Делают вывод, что цели достигли: узнали, что относится к средствам информации и связи, познакомились с их историей развития, но над данной темой надо ещё поработать, узнать об истории развития средств массовой информации, организовать экскурсию на почту.
- Дают оценку своей работе. (Прикрепляют цветные стикеры на доске)
- Выслушиваем детей, которые прикрепляют стикеры жёлтого цвета.
- Высказывают своё мнение, делают вывод, что знания, полученные на уроке, нужны в повседневной жизни.
Регулятивные:
-умение адекватно воспринимать оценку учителя или товарища;
-умение анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности.
Личностные:
-умение ориентироваться на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.
Познавательные:
-контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные:
-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.