Краткосрочное планирование урока на тему «Классификация горных пород и минералов»


Краткосрочное планирование по географии №21
Тема: Классификация горных пород и минералов
Дата: 18.11.15г.
Класс: 6В
Цель:
- формировать знания о классификации горных пород и минералов;
- развивать умение анализировать, работать в группе;
- воспитывать нравственные качества
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебники, тетради, раздаточный материал, коллекция горных пород и минералов
Ход урока
I. Организационный момент
Подготовка класса к уроку. Деление на группы с помощью цветных карточек (3 группы)
- Прозвенел звонок веселый
Вы начать урок готовы? (ДА)
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
II. Актуализация знаний
Опрос домашнего задания «Строение Земли».
1. Зачитываю утверждения, если оно верно ученики выбирают ответ «да» поднимают зеленую карточку, если неверно «нет» красную карточку и исправляют ошибку. За каждый правильный ответ капитан группы в лист оценивания ставит 1 балл в графе «Опрос домашнего задания».
1. Форма Земли шарообразная (да)
2. Воздух, окружающий земной шар в виде толстого слоя, называется литосферой (нет)
3. Две трети земной поверхности занимает суша (нет)
4. Вода, как и воздух, также образует одну из оболочек Земли – гидросферу (да)
5. Большую часть гидросферы составляют озера и моря (нет)
6. Различные живые организмы, в том числе микроскопические бактерии, и человек относятся к особой оболочке Земли, называемой гидросферой (нет)
7. Верхняя твердая оболочка Земли называется литосферой (да)
8. Внешний слой твердой породы, покрывающий Землю, называется земной корой (да)
9. Различают три основных типа земной коры (нет)
10. Под земной корой находится ядро (нет)
11. Мантия – это внутренняя оболочка, расположенная между земной корой и ядром Земли (да)
12. В самом центре Земли находится мантия (нет)
13. Радиус ядра составляет 3500 км, состоит ядро из железа и никеля (да)
2. Группам раздаются листы, ученики должны изобразить на них внутреннее строение Земли (на выполнение 2 мин.) затем один участник из группы выходит и защищает работу группы. Если схема составлена правильно капитан группы в лист оценивания ставит 5 баллов в графе «опрос домашнего задания»
III.Сообщение темы и задач урока
- Ребята, давайте вспомним, что такое «литосфера»?
- А из каких частей она состоит? (земная кора и мантия)
- А что такое «мантия»? (внутренняя оболочка, расположенная между ядром и земной корой)
- А что же такое «земная кора»? (внешняя оболочка Земли, состоящая из различных горных пород)
- А кто же мне теперь скажет, что же такое «горные породы»
- Горные породы – это вещества, из которых состоит земная кора.
- Ребята, и тема нашего урока «Классификация горных пород и минералов».
- Сегодня, работая в группах, мы должны создать проект на тему «Классификация горных пород и минералов». У каждой группы будет буклет, который вы будете заполнять в течение урока. - - - - Оценивать вашу работу на уроке будут капитаны групп, поэтому все старайтесь работать активнее.
III. Изучение нового материала
- Мы с вами продолжаем изучение литосферы – каменной оболочки Земли. Сегодня выполняя задания, вы познакомитесь с вещественным составом земной коры.
- Первое задание будет одинаково для всех групп.
Задание 1: Найдите и выпишите из учебника на стр.56 определение понятиям «горные породы» и «минералы», на какие группы делятся по происхождению горные породы и минералы.
- На выполнение задания 2 мин. Каждая группа защищает свою работу. Капитан выставляет оценку в листы оценивания.
- Ребята, после ваших ответов можно сделать вывод, что все минералы и горные породы по происхождению делятся на три большие группы – магматические, осадочные и метаморфические.
- Названия групп этих минералов и дали название вашим командам – 1 группа – магматические, 2 группа – осадочные, 3 группа – метаморфические. В течение урока каждая команда должна раскрыть особенности горных пород и минералов, относящихся вашей группе.
- Итак, приступаем к следующему заданию. На выполнение задания 2 мин, после чего капитан команды проверяет и выставляет оценки в листы оценивания.
Задание 2: Задание для группы «Магматические»:
Какие породы называются магматическими? Собрать вырезное определение и наклеить в свой буклет.
Задание для группы «Осадочные»:
Какие породы называются осадочными? Собрать вырезное определение и наклеить в свой буклет.
Задание для группы «Метаморфические»:
Какие породы называются метаморфическими? Составить вырезное определение и наклеить в свой буклет.
- Ребята, приступаем к следующему заданию.
Задание 3: Задание для группы «Магматические»:
Ваша задача - определить особенности образования магматических пород.
Задание для группы «Осадочные»:
Определить особенности образования осадочных пород.
Задание для группы «Метаморфические»:
Определить особенности образования метаморфических пород.
После выполнения задания, капитаны команд проверяют и приклеивают свои ответы в буклеты, оценивают в листах оценивания.
- Молодцы, ребята! Идем дальше, в ходе предыдущих заданий вы узнали, что такое породы и минералы, на какие группы они делятся, теперь следующее задание:
Задание 4: Задание для группы «Магматические»:
Ваша задача – определить какие породы относятся к магматическим.
Задание для группы «Осадочные»:
Определить какие породы относятся к осадочным.
Задание для группы «Метаморфические»:
Определить какие породы относятся к метаморфическим.
Капитаны команд проверяют, приклеивают свои ответы в свои буклеты и оценивают в листах оценивания.
- Ребята, вы узнали, какие породы относятся к вашим группам. Теперь из коллекции горных пород найдите свои породы. (каждая группа выбирает, те породы которые относятся к их группе).
- Теперь приступаем к следующему заданию. Вы рассмотрели породы, теперь я раздаю вам изображения данных пород на бумаге, т.е. фотографии.
Задание 5: Ваша задача – выбрать породы, относящиеся к вашей группе и приклеить в свои буклеты.
Капитаны проверяют и оценивают в листах оценивания работу каждого участника группы.
- Ребята, вы увидели породы, относящиеся к вашей группе, т.е. осадочные, магматические, метаморфические. Рассмотрели их в коллекции, теперь следующее задание:
Задание 6: Задание для группы «Магматические»:
Описать по таблице магматические породы:
Название Цвет Твердость Пачкает ли руки? Где применяется?
Задание для группы «Осадочные»:
Описать по таблице осадочные породы:
Название Цвет Твердость Пачкает ли руки? Где применяется?
Задание для группы «Метаморфические»:
Описать по таблице метаморфические породы:
Название Цвет Твердость Пачкает ли руки? Где применяется?
IV. Итог урока. Оценивание.
- Молодцы, ребята! Теперь вы должны защитить свои буклеты. (один участник группы или несколько выходят и рассказывают про свою группу пород. Выделяю самых активных, а остальным анализирую оценочные листы.
V. Рефлексия
- Ребята, вот перед вами три смайлика и стикеры. На стикерах напишите свои впечатления об уроке и пожелания и приклейте к тому смайлику, который вам подходить:
VI. Домашнее задание: § 20, составить кроссворд, ребусы на тему «Горные породы»