Выступление из опыта работы по теме Открытие новых знаний на уроках обучающимися с применением алгоритма действий 
«Открытие нового знания» с помощью использования алгоритмов действий.
(Выступление на заседании творческой группы с элементами мастер – класса учителя русского языка и литературы Самсоновой Е.В. 13.05.2015 г.)
              При изучении нового по традиционной системе обучения осуществляется через объяснение учителем нового  материала. Обучающиеся не любят и не умеют долго слушать, быстро рассеивается их внимание, поэтому часть информации не воспринималась и тем более не запоминалась. Плодотворно это шло, когда учитель  опирался на примеры при объяснении или, еще лучше, с опорой на уже имеющиеся у детей знания, тогда обучающиеся были непассивными слушателями на уроке, а активными участниками деятельности. Сейчас современный урок требует как раз этого в полной мере. 
              Системно – деятельностный подход в обучении строит урок таким образом, что обучающиеся на каждом его этапе интенсивно работают: ищут новую информацию (скрытую или явную), анализируют, сравнивают, делают выводы и т. п. 
             Я предлагаю часто ребятам при изучении нового материала работать по алгоритму, который строю сама, а им предлагаю осуществлять  свою деятельность по нему, что им помогает самим открыть новые знания, сформулировать правило. 
            Приведу пример по теме «Знаки препинания при обращении», 5 класс.
На 1 уроке обучающиеся узнали, что такое обращение. На 2 предстоит узнать и научиться ставить знаки препинания при обращениях. На традиционном уроке учитель может предложить  2 варианта изучения нового: 1 - прочитать новый материал и рассказать, что они узнали о постановке знаков препинания при обращениях; 2 вариант – объяснит все сам. 
              На уроке по ФГОС он может это сделать по алгоритму (на раздаточном материале):
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Объясните, как поставлена запятая.
Можно предложить (для облегчения вывода по теме) задание «Закончите предложения»:
Если обращение стоит в начале предложения, то …………..
Если обращение стоит в середине  предложения, то …………..
Если обращение стоит в конце  предложения, то …………..
                Работа со следующими предложениями:
Коля, убери учебники в шкаф.
Нет,  ребята, спать пора.
Много ошибок ты допустил в диктанте, Витя.
                Этот алгоритм,  чуть изменив, можно использовать дальше:
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Поставьте правильно знак препинания.
          Работа с предложениями:
Ничего родная успокойся.
Читай внимательнее условие задачи Сергей.
Вьюга успокойся и утихни!
                 Алгоритмы можно использовать по разным темам и в разных формах: коллективная форма работы по алгоритму (учитель озвучивает этапы алгоритма и получает ответы от детей, поощряя их и контролируя); индивидуальная форма работы или в парах. 
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Объясните, как поставлена запятая.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Объясните, как поставлена запятая.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Объясните, как поставлена запятая.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Объясните, как поставлена запятая.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Объясните, как поставлена запятая.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Объясните, как поставлена запятая.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Поставьте правильно знак препинания.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Поставьте правильно знак препинания.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Поставьте правильно знак препинания.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Поставьте правильно знак препинания.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Поставьте правильно знак препинания.
Прочитайте предложение и найдите в нем обращение.
Определите, где оно находится в предложении: в начале предложения, в середине предложения,  в конце предложения. 
Поставьте правильно знак препинания.
Если обращение стоит в начале предложения, то …………..
Если обращение стоит в середине  предложения, то …………..
Если обращение стоит в конце  предложения, то …………..
Если обращение стоит в начале предложения, то …………..
Если обращение стоит в середине  предложения, то …………..
Если обращение стоит в конце  предложения, то …………..
Если обращение стоит в начале предложения, то …………..
Если обращение стоит в середине  предложения, то …………..
Если обращение стоит в конце  предложения, то …………..
Если обращение стоит в начале предложения, то …………..
Если обращение стоит в середине  предложения, то …………..
Если обращение стоит в конце  предложения, то …………..
Если обращение стоит в начале предложения, то …………..
Если обращение стоит в середине  предложения, то …………..
Если обращение стоит в конце  предложения, то …………..
Если обращение стоит в начале предложения, то …………..
Если обращение стоит в середине  предложения, то …………..
Если обращение стоит в конце  предложения, то …………..