Технологическая карта занятия – «открытие» новых знаний
Технологическая карта занятия – «открытие» новых знаний
Ф.И.О. учителя Шанина Людмила Федоровна
Класс (Группа) 3
Тема урока (занятия) устный журнал «Край суровой красоты»
Цель формировать у воспитанников гордость за свой край, гражданскую позицию.
Универсальные учебные действия Личностные УУД: развивать внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности; воспитывать чувство справедливости, ответственности.
Регулятивные УУД: осваивать способы решения проблем поискового характера; овладевать логическими действиями;
осваивать начальные формы рефлексии.
Коммуникативные УУД: развивать доброжелательность и отзывчивость; уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД: соблюдать нормы этики и этикета; учиться давать оценку и самооценку своей деятельности; формировать мотивацию к работе на результат.
Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,
наименование Универсальные, ЦОР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет.
Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Презентация «Животный и растительный мир тундры».
Подбор художественных произведений по данной теме, настенная карта ЯНАО
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА (ЗАНЯТИЯ)
Этапы занятия Длительность этапа Задачи Методы и приемы работы Формы организации деятельности воспитанников Деятельность
воспитателя Деятельность воспитанников УУД
Этап мотивации 3 мин активизировать словарный запас и расширять кругозор вводная беседа индивидуализированная Воспитатель. Мы с вами живем в Ямало-Ненецком автономном округе. Край этот суровый, но прекрасный. Наш устный журнал так и называется «Край суровой красоты». Дети ненцев и коми учатся в поселках нашего округа. В наш интернат вы приезжаете из далеких тундровых стойбищ, а также из села Нори. Сейчас на мероприятии мы пролистаем следующие страницы нашего журнала:
первая страница «Дети тундры»
Я. Сэрне. Стихотворение «Моя тундра».
Ты еще не видел чуда –
В нашей тундре не бывал?
Видишь – сопки,
Словно чумы,
Подпирают небу
К океану,
Подчиняясь урагану,
Мчатся тучи – тени.
И взлетают в жгучей пене
Волны, как олени.
Но не думай,
Но не думай –
Край мойВовсе не угрюмый.
Приезжай к нам без опаски
Слушать шорох зимней сказки,
Слушать звон копыт по насту…
Приезжай. Мы встретим лаской.
Здравствуй!
Регулятивные УУД: формировать мотивацию к работе на результат
Этап актуализации знаний 2 мин расширять знания о Ямальской тунре, о животных и растениях
объяснительно-иллюстративный работа в парах Воспитатель: Ребята нашей группы любят и знают свой край, много интересного могут рассказать о флоре и фауне Ямала. Они подготовили творческие проекты «Животный и растительный мир Севера». Представим им слово.
А. Ангелина и Т. Юлия. Презентация.
Познавательные УУД: применение и представление информации.
Коммуникативные УУД: оказывать сотрудничество взвимопомощьЭтап объяснения (добывания) нового знания 10 мин развивать технику речи, умение выступать публично эвристический ндивидуализированная Воспитатель: Самое большое богатство для северянина – это тундра. Послушаем тундровиков, будущих оленеводов и чумработниц.
Воспитатель. Да нелегок труд оленевода. Знаете ли вы, что каждый олень за один день выедает ягель с площади 1 га. А если этих оленей тысячи, как сказала Ира? Вот почему не зря говорят, что оленевод - профессия героическая.
Воспитатель. В тундре раннего возраста приучены к труду. Мы знаем, что самые не дисциплинированные воспитанники – первые помощники родителям в тундре. О том, как помогает маме, о своих заботах в чуме расскажет Лилия.
Воспитатель. Завершить эту страницу хочется словами Л.Лапцуя:
«Тундра я любви к тебе не прячу…
Да и как же может быть иначе,
Если посадив меня на нарты,
Ты учила брать любые старты».
Р.Ира.
Папа мой – оленевод.
В тундре стадо он пасёт.
В тундре здесь оленей – тыщи!
Они мох под снегом ищут.
Разгребают снег копытом,
Едят ягель с аппетитом.
А когда весь мох съедают,
Папа их перегоняет
На другое пастбище.
Я. Максим. Папа мой – оленевод
Мама - чумработницаБрат идёт на рыбзавод,
Я хочу охотиться
На медведей, на волков,
На лисиц и на песцов
Ценная пушнина
Всем необходима.
Шубы, шапки, рукавицы
Зимой могут пригодиться
Без одежды меховой
Очень холодно зимой.
Я. Лилия. Если в чуме нет воды,
Снега натаскаю,
Натоплю ведерко льда
И согрею чаю,
Заварю я чай покрепче
И лепешек напеку.
Знаю – маме будет легче,
Если я ей помогу.
Коммуникативные УУД: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество
Закрепление 12 мин развивать познавательную активность, речь, творческий потенциал воспитанников эвристический индивидуализированная
А сейчас переходим ко второй странице нашего журнала «Мы из Нори»
Воспитатель. Малый кружочек на карте ямальской,
А вот покрупнее кружок…
Все это дорого, всё сердцу близко,
Это всё наше, родное, дружок.
Норинские дети любят и гордятся своим селом. Кристина расскажет об истории возникновения села Нори.
Воспитатель. О том, как сейчас живется детям села Нори, хочет рассказать СэрнеВоспитатель. Марианна расскажет о том, какими развлечениями занимают себя дети в селе.
Воспитатель. Норинские дети – удивительные люди. Не успеют они приехать в интернат, проходит неделя, другая, и они уже скучают по Нори. Послушайте стихотворение, который написал неизвестный норинский поэт.
Воспитатель. И это не удивительно, они душой и сердцем прикипели к поселку, в котором родились и в котором им всё нравится.
Закрываем вторую страницу нашего журнала.
Т. Кристина.
Национальный поселок Нори – не забытое богом селение, затерянное в тундре. До города Надым меньше 100 километров. По местным масштабам до городской цивилизации совсем близко. Село расположено в таежной зоне на берегу протоки, впадающей в реку Правый Ярудей.
Историки называют разные даты возникновения Нори. В одних источниках указан 1896 год, в других 1880. В любом случае поселку больше ста лет. Говорят, заплыли в своё время в эти места братья Ануфриевы, глянулось им здесь: богаты реки рыбой, в тундре много пушного зверя. Поставили они на высоком берегу первые хижины, построили часовню, и стал расти поселок. Население постепенно прибывало. В конце XIX столетия село превратилось в пункт торговли тобольских рыбопромышленноков. В годы советской власти в поселке был организован колхоз «Родина». Он был колхозом – миллионером, участвовал в выставках ВДНХ.
Я. Сэрне.
Жизнь в маленьком тихом поселке с населением чуть больше пятисот человек совсем не похожа на ту, что в больших городах. Безусловно, она накладывает определенный отпечаток на человека, выросшего здесь. Люди у нас более открытые, добрые, отзывчивые и дружелюбные. Да, нет в Нори модных клубов, современных кинотеатров, уютных кафе, зато есть чистые озера, нетронутая природа свежий воздух.
Зимой мы катаемся на лыжах, санках. Родители без проблем отпускают нас гулять допоздна ведь все друг друга знают и доверяют. Поэтому летом до утра гуляем по поселку и любуемся белыми ночами.
Я учусь в школе-интернате посёлка Ныда. Всегда с нетерпением жду каникул, чтобы побывать в родном посёлке. Жить в Нори не так уж и скучно. Развлечения можно найти всегда и везде, надо только уметь радоваться жизни.
Б. Марианна.
Зимой, в зависимости от погоды мы либо собираемся дома, либо катаемся на снегоходах, лыжах, любуемся северным сиянием. Летом мы собираемся с друзьями и идем на озеро. Купаемся, слушаем музыку, готовим на костре еде, играем, загораем. Когда наступает вечер, мы разжигаем костер, рассказываем разные истории, любуемся белыми ночами.
Ой, какие стали, ночи –
Белые, как день!
Словно белый между кочек
Прыгает олень!
Чуть присесть успеет солнце
На горбатый холм,
Как уже опять взовьется
В небо, как орел.
Ну, а люди? Им не спится.
Падал свет с небес,
Не дает сжимать ресницы
Белый острый блеск.
Т. Марина.
У нас в Норях грибов и ягод много,
И в нашей речке много муксунов,
Хоть наш поселок не такой уж и великий,
Но каждый норинец в беде помочь готов.
А нам сейчас приходится учиться
И долгою покажется зима.
Нам по ночам родной поселок снится,
Что на «Буранах» уезжаем мы туда.
Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание
Самостоятельная работа с самопроверкой 8 мин
5 мин формировать творческие умения, умения работать в группе, применять поисково-исследовательские методы;
расширять знания о Ямальской тундре, о животных и растениях
закрепить полученные знания
поисково-исследовательский
рефлексия групповая
ндивидуализированнаяТретья страница «Наш любимый северный край»
Воспитатель. Еще одна творческая группа ребят представит созданную ими картину, которую они назвали «Наш любимый северный край». Картина эта не обычная, на ней можно будет найти все ответы на предложенные вам загадки.
1. Она, как оленя шкура, от моря до моря лежит – то рыжей, то белой, то зеленой становится!
2. На тундру загляделось –
целых три месяца
спать не ложилось.
3. Мягок, а не пух, зелен, а не трава.
4. По мхам он ходит и траве,
Носит лес на голове,
Рогами защищается –
От врагов спасается.
5. Лес не лес, туча не туча – то
По тундре кочует, то на одном месте кружится.
6. Радость пастуха оленевода
На четырех палочках стоит,
Обсохнет – за мамой побежит.
7. Олень от них убегает, а они не отстают.
8. Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя.
9. Ночью очень чутко спит,
Оленье стадо сторожит,
Волков отгоняет
И на охоте помогает.
10. По ночам она летает,
Вкусных мышек промышляет.
Днем на кочке сидит,
С закрытыми глазами спит.
11. Зимой, как ягель, серая, летом, как лист осины, коричневая.
12. Какие птицы спят, зарывшись в снег?
13. Маленький шарик по тундре шарит.
14. Какое растение называют «северный женьшень»?
15. Сквозь землю прошел, русскую шапку нашел.
16. Лежат на кочках кусочки янтаря,
В рот положишь – тут же растают.
17. Десять черных бусинок
На одной веточке висят
18. Что за травка угощает
Человек добрым чаем.
19. Листья с глянцем,
Ягодка с румянцем.
А сами листочки
Не больше кочки.
20. У маленькой елки
Колкие иголки,
Шарики синие,
Словно бы в инее.
21. Запах этого кустарника затуманивает сознание и отгоняет моль.
22. На Севере это дерево карликовое, из его древесины получают медицинский активированный уголь и деготь.
23. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимою без иголок.
24. Никто не пугает, а вся дрожит.
25. Словно треугольник в тундре стоит,
В небе над ним дымок дрожит.
В летний зной и в холода
Служит людям он всегда.
26. На конце холма чернеет уголек.
27. Я красна, я кисла,
На болоте я росла
Дозревала по снежком
Ну-ка, кто со мной знаком?
Воспитатель. Знаете ли вы, что американские учёные во время показа им слайдов с чумами не верят: по их мнению, так люди сейчас не живут, что это фотомонтаж, специальное шоу. Они думают, что в таких суровых условиях современный человек выжить не может. Но мы-то знаем, что чум самое совершенное жилище в тундре. Он легкий, быстро собирается, разбирается и переносится.
Воспитатель. Понравилось ли вам эта картина?
Много богатств на Ямале. Но как вы думаете, какое главное богатство Севера?
- Это люди.
- И, конечно же, дети, его будущее. Ваши родители хотят, чтобы вы получили образование, а чтобы вы не забывали родные места, на каникулы везут вас в чум или в поселок.
Давайте же и мы ответим на эту заботу хорошей учебой, примерным поведением и любовью к своим близким людям. Тундра
Летнее солнце
Мох
Олень
Оленье стадо
Новорожденный оленёнок
Нарты
Болото
Собака
Полярная сова
Белка
Куропатки
Лемминг
Водяника
Гриб
Ягоды морошки
Черника
Иван – чай
Брусника
Можжевельник
Багульник
Береза
Лиственница
Осина
Чум
Песец
Клюква
Ответы детей Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщено-фиксировать существенные признаки объектов с целью решения загадок.
Коммуникативные УУД: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задачПознавательные УУД: осуществлять рефлексию и оценивать процесс результат деятельности
Рефлексия. Включение нового в систему знаний.