Сценарий урока мужества Гордимся славою героев, посвященного Дню героев Отечества


Сценарий, посвященный Дню героев Отечества "Гордимся славою героев"

Голос:
Остановись время! Время замри! Замри и оглянись в прошлое. Оглянись на тех, кто в камне с высоты своих памятников смотрит на нас, оглянись на тех, кто за нас отдал самое дорогое, что имел – весну, любовь, счастье, семью и жизнь.
Песня «Это просто война»
Вед.1.
Добрый день, ребята, уважаемые гости, дорогие учителя! Сегодня наша страна отмечает День героев Отечества. Наступило время героев
Голос «Время героев»
Вед.2.
День героев Отечества- эта памятная дата была установлена в 2007 году. Это сравнительно новый праздник. Давайте познакомимся с историей его возникновения. Внимание на экран.
Ролик «День героев Отечества»
Вед.1.
 Всем нам хотелось бы жить в мире, совершенно свободном от воин и насилия. Об этой благословенной мечте, общей едва ли не для всего человечества, можно долго размышлять. Но, к сожалению, в мире много военных опасностей, и потому наряду с мирными тружениками нашей стране нужны воины для защиты родного Отечества.
Вед.2.
 Во все времена все народы защищали свою страну, поэтому и мы должны быть патриотами нашей Родины. Воин живет в каждом из нас. Рядом с отцами, дедами и старшими братьями мужают повзрослевшие дети, становятся солдатами, защитниками Отечества.
Вед.1.
Солдат Отечества, воин России... Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы.Вед.2.
Каждое поколение по-своему проходит определенное испытание на прочность. Рано или поздно настает для него тот звездный час, когда в полной мере надо взять на себя, на свои собственные плечи всю полноту ответственности, как писал поэт А.Твардовский: “За Россию, за народ и за все на свете!”.
Вед.1.
Звучит над землею родною:« Равнение на – героя!..»И застывают шеренги Краснознаменного строяВысокая даль распахнулась,И слава к груди прикоснулась,И вся страна обернулась:« Равнение на – героя!..»
На фоне музыки «Вставай страна огромная»Вед.2.
Героизм – неотъемлемая черта народов России. Особенно массовым он становится в годы войны.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов: война со страшным противником – опытным, хорошо вооруженным, нацеленным на истребление славянских народов. Во второй мировой войне Россия потеряла 27 миллионов сыновей и дочерей.Вед.1
Война. Она такое дело,О ней не вспоминать нельзя,Та память нам не надоела,Как мыслят некие “друзья”.Её события и датыОгнем вошли в сердца людей.Еще живут её солдаты,Хранители святых идей.Вед.2.
Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена на фронтах войны. В годы войны за мужество и героизм защитникам Родины вручено свыше 38 миллионов орденов и медалей. Звание Героя Советского Союза получили 11 тысяч человек, в том числе 87 женщин.Вед.1.
Герой Советского Союза – высшая степень отличия за личные или коллективные заслуги, связанные с совершением героического подвига. Это звание учреждено постановлением ЦИК СССР 1 августа 1939 года.
В списки Героев Советского Союза навечно занесены имена и 5 выпускников нашей школы, проявивших героизм в годы ВОВ.
Музыка «Звуки боя».
На светлую часть сцены выходят учащиеся в военной форме. И по очереди ведут рассказ. Затем уходят на затемненную часть сцены, ставя фотографию героя и зажигая «свечу памяти».
Владимир Михайлович Колесников.
Родился 15 июля 1914 года в станице Кагальницкой, в семье рабочего.
По окончании 7 классов станичной школы работал бухгалтером. В 1941 году окончил Астраханское стрелково-пулемётное училище.
В действующей армии Владимир Колесников с июня 1941 года. Воевал на Западном и Воронежском фронтах. В октябре 1941 года участвовал в оборонительных боях в районе города Дорогобуж Смоленской области. В августе 1942 года пулемётчики взвода Колесникова стояли насмерть на Дону в районе станицы Цимлянской, затем отражали танковое наступление противника на Сталинград на реке Аксай. Здесь Владимир Колесников в одном из боёв был ранен и лечился в госпитале.
Гвардии лейтенант В.М. Колесников отличился в бою 5 июля 1943 года в районе села Маслова Пристань (Белгородской области). Пулемётная рота под его командованием уничтожила в бою 300 вражеских солдат и офицеров, подавила 14 пулемётных точек противника.
Владимир Михайлович участвовал в форсировании Днепра, освобождении правобережной Украины, в боях на территории Румынии.
Весной 1945 года на Словацкой земле, в одном из боёв 16 апреля 1945 года Герой Советского Союза гвардии капитан Колесников пал смертью храбрых. Похоронен Герой на Центральной площади в городе Братиславе.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года Владимиру Михайловичу Колесникову было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Приказом Министра обороны СССР В.М. Колесников навечно зачислен в списки личного состава воинской части.

2. Иван Максимович ГОРДИЕНКО
родился в селе Абганерово Октябрьского района Волгоградской области в семье служащего. Позже семья переехала в станицу Кагальницкую, где он учился в местной школе. Затем он окончил 3 курса Сухумского историко-филологического института. В Советской армии с 1941 года. В 1942 году окончил Махачкалинское военно-пехотное училище. Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1942 года. Командир 320-й отдельной разведывательной роты, старший лейтенант Гордиенко в районе посёлка Лоев (Гомелевская область) в 1943 году в числе первых переправился через Днепр. Рота зашла в тыл противника и огнем из пулеметов и автоматов поддержала атаку дивизии, уничтожив четыре вражеских пулемета. Затем рота подавила противника, чем способствовала продвижению наших частей. Звание Героя Советского Союза Гордиенко И.М. присвоено в 1943 году. Награжден он также орденом Ленина, Красной Звезды. Погиб наш земляк во время боя в 1944 году. Похоронен в Польше.
3. ЖУКОВ Владимир Александрович
родился в селе Васильево-Шамшево, закончил Кагальницкую среднюю школу. В Советской Армии с 1940 года. Окончил Орловское Бронетанковое училище. На фронте с ноября 1941 года. Сложным и трудным был его боевой путь. Командир танкового батальона, гвардейский майор Жуков в 1945 году в ходе Висло-Одесской операции с батальоном прошел с боями 250 км, овладел рядом городов, успешно форсировал несколько рек, нанёс противнику значительный урон. Майор Жуков чётко руководил боем, в критический момент личным примером увлекал экипажи танков на сокрушительный контрудар по врагу. За проявленное исключительное мужество в боях В. А. Жукову было присвоено звание Героя Советского Союза. Также он награждён Орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны 1-ой и 2-ой степени, двумя орденами Красной Звезды. Погиб он в бою 19 апреля 1945 года. Похоронен в Польше.
Его однополчане прислали матери письмо: “Дорогая Дарья Даниловна! Вам пишут боевые друзья вашего сына, Владимира Александровича Жукова. С болью сообщаем о гибели вашего сына. Он отдал свою жизнь за свободу нашей Советской Родины».

4. Славянский Иван Павлович
родился в 1905 году в станице Апшеронская Краснодарского края в семье крестьянина. Окончил 8 классов в Кагальницкой средней школы.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Командир батальона 479-го стрелкового полка. Летом 1942 года дивизия вышла к Висле. Батальон под командованием майора Славянского первым форсировал Вислу
В ночь на 30 июля под огнем противника батальон переправился через реку и одним мощным ударом оттеснил фашистов к их вторым рубежам обороны.
На рассвете гитлеровцы начали артиллерийскую атаку. Потом атак было много. Батальон терял солдат...
«Двадцать пять суток мы находились почти в непрерывных боях, — вспоминал Иван Павлович, — стояла невыносимая жара, трупы разлагались. От смрада нечем было дышать. Не было питьевой воды. Наш батальон с каждым днем редел, но мы выстояли и выполнили задание командования. Нас сменила гвардейская дивизия, расширила и укрепила плацдарм».
За умелое руководство подразделениями при форсировании Вислы, захват и удержание плацдарма командиру батальона, майору Ивану Павловичу Славянскому 23 сентября 1944 года присвоено звание Героя Советского Союза.
С 1958 года полковник Славянский в запасе. Жил в Тамбове. Награжден орденом Ленина, 2мя орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 3-й степени.
Вед.1.
Сколько их, защитников Отечества, не вернулось на родную землю. Сколько матерей станицы оплакивали своих сыновей, сколько жен и детей не смогли обнять родного человека.
Ролик. Минута молчания
Музыка. Учащиеся уходят со сцены. На столе остаются фотографии героев.
Вед. 2.
Война… Как напоминание о тех страшных событиях стоит в центре станицы мемориал, к которому в дни памяти и просто так приходят наши земляки, чтобы возложить цветы и помолчать. Ведь это не просто мемориал, это братская могила, где захоронены воины, павшие за освобождение станицы.
Вед.1.
История этого мемориала начинается с 1986 года, когда с воинскими почестями, в канун 40-летия Победы над фашистской Германией здесь перезахоронили останки солдат. Здесь же была установлена мемориальная плита с именами погибших. Множество фамилий и за каждой из них - своя судьба.
Вед.2.
Словно орден «За отвагу и мужество», вот уже много лет улицы станицы носят имена героев Мосьпанова, Криволапова, Колесникова. Эти, своего рода боевые ордена, будоражат нашу память, сохраняют воспоминания о героях, сражавшихся за освобождение родной земли.
Вед.1.
Уходят из жизни живые свидетели военного лихолетья, зарастают старые окопы, но к счастью, нашему поколению, выпала уникальная возможность встретиться с живыми свидетелями тех страшных лет.
В настоящее время живет в городе Невинномысске Ставропольского края наш земляк, выпускник нашей школы - Герой Советского Союза Владимир Яковлевич Ткачев. Частыми гостями в его гостеприимном доме являются ученики местной школы. С которыми краеведы нашей школы в настоящее время устанавливают тесную связь и кто знает, может быть, пройдет время, и мы сможем тоже побывать в гостях у Героя Советского Союза и из первых уст узнать о тех страшных событиях, которые ему пришлось пережить. Ну а пока мы знаем, что
5. Владимир Яковлевич
Родился в 1925 году в Ставропольском крае в семье крестьянина. Затем семья переехала в совхоз имени Вильямса Кагальницкого района, где он и окончил среднюю школу №1.
В Советской армии с 1942 года.
Помощник командира взвода строевого полка гвардии сержант Ткачев в действительной армии с февраля 1943 года. При форсировании реки Дунай (в районе Венгрии) 4декабря 1944года, заменив выбывшего из строя командира взвода, он первым ворвался в траншею противника, чем и способствовал переправе других подразделений. Несколько десятков гитлеровцев истребили в бою под Эрчи взвод гвардии старшего сержанта Владимира Ткачева, гвардейцы отразили множество контратак и закрепились на занятом рубеже. Шестнадцать фашистов сразил сам Ткачев. И наградой ему было звание Героя Советского Союза. Оно присвоено Владимиру Яковлевичу качеву 24 марта 1945 года.
Владимир Яковлевич награжден орденами Ленина, Отечественной войны 1 степени, орденом Славы 3 степени и пятью медалями.

Вед.2.
Знаем, помним и гордимся мы тем, что живут среди нас скромные, простые люди, завоевавшие для нас мир. Те, кто остался в живых, кто своим примером воспитывал многие поколения. И сегодня рядом с нами именно такие люди, которым все мы обязаны жизнью!
Это ветераны ВОВ:
Авакжанова Тамара Стефановна,
Низавецкий Григорий Стефанович.
Песня «Боевые ордена»
Вед.1.
Отгремела война...
Отпылали пожары зарницы,
И над крышами хат -
Журавлиный простор голубой.
Только память одна,
Словно книги листая страницы,
Нас уводит опять за собой.
Вед. 2.
Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Таких моментов на войне бывает великое множество. Особой страницей в судьбах многих наших земляков стала Афганская война. Она живет в душе переживших ее людей такими острыми воспоминаниями, которые они никогда не смогут забыть.
И сейчас мы с вами поведем разговор о героях послевоенного времени: об участниках локальных войн, воинах –интернационалистах.
Вед.1. История афганского конфликта не проста и во многом драматична: в ней переплелись дружественные отношения наших стран и их вооруженное противостояние, искренняя взаимопомощь друг другу и грубейшие просчеты политиков. Но одно можно сказать определенно: мальчики, которые шли на эту войну были героями.
Вед.2.
Афганская война длилась девять лет, один месяц и девятнадцать дней. Участникам войны в Афганистане было в среднем, лет по двадцать… Как это много в измерении исторических перемен последнего времени! И как ничтожно мало, если столько отведено тебе судьбой.
Мы шли пружинисто и дружно:
Две сотни ног в единый шаг,
И слава русского оружья
Звенела в нервах и ушах.
Туда, где полковое знамя
Цепляло верхние слои,
Взмывали соколы орлами
И соловьями - воробьи.
Земля сама под шаг просилась -
десантный шаг, и потому
От грома небо покосилось,
Берету вторя моему.
И окна радостно сверкали
Сквозь вишен розовый туман...
И мы тогда еще не знали
Словца мудреного «душман».
Ролик «Хроника Афганской войны»
Вед.1.
Как это страшно погибать на чужой земле, когда дома тебя ждет испуганная мама, растерянный отец, примеряющая белую фату невеста, мечтающая о большой, дружной семье. Многим родителям не пришлось обнять своих сыновей, многие невесты потеряли надежду надеть белое свадебное платье.
Песня «Белое платье».
Вед.2.
Что получили взамен ребята, прошедшие испытание Афганистаном? Человек, заглянувший в лицо смерти, лучше узнал цену жизни, цену дружбы, любви к Отчизне.
Вед.1.
Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам на штатской одежде. Мы узнаем их по спокойным и твердым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Каждому хотелось бы иметь таких друзей.
Вед.2.
Сколько их – ребят, познавших ужас, нависший над афганским небом, сколько их - матерей, оставшихся у окна встречать с войны свою кровиночку. Общие потери нашей страны в Афганской войне составили 13 833 человека. Пропали без вести и были захвачены в плен 330 человек. Ребятам нашей станицы тоже довелось увидеть черное от пыли, взрывов и крови афганское небо.
Свой воинский долг в Афганистане исполнили 17 юношей станицы.
слайдыВ нашем зале присутствуют участники Афганской войны……………………
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………....
Слово предоставляется воину-интернационалисту Ф.И.О.
__________________________________________________________________
Вед.1.
Давно закончилась Афганская война. Так почему же волнуются матери, провожая своих сыновей в армию?
Вед.2.
Все новые и новые «горячие точки» вспыхивают на карте мира, и среди них до недавнего времени значилась Чечня.
Вед.1.
Чечня… Это слово у каждого на устах. Сколько погибло необученных мальчишек в чеченских засадах, сгорело в танках. Но они не сдались. Не сдались потому, что в Великую Отечественную за эту землю воевали их деды, не сдались потому, что в 80-х в Афганскую войну их отцы и братья выполняли свой воинский долг. Антитеррористическая операция на территории Чечни продолжается. К великой скорби наши солдаты все еще погибают в результате бандитских вылазок боевиков.
Вед.2.
Чеченская трагедия не обошла стороной и нашу станицу. Среди ребят, выполняющих воинский долг в Чечне, были выпускники нашей школы: Олег Юрьевич Соловьев и Василий Сергеевич Сальников. К нашей всеобщей скорби жизнь ребят оборвалась на Чеченской земле.
Рассказ чтецов о погибших воинах в Чечне.
Соловьев Олег Юрьевич родился 26 июля 1972 года в ст. Кагальницкой.
В 1979 году пошел в 1 класс Кировской средней школы совхоза «Ростовский». Здесь он закончил начальную школу. С 1982 года Олег учится в Кагальницкой средней школе №1.
В 1989 году Олег оканчивает её с серебряной медалью.
В том же году он поступает во Владикавказское Высшее Общевойсковое Командное дважды краснознаменное училище имени маршала Неделина и в 1993 году успешно оканчивает его в звании лейтенанта с квалификацией инженера по эксплуатации бронетанковой и автомобильной техники.
Получив направление в Северо-Кавказский военный округ, он служит в 47 полку быстрого реагирования Внутренних войск МВД России. За отличную службу Олег Соловьев награжден почетным знаком 47 полка в 1994 году.
С первого дня чеченской войны Олег в составе полка находится на территории Чеченской республики. В январе 1995 года батальон бронетехники находился на Куликовом поле, откуда он и ушел в свой последний бой. Командир взвода Новочеркасской бригады внутренних войск МВД России лейтенант Олег Соловьев более 20 раз участвовал в специальных операциях. В бою у чеченского села Самашки в ходе уничтожения минометного расчета боевиков он был смертельно ранен.
Соловьев О.Ю. погиб 31 января 1995. Он похоронен на кладбище ст. Кагальницкой 5 февраля 1995 года с воинскими почестями. За отвагу и героизм, проявленные в бою, Указом Президента России Соловьев О.Ю. посмертно награжден Орденом Мужества.
7 мая 2007 года ему присвоена общественная награда - орден Святого князя Александра Невского I степени и Грамота Национального Комитета общественных наград (посмертно).
20 марта 2013 года памяти погибшего в Чечне лейтенанта Олега Юрьевича Соловьева на фасаде нашей школы открыта мемориальная доска.
Ролик «Открытие мемориальной доски»
2. Сальников Василий Сергеевич родился 10.01.1983года в простой сельской семье города Нижневартовска. В 1991 году семья переехала в станицу Кагальницкую, где Василий пошел во второй класс.
За время учебы в школе он открыл в себе способности к занятиям физической культурой и спортом. Постоянно занимаясь в различных спортивных секциях, Василий добился немалых успехов: в 15 лет он занял 1 место
по Киокушинкай каратэ-до на Первенстве Дона среди бойцов. После успешного окончания школы, с 2000 по 2002г. Василий обучался в Зерноградском профессиональном лицее №99, где получил профессию водителя и слесаря по ремонту автомобилей. В 2002 году Сальников Василий Сергеевич был призван в ряды Российской армии.
Во время службы он проявил себя дисциплинированным, инициативным солдатом. За усердие и отличие, доблесть и мужество, проявленные при выполнении служебно-боевых задач по обеспечению общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона он неоднократно был награжден грамотами и благодарностями командования. По окончании срочной службы в рядах Российской Армии он, по примеру старшего брата-офицера, посвятил свою жизнь служению Родине- продолжил службу по контракту. В июле 2006 года Василий был назначен инструктором в/ч, а в 2007 году - зам. командира взвода.
Его высокие моральные, деловые и профессиональные качества дали ему возможность пройти квалифицированные испытания и получить право на ношение крапового берета – как символа доблести и чести спецназа. В 2007 году Василий поступил на заочное отделение Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии.
В том же году женился. У него родился сын Дима. 3 сентября 2008 года при выполнении служебно-боевых задач на территории Северо-Кавказского региона (Чечня) Василий Сергеевич Савельев погиб как герой.
Вед.1.
Как страшно гибнуть на чужой войне,                        Не ради близкой и родной Отчизны,                        А по больших политиков вине                        Отдать чужбине молодые жизни.      Как страшно, оставаясь дома, ждать,                        Невыносимо в то, что сына нет, поверить,                        Ужасно видеть, как за миг седеет мать,                        И как в безумии отец ломает двери.      «Сыночек, сыночка, увидеть бы разок,                        Пригладить волосы, с ресничек сдуть песчинки…»,                        Но даже миг прощания жесток –                        Нет ничего страшней и проще цинка.  Что ж остается? Помнить и скорбить!                        Надеяться, что раны лечит время!                        И за себя, и за ребят тех нужно жить!                        Им – бремя славы, нам же жизни бремя!
Вед.2.
Помнят Олега и Василия друзья, одноклассники, родные. Хранят память о героях ученики школы. Но всё той же резкой, нестерпимой болью в сердце матерей отзывается каждое воспоминание о погибших ребятах.
Песня «Нет»
Вед.1.
В нашем зале присутствуют самые родные и дорогие люди для Олега и Василия. Это их мамы. Уважаемая Алла Федоровна и Нина Васильевна. Мы гордимся тем, что учимся в школе, по коридорам которой бегали Олег и Василий, сидим за партами, которые помнят их, дышим воздухом родной стороны, за который они сложили свои головы. В знак глубокой благодарности примите от всех ребят нашей школы эти скромные цветы.

Вед.2.
Мужество – это не мода,Скорая, быстротечная,Мужество – суть мужчины.Прочная, долгая, вечная.Если зернышко смелостиС почвой подружится,Вызреет в пору спелостиЗернышко колосом мужества Вед.1.
Каждое время рождает свои песни, книги, своих героев. Обращение к героическому прошлому нашей Родины, к памяти, к воинским традициям, к славной истории Вооруженных сил – святой долг каждого гражданина. События в Афганистане, в Чечне убеждают людей, что без армии в России не выжить. Армия была и остается этапом становления молодого человека, школой мужества и героизма.Вед.2.
На сегодняшний день 25 юношей - вчерашних выпускников нашей школы проходят военную службу в рядах вооруженных сил России.
Это им доверила страна охранять наш покой на границах, в небе и на воде. Это их ждут родные, друзья, подруги. Это им в случае опасности предстоит встать на защиту Родины.
Вед.1.
Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,Чтобы стать железом – мало быть рудой.Ты должен переплавиться, разбиться.И как руда, пoжертвoвaть собой.Какие бури душу захлестнули!Но ты солдат! И все сумей принять:От поцелуя женского до пули,И научись в бою не отступать.Готовность к смерти – тоже ведь оружье,И ты его однажды примени...Мужчины умирают, если нужно,И потому живут в веках они.Вед.2.
Стремительно мчится время. Но хочется верить, что наша армия будет все также крепка, сильна и непобедима, несмотря на то, что сегодня она переживает непростое, сложное время. Вед.1.
Пусть светит солнце в мирном небе И не зовёт труба в поход. Чтоб только на ученьях солдат В атаку шёл вперёд. Пусть вместо взрывов - гром весенний Природу будит ото сна, И наши дети спят спокойно Сегодня, завтра и всегда! Здоровья крепкого и счастья Всем тем, кто мир наш отстоял. И кто его сегодня охраняет, И кто - сполна долг Родине отдал!
Песня «Герои Отечества»
Вед.1.
А теперь я попрошу всех сидящих в зале
прочитать то, что написано на слайде: «НЕЛЬЗЯ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ ЖИВЫХ,ЕСЛИ НЕ УМЕЕШЬ ХРАНИТЬ ПАМЯТЬ О ПАВШИХ . . .» Ребята, помните, пожалуйста эти слова. Мы должны знать и уважать историю страны, какой бы жестокой порою она не была. Это история нашей страны и другой она уже быть не может.
Вед. 2.
Дорогие ребята, у вас есть уникальная возможность окунуться в прошлое, услышать тех, кто ценой своей жизни делал всё, чтобы сегодня вы смогли спокойно жить, учиться, дружить. Мы предлагаем нашим гостям обратиться к подрастающему поколению. А у ребят есть возможность пообщаться с живыми свидетелями военного лихолетья нашей страны, с ветеранами Великой Отечественной и Афганской войны, с близкими ребят, погибших при исполнении воинского долга в Чечне.