Практическое занятие на тему Составление предложений с использованием фразеологизмов и фразеологических оборотов
План занятия №9
Тема: Составление предложений с использованием фразеологизмов и фразеологических оборотов.
Вид занятия: практическое.
Цель:
Дидактическая:
- систематизация знаний по фразеологии, совершенствование умений работать в группе.
Воспитательная:
- воспитывать культуру речи.
Методы и приемы: теоретический,метод наблюдения за языковыми явлениями, метод самоконтроля
Дидактические средства обучения: раздаточный материал, тетради, учебники Грекова В. Ф., Розенталя Д. Э.
Междисциплинарные связи: русская литература, культура речи
Литература:
1.Основная:
1. 1.Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова / «Современный русский язык – 6-е изд.» / Москва. Айрис-пресс. 2004 / 448с.
1.2.Р.И. Аванесов / «Русское литературное произношение: учебное пособие. Изд. 5-е» / Москва. КомКнига. 2005 / 288с.
1.3.Ж.В. Ганиев / «Русский язык. Фонетика и орфоэпия» / Москва. Высшая школа. 1990 / 175с.
1.4.С.В. Князев, С.К. Пожарицкая / «Современный русский литературный язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия» / Москва. Академический Проект. 2005 / 319с.
1.5.Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru/ (24.08.13)
2.Дополнительная:
2.1.Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
2. 2.Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2007.
2.3.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.
Структура занятия
1.Организационная часть.
1)Контроль посещения
2)Готовность к восприятию занятия
2.Сообщение темы, целей и основных задач занятия.
3.Актуализация опорных знаний студентов
- Проверка домашнего задания.
- Озвучивание подготовленных сообщений по темам: «Происхождение фразеологизмов», «Источники русских фразеологизмов».
4.Мотивация учебной деятельности студентов
«Аукцион фразеологизмов». Кто приведет больше примеров фразеологизмов со словом ум? (Браться за ум, без ума от чего-либо, в своем уме, задним умом крепок, себе на уме, не выходит из ума, сойти с ума, раскидывать умом, ума не приложу, ум за разум заходит...)
5. Формирование умений и навыков, коллективная творческая работа.
6.Структурные элементы занятия, которые обеспечивают достижение дидактической и воспитательной цели, их содержание и последовательность.
1. Составление связного текста с использованием фразеологизмов
Содержание основной части занятия:
Задание: Придумать и записать связный текст, используя данные фразеологизмы (не менее 20).
Список фразеологизмов
Белая ворона.
Биться как рыба об лед.
Быть на седьмом небе.
Быть не на своём месте.
Быть у кого-либо под башмаком.
Валять дурака .
Вертеться как белка в колесе.
Взять себя в руки.
Вилами на воде писано.
Висеть на волоске.
Висеть на телефоне.
Водить кого-либо за нос.
Водой не разольешь.
Вот где собака зарыта
Вставать с левой ноги
Выйти из себя.
Голодный как волк
Гусь лапчатый.
Делать из мухи слона.
Денег куры не клюют.
Душа нараспашку.
Душа ушла в пятки
Жить как на вулкане.
Замести следы.
Зарубить на носу.
Звёзд с неба не хватает
Играть с огнем.
Излить душу.
Искать иголку в стоге сена.
Испить чашу до дна.
Какая муха вас укусила?
Как ветром сдуло.
Как гром среди ясного неба.
Как дважды два четыре.
Как об стенку горох.
Как рукой сняло. –
Как сельдей в бочке.
Камень на сердце.
Капля в море. –
Кататься как сыр в масле.
Клин клином выбивать.
Когда рак на горе свиснет (или) После дождичка в четверг (то есть никогда) –
Красивый жест.
Крепкий орешек.
Купить кота в мешке. –
Лить как из ведра.
Ловить рыбу в мутной воде.
Между молотом и наковальней
Мерить на свой аршин (=0,71 м)
Мир тесен. –
Нажать на все кнопки.
Называть вещи своими именами.
На полусогнутых (разг., «подобострастно)
Не баран начихал (или) Не фунт изюму (или) Не хухры-мухры (разг., «о чём-то важном, существенномv) –
Нем как рыба. –
Ни к селу ни к городу. –
Обещать золотые горы. –
Переливать из пустого в порожнее.
Переть как трактор (разг., «упорно делать своё дело»).
Плавать как топор. –
Плевать в потолок. –
Поджать хвост. –
Поставить на счётчик (разг., сленг)
Потом суп с котом (разг.)
Похожи как две капли воды.
Пройти сквозь огонь и воду.
Стреляный воробей.
То, что доктор прописал (разг., «то, что нужно»)
Убить двух зайцев.
Хлебнуть горя
Ходить вокруг да около. –
Хоть шаром покати.
Худой как спичка.
Примеры текстов
Текст 1
Я по жизни – белая ворона. И водить кого-то за нос не умею. Иногда так неловко и стыдно становится, что хоть сквозь землю провалиться. И потерпеть фиаско мне ничего не стоит, особенно во время публичного выступления. Слишком уж я занят саморефлексией, поиском своего альтер эго.
Как бы хотелось придерживаться принципа «золотой середины», но не могу при всем желании. Слишком идеализирую окружающих и выдаю желаемое за действительное. Образно выражаясь, продаю шкуру неубитого еще медведя.
Наверно, в средние века такие, как я, были заняты настойчивым поиском философского камня, несмотря на всю абсурдность и тщетность этого занятия. Вот и получается, что в реальной жизни мне проще быть ведомым, плыть за кем-то в кильватере.
Хотя в душе строишь еще какие наполеоновские планы – ведь нереализованных амбиций хоть пруд пруди. А в результате – прольешь крокодиловы слезы, выкуришь трубку мира и тем самым признаешь, что являешься проводником страусиной политики.
В то же время любые проявления квасного патриотизма мне глубоко отвратительны. Я уж лучше буду принадлежать к пятой колонне, мнимым изменникам и предателям, а на самом деле – к меньшинству, которым не грозит поставить не на ту лошадь. Конечно, ва-банк не пойду – предпочту держать порох сухим. Уж лучше придерживаться джентльменского соглашения, нежели таскать каштаны из огня.
Текст 2
Проснулся я сегодня НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ. Перекусил ЧЕМ БОГ ПОСЛАЛ. СЛОМЯ ГОЛОВУ бросился в школу. Всю дорогу бежал НИ ЧУЯ НОГ ПОД СОБОЙ. Спешил я так потому, что сегодня на первом уроке контрольная намечалась, опаздывать нежелательно, а школа у
· нас ЗА ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ находится. Бежал я СМЕТАЯ ВСЕ НА СВОЕМ ПУТИ. Да все равно В КАЛОШУ СЕЛ - забыл дома учебник. Пришлось возвращаться ПОВЕСИВ ГОЛОВУ. Учебник СХВАТИЛ В ОХАПКУ да бегом снова в школу. Бегу, опаздываю чувствую: контрольная -то уже НА НОСУ. Забегаю в класс КРАСНЫЙ КАК РАК. Устал, вспотел, да еще понимаю, что не готов к контрольной: просто НЕ В ЗУБ НОГОЙ. А тут еще учитель на меня смотрит КАК УДАВ НА КРОЛИКА и говорит: "Ну, что же, Петров, даже контрольную умудряешься проспать". А я стоя и молчу КАК ВОДЫ В РОТ НАБРАЛ.
7.Подведение итогов.
Я узнал
Были трудности с написанием
Необходимо повторить
8.Домашнее задание.
1. Работа с теоретическим материалом по теме 3.2.
2. Подготовить сообщения на тему «Типы фразеологических ошибок», «Фразеологизмы в литературе».
Инструкционная карта № 9
для проведения практического занятия по дисциплине «Русский язык»
1. Тема занятия: Составление предложений с использованием фразеологизмов и фразеологических оборотов
Цель
- систематизация знаний по фразеологии, совершенствование умений работать в группе.
- воспитывать культуру речи.
2.1. После изучения студент должен
знать:
особенности использования фразеологизмов и фразеологических оборотов;
источники русской фразеологии;
фразеологические выражения;
типы фразеологических ошибок;
уметь:
применять теоретические знания на практике;
пользоваться фразеологическими словарями;
правильно использовать фразеологизмы и фразеологические обороты в устной и письменной речи.
3. Материально-техническое оснащение рабочего места: раздаточный материал с заданиями практикума.
4. Инструктаж по технике безопасности _____________________________
5. Краткие сведения из теоретической части
Фразеология – раздел русского языка, изучающий устойчивые сочетания, по смыслу близкие одному слову. Такие сочетания называют фразеологическими оборотами ( или фразеологизмами)( бить баклуши – бездельничать, вешать нос – быть грустным, глядеть во все глаза – быть очень внимательным, за тридевять земель – очень далеко)
Если говорящему необходимо употребить фразеологизм, то он извлекает его из запасов своей языковой памяти, а не строит заново. Значение фразеологизмов не складывается из значения входящих в него слов. Фразеологизмы образуются из свободных словосочетаний в результате их переосмысления. Многие фразеологизмы пришли к нам из профессиональных выражений.(дать зеленую улицу – из языка железнодорожников, играть первую скрипку – из языка музыкантов, тянуть лямку – из языка бурлаков)
Крылатые слова – это образные выражения из произведений русских и зарубежных писателей, которые часто употребляют говорящие в устной и письменной речи: Счастливые часов не наблюдают (А. Грибоедов «Горе от ума»; Сильнее кошки зверя нет; А воз и ныне там (И. Крылов); Любви все возрасты покорны (А. С. Пушкин); Пошла писать губерния; Видимый смех сквозь невидимые миру слезы (Н. Гоголь); Рожденный ползать – летать не может (М. Горький).
Пословицы и поговорки – это образные выражения, созданные народом и передаваемые из поколения в поколение в устной форме. Пословица выражает законченное суждение, поучение, применимое к множеству сходных ситуаций. Каждая пословица обычно имеет глубокий иносказательный смысл. Например, пословица Любишь кататься – люби и саночки возить, помимо своего буквального значения, имеет гораздо более важный переносный, иносказательный смысл. Пословица Цыплят по осени считают в образной форме передает смысл «о результатах какого-либо дела следует судить по его окончании».
Поговорка, в отличие от пословицы, не представляет собой законченного суждения: это обычно образное сравнение, к тому же эмоционально окрашенное, выразительное. Например: как пить дать – «непременно, обязательно»; не из храброго десятка – о трусливом человеке, когда рак на горе свистнет – «никогда», у черта на куличиках – «очень далеко» и т. п.
В пословицах и поговорках отражается ум и наблюдательность русского народца, его любовь к родине, отношение к жизни, труду, к основным нравственным понятиям. Вот несколько примеров: Береги платье снову, а честь смолоду; Труд человека кормит, а лень портит; Нe спеши языком, торопись делом; Дело мастера боится; На чужой стороне и весна не красна, Дома и стены помогают; Своя земля и в горсти мила и т. п.
В художественной литературе, в повседневном общении пословицы, поговорки и крылатые слова служат выразительности речи, ее образности и живости.
6. Содержание и последовательность выполнения заданий
6.1. Тема
6.2. Цель
6.3. Составление связного текста с использованием фразеологизмов
7. Методические указания по выполнению и оформлению.
7.1. Выполнение работ на бланках по инструкции преподавателя, рекомендованными средствами и в изложенной последовательности.
8. Рекомендованная литература
Литература:
1.Основная:
1. 1.Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова / «Современный русский язык – 6-е изд.» / Москва. Айрис-пресс. 2004 / 448с.
1.2.Р.И. Аванесов / «Русское литературное произношение: учебное пособие. Изд. 5-е» / Москва. КомКнига. 2005 / 288с.
1.3.Ж.В. Ганиев / «Русский язык. Фонетика и орфоэпия» / Москва. Высшая школа. 1990 / 175с.
1.4.С.В. Князев, С.К. Пожарицкая / «Современный русский литературный язык. Фонетика, графика, орфография, орфоэпия» / Москва. Академический Проект. 2005 / 319с.
1.5.Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learningrussian.gramota.ru/ (24.08.13)
2.Дополнительная:
2.1.Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 2007.
2. 2.Дейкина А Д. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов / А Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: Вербум-М, 2007.
2.3.Культура речи. Тестовые задания для абитуриентов и школьников / Дунев А.И., Ефремов В.А., Черняк В.Д. - СПб: САГА, Азбука-классика, 2004.