Очерк жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву».
Технологическая карта занятия
ОДБ.02 «Литература»
Тема занятия: Очерк жизни и творчества О.Э.Мандельштама. Противостояние поэта «веку-волкодаву».
Тип занятия: лекция с элементами беседы
Вид занятия: урок усвоения новых знаний
Цель занятия: формирование профессиональных компетенций - развивать умение учащихся читать, воспринимать, интерпретировать поэтические произведения.
Задачи:
1. Познакомить учеников с биографией и творческой деятельностью О.Мандельштама.
2. Показать, как в поэзии и судьбе Мандельштама отразилась трагедия эпохи 30-х годов.
3.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
Мотивация:
1. Получения хорошей оценки за полугодие и год.
2. Получение новой информации в сфере учебной деятельности.
Методы и приемы обучения:
- беседа
- лекция
Обеспечение:
Методическое обеспечение:
- план – конспект занятия
2. Дидактическое обеспечение:
- учебник «Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования», Обернихина Г.А., часть 2
- рабочие тетради учащихся
- портрет О.Мандельштама
- тексты стихотворений
3. Информационно - компьютерное обеспечение
- презентация «Очерк жизни творчества О.Мандельштама»
- биографический видеофильм
- аудиозаписи стихотворений
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор
- компьютер
Основная литература:
- учебник «Литература: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования», Обернихина Г.А., часть 2
Форма работы обучающихся: индивидуальная
Ход занятия:
Организационный момент (2 мин)
1. Определение мотивации и постановка целей урока
2. Психологический настрой учащихся на работу
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (5 мин)
Изучение нового материала (35 мин)
Подведение итогов занятия, сообщение домашнего задания (3 мин)
План
1. Основные этапы жизни и творчества О.Мандельштама.
2. Изображение действительности в творчестве О.Мандельштама
1 этап – постановка целей и задач на урок. Настрой учащихся на работу. Сообщение плана урока (2 мин)
Примерная деятельность преподавателя
Примерная деятельность обучающихся
Здравствуйте. Сегодня мы с вами начинаем изучать творчество О.Мандельштама.
План:
1. Основные этапы жизни и творчества О.Мандельштама.
2. Изображение действительности в творчестве О.Мандельштама
Записать в рабочие тетради число и тему занятия.
Оборудование: презентация, портрет О.Мандельштама.
2 этап – изучение нового материала (35 мин).
Примерная деятельность преподавателя
Примерная деятельность обучающихся
Вступительное слово: Сегодня на уроке мы будем говорить об Осипе Эмильевиче Мандельштаме, одном из лучших поэтов XX века и попробуем ответить на многие вопросы, которые возникают сами по себе:
Почему поэт получил самые высокие оценки от подлинных ценителей поэзии при жизни?
Почему он удостоился признания и любви читателей после своей смерти?
Почему такой трудной оказалась его творческая и житейская судьба?
3 этап – работа с учебником
Примерная деятельность преподавателя
Примерная деятельность обучающихся
Задание: составить хронологическую таблицу по основным биографическим датам.
Стр. 224 - 227
Основные даты:
3 января 1891г.
1910 г. –
1913г.-
1915г.-
1918г.-
1923г.-
1926г.-
1931г.-
1933г.-
4 этап – изучение нового материала
Примерная деятельность преподавателя
Примерная деятельность обучающихся
Просмотр фрагмента биографического фильма о последних годах жизни и творчества О.Мандельштама (лекцию читает О.Лекманов д.ф.н, канал «Культура»)
Прослушать аудиозапись стихотворения О.Мандельштама
Записать основные характеристики творчества последних лет жизни О.Мандельштама: какую тему раскрывал в своих последних стихах, почему именно эту тему, как отнеслись к этому окружающие его люди.
5 этап – анализ стихотворения
Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются глазища
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову дарит за указом указ -
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, то - малина
И широкая грудь осетина.
Примерная деятельность преподавателя
Примерная деятельность обучающихся
Что могло ожидать поэта за эти строки?
О ком в стихотворении идет речь?
С кем сравнивается?
Какое настроение передается через образ «вождя», «горца»?
Биографическая справка
Обреченный на положение ссыльного, к тому же лишенный средств к существованию, перебивающийся случайными заработками в газете, на радио, живущий на скудную помощь друзей, Мандельштам и в ссылке продолжал писать прекрасные стихи.
Произошло непредвиденное - вождь испугался поэта Да-да, испугался этого щуплого, рано постаревшего, отверженного интеллигента. Вместо расстрела, вместо лагерей неожиданно мягкий приговор - высылка в Чердынь с женой, а затем ссылка в Воронеж.
6 этап – подведение итогов занятия (3 мин).
В 1937 году срок ссылки истёк, поэт увидел Москву, встретил друзей, но возможности уцелеть не осталось. Снова арест и последнее пристанище – пересыльный лагерь под Владивостоком.
Смерть была не романтичной, не мучительно-жестокой, не насильственной – она была будничной и мгновенной. На земле нет могилы Мандельштама. Есть лишь котлован, куда в беспорядке сброшены тела замученных на конвейере людей
Жизнь упала, как зарница,
Как в стакан воды – ресница
Изолгавшись на корню –
Никого я не виню.
7 этап – домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений О.Мандельштама по выбору.
15