Разработка урока развития речи Портретный очерк 8 класс


Конспекта урока «Портретный очерк»Учитель Бабашева Т.А.
Предмет Русский язык ( развитие речи)
Класс 8
Цель : создание условия для личной самореализации каждого обучающегося в процессе изучения темы «Портретный очерк»
Задачи урока
1 предметные
- сформированность понятий о нормах русского языка и применение знаний о них в речевой практике
- владение умением представлять тексты в виде сочинений различных жанров
2 метапредметные-владение языковыми средствами- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства
-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность
3 личностные
- сформированность мировоззрения , соответствующего современному уровню общественной практики
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества.
Тип урока. : урок усвоения навыков и умений
План урока:
1Оргагизационно- мотивационный момент – 5 минут 4. Закрепление изуч. материала ( первичн рефлексия) – 10 минут
2 Актуализация знаний- 10 минут 5. Итог урока (плюс д.з) – 5 минут
3. Изучение новой темы(« Языковые особенности портретного очерка») - 15 мин
№ ппЭтап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1 Организационно-мотивационный этап
1 Орг.момент-старт урока
-установление взаимодействия между учащимися и учителем
-мотивация учебной деятельности (создание ситуации успеха)
Цели для учащихся:
- настроиться на работу в рамках урока
-установить контакт с учителем
- смотивировать себя на личностный успех
Цель для учителя:
-создать благоприятную рабочую атмосферу урока
Задачи для учителя:
-включить в работу всех учащихся
-создать условия для мотивации детей к работе на уроке
Форма организации работы- и фронтальная, и индивидуальная
2 Опрос по домашнему заданию ( актуализация опорных знаний)
Цель для учащихся:
-в ходе проверки домашнего задания вспомнить структуру, предъявляемую к портретному очерку, совершенствовать умение построения алгоритма деятельности
Цель для учителя:
- в процессе включения учащихся в деятельность воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания учащихся
Формы организации работы- фронтальная беседа, самопроверка.
1Приветствие класса.
Здравствуйте, ребята. Прошу вас занять свои рабочие места и приготовиться к уроку ( на столе у каждого ребёнка лежат стикер и фломастер). Напишите своему соседу, какой, на ваш взгляд, самой лучшей чертой характера он обладает.
2.Мотивационный этап.
- Поприветствуем друг друга. Передайте стикер с вашей записью своему соседу со словами приветствия ( здесь учитель создаёт условия для хорошего эмоционального настроя каждого ученика, заранее затрагивает тему урока и мотивирует ребят использовать знания по культуре речевого общения)
3. Организационный.
Прошу вас открыть ваши рабочие тетради , записать дату сегодняшнего урока и вид работы.
На основе выполненного домашнего задания ( письменное упражнение из учебника) ответим на вопросы:
- Что такое портретный очерк?
- Что вы знаете о структуре портретного очерка?
1 Ученики заходят в класс, готовятся к уроку, рассаживаются за парты, пишут на стикерах одну из лучших черт характера соседа по парте.
2. Ученики заполняют стикеры, дарят их соседу по парте со словами приветствия. Крепят полученные стикеры на обложку своей тетради.3. Учащиеся делают записи в тетради и фронтально отвечают на вопросы учителя, слушая и дополняя друг друга.
2 Операционный этап (актуализация опорных знаний, формулировка темы, целеполагание)
Формирование учебных действий.
Цель для учащихся:
- изучить и запомнить структуру, необходимую для построения портретного очерка, его языковые особенности
- совершенствовать умение работать с текстом
Цель для учителя:
- через организацию самостоятельной поисковой работы ( с применением ИКТ) познакомить учащихся с языковыми особенностями портретного очерка
-формировать информационные компетенции через работу с текстом учебника и текстом на экране
- развить у учащихся метапредметные компетенции через выполнение заданий, связанных со сравнением текстов и их анализом
Повторение учебного материала.
Цель для учащихся:
- изучить теоретический материал
- совершенствовать навык работы с таблицами
-совершенствовать умение предоставлять результаты своей работы
Цель для учителя:
- развивать речь учащихся через формулирование составляющих очерка и их роли в тексте
-через организацию практической работы познакомить учащихся с функциями каждой составляющей портретного очерка
-формирование информационных компетенции через работу с текстовым материалом
-развитие у учащихся метапредметных компетенций через осуществление отбора материала в соответствии с поставленной задачей ( работа с теорией в таблице)
Методы организации работы: работа с текстом по вариантам, самоконтроль при работе с ним, одновременное заполнение требуемой таблицы.
Формы организации работы: индивидуальная и фронтальная. 1 Актуализация опорных знаний, столкновение с проблемой.
-Ребята, каждому из вас будет выдан целиковый деформированный текст. Пожалуйста, поработайте с ним: внимательно прочитайте текст и разбейте на абзацы ( текст №1)
2 Определение точной темы урока.
- Скажите, с текстом какого жанра вы сейчас работали?
- В связи с этой работой кто бы мог сформулировать тему нашего сегодняшнего урока?
- Запишите тему урока в тетрадь.

3 Целеполагание.
-Словосочетание «портретный очерк» нам уже знакомо. Мы знаем, что предмет очерка- личность.
- В чём, на ваш взгляд, состоит задача автора портретного очерка?
- Исходя из сказанного, что мы должны сегодня на уроке научиться делать?
- Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся со структурой портретного очерка и определим роль каждой его составляющей.
- По ходу работы мы составим таблицу по теме « Портретный очерк» на доске и в тетрадях.
1. Учитель организует проверку, как учащиеся справились с заданием на операционном этапе (разбили текст на абзацы) через демонстрацию на экране верного варианта разделения текстового материала .- От чего зависит деление на абзацы текста в жанре портретного очерка?
- назовите все необходимые составляющие очерка.
- Прошу вас сделать в тетради заготовку таблицы, которую каждый из вас будет заполнять на протяжении нашей работы.
2.Учитель организует работу с одним текстом ( текст №2) по 6 вариантам, при этом:
1в. Выписывают из текста только часть очерка, в которую входит описание внешности героя
2в только часть с рассказом о его деле, профессии, творчестве
3в часть текста с отдельными фактами биографии,
4в с описанием особенностей характера героя, его речи,
5в. С эпизодами, раскрывающими в герое главное.
6в. Выписать из текста те синтаксические конструкции, которые характеризуют портретные очерки( составные именные сказуемые, сравнения, сложноподчинённые предложения с придаточными определительными) 1. Ученики индивидуально работают с распечатанным деформированным текстом ( см приложение)
2 Определение темы урока и запись её в тетрадь.
3 Ученики формулируют ( ориентировочно) учебные задачи:
- знать структуру портретного очерка
- научиться самостоятельно составлять текст в жанре портретного очерка.
1 Учащиеся сравнивают результаты своей работы с оригиналом текста на экране. По мере необходимости делают поправки в своих тетрадях.
Отвечают устно на вопросы учителя, называют все составляющие структуры очерка.
Ученики чертят заготовку таблицы у себя в тетради.
2 Ученики работают с текстом по вариантам( выписывают из него требуемый отрывок, анализируют его, роль данной части структуры очерка оформляют в таблицу)
3 Аналитический этап
1 Формирование умений оценки и самоконтроля учащихся ( закрепление учебного материала)
Цель для учащихся:
- выявить степень понимания нового материала
-уметь использовать требуемые языковые средства в создании собственного портретного очерка
Цель для учителя:
-выявитъ степень усвоения учащимися нового материала
-научить использовать новые знания о языковых средствах портретного очерка в создании собственного материала
2Формы организации работы: индивидуальная и фронтальная.
Методы- использование проблемных вопросов и заданий,
2 Выполнение цели и задач урока (рефлексия)
Цель для учащихся:
- используя заготовку таблицы, записать полученные знания по теории создания портретного очерка
-использовать полученные знания при выполнении творческого домашнего задания( создание собственного портретного очерка)
Цель для учителя:
-мотивировать выполнение учащимися творческого домашнего задания
- подвести итоги урока, объяснив направление дальнейшей работы по освоению новой темы.
3 Комментирование домашнего задания, подведение итогов урока.
Формы работы: беседа, запись под диктовку.
Учитель вслух читает весь текст, предложенный для анализа ученикам, и даёт задание выступить с анализом части текста одному человеку от каждого варианта.
Учитель организует самостоятельную проверку учащихся таблицы по теме «Портретный очерк».
Учитель организует подведение итогов урока
-Ребята, что сегодня на уроке вы узнали?
- Что запомнили?
- Для чего вам пригодятся эти знания?
В начале урока каждый из вас получил стикер с записью одной из лучших черт вашего характера. Я прошу вас при выходе с урока прикрепить их к ватману с названием «8Б»
- Как вы думаете, с какой целью мы закрепим стикеры?
- Что в итоге у нас должно получиться? (часть портретного очерка – характеристика класса)
Учитель диктует домашнее задание к следующему уроку
- Ребята, дома самостоятельно напишите портретный очерк о хорошо знакомом вам человеке. Работа должна быть выполнена с учётом требований к структуре портретного очерка Учащиеся слушают учителя, следят за чтением текста.
Один из ребят своего варианта зачитывает свою запись из таблицы, другие учащиеся этого же варианта дополняют или поправляют выступающего.
Ученики других вариантов слушают выступление, постепенно заполняя таблицу.
Учащиеся самостоятельно заполняют таблицу у себя в тетради, корректируют записи и сдают работы на проверку учителю.
Дети отвечают на вопросы учителя фронтально.
Ученики готовят свои стикеры, отвечают на вопросы учителя.
Ученики записывают домашнее задание, выходят с урока, закрепляя на отдельном ватмане полученные стикеры.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вид таблицы по теме « Портретный очерк»
Составная часть очерка Значение в очерке
Описание внешности героя Внешний портрет. Портретная характеристика. Своеобразный аналог характера героя. Обязательная документальная точность.
Рассказ о его деле, профессии, творчестве Средство раскрытия основных выдающихся фактов жизни и творчества героя
Отдельные факты биографии Как приём в раскрытии жизненной позиции героя, важно показать яркий «участок» на жизненном пути героя.
Описание особенностей характера героя, его речи Средство для раскрытия характера, дополнение портретного фона.
Так называемый «внутренний портрет» героя очерка.
Эпизод, раскрывающий в герое главное Раскрывает сущность личности героя, ярко демонстрирует одну из его главных сторон
Используемые синтаксические конструкции Точные портретные зарисовки и характеристики, соблюдение стиля «портретности»
Текст № 1
Анну Ахматову я знал с 1912 года. Тоненькая, стройная, похожая на робкую пятнадцатилетнюю девочку, она ни на шаг не отходила от мужа- молодого поэта Н.С. Гумилёва, который тогда же , при первом знакомстве, назвал её ученицей.
То были годы её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов. Прошло два - три года, и в её глазах, и в осанке, и в обращении к людям наметилась одна главнейшая черта её личности- величавость. Не спесивость, не надменность, не заносчивость, а именно величавость: «царственная», монументально важная поступь , нерушимое чувство уважения к самой себе, к своей высокой писательской миссии.
С каждым годом Ахматова становилась величественнее. Она нисколько не старалась об этом, это выходило у неё само собой. За все полвека, что мы были знакомы, я не помню у неё на лице ни одной просительной, мелкой или жалкой улыбки.
Но держалась она со всеми очень просто и дружелюбно, на равной ноге. Замечательна была в её характере и другая черта. Она была совершенно лишена чувства собственности. Не любила и не хранила вещей, расставалась с ними удивительно легко.
Такой же значительной чертой её личности была её огромная начитанность. Она была одним из самых образованных поэтов эпохи.
Текст № 2.
Иван Сергеевич Шмелёв родился в Замоскворечье в 1873 году. Москвич, он великолепно знал свой город и любил его нежно, преданно, страстно.. Детские впечатления навсегда заронили в его душу и мартовскую капель, и Вербную неделю, и «стояние» в церкви, и путешествие по старой Москве. Самые поэтичные книги- «Родное», «Богомолье», «Лето господне»- О Москве, Замоскворечье.
Есть воспоминания, что Шмелёв был среднего роста, худощавый, с большими серыми глазыми, владеющими всем лицом, склонными к ласковой усмешке, но чаще серьёзными и грустными.
Семи лет Шмелёв остался сиротой. Семья отличалась патриархальностью, истовой религиозностью. Совсем иной дух царил в замоскворецком дворе. «Двор наш для меня явился первой школой жизни- самой важной и мудрой» - вспоминал позднее писатель.
Первый печатный опыт – зарисовка «из народной жизни» « У мельницы». Выход в литературу оказался для Шмелёва неудачным. Перерыв затянулся почти на десятилетие. 1910 год стал переломным в писательской биографии Шмелёва.
Поддержке и помощи М.Горького обязан Шмелёв в завершении работы над повестью « Человек из ресторана». Главным новаторством писателя было то, что Шмелёв сумел полностью перевоплотиться в своего героя, увидеть мир его глазами.
Февральскую революцию 1917 года писатель принял восторженно. Октябрь и другие события, приведшие к власти пролетариат, Шмелёв не принял. В 1922 году он выезжает в Берлин, затем- в Париж.
До конца своих дней чувствовал Шмелёв саднящую боль от воспоминаний о России, её природе, её людях. В его последних книгах – крепчайший настой первородных русских слов, пейзажи- настроения, поражающие высокий лирикой.