Конспект урока по русскому языку на тему Как написать портретный очерк?
Конспект открытого урока по русскому языку в 8классе.
Тема урока: « Как написать портретный очерк?»
Цели урока:
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
*актуализация имеющихся знаний по теме: « Очерк как жанр публицистического стиля речи»
* сформировать понятия тема, композиция, построение, синтаксические конструкции портретного очерка.
*обучение анализу текста с целью определения его жанровой принадлежности.
*самостоятельное создание текста портретного очерка.
Тип урока: развитие речи.
Ход урока.
I. Мотивация к учебной деятельности. Слайд №1
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.А. Ахматова.
Что мы с вами должны делать, чтобы сохранить русскую речь?
II. Актуализация знаний.
Человек с его чувствами переживаниями, поиском смысла и цели жизни находится в центре внимания и, литературы, и музыки, и живописи.
Художник создает портрет человека, используя в качестве инструмента краски, цвет, композитор красотой звука, литература выразительными средствами языка.
Фрагмент « Азбука искусств». Портрет Ермоловой В. Серова.
Термин портрет принадлежит изначально изобразительному искусству и в переводе с французского языка означает изображение оригинала « черта за чертой». В литературном произведении портрет – описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике. Рассмотренные принципы создания портрета сильны и в публицистике.
Как вы поняли, какая тема нашего сегодняшнего урока? Что мы будем создавать, работая в рамках публицистического стиля речи?
Как написать портретный очерк? Слайд №2 – тема урока
Можете ли вы ответить на этот вопрос сейчас?
Почему, не можете написать портретный очерк?
III. Выявление места и причины затруднения.
Не знаем, определения понятия портретный очерк, его композицию, строение, тему, необходимые средства языка.
IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Какие задачи будем решать, чтобы написать портретный очерк?
Определим:
*понятие очерка;
*тему;
*композицию;
*построение;
*синтаксические конструкции.
Учащиеся делятся на группы и отвечают на поставленный вопрос.
1 группа. Анализируют текст и определяют понятие очерка. Работа с текстом « Милосердие». Эксперт оценивает работу членов группы и заносит баллы в таблицу, затем – на доску выводит учитель. Слайд №3
2 группа. Определяют тему портретного очерка. Упр.357 Слайд №
3 группа. Определяют композицию Упр.358 Слайд №4
4. группа. Выделить составные части портретного очерка. Упр. № 357
Слайд № 5
5.группа. Синтаксические конструкции, необходимые для создания портретного очерка.
Упр. 360, 361.Слайд №6
V. Исследовательская работа. Первичное закрепление.
Учащиеся анализируют предложенный им текст с целью определения, является ли он портретным очерком. Слайд №7
VI. Творческая работа. Самостоятельная работа по созданию портретного очерка c последующим чтением работ. Слайд №8
VI. Рефлексия. Работа с предложенной анкетой по анализу проделанной работы и личных результатов. Оценки - исходя из количества набранных баллов. Слайд №9