ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
Дубинина Елена Леонидовна
(ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»)
Город Горловка, Донецкая Народная Республика
Компетентностный подход к учебно-воспитательному процессу способствует подготовке самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, готовой к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации естественнонаучного содержания.
Активное внедрение в учебно – воспитательный процесс исследовательско – поисковой деятельности предоставляет значительные возможности для творческого развития студентов и поднятия их образовательного уровня. Современная школа требует творческого подхода к преподаванию школьного курса химии, что создало бы качественные предпосылки для повышения заинтересованности студентов материалом. Это тот школьный курс, в котором существуют реальные возможности привлечь студентов к исследовательской работе, развить их творческие способности.
На занятиях химии используются опыты, соответствующие экспериментальные работы, что связано с аргументацией актуальной темы, формированием проблемы исследования с указанием источников информации, выдвижением гипотез и обсуждением полученных данных, оформлением результатов исследований.
В современных условиях развития общества знания о природе остаются одним из основных составляющих содержания химического образования. Эти знания нужны для решения важных жизненных проблем личности, для сознательного использования их в повседневной жизни. Химические эксперименты привлекают студентов к занятиям химией, вызывают заинтересованность проблемами, которые выбраны для исследования; стимулируют студентов к самостоятельной работе с научной литературой, к проведению экспериментальных наблюдений, к статистической обработке результатов исследований.
Исследовательская работа открывает широкие возможности для учебы и воспитания студентов, развития у них химических понятий, законов и закономерностей; способствует применению знаний для решения практических упражнений. Применение опытов обеспечивает научную достоверность изучаемого материала, развивает сущность явлений и процессов, способствует формированию убеждений в возможности познания мира.
Исследовательский метод заключается в организации преподавателем поисковой деятельности студентов по решению новых проблем и проблемных ситуаций.
Целостная задача требует умений:
- анализировать ее условие в соответствии с выставленными требованиями,
- превращать проблему в ряд отдельных проблем,
- составлять план и этапы решения проблемы,
- формировать гипотезу,
- проверять полученные результаты теоретически и экспериментально.
Исследовательский метод является основным методом обучения и обогащения опыта творческой деятельности.
Особенностью учебно-исследовательской деятельности студента является субъективное открытие им новых знаний на основе индивидуальной актуализации предварительно усвоенных им же знаний и умений, введения их к личностному познавательному пространству.
Применение исследовательского подхода в учебе направлено на становление у студентов опыта самостоятельного поиска новых знаний и использования их в условиях творчества, на формирование новых познавательных ценностей студентов и обогащения их познавательной ценностной ориентации.
Исследовательская деятельность - высшая форма самообразовательной деятельности студента. Формирование научно исследовательских умений у студентов - процесс сложный и долговременный. Он не возникает на пустом месте и не развивается сам по себе. А потому задание преподавателя - постепенно и методически формировать исследовательские навыки, осуществляя постоянный контроль за выполнением студентами научно исследовательских работ; анализировать и исправлять ошибки; определять наилучшие, самые эффективные пути выполнения работы, разделить ее на определеные составляющие и разделы, обучая студентов совмещать исследовательскую деятельность с научной, а также выяснять возможности последующего применения результатов работы.
Пути формирования у студентов интереса к научно исследовательской работе:
- через наблюдение за объектами живой природы и их изменениями под воздействием факторов внешней среды,
- эксперимент во время выполнения практической, лабораторной работы,
- во время выполнения лабораторного практикума,
- исследование источников информации,
- использование ИКТ во время создания презентаций и проектов,
- работа в кружках НТТС,
- привлечение к участию в естественных, экологических конкурсах и обзорах.
Формирование исследовательских умений в условиях специально организованной учебы – процесс сложный и долговременный. Спонтанно этот процесс почти не возникает и не развивается. А потому задание преподавателя – моделирование специальных условий, которые бы обеспечивали переход от традиционных форм организации учебной деятельности к развивающим, проблемным, интенсивным.
Исследовательская функция обеспечивает наивысший уровень образования студентов. Она связана с развитием исследовательских умений и навыков из анализа и синтеза веществ, конструирования приборов, установок; освоение доступных методов научно-исследовательской работы.
На современном этапе важным является формирование личности и ее жизненной и социальной компетентности. Решение этой проблемы возможно путем развития экспериментальных умений, опытной проектной деятельности студентов на занятиях и во внеурочное время. Реализация функции поисково-опытной деятельности имеет механизм становления творческой личности студента путем воспитания позитивного мировоззрения, которое основывается на жизненной компетентности, социальном становлении; формирование опытной стратегии познавательной деятельности, комплекса опытных и коммуникативных умений и навыков; овладение навыками личностного самоопределения, самореализации и саморазвития.
Усвоение учебного материала и формирование исследовательских умений – единственный творческий процесс. Чем выше уровень исследовательских умений, тем обоснованнее знания студентов и больше интерес к исследовательской деятельности.
Проведение в учебном процессе опытов, экспериментов, делает процесс интереснее, повышает качество учебы, усиливает практическую направленность преподавания, стимулирует познавательную активность студентов, их логическое мышление, творческую самостоятельность. Практическая деятельность дает возможность овладеть знаниями на совсем новом уровне: знания-умения, знания-навыки.
В своей работе на занятиях химии я формирую экологический стиль мышления, учу студентов правилам экологически целесообразного поведения и здорового образа жизни. Использую принцип: от знаний к деятельности, от деятельности к воспитанию. Внедряю исследовательский метод на занятиях с помощью игровых форм, мозгового штурма, уделяю большое внимание живой дискуссии, творческим обсуждениям в условиях свободного обмена мнениями.
На своих занятиях использую те виды химического эксперимента, которые предусмотрены школьной программой: демонстрационный эксперимент, лабораторные опыты, практические работы. При этом пытаюсь обновлять содержание химического эксперимента через усиление его практического (бытового) направления. Химический эксперимент бытового характера имеет ряд преимуществ в сравнении с традиционным экспериментом. При его использовании реактивы являются доступными и преимущественно безопасными. Использование средств бытовой химии, лекарственных препаратов, пищевых продуктов, частично решает проблему дефицита химических реактивов. Эксперимент бытового характера способствует созданию жизненных ситуаций, для реализации которых студенты мобилизируют свои знания, умения, опыт. Такой эксперимент формирует навыки экологически грамотного поведения в быту и окружающей среде.
Экспериментальные умения и навыки не сводятся лишь к проведению химических экспериментов. Студенты должны знать, как использовать приобретенные на уроках химии знания и умения в повседневной жизни. Достичь этого можно благодаря мотивации учебы, раскрытию практической значимости полученных знаний и умений. Например, умение готовить растворы с определенной массовой частью растворенного вещества станет необходимым в быту во время консервирования овощей, этими умениями пользуются и лаборанты химического анализа.
Лабораторные опыты относительно денатурации белка можно использовать во время оказания первой медициеской помощи человеку, который отравился солями тяжелых металлов, органическими растворителями, кислотами и т. п. Человеку дают выпить раствор белка куриного яйца, который связывает ядовитые вещества. Умение обнаруживать Карбон, Гидроген, Хлор в органических соединениях необходимо лаборантам химического анализа, экспертам биохимических и криминалистических лабораторий.
Следовательно, приобретенные экспериментальные умения будут для студента компетентностными, если он умеет их применить в практической ситуации.
Перспективной формой организации поисково-исследовательской деятельности студентов является разработка и реализация проектов. Проект совмещает теорию и практику, постановку любого учебного задания и практическое его выполнение. Главные задания, которые решаются при применении проектной технологии, – это приобретение и использование знаний для решения новых познавательных задач, развитие коммуникативных навыков, умений пользоваться исследовательскими приемами.
Важно, что с помощью метода проектов реализуются межпредметные связки, черпаются знания через взаимодействие студентов с преподавателем и между собой. Исследовательская работа студентов в рамках проекта помогает им более правильно понимать научную картину мира, развивать творческий потенциал.
Апробация метода проектов в современных условиях показывает, что с его использованием эффективность процесса учебы и воспитания увеличивается. Он дает возможность реализовать ряд важнейших теоретических положений, открывает новые возможности в программировании учебно-воспитательного процесса. [1, с. 12]
Список источников:
1. Лиговицкий А.О. Теоретические основы проектирования современных образовательных систем. - К.: Техника, 2011 - 210 с.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.Полат. - М.М.: АСАDЕМІА, 2010. -272с
3. Образовательные технологии: Учебно - метод, пособие./ Под ред. О.Пехоти, А.Киктенко, О. Любарской. - К.: Издательство А.С.К., 2012.- 255с.
4. Пометун 0., Пироженко Л. Современный урок: Интерактивные технологии обучения. - К.: А.С.К., 2009.-192 с.
7. Дендеберя С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: развивающее обучение, проблемное обучение и др. - Москва. 2012.- 185с.