Статья «Проектная методика как средство формирования ключевых компетентностей»


Проектная методика как средство формирования ключевых компетентностей
В настоящее время школа стоит на пути переход а к новым стандартам образования. Уже разработаны и активно обсуждаются и частично вводятся в практику ФГОСы второго поколения для всех ступеней школьного образования. Почему возникла необходимость в новом качестве образования? Одно из главных качеств, которое ученик должен приобрести, - способность самостоятельно и инициативно находить решения различных проблем. В соответствии с новейшими требованиями времени и были разработаны ФГОСы второго поколения.
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся. Их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших образовательную программу общего образования.
Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию. Сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции. Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенция ми, составляющими основу умения учиться, и меж предметные понятия. Предметными, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащую в основе современной научной картины мира. Таким образом, одной из главных задач учителя является формирование у учеников ключевых компетенций.
Поскольку компетенции - "Это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то их перечень во многом определяется согласованной позицией социума, а в определенной стране или регионе. Какие компетентности востребованы российским обществом? Перечень ключевых компетенций основывается на главных целях общего образования, структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности ученика, позволяющих ему овладевать, социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. В методической литературе определены следующие группы ключевых компетенций (1);
- ценностно-смысловые компетенции;
- общекультурные компетенции;
- учебно-познавательные компетенции;
- информационные компетенции;
- коммуникативные компетенции;
- социально-трудовые компетенции;
- компетенции личностного самосовершенствования.
Для формирования ключевых компетенций успешнее всего используется проектная методика. Она широко применяется в современном образовательном процессе и дает хорошие результаты. Несколько лет применяю эту методику в своей преподавательской деятельности и я.
С чего начинается проектирование? С выбора проблемы. с целеполагания. Важно заинтересовать ученика целью проекта, тем самым обеспечить его плодотворную самостоятельную деятельность по поиску решения поставленной задачи. Перед началом работы мы с учениками определяем структуру проекта. Она состоит из следующих стадий:
1. Анализ, формулирование замысла, цели проекта: формулирование идеи проекта, конкретизация проблемы, выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод проблемы в серию задач.
2. Реализация проекта: планирование этапов выполнения проекта, обсуждение возможных средств решения задач, собственно реализация проекта.
3. Подготовка итогового продукта: подготовка оформления конечных результатов (презентации, зашиты, творческих отчетов и т.д.), сбор, систематизация и анализ полученных результатов, подведение итогов.
4. Рефлексия: обсуждение проекта, выводы, выдвижение новых проблем исследования, оценка достигнутого результата.
Чаще всего тема проекта задается учителем. Здесь проектирование может развиваться по разным траекториям (2):
l. Предложенная учителем «проектная идея» становится «темой доклада».
При этом работа ребенка идет по нескольким направлениям. Такой тип работы в методической литературе называют дивергентным. При этом креативная составляющая здесь играет очень важную роль, т.к. позволяет ученику самому искать и анализировать различную информацию, делать выводы и искать пути решения.
2. Предложенная учителем тема проекта связывает тему (замысел) и конечный продукт. Такой тип работы можно назвать связывающим.
3. Проектирование идёт «от результата». Такой тип работы называют продуктивным. Творческий аспект в нём наименьший, но такой вид проектирования важен, т.к. школьники учатся организовывать свою деятельность в соответствии с внешними условиями и требованиями.
В своей работе я чаще всего применяю дивергентный тип проектирования. Давая ученикам, примерные темы проектов, я предлагаю им самостоятельно определить цели, поставить задачи и найти пути их решения. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Очень важен заключительный этап работы над проектом. Необходимо ясно видеть детям и учителю результаты своей работы, оценить уровень владения учебным материалом, навыками устной речи, чтения, письма, аудирования учащимися. С целью обучения детей объективно оценивать себя, им предлагается заполнить таблицу самооценки (анализ своей деятельности) (таблица 1)
Мои достижения баллы
1. Я освоил лексический материал 2. Я освоил грамматический материал 3. Я могу составить монологическое высказывание по теме «» 4. Я могу расспросить о …..(составить диалог, принять участие в обсуждении проблемы по теме) 5. Я могу написать статью (письмо, сообщение, анонс) 6. Я могу понять на слух иноязычную речь (моих товарищей, аудиозаписи, видеоматериалы) 7. Я могу понять основную идею прочитанного материала (литературный текст, газетные и журнальные статьи и т.д.) Анализ данных таблиц позволяет увидеть закономерную динамику роста анализа нашей деятельности по проектной методике с 30% в первый год обучения до 70% на сегодняшний день. Мы видим, что самообразование детей растет и растет объективно.
В подобной таблице учащиеся оценивают свои достижения по теме. Такой опросный лист помогает качественно проанализировать положительные и отрицательные стороны изучения темы, и учесть их при дальнейшем планировании. Кроме, этого школьникам предлагается контрольный лист, в котором они отмечают область коммуникативных умений и навыков, подлежащих дальнейшей коррекции и тренировке (таблица № 2)
таблица № 2
Я хочу/мне нужно Да нет
1. Я хочу/мне нужно обратить внимание на: 1) времена глагола 2) порядок слов в предложении 3) косвенную речь 2. Я хочу/мне нужно получить больше практики: 1) беглого чтения для поиска нужной информации 2) для полного понимания прочитанного 3) для понимания главной мысли 3. Я хочу/мне нужно 1) больше упражнений на спонтанную речь 2) употреблять речевые клише 3) научиться брать интервью 4. Я хочу/мне нужно 1) послушать текст несколько раз 2) слушать с паузами Такие таблицы мы используем после каждого урока-защиты проектов. Проанализировав их, мы наблюдаем закономерную динамику роста в области коммуникативных умений.
Таким образом, в результате работы по проектной методике нами отмечены следующие положительные результаты её использования:
1. Учащиеся более самостоятельны в освоение учебных тем, расширяют свой словарный запас и кругозор, закрепляют имеющиеся грамматические навыки.
2. Повышается уровень коммуникативных навыков, развивается опыт работы в парах, группах смешанного состава.
3. Повышается уровень спонтанной речи.
В процессе реализации проектов у каждого участника формируются и развиваются навыки и умения конструировать и интегрировать свои знания, приобретать умения ориентироваться в информационном пространстве. Создающаяся при этом уникальная обучающая среда мотивирует обучаемых самостоятельно добывать, обрабатывать и критически воспринимать полученную формацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в изменяющемся. Обеспечиваются условия для развития всех речевых умений, так как обучаемые поставлены в условия, когда они вынуждены пользоваться иностранным языком как средством извлечения информации, и как средством общения. Всё это способствует достижению цели обучения и формированию языковой личности, т. е. личности выраженной в языке и через язык и отражающую через него картину мира.
Формирование ключевых образовательных компетенций входит в стадию оценки и рефлексии, когда о степени их сформированности у различных учеников уже можно судить, делать определённые выводы и корректировать результаты. Важной частью любого проекта, да и вообще любой учебной деятельности должна быть активная рефлексия учеников после создания готового продукта обучения. Она позволяет ученикам продуктивно продвигаться по образовательной траектории, исправляя ошибки, выбирая направление дальнейшей деятельности. Рефлексия способствует формированию личностных и мета предметных результатов обучения.
В заключение хотелось сказать, что обучение является эффективным только при условии, что пространство образования становится и пространством решения задач развития. Проектная методика позволяет сделать обучение максимально эффективным, т.к. подразумевает самостоятельную творческую деятельность учащихся. В процессе проектной деятельности создаются
условия для формирования ключевых компетенций, определённых потребностями развития современного общества. Можно предположить, что список ключевых компетенций будет корректироваться, но универсальность проектной методики позволяет подготовить учеников к любым реалиям жизни в обществе.
Использованные источники1.Компетенции в образовании http://wiki.rkc-74.ru/index.php/ (дата обращения: апрель 2012)
2.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников, пособие для учителя/К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение.200Ь.
3.Fried - Booth. D.L. «Project Work", 1986.4.Ribe. R. And Vidal. N. «Project Work. Step by Step», 1993.5. Stoller. F. «Project Work. A means to promote language content», 1997.