Информация Методические рекомендации по работе с детьми, с признаками одаренности
Психолого – педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности в условиях развития ядерно – инновационного кластера
Впервые в региональной образовательной практике интеграция образовательного учреждения в ядерно – инновационный кластер рассматривается как условие развития одаренности учащихся.
На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это результат сложного взаимодействия наследственности и социокультурной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Принципы выявления детей с признаками одаренности в Многопрофильном лицее включает в себя: комлексный характер оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей; длительный процесс наблюдения за поведением ребенка в разных ситуациях; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые максимально соответствуют его склонностям и интересам; экспертная оценка продуктов деятельности детей (рисунков, стихотворений, способов решения математических задач и т.д.); выявление признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития. Целесообразно проведение проблемных уроков, использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовывать определенные развивающие влияния и снимать типичные для данного ребенка психологические «преграды» и т.д., многократность и многоэтапность обследования с использованием множества психодиагностических процедур, отбираемых в соответствии с предполагаемым видом одаренности и индивидуальностью данного ребенка; проведение диагностического обследования в ситуации реальной жизнедеятельности, с приближением его по форме организации к естественному эксперименту (метод проектов, предметных и профессиональных проб); использование предметных ситуаций, которые моделируют исследовательскую деятельность, что позволяет ребенку проявить самостоятельность в овладении и развитии деятельности; анализ реальных достижений детей в различных предметных олимпиадах, конференциях, спортивных соревнованиях, конкурсах, смотрах, фестивалях; экспертное оценивание поведения детей учителями, родителями.
С целью выявления признаков одаренности у старшеклассников были проведены следующие диагностики: тест креативности Торренса; анкета способностей ребенка (для родителей); методика экспертных оценок по определению одаренных детей (А.А. Лосева); методика «Интеллектуальный портрет»; тест «Диагностика Лидерских способностей»; методика «Карта одаренности» (А.И. Савенков). Краткое содержание и порядок выполнения диагностик описано далее.
Тест креативности ТорренсаФигурный тест Е. Торренса предназначен для взрослых, школьников и детей от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Время выполнения задания не ограничено, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.
Анкета способностей вашего ребенка (для родителей).
Эта анкета – своего рода опорная схема для наблюдений за ребенком. Предлагаемые характеристики способностей могут помочь учителю и родителям при анализе его поведения, умственного и физического развития. Конечно, анкета не исчерпывает всех особенностей поведения ребенка.
Методика экспертных оценок по определению одаренных детей (Лосева А.А.). Перечислены 5 сфер деятельности, в которых ребенок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком. Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, классный руководитель и не менее пяти учителей по разным предметам.
Методика «Интеллектуальный портрет»
Методика адресована педагогам. Она направлена на то, чтобы помочь систематизировать собственные представления об умственных способностях детей. Параметры, по которым проводится оценка, определяют основные мыслительные операции и характеристики мышления, наблюдаемые в ходе взаимодействия с ребенком.
Данная методика, как все методики диагностики одаренности для педагогов и родителей, не исключает возможности использования классических психодиагностических методик и должна рассматриваться как одна из составных частей общего с психологом комплекта психодиагностических методик.
Тест «Диагностика Лидерских способностей»
Эта методика предназначена для того, чтобы оценить способность человека быть лидером. Данное качество немаловажно для педагога, поскольку он должен быть лидером, по крайней мере — в детском коллективе.
В данной методике испытуемый отвечает на 50 вопросов, и по его ответам на эти вопросы делается вывод о том, обладает ли он персональными психологическими качествами, необходимыми лидеру.
Методика «Карта одаренности» (А.И.Савенков)
Эта методика создана на основе методики Д. Хаана и М. Каффа. Она отличается от последней тем, что для упрощения обработки результатов было выровнено число вопросов по каждому разделу, а также был введен "Лист вопросов", позволяющий сравнительно легко систематизировать полученную информацию.
Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.
Первая и основная функция – диагностическая. С помощью данной методики вы можете количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволяет увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку, "портрет развития его дарований". Вторая функция – развивающая. Утверждения, по которым вы оцените ребенка, и рассмотрите программу его дальнейшего развития. Обратите внимание на стороны, которые вам представляются наиболее ценными.
Методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Она и не претендует на роль единственной, она составная часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Психолого – педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности включает в себя следующие блоки работы: диагностический, развивающий, информационно – просветительский, инновационно – проектный. (см. рисунок 1).
Модель психолого-педагогического сопровождения
детей с признаками одаренности
Работа психолога по развитию одаренности
Диагностика (индивидуальная и групповая)
Развивающая и коррекционная работа (индивидуальная и групповая)
Инновационно – проектная работа
(индивидуальное и групповое)
Информационно – просветительская работа
(индивидуальная и групповая)
В период 2014 – 2015 учебного года психолого – педагогическое сопровождение детей с признаками одаренности было проведено по следующему плану (см. таблица 1)
Таблица 1
План психолого – педагогического сопровождения детей с признаками одаренности в условиях развития ядерно – инновационного кластера
№ Мероприятие Ответственные Участники
Диагностический блок
1 Экспресс-анкета «Определение интенсивности познавательной потребности ребенка» Ю.Н. Батюкова
Л.С. Поличева
Классные руководители Родители учителя
2 АРТ диагностика Ю.Н. Батюкова
Л.С. Поличева
Учащиеся
(учителя по желанию)
3 «Как я вижу себя» А.И. Савенков Ю.Н. Батюкова
Л.С. Поличева
Учащиеся
(учителя по желанию)
4 Тест креативности ТорренсаЮ.Н. Батюкова
Л.С. Поличева
Учащиеся
(учителя по желанию)
5 Опросник «Шкала Вильямса» Ю.Н. Батюкова
Л.С. Поличева
Учащиеся
(учителя по желанию)
Развивающий блок
1 Арт-занятие «Безумный генетик» Л.С. Поличева
Учащиеся
2 Блок упражнений: - Занятие с элементами плей – бека «Прогулка по любимому городу»;
- «Барабан - сепаратор»;
- «ТВЭЛ, ТВС» - тепловыделяющий элемент;
- «Психологический багаж» Ю.Н. Батюкова
Учащиеся
(учителя по желанию)
3 Занятие с элементами тренинга «Развитие креативных качеств у родителей с детьми с признаками одаренности» Ю.Н. Батюкова
Родители
4 Совместное занятие с элементами тренинга для родителей и детей с признаками одаренности «МЫВМЕСТЕ» Ю.Н. Батюкова
Родители
5 Рефлексия – как профессиональный ресурс Ю.Н. Батюкова
Учителя
Информационно – просветительский блок
1 Индивидуальное консультирование всех участников образовательных отношений Ю.Н. Батюкова
Л.С. Поличева Все участники образовательных отношений
2 Родительский лекторий «Воспитываем талантливого ребенка» Ю.Н. Батюкова
Л.С. Поличева Родители
3 Семинар – практикум для родителей «Особенности семейного воспитания детей с признаками одаренности» Ю.Н. Батюкова
Л.С. Поличева Родители
4 Лекция с обсуждением «Востребованные профессии в Ульяновской области. Я буду помогать людям»
Ю.Н. Батюкова
Учащиеся
5 Знакомство с деятельностью научно-исследовательского института атомных реакторов «Жемчужина России» Ю.Н. Батюкова
Учащиеся
Инновационно – проектная деятельность
Сбор информации и подготовка проекта развитие одаренности у детей и педагогов, в условиях развития ядерно – инновационного кластера «ТВЭЛики и ТВЭЛочки» в рамках летнего оздоровительного лагеря «Юпитер» Ю.Н. Батюкова
Инициативная группа Учащиеся и педагоги
Результаты анализа динамики показателей творческого и интеллектуального развития лицеистов в образовательном процессе 2012/2013 – 2014/2015 учебные годы (см. таблицу 2).
Таблица 2
Анализ динамики показателей творческого и интеллектуального развития лицеистов (данные в процентах).
№ Период
2012 - 2013 Интеллектуальная сфера Сферы академических достижений Творчество Двигательная сфера Общение и лидерство
1 7а (27 ч) 2% 2% 1% 4% 2%
2 7б (26 ч) 3% 2% 1% 4% 1%
3 7в (20 ч) 2% 2% 4% 3% 1%
4 7г (22 ч) 2% 2% 3% 2% 2%
5 8а (21 ч) 3% 2% 1% 2% 1%
6 8б (20 ч) 1% 1% 2% 1% 2%
7 8в (22 ч) 2% 1% 2% 2% 3%
8 8г (25 ч) 1% 1% 3% 1% 2%
9 Итог (183 человека = 100%) 16% из 100% 13% из 100% 20% из 100% 19% из 100% 14% из 100%
10 Период
2013 - 2014 Интеллектуальная сфера Сферы академических достижений Творчество Двигательная сфера Общение и лидерство
11 8а (28 ч) 4% 2% 2% 5% 2%
12 8б (27 ч) 5% 3% 1% 4% 2%
13 8в (21 ч) 3% 2% 5% 4% 1%
14 8г (22 ч) 3% 2% 4% 3% 2%
15 9а (21 ч) 5% 3% 2% 3% 2%
16 9б (28 ч) 4% 2% 2% 2% 3%
17 9в (25 ч) 3% 2% 3% 2% 4%
18 9г (27 ч) 2% 2% 4% 2% 3%
19 Итог (199 человек = 100%) 29% из 100% 18% из 100% 23% из 100% 25% из 100% 19% из 100%
20 Период
2014 - 2015 Интеллектуальная сфера Сферы академических достижений Творчество Двигательная сфера Общение и лидерство
21 9а (27 ч) 5% 4% 3% 5% 3%
22 9б (27 ч) 5% 3% 2% 4% 2%
23 9в (21 ч) 3% 2% 5% 4% 2%
24 9г (23 ч) 4% 2% 4% 3% 2%
25 10а (22 ч) 6% 4% 2% 3% 3%
26 10б (19 ч) 5% 3% 3% 2% 3%
27 10в (27 ч) 4% 2% 3% 3% 4%
28 10г (22 ч) 3% 3% 4% 3% 3%
29 Итог (188 человек = 100%) 35% из 100% 23% из 100% 26% из 100% 27% из 100% 22% из 100%
Данная работа выполнена с целью интеграции лицея в ядерно-инновационный кластер. Следует рассматривать не только как значимое условие развития одаренности учащихся лицея, но и как условие, позволяющее повысить уровень научно-методической работы педагогов лицея, а также личностная готовность учителя к работе с детьми с признаками одаренности в педагогической деятельности выступает в качестве системного личностного образования, обеспечивающего способность учителя выбирать методы и приёмы, позволяющие повышать эффективность деятельности с данной категорией детей. Модель формирования личностной готовности педагога к профессиональной деятельности с одарёнными детьми создаёт возможность охватить в единой системе специфику этого процесса и выступает в тесной взаимосвязи её основных блоков: мотивационно-целевого; когнитивного; деятельностного; рефлексивного; эмоционально-волевого; личностного; коммуникативного.
Для изучения склонности педагогов к работе с детьми с признаками одаренности использовалась методика «Определение склонности учителя к работе с одарёнными детьми» А.И. Доровского.
Методика позволила оценить склонность педагогов к работе с одарёнными детьми по трём уровням: 1 уровень (49 и более) - педагог имеет большую склонность к работе с детьми с признаками одаренности, для этого есть большой потенциал и способность стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся; 2 уровень (от 24 – 48)- у педагога есть склонности к работе с детьми с признаками одаренности, но они требуют дополнительных желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе; 3 уровень (23 и менее баллов) - недостаточно развита склонность к работе с детьми с признаками одаренности.
Таблица 3
Анализ динамики показателей (данные в процентах)
2012/2013 – 2014/2015 учебные годы
№ периоды 2012 – 2013 2013 – 2014 2014 – 2015
1 1 уровень 34% 47% 53%
2 2 уровень 42% 33% 28%
3 3 уровень 24% 20% 19%
Практический компонент готовности учителя к работе с детьми с признаками одаренности отражается следующими умениями: использовать приемы и методы для развития способностей ребенка; прогнозировать развитие ученика; разрабатывать учебные планы, которые будут соответствовать потенциалу ребенка; предлагать ребенку творческие задания; использовать вопросы открытого характера, предоставлять возможность выбора; распределять время и внимание таким образом, чтобы учащиеся чувствовали себя нужными и важными; предоставлять учащимся консультации по предмету и вопросам личностного характера; проводить индивидуальное обучение с детьми с признаками одаренности.
Выводы: таким образом, разработаны инновационные подходы к организации образовательной среды; сформирован коллектив высококлассных педагогов, призванных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения, воспитания и развития на основе принципов «педагогики успеха»; обновлено программно-методическое сопровождение содержания образования детей, его форм, методов; обновлена система руководства и контроля, осуществляемую в лицее в соответствии с условиями интеграции в ядерно-инновационный кластер; разработать обновленные рабочие программы учебных курсов с учетом аспектов интеграции МПЛ в ядерно-инновационный кластер; изучены проблемы образовательного кластера в психолого-педагогической литературе; осуществлен подбор диагностических методик для оценки способностей, одаренности и качеств мыслительной деятельности учащихся лицея; пополнена база данных об учащихся лицея с высоким уровнем интеллектуальных и творческих способностей, интеллектуальной активности.
Готовность учителя к работе с детьми с признаками одаренности оценивается по следующим компонентам описанных далее.
Теоретический компонент: история подходов к пониманию одаренности, концепции одаренности, проблемы прогнозирования одаренности, особенности развития одаренных индивидов, возрастные особенности проявления одаренности, психологические и педагогические аспекты, которые необходимо учитывать при отборе содержания образовательных программ, требования к педагогам, работающим с детьми с признаками одаренности, условия эффективного взаимодействия учителей и родителей детей с признаками одаренности.Практический компонент: использование приемов и методов развития способностей ученика, предлагать ребенку задания творческого характера, использовать вопросы открытого характера, распределять время и внимание таким образом, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и востребованным, возможности предоставлять ученику консультации личностного характера и по предмету, уметь организовывать и внедрять и индивидуальное обучение ребенка с признаками одаренности.Личностный компонент: мотивация к работе с детьми с признаками одаренности, эмпатия, позитивная «Я - концепция», активность, которая проявляется через желание выделять больше внимания и времени одаренному ученику, склонность к самосовершенствованию, высокий уровень интеллектуальных способностей, креативность, функциональный перфекционизм, уважение, доверие к ребенку, эрудиция, конгруэнтность.ПРИЛОЖЕНИЕ
Развернутый банк методик диагностики:
Анкеты для родителей учащихся:
«Способности моего ребенка»
«Определение уровня проявления способностей ребенка» (А. И. Сизанова)
Диагностика для классных руководителей
«Характеристика ученика»
Метод включенного наблюдения за одаренными детьми, используемый для определения выраженности способностей детей
Метод анализа продуктов деятельности одаренных учеников, применяемый с целью подготовки индивидуальных программ для учеников.
«Карта индивидуального ведения» ученика
Психологическая диагностика учащихся:
Методика оценки общей одаренности
Диагностика «Палитра интересов» (А.И. Савенков)
Методика «Карта одаренности»
Методика Йовайши (выявление художественной, умственной и технической одаренностей) 5-11 классы
Методика Торренса (уровень креативности) 5-11 классы
«Ваш творческий потенциал»
Определение творческих способностей Х.Зиверта«Интеллектуальный портрет» (А.И. Савенков)
Методика АСТУР (К.М. Гуревич) (уровень умственного развития школьников) 5-7 классы
Диагностика уровня интеллектуального коэффициента (IQ) Айзенка. Ученикам разных возрастных групп предлагаются различные субтесты данной методики Методика Алексеева «Стиль мышления» (8-11 классы)
Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (уровень психологической включенности личности в коллективную деятельность через уровень адаптированности)
Диагностика “эмоционального интеллекта” (Н.Холл)
Типология мотивов учения «Лесенка побуждений» (А. И. Божович, И.К. Маркова)
Диагностика структуры учебной мотивации школьника
Мотивация достижения
Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман)
Направленность личности
Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков)
Портфолио личностного развития
Профессиональное самоопределение
Список диагностических методик определения готовности педагога к работе с одаренными детьми:
Уровень индивидуальной меры рефлексивности (А.В. Карпов)
Диагностика творческой активности учителя (О.Н. Ракитская, М.М. Кашапов)Диагностика когнитивной ориентации (по Д.Б. Роттеру)
Диагностика уровня абнотивности (Ю.А. Адушева, М.М. Кашапов)
Элементы готовности учителя к работе с детьми с признаками одаренности.
Элемент готовности Основные показатели
Мотивационная Принятие детей данной категории.Желание работать с одаренными детьми.Стремление совершенствовать свои умения по работе с одаренными детьми.
Научно-исследовательская. Творческое мышление, исследовательские умения и навыки.Выступления на семинарах, конференциях, педсоветах.Статус педагога-исследователя.Публикации. Участие в профессиональных конкурсах.
Методическая. Обобщение опыта (разнообразие форм, различные уровни).Использование разнообразных интерактивных методов и технологий.Владение в совершенстве методом педагогического наблюдения.Знание психологии одаренных детей.Профессиональная компетентность (по предмету).Регулярное повышение квалификации.
Коммуникативная. Коммуникативная компетентность.Организаторские способности.
Личностная. Адекватная самооценка, позитивная Я – концепция.Высокий уровень эмпатии.Толерантность, гибкость.Лидерские способности, стремление к личностному росту.Уравновешенность.Рефлексия, способность к самоанализу. Живой, активный характер, чувство юмора.
БИБЛИОГРАФИЯ
Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. - М.: Сентябрь, 2001. - 208 с.
Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности: методическое пособие / под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М.: Вузовская книга, 2001. - 131 с.
Система работы образовательного учреждения с одаренными детьми / авт.-сост. Н.И. Панютина и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 204 с.
Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя / Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под ред. Н.Б. Шумаковой. – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.
Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики, Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45–57
Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 224 с.
Яковина А.В. Модель готовности учителя к работе с одаренными учениками // Одаренный ребенок. 2011. № 4.