Конспект занятия кружка Мир театра. Тема.Учимся общаться друг с другом. Голос и речь человека. 
Учитель Трофимова Наталья Павловна
Занятие 3.
Тема. Учимся общаться друг с другом. Голос и речь человека. 
Цель. Поощрять стремление детей заниматься театрально-игровой деятельностью. Обучать выражению эмоций с помощью мимики и жеста. Поддерживать стремление детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движения, позу, речевую интонацию.
Организационная часть.
        Игра – упражнение на проявление эмоций «Здравствуйте». 
Педагог здоровается с обучающимися, проявляя различные эмоциональные состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, злорадство, вопрос, доброжелательность. Дети повторяют за педагогом, пытаясь, как можно точнее передать заданную эмоцию. 
Вопрос: что такое эмоции? Ответы детей (внешнее проявление чувства, переживания).
      Игра – упражнение «Тренируем эмоции».
 Упражнения на развитие чувств и эмоций детей, на развитие умения передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жеста:
 • Сладкая конфета
 • Горькое лекарство
 • Кислый лимон
 • Грязная бумажка
 • Красивая игрушка
Разминка.
      Артикуляционная гимнастика в стихах.
  Вот зарядка язычка:
 - Влево, вправо, раз, два.
 - Вверх, вниз, вверх, вниз, 
 - Язычок, не ленись!
 - Губы, просыпайтесь,
 - Ротик, открывайся!
 - Язычок, покажись
 - И зубов не страшись!
 - А зубы-то, а зубы кусают даже губы.
 - Кусаются, кусаются и не унимаются.
 - А губы то хохочут, то сильно обижаются, 
 - То весело хохочут, то снова обижаются.
 - Зубам надоело кусать – стали язык жевать.
 - Язычок - не лист капустный, он совсем, совсем не вкусный.
 - Зубки, зубки, успокойтесь, хорошенечко умойтесь.
 - Не сердитесь, не кусайтесь, вместе с нами улыбайтесь!
Речевая разминка. «Зевота».
           Отводим прямые руки вниз - назад, со вкусом потягиваемся, широко открываем рот, языком сильно давим изнутри на нижнюю челюсть, говорим «А-а» – фиксируем и держим 1 секунду.
Затем закрываем рот, тянем губы вперед, с силой сжимаем их в недовольную старческую розочку и мычим «М-м» – фиксируем и держим 1 секунду. 5-6 раз.
Упражнение для раскрепощения и снятия мышечных зажимов. «Марионетки».
             Каждый участник представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела: за шею, палец, ухо, руку, плечо. При этом тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и болтается. Упражнение можно выполнять в произвольном темпе с закрытыми или открытыми глазами. Педагог должен следить за степенью расслабления учеников.
      3.Теоретическая часть.
            Сегодня мы продолжим разговор о правилах общения и поговорим о голосе. Это тот инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до слушателя. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их в чем-то, завоевать их голоса и доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Человеческий голос - могущественный инструмент. Он важен так же, как и внешность, манеры, текст вашего выступления.
Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный голос.
Устная речь – это не просто набор предложений, составленных по правилам синтаксиса и пунктуации, высказанных вслух.
Устная речь – это форма речевой деятельности,  состоящая из:
1)      Того, что мы говорим
2)      Того, как мы говорим
Во вторую составляющую в свою очередь входят:
1)      Тембр голоса – звуковой окрас голоса
2)      Тон голоса
3)      Правильность произношения слов -  дикция
4)      Скорость речи
        Ошибка большинства людей в том, что они считают главным в правильной речи то, что мы говорим. На самом же деле «Что мы говорим» – есть только 10% информации, которая доходит до собеседника. И если Вы хотите улучшить свои коммуникационные навыки, то сначала Вам следует сосредоточиться именно на том «как мы говорим», а уже потом развивать и первый аспект речевой деятельности.
Практическая часть.  Упражнения для техники речи.
Положение тела.
В положении стоя начните сутулиться, расслабьтесь. Затем приподнимите плечи, грудь и, откиньте их назад, т.е. «наденьте»  на позвоночник. Спина прямая, укрепилась, шея, руки, плечи – свободные. Такое положение тела, как говорил Станиславский – «тело на колок»- должно стать естественным, привычным, не только в период работы над речью, но и вообще в жизни.
Упражнение «Свеча».
Берём полоску бумаги 15см на 4 см. Подносим полоску ко рту 5 -7 см. Губы в трубочку, как для свистка. И начинаем дуть на полоску бумаги. Следим, чтобы угол наклона полоски был одинаков на протяжении всего выдоха. При ровном выдохе бумажка будет находиться в одном положении – отклонившись. Следует обратить внимание на лёгкое напряжение в области межрёберных мышц и диафрагмы.
Упражнение «Проколотый мяч»
Имитируйте мяч, который прокололи шилом звукоподражанием: ссссссссс. Ладони рук обхватывают грудную клетку с боков, как можно выше. Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, чтобы воздух из лёгких выходил подольше. Медленно сходятся руки, ощущая небольшое сопротивление «мяча». И также медленно и долго выходит воздух на звуке «с». Проделать несколько раз.
Упражнение на звукоподражание.
Вспомните звуки природы и воспроизведите их.
Свист ветра, шум леса, звук комара, жужжание пчелы, крик и карканье вороны, трескотня сороки, рокот мотора, звук электрозвонка и т.д.
5. Заключительная часть.-Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, скажите сейчас, с чем мы сегодня познакомились? 
- Какая игра вам наиболее понравилась?
- Предлагаю вам сейчас необычно попрощаться: сначала мимикой, затем жестом, после пантомимой. Прощание под фонограмму песни “Алабама джем” муз. Р.Эмчина.