Программа дополнительного образования Театр юного актера Карнавал для 7-14 лет
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Театр юного актера «Карнавал» предназначенная для детей 6-18 лет, разработана в соответствии с нормативно – правовыми документами в области дополнительного образования:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», г.10 ст. 75.
Федеральной целевой программой «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года»;
Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №599 «О мерах реализации государственной политики в области образования и науки»;
Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена 4 сентября 2014 года №1726);
Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;
Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006г № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования»;
Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 01 июля 2014г. №ВК-102/09вн «Методические рекомендации по решению задач увеличения к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов»;
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41;
Межведомственной программой развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года;
Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 марта 2007 года № 254 «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и системы воспитания в Ямало-Ненецкого автономного округа»; Приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 марта 2007 года №277 «Об утверждении Порядка разработки примерных дополнительных образовательных программ в Ямало-Ненецком автономном округе»;
Уставом МБОУ «Школа №5» г. Муравленко;
Положением о дополнительном образовании в МБОУ «Школа №5»
Программа дополнительного образования «Театр юного актера «Карнавал» направлена на художественно-преобразовательную в области зрелищных видов искусств является компилятивной и скомпонована на основе образовательных программ художественно-эстетической направленности рекомендованных МО РФ:
- 8 % Образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры по методике З.Я.Корогодского» Е.Копылова, Ю.Качалов. М.: ВЦХТ, «Я вхожу в мир искусства», 2008;
- 8% Образовательная программа второго уровня обучения «Актерское мастерство» Е.Копылова, Ю.Качалов. М.: ВЦХТ, «Я вхожу в мир искусства», 2008;
- 15 % Программа четырехлетнего курса обучения подростков в театральных классах и школьных студиях «Актерская грамота» А.П.Ершова, В.М.Букатов, М. Просвещение, 1995 г.
- 1% Программа «Школьный театр кукол» Ф.З.Файнштейн, Е.А.Плотникова, М.А.Разбаш.: М. Просвещение, 1995 г.
- 15 % Факультатив «Художественное чтение» В.М.Букатов.: М. Просвещение, 1995 г.
- 10% Программа школы-студии «ДАЛИ» «Пластика» М.А.Зиновьева.: М.: ВЦХТ, «Я вхожу в мир искусства», 1997;
- 10 % Программа школы-студии «ДАЛИ» «Сценическое движение» А.И.Переяславцев.: М.: ВЦХТ, «Я вхожу в мир искусства», 1997;
- 5 % Программа школы-студии «ДАЛИ» «Сценическая речь» М.В.Терентьева: М.: ВЦХТ ( «Я вхожу в мир искусства»), 1997;
- 6% Программа школы-студии «ДАЛИ» «Театральная игра» М.В.Терентьева: М.: ВЦХТ ( «Я вхожу в мир искусства»), 1997;
- 22% составляют авторские разработки сценической практики: драматургия для учебного процесса.
Новизна и актуальность. Студия «Театр «Карнавал» для детей школьного возраста, носит общеразвивающий характер с элементами предпрофельной ориентации учащихся и является синтезом области искусства и гуманитарных наук. Она не только выявляет связи внутри гуманитарного цикла, но и обуславливает стремление участников в самопознании своего творческого потенциала.
Его педагогическая ценность заключается в том, что ребенок, постигая на практике искусство театра, постоянно обращается к литературе от фольклора народов мира до современных популярных авторов, истории, географии, этнографии, психологии. При этом воспитанник работает над своим персональным образом, совершенствуя речь, пластику движений, художественное воображение. Конечно же, в основе программы, как впрочем, и всех программ в России лежит гениальная система воспитания К.С.Станиславского. Однако, ссылаясь на высказывание А.П.Ершовой (идеолога и разработчика детской театральной педагогики): « Каждый учитель, режиссер, актер сможет выбрать ту программу или ее разделы, которые будут соответствовать его театральным и педагогическим вкусам и представлениям. Опираясь на предложенный материал, каждый практик, вероятно, создаст свою неповторимую программу, отражающую успешный ход его работы и способную обогатить общие представления об особенностях театрального воспитания и образования» программа представляет собой свою модель образования, через поступательное изучение театра от первобытных карнавальных форм, до театра современности, от главных жанровых оттенков, до сложнейших переплетений стилей и характеров. Программа составлена таким образом, что воспитанник все время находится в практическом воплощении системы Станиславского тренируясь, играя, репетируя, анализируя или воплощая художественный замысел. Программа имеет несколько уровней обучения. Это позволяет объединять школьников по возрастным и психологическим особенностям, поступательно двигаться от простого к сложному, от малых форм к большим спектаклям, от семейных, закрытых показов к публичным выступлениям. Отличительной особенностью данной программы является ее возможности использование театральных технологий для привлечения к совместной деятельности широких слоев общественности: родителей, членов педагогического сообщества, членов других сообществ, что делает программу разновозрастной.
Реализация программы.
Реализацию программы можно условно разделить по 4 уровням обучения:
1-й подготовительный (6-14 лет) 4 года обучения (1-2 год обучения – 2 часа в неделю; 3-4 год обучения - 4 часа в неделю) – 420 часов.
2-й начальный (10-16 лет) 2 года обучения (4 часа в неделю) – 280 часов.
3-й базовый (12- 18 лет) 3 года обучения (5 часов в неделю) – 525 часов.
Всего часов за весь курс обучения: 1225.
Всего студия «Театр «Карнавал» для полной реализации целей и задач предусматривает – 9 лет занятий.
Основные разделы программы:
Беседы о театре: 53 часа – 4,5 %
Сценическое действие: 261 час – 21%
Сценическое слово: 286 часов – 23%
Сценарное мастерство: 30 часов – 2,5%
Мастерство актера: 256 часов – 21%
Сценическая практика: 339 часов – 28%
Соотношение теории к практике составляет 92% к 8%. Студия носит ярко выраженный образовательно-деятельностный характер. Каждый этап носит законченный характер, что позволяет педагогам варьировать и подходить к планированию работы коллектива конструктивно, выстраивая процесс обучения на свое усмотрение и рассматривать программу в дальнейшем целесообразно по уровням. Такая компоновка материала приносит дополнительные плюсы:
а) для реализации студийного образования нет необходимости нанимать целый штат учителей, так как программу без особых усилий донести до учащихся способен один педагог, максимум два;
б) освоение программы происходит одновременно с психологическим взрослением воспитанника, циклично на протяжении всего школьного обучения, от чего смена этапов и усложнение материала происходит не заметно для ребенка;
в) поэтапное овладение разными видами и жанрами театрального искусства способствует мобильному и гибкому реагированию воспитанников на социальный заказ школы и города;
г) четыре уровня образования позволяют подводить промежуточные анализы творческого развития воспитанников и без ущерба определять векторные направления дальнейшего освоения материала;
д) творческая свобода идейно-тематического выбора материала гарантирует атмосферу сотрудничества и время для рефлексии полученных результатов.
Главной целью работы является: Создание благоприятной среды для развития личности, способной к самореализации своих лучших качеств в коллективном творчестве.
Из цели вытекают задачи:
1. Создать театральную среду на принципах:
● принцип освоения систематизированных знаний в области театрального искусства;
● принцип развития чувств, эмоций, образного, ассоциативного, критического мышления;
● принцип воспитания художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия искусства театра, толерантности, уважения к культурным традициям народов России и других стран мира;
● принцип использования приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды;
● принцип воспитания стремления к гармонизации окружающего бытия, партнерского дружеского взаимоотношения, к личностному самопознанию;
● принцип воспитания любви к искусству театра и уважения к творческим профессиям.
2. Помочь школьнику преодолеть сложные этапы начального, подросткового и юношеского периодов становления личности, реализовать инстинкт подражания, дать выход избыточной энергии, реализовать потребность в отдыхе и разрядке, получить навыки коллективной деятельности, самореализации и самооценки, компенсировать вредные побуждения и невыполнимые в реальной жизни желания, развить ассоциативное мышление. 3. Помочь приобщиться к искусству театра, ознакомиться с основными видами и жанрами сценического искусства в условиях отдаленных от культурных, театральных центров страны;
4. Выявить одаренных детей с целью их дальнейшей профессиональной направленности и оказания помощи в подготовке к поступлению в специальные учебные учреждения.
Этапы обучения:
1-й – подготовительный: 4 года обучения (2 и 4 часа в неделю) – 560 часов.
Возраст воспитанников 6-14 лет. Продолжительность занятия 45 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Группа «Кулиска» - 1-й год обучения - подготовительная группа.
Основа курса – театральные беседы, учебные тренинги, театральная игра, учебный спектакль, кукольный театр.
Итоговая работа: учебный спектакль на основе этюдно-речевых тренингов с элементами кукольного спектакля.
Группа «Петрушка» - 2-й год обучения - подготовительная группа.
Основа курса – театральные беседы, учебные тренинги, театральная игра, учебный спектакль, народно-обрядовый театр.
Итоговая работа: учебное представление на основе этюдно-речевых тренингов «Русская ярмарка».
Группа «Пьеро» - 3-й год обучения – театр импровизации.
Основа курса: театральные беседы, учебные тренинги, театральная игра, пантомима, учебный спектакль – сказка.
Итоговая работа: спектакль импровизация в жанре сказки.
Группа «Арлекин» - 4-й год обучения – театр импровизации
Основа курса: театральные беседы, учебные тренинги, театральная игра, сочинение сказки, учебный спектакль – сказка.
Итоговая работа: авторский спектакль импровизация в жанре сказки.
2-й - начальный: 2 года обучения (4 часа в неделю) – 280 часов.
Возраст воспитанников 10-16 лет. Продолжительность занятия – 2 урока по 45 минут с обязательной переменой -10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Группа «Сирин» - 5-й год обучения –
Основа курса: театральные беседы, учебные тренинги, театральная игра, наблюдение, сценические трюки, этюдная практика, сказы, легенды, литературно-музыкальная композиция.Итоговая работа: литературно-музыкальная композиция на основе былин, легенд, мифов и т.п.
Группа «Алконост» - 6-й год обучения –
Основа курса: театральные беседы, учебные тренинги, культура речи, грим, наблюдение, сценический бой, этюдная практика, проза, поэзия, импровизация, театр миниатюр.Итоговая работа: Новогодний капустник, Спектакль в стиле «дель-арте».
3-й - базовый 3 года обучения (5 часов в неделю) – 520 часа.
Возраст воспитанников 13-18 лет. Продолжительность занятия – 2,5 урока по 45 минут с обязательной переменой -10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Группа «Лукоморье» - 7-й год обучения –
Основа курса: театральные беседы, учебные тренинги, культура речи, грим, наблюдение, сценический бой, этюдная практика, монолог, драматический анализ.Итоговая работа: Вечер отдыха (КИД), Спектакль в жанре притчи ( легенды).
Группа «Талия» - 8-й год обучения.
Основа курса: диагностика, актерский тренинг, сценическая пластика, сценическая речь, танец.
Итоговая работа: Спектакль в жанре комедии.
Группа «Мельпомена» - 9-й год обучения.
Основа курса: диагностика, актерский тренинг, сценическая пластика, сценическая речь: стих, проза, басня.Итоговая работа: Спектакль в жанре трагедии.
Программа включает в себя «Региональный компонент», который составляет около 8 % общего учебного времени от основной учебной нагрузки, цель, которого знакомство с историей и культурой коренного населения ЯНАО. Предусмотренные часы для изучения фольклора, этнографии и быта создает условия преемственности культур. При чем удобство данного материала в том, что дана модель (форма) изучения, а содержание можно менять относительно того региона, в котором используется данная программа. При детальном рассмотрении видно, какое место занимает национальный компонент:
№ п/п Раздел, тема программы Форма изучения Количество часов
1-й год обучения
1 Раздел: «Пластика тела» Этюдные упражнения на основе национальных сюжетов 3
2 Раздел: «Кукольный театр» Использование литературного материала
( стихотворения, сказки, легенды) для работы с куклами 4
3 Раздел: «Театральная игра» Развитие художественного воображения с использованием образов местной флоры и фауны 4
2-й год обучения
4 Раздел: «Театральная игра» Развитие художественного воображения с использованием образов местного фольклора: легенды, предания, сказки. 4
5 Раздел: «Сценическая речь» Подготовка фрагментов чтецкого материала из художественных произведений этнического характера народов Округа 5
6 Раздел: «Народно-обрядовый театр» Знакомство с обрядами народов Севера. 4
3-й год обучения
7 Раздел: «Театральная игра» Развитие художественного воображения с использованием знаний поведения в повседневной жизни народов Ямала, предметов быта. 8
8 Раздел: «Пантомима» Этюды с использованием художественных образов Ямала, первобытная, ритуальная пантомима. 3
9 Раздел: «Движение и музыка» Этюды на основе национальной музыки коренных народов Ямала 2
10 Раздел: «Играем сказку» Инсценировки-импровизации сказок народов Ямала 18
4-й год обучения
11 Раздел: «Чтение произведения в слух» Использование художественной литературы этнического характера 2
12 Раздел: «Сочиняем сказку» Разработка устного сценария сказки на основе местного материала. 14
13 Раздел: «Играем сказку» Инсценировка созданной сказки. 20
5-й год обучения
14 Раздел: «Особенности исполнения «Сказа» Работа с литературным материалом сибирских сказов и легенд. 4
15 Раздел: « Жанры художественного слова: басня, былина, сказка» Подготовка чтецкого материала: былины, сказки коренных народов Ямала. 10
Всего: 105 часов
В дальнейшие годы обучения учащиеся и преподаватели могут обращаться к тематике фольклора и этнографии по своему усмотрению.
Условия реализации программы.
Студия предусматривает виды деятельности, которые помогают приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике актерское, режиссерское и сценарное мастерство. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенции. В этом направлении приоритетами для образовательной области являются:
- умение учащихся мотивированно организовывать познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) и самостоятельно выбирать критерии для сравнительного анализа, сопоставления и оценки классических и современных технологий театра, овладевать элементарными приемами исследования, получать нужную информацию по различным источникам ( художественная литература, наблюдение за окружающим миром включая телевидение и журналистику и т.п.),; участие в публичных выступлениях, аргументировано обосновывая доказательства (в том числе от противного) и соблюдая этику поведения в творческом коллективе; понимание ценности образования для развития личностной культуры, критической самооценки, готовности учитывать интересы и мнения других людей; умение давать личностную оценку явлениям современной жизни, четко определяя свою гражданскую позицию, получать навыки коллективного творчества и организации творческого процесса. В основу программы легли методы К.Станиславского, М.Чехова, Е. Гротовского обобщенные в программе А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школе» (для V-Х1 классов) и «метод тотального выражения» в работе актера над собой;
- «метод физических действий» и « метод психологического жеста» в работе актера над ролью;
- «методика «бедного театра» - в развитии художественно-образного мышления, мышечной памяти, чувства формы, внимания, логики действия актера и режиссера;
- системы учеников и последователей К.Станиславского: В.Мейерхольда, Б.Брехта, Е.Вахтангова, А.Таирова. Педагогические методы и формы работы:
- тематический принцип планирования учебного материала;
- единство воспитания и образования;
- личностно-ориентированный подход к учащимся;
- словесные методы (лекция, беседа, диспут, анализ) в сочетании с практическими занятиями ( творческим показом);
- наглядные методы (демонстрация, иллюстрирование тематического материала);
- внеурочная деятельность, связанная с просмотром спектаклей, киноматериалов с дальнейшим обсуждением и анализом материала;
- творческая практика (тестирование, упражнения на закрепление материала, упражнение на развитие художественно-образного мышления, этюды, спектакли и т.п.),
- игровые технологии;
- метод творческого проекта.
Для успешной работы на занятиях необходима высокая степень творческой свободы. А для этого необходимы особые условия: светлый, просторный, хорошо проветриваемый класс, чистый пол, удобная (спортивная) форма одежды, наличие материально-технической базы (маты, кубы, видео и музыкальная аппаратура, костюмная и реквизиторская база), небольшая мобильная группа участников образовательного процесса не более 15 человек. Практикуются занятия малыми группами (2-5 человек), групповые и индивидуальные репетиции. Учитель для повышения эффективности обучения может использовать единые тетради разработанные по его схемам, содержащие основной учебно-практический материал (теорию, алгоритмы основных действий, схемы практических занятий); создать электронные учебники и тетради; вести раздел «сценарное мастерство» с применением выполнения практической работы на компьютере, ее проверки, обработки и т.п. Программа предусматривает виды деятельности, которые помогали бы приобретать опыт исследовательской и творческой деятельности, применять на практике мастерство анализа и исполнения. Программа предусматривает формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Основным видом учебной работы в актерском мастерстве является творческая учебная игра на развитие пластических, голосовых, дыхательных, интеллектуальных задатков школьников, действенный анализ и исполнительская практика, в процессе выполнения которой учащиеся получает комплекс специальных навыков.
Обучение проводится как на основе выполнения творческих заданий, так и выполняя учебно-тренировочный комплекс необходимых упражнений. Задания учебного тренинга воспитывают аналитическое и творческое мышление, позволяют учащемуся развить наблюдательность и последовательность. Основой курса остается индивидуальная творческая практика.
Задание любой сложности проходит под руководством педагога. Ему необходимо следить за развитием творческой мысли учащихся, воспитывать наблюдательность, научить претворять действительность в художественные образы.
В процессе обучения преподавателю нужно учитывать особенности каждого ученика, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования, помогать в подборе чтецкого материала. Педагог внимательно следит за тем, чтобы учащиеся использовали полностью отведенные программой часы работы над каждым заданием. Задача преподавателя в процессе работы - уметь вовремя направить творческий замысел в нужное жанровое и стилистическое направление, убедиться в гармоническом соотношении композиции произведения, помочь учащемуся в анализе выбранного сюжета, характеристики предлагаемых обстоятельств и т.д. Полученные знания и навыки подкрепляются домашними работами.
Основной принцип обучения актерской и режиссерской грамоте – постоянные тренинговые упражнения, неразрывность процесса работы над формой и содержанием драматургии, согласно законам построения. Красной нитью в формировании навыков проходят два ключевых мотива драматургии: «правда жизни», «добро побеждает зло». Формы организации учебной деятельности:
Разнообразию содержания и методов обучения по программе соответствует традиционный и современный набор организационных форм учебного процесса. Прерогатива отдается интерактивным методам обучения, основанных на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей:
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая);
- творческое задание;
- упражнения по усвоению техники, на развитие творческого воображения;
- презентация опыта;
- проблемные ситуации;
- игра;
- психологические тренинги;
- занятие-эксперимент;
- творческое проектирование;
- технология коллективных творческих дел.
При создании программы были использованы следующие принципы и методы обучения.
1. Принцип научности – раскрытие законов зрелищных искусств, сценической речи, пластики, сценографии, композиции драмы, стилей и направлений в искусстве. Изучение истории, психологии, литературы и географии. Сочетание анализа и синтеза. Проверка теории практикой. Творческое проектирование, включающее исследовательскую работу.
2. Принцип наглядности – обращение к самим предметам и явлениям как к источнику познания при подготовке сценического материала, знакомство с лучшими примерами актерского, режиссерского, драматического мастерства.
3. Принцип активности и сознательности обучения – сознательное, заинтересованное, а не механическое усвоение знаний и умений, основанное на обязательной активности и самостоятельности воспитанников. Данный принцип имеет особое значение в практических занятиях по программе.
4. Принцип систематичности и последовательности обучения – непрерывность между последующими занятиями, связь нового материала с пройденным, последовательное расширение и углубление знаний.
5. Принцип доступности и посильности обучения – соответствие сложности учебного материала возрастным, психологическим и физиологическим особенностям учащихся.
Для определения и оценивания художественного продукта воспитанников при работе над творческим показом можно выделить три основных ее уровня:
1 уровень.
Репродуктивный (низкий) – в работе преобладает воспроизводящая деятельность; уровень начальной творческой свободы, через который проходят все воспитанники.
2 уровень.
Продуктивный (средний) – в работе преобладает художественно-продуктивная деятельность ведется самостоятельный поиск художественного образа; уровень осознанного творчества.
3 уровень.
Творческий (высокий) – работа выполнена на продуктивно-творческом уровне;
Уровень творческой активности и индивидуального видения. Речь идет об одаренности и заслуживает повышенного внимания.
Обучение детей должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
-формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
развитие творческого мышления, ощущения свободы на исполнительском уровне;
формирование восприятия мира и общества с точки зрения эстетики.
Требования к метапредметным результатам:
-овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
-адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
-овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
-готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты -посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Научно-методическое сопровождение:
Методическая литература для педагогов:
- Образовательная программа первого уровня обучения «Развивающие театральные игры по методике З.Я.Корогодского» Е.Копылова, Ю.Качалов. М.: ВЦХТ, «Я вхожу в мир искусства», 2008;
- Образовательная программа второго уровня обучения «Актерское мастерство» Е.Копылова, Ю.Качалов. М.: ВЦХТ, «Я вхожу в мир искусства», 2008;
- Программа четырехлетнего курса обучения подростков в театральных классах и школьных студиях «Актерская грамота» А.П.Ершова, В.М.Букатов, М. Просвещение, 1995 г.
- Программа «Школьный театр кукол» Ф.З.Файнштейн, Е.А.Плотникова, М.А.Разбаш.: М. Просвещение, 1995 г.
- Факультатив «Художественное чтение» В.М.Букатов.: М. Просвещение, 1995 г.
- Программа школы-студии «ДАЛИ» «Пластика» М.А.Зиновьева.: М.: ВЦХТ, «Я вхожу в мир искусства», 1997;
- Программа школы-студии «ДАЛИ» «Сценическое движение» А.И.Переяславцев.: М.: ВЦХТ, «Я вхожу в мир искусства», 1997;
- Программа школы-студии «ДАЛИ» «Сценическая речь» М.В.Терентьева: М.: ВЦХТ ( «Я вхожу в мир искусства»), 1997;
- Программа школы-студии «ДАЛИ» «Театральная игра» М.В.Терентьева: М.: ВЦХТ ( «Я вхожу в мир искусства»), 1997;
- Эмоции и чувства в сценическом творчестве. Бритаева Н.Х. - Саратов, 1986.
- Пластика в искусстве актера. Голубовский Б.Г. - М.: 1986.
- Наблюдение, этюд, образ. Голубовский Б.Т. -М-: 1990.
- Режиссура как практическая психология. Ершов П.М - М.: 1972.
- Технология актерского искусства. 2-е издание, Ершов П.М. - М.: 1992.
- Мастерство актера и режиссера - Захава Б.Е. М-: 1973.
- Основы сценического движения- Кох И. - Л., 1970.
- О пантомиме. Румнев И.О.- М., 1964.
- Об искусстве театра. Избранное. Станиславский К-С. - М.: 1982. - - Работа актера над собой. Станиславский К.С.Собр.соч., т.2 - М.,1954.
- Литературное наследие-В 2 Т. Чехов М.А. - М.: 1986-
Материально-техническое сопровождение:
Оборудование: мягкое половое покрытие, стулья, столы, скамейки, кубы, ширмы, станки, световое оборудование, музыкальный центр, миркрофоны и т.п.Костюмы, декорации и реквизит.
Планируемые результаты.
Требования к модели выпускника по окончании курса направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов;освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной творческой жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Ожидаемые результаты обучения по данной программе:
- способность выпускников ориентироваться в классических и современных направлениях театрального искусства;
- владение некоторыми элементами исследовательского метода;
- умение использовать полученные знания в повседневной жизни и ситуациях общественной дискуссии.
Ученик по окончанию курса должен:
- уметь обнаруживать внутренние помехи и зажимы на пути к созданию и воплощению образа, самостоятельно находить способы их устранения;
- обладать знаниями актерской этики и пользоваться ими в коллективном творческом труде, работать с партнером;
- свободно фантазировать, развивать заданные и собственные образные системы, переходить от образа к образу, комбинировать их;
- уметь выполнять индивидуальные, парные и групповые пластические
импровизации;
- уметь сочинить и воплотить пластический образ в этюде;
- уметь сочинять драматургию малых форм;
- уметь организовать коллективную работу над этюдами и воплотить свой замысел, подключив к работе партнеров;
- различать компоненты актерской выразительности, включать в работу весь психофизический аппарат;
- проводить драматический анализ драматического материала, четко формулировать сверхзадачу художественного образа роли, спектакля;
- участвовать в репетиции и проводить репетицию спектакля;
- уметь аргументировать собственную точку зрения в дискуссии в работе над спектаклем;
- уметь выполнять учебные и творческие задания, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
В процессе освоения учащимися курса дополнительного образования «Театр «Карнавал» формируются основные ключевые компетенции: учебно-познавательные, информационно-аналитические, коммуникативные, социально-бытовые, здоровьесберегающие, а так же предметные компетенции: культурологические, эстетикообразующия, креативная, художественно- речевая, художественно-пластическая. исполнительская:
1. учебно-познавательная – формирует способность трансформировать полученные на занятиях театральным искусством знания в творческую практику и самостоятельно искать и находить недостающие сведения, помогающие созданию художественного образа, воспитывает стойкий интерес к познанию в области различных гуманитарных наук и искусств.
2. информационно-аналитическая: формирует умение получать информацию об искусстве театра, его законов, а так же дополнительные сведения при подготовке роли об истории, этнографии, психологии и.т.п из всех доступных источников (лекция, дополнительная литература, Интернет, видеоматериалы), анализировать и применить полученные знания на практике.
3. коммуникативная: способствует продуктивному межличностному общению на уровне и формирует стойкие этические понятия разных социальных форм общения: «исполнитель-педагог», «партнер-партнер», «участник-коллектив».
4. социально-бытовая: формирует умение использовать исполнительские навыки, приобретенные в коллективном творческом труде вне учебного пространства (дополнительное образование, досуг, дом).
здоровьесберегающая: способствует развитию мышечной выразительности тела, формирует фигуру и осанку; устраняет недостатки физического развития, укрепляет здоровье, формирует правильный тип дыхания (диафрагмно-брюшное), знакомит с психологическими особенностями разных типов темперамента и характера человека, учит выбирать оптимальные формы труда для достижения поставленной цели без ущерба для здоровья;
культурологическая; способствует формированию мироощущения построенного на принципах психологии развития искусства в его историческом развитии, учит выявлять причинно-следственную связь возникновения духовных ценностей на основе материальной культуры, развивает художественно-образное мышление.эстетикообразующая: способствует формированию этического и эстетического понимания искусства в различных социальных, исторических, этнических проявлениях.
креативная: формирует способность преобразовывать полученную информацию в художественный сценический образ.
художественно-речевая: формирует правильное дыхание, дикцию, произношение, выразительность речи, способствует развитию речевого аппарата, голоса, речи, воспитывает любовь к художественному чтению.художественно-пластическая: формирует умение владеть телом и выражать им все оттенки настроения, музыкально исполнять движения танца, четко строить графический рисунок мизансцен, владеть приемами сценических трюков и пантомимы.
исполнительская: формирует умение донести до зрителя сформированный на репетициях художественный образ во время публичных выступлений;
Учебно-тематический план занятий
Группа «Кулиска» - 1 год обучения
№ Программный материал для занятий Всего часов теория практика
1. Раздел: «Беседы об искусстве» 4 3 1
2 Раздел: «Театральная игра» 14 2 12
3 Раздел: «Пластика тела» 12 1 11
4. Раздел: «Сценическая речь» 16 2 14
5. Раздел: «Кукольный театр» 15 1 14
6 Раздел: «Учебный спектакль» 9 1 8
Всего: 70 9 61
Группа «Петрушка» - 2 год обучения
№ Программный материал для занятий Всего часов теория практика
1 Раздел: «Театральная игра» 16 1 15
2 Раздел: «Пластика тела» 10 1 9
3 Раздел: «Сценическая речь» 30 7 23
4 Раздел: «Народно-обрядовый театр» 10 3 7
5 Раздел: «Русская ярмарка» 4 1 3
Всего: 70 13 57
Группа «Пьеро» - 3-й год обучения
№ Программный материал для занятий Всего часов теория практика
1 Раздел: «Театральная игра» 42 3 39
2 Раздел: «Пантомима» 18 3 15
3 Раздел: «Значение поведения в актерском искусстве» 10 1 9
4 Раздел: « Связь предлагаемых обстоятельств с поведением» 6 1 5
5 Раздел: « Основы практической работы над голосом» 8 1 8
6 Раздел: «Основы сценической лепки фразы» 10 1 9
7 Раздел: «Словесные действия» 8 1 8
8 Раздел: «Движение и музыка» 12 1 11
9 Раздел: «Бессловесные элементы» 8 1 7
10 Раздел: «Играем сказку» 18 2 16
Всего: 140 14 126
Группа «Арлекин» - 4-й год обучения
№ Программный материал для занятий Всего часов теория практика
1 Раздел: «Органичность поведения» 10 1 9
2 Раздел: «Словесные воздействия» 10 1 9
3 Раздел: «Бессловесные элементы действий» 24 1 23
4 Раздел: « Связь словесных действий с бессловесными элементами» 20 1 19
5 Раздел: « Основы сюжетно-фабульного анализа» 6 2 4
6 Раздел: «Органика и поиск собственных выразительных средств» 20 1 19
7 Раздел: «Понятие о литературно-художественном приеме» 8 1 7
8 Раздел: «Чтение произведения в слух» 6 6
9 Раздел: «Сочиняем сказку» 16 2 14
10 Раздел: «Играем сказку» 20 20
Всего: 140 10 130
Группа «Сирин» - 5-й год обучения
№ Программный материал для занятий Всего часов теория практика
1 Раздел: «Культура речи» 6 1 5
2 Раздел: «Рисуем голосом» 10 1 10
3 Раздел: «Особенности исполнения «Сказа» 12 1 11
4 Раздел: «Навыки импровизации в художественном чтении» 10 1 9
5 Раздел: « Жанры художественного слова: басня, былина, сказка» 20 3 17
6 Раздел: «Сценическое движение» 30 1 29
7 Раздел: «Этюд» 24 1 23
8 Раздел: «Логика действия в предлагаемых обстоятельствах» 12 1 11
9 Раздел: «Литературно-музыкальная композиция» 16 1 15
Всего: 140 11 129
Группа «Алконост» - 6-й год обучения
№ Программный материал для занятий Всего часов теория практика
1 Раздел: «Культура речи» 12 1 11
2 Раздел: «Творческий тренинг» 10 1 9
3 Раздел: «Сверхзадача и сверх и сверх сверх задача» 12 1 11
4 Раздел: «Основы грима» 10 2 8
5 Раздел: «Наблюдение» 8 1 7
6 Раздел: « Новогодний капустник» 16 1 15
7 Раздел: «Сценические бои» 24 24
8 Раздел: «Жанры художественного слова: поэзия, проза» 18 2 16
9 Раздел: «Импровизация» 6 1 5
10 Раздел: «Спектакль в стиле дель-арте» 24 1 23
Всего: 140 11 129
Группа «Лукоморье» - 7-й год обучения
№ Программный материал для занятий Всего часов теория практика
1 Раздел: «Сценические бои» 24 24
2 Раздел: «Метод действенного анализа» 20 2 18
3 Раздел: «Разнообразие художественных приемов современной литературы» 20 6 14
4 Раздел: «Драматический материал, как канва для выбора логики поведения действия» 6 2 4
5 Раздел: «Коллективно-игровая деятельность. Вечер отдыха» 20 1 19
6 Раздел: «Жанры художественного слова: монолог» 20 1 19
7 Раздел: «Работа актера над ролью в отрывке. Драматический монолог» 28 1 27
8 Раздел: «Спектакль в стиле притчи (легенды)» 37 2 35
Всего: 175 14 126
Группа «Талия» - 8-й год обучения
№ Программный материал для занятий Всего часов теория практика
1 Раздел: «Беседы об искусстве: театр перекресток эпох» 14 7 7
2 Раздел: «Актерский тренинг» 15 1 14
3 Раздел: «Движенческий тренинг» 15 1 14
4 Раздел: «Сценическая речь» 10 1 9
5 Раздел: «Навыки самостоятельной подготовки чтецкого материала » 5 5
6 Раздел: «Работа над созданием новогоднего спектакля» 21 1 20
7 Раздел: «Проявление характера персонажа» 5 1 4
8 Раздел: «Борьба как условие сценической выразительности» 5 1 4
9 Раздел: «Мизансцены в спектакле» 10 1 9
10 Раздел: «Сценография в спектакле» 10 1 9
11 Раздел: «Музыка в спектакле» 10 1 9
12 Раздел: «Параметры общения» 15 1 14
13 Раздел: «Работа по созданию спектакля в жанре комедии» 30 1 29
14 Сценическая деятельность 10 10
Всего: 175 18 157
Группа «Мельпомена» - 9-й год обучения
№ Программный материал для занятий Всего часов теория практика
1 Раздел: «Беседы об искусстве: театр арена борьбы добра со злом» 15 8 7
2 Раздел: «Актерский тренинг» 15 15
3 Раздел: «Движенческий тренинг» 10 10
4 Раздел: «Сценическая речь» 10 10
5 Раздел: «Навыки самостоятельной подготовки чтецкого материала» 5 5
6 Раздел: «Работа над созданием поэтического спектакля» 25 1 24
7 Раздел: «Специфика работы перед зрителем » 5 5
8 Раздел: «Подготовка чтецкого материала: басня, стихотворение, проза» 35 3 32
9 Раздел: «Исполнение чтецкого материала» 5 5
10 Раздел: «Работа над спектаклем в жанре трагедии» 40 1 39
11 Раздел: «Сценическая деятельность» 5 5
12 Раздел: «Анализ творческой работы. Самоанализ. Критика» 5 1 4
Всего: 175 14 161
Часовая нагрузка по основным разделам программы
Раздел Количество часов на изучение материала по годам обучения
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й 8-й 9-й Всего
Раздел 1: «Беседы об искусстве» 4 - 10 10 - - - 14 15 53
1.1 Раздел: «Беседы об искусстве» 4 14 15 33
1.2 Раздел: «Значение поведения в актерском искусстве» 10 10
1.3 Раздел: «Органичность поведения» 10 10
Раздел 2: «Сценическое движение» 26 26 72 24 30 24 24 25 10 261
2.1 Раздел: «Театральные игры» 14 16 42 - - - - - - 72
2.2 Раздел: «Пластика тела» 12 10 22
2.3 Раздел: «Пантомима» 18 18
2.4 Раздел: «Движение и музыка» 12 12
2.5 Раздел: «Бессловесные элементы действий» 24 24
2.6 Раздел: «Сценическое движение» 30 30
2.7 Раздел «Сценические бои» 24 24 48
2.8 Раздел: «Движенческий тренинг» 15 10 25
2.9 Раздел: «Мизансцены в спектакле» 10 10
Раздел 3: «Сценическое слово» 16 30 26 16 58 30 40 15 55 286
3.1 Раздел: «Сценическая речь» 16 30 10 10 66
3.2 Раздел: « Основы практической работы над голосом» 8 8
3.3 Раздел: «Основы сценической лепки фразы» 10 10
3.4 Раздел: «Словесные действия» 8 8
3.5 Раздел: «Словесные воздействия» 10 10
3.5 Раздел: «Чтение произведения в слух» 6 6
3.6 Раздел: «Культура речи» 6 12 18
3.7 Раздел: «Рисуем голосом» 10 10
3.8 Раздел: «Особенности исполнения «Сказа» 12 12
3.9 Раздел: «Навыки импровизации в художественном чтении» 10 10
3.
10 Раздел: « Жанры художественного слова: басня, былина, сказка» 20 20
3.
11 Раздел: «Жанры художественного слова: поэзия, проза» 18 18
3.
12 Раздел: «Жанры художественного слова: монолог» 20 20
3.
13 Раздел: «Разнообразие художественных приемов современной литературы» 20 20
3.
14 Раздел: «Навыки самостоятельной подготовки чтецкого материала » 5 5 10
3.
15 Раздел: «Подготовка чтецкого материала: басня, стихотворение, проза» 35 35
3.
16 Раздел: «Исполнение чтецкого материала» 5 5
Раздел 4: «Основы сценарного мастерства» - - - 30 - - - - - 30
4.1 Раздел: « Основы сюжетно-фабульного анализа» - - - 6 6
4.2 Раздел: «Понятие о литературно-художественном приеме»
8 8
4.3 Раздел: «Сочиняем сказку» 16 16
Раздел 5: «Мастерство актера» 15 4 14 40 36 46 26 60 15 256
5.1 Раздел: «Кукольный театр» 15 15
5.2 Раздел: «Русская ярмарка» 4 4
5.3 Раздел: « Связь предлагаемых обстоятельств с поведением» 6 6
5.4 Раздел: «Бессловесные элементы» 8 8
5.5 Раздел: « Связь словесных действий с бессловесными элементами» 20 20
5.6 Раздел: «Органика и поиск собственных выразительных средств» 20 20
5.7 Раздел: «Этюд» 24 24
5.8 Раздел: «Логика действия в предлагаемых обстоятельствах» 12 12
5.9 Раздел: «Творческий тренинг» 10 10
5.
10 Раздел: «Сверхзадача и сверх и сверх сверх задача» 12 12
5.
11 Раздел: «Основы грима» 10 10
5.
12 Раздел: «Наблюдение» 8 8
5. 13 Раздел: «Импровизация» 6 6
5.
14 Раздел: «Метод действенного анализа» 20 29
5.
15 Раздел: «Драматический материал, как канва для выбора логики поведения действия» 6 6
5.
16 Раздел: «Актерский тренинг» 15 15 30
5.
17 Раздел: «Проявление характера персонажа» 5 5
5.
18 Раздел: «Борьба как условие сценической выразительности» 5 5
5.
19 Раздел: «Сценография в спектакле» 10 10
5.
20 Раздел: «Музыка в спектакле» 10 10
5.
21 Раздел: «Параметры общения» 15 15
Раздел 6: «Сценическая практика» 9 10 18 20 16 40 85 61 80 339
6.1 Раздел: «Учебный спектакль» 9 9
6.2 Раздел: «Народно-обрядовый театр» 10 10
6.3 Раздел: «Играем сказку» 18 20 38
6.4 Раздел: «Литературно-музыкальная композиция» 16 16
6.5 Раздел: « Новогодний капустник» 16 16
6.6 Раздел: «Спектакль в стиле дель-арте» 24 24
6.7 Раздел: «Коллективно-игровая деятельность. Вечер отдыха» 20 20
6.8 Раздел: «Работа актера над ролью в отрывке. Драматический монолог» 28 28
6.9 Раздел: «Спектакль в стиле притчи (легенды)» 37 37
6.
10 Раздел: «Работа над созданием новогоднего спектакля» 21 21
6.
11 Раздел: «Работа по созданию спектакля в жанре комедии» 30 30
6.
12 Сценическая деятельность 10 5 15
6.
13 Раздел: «Работа над созданием поэтического спектакля» 25 25
6.
14 Раздел: «Специфика работы перед зрителем » 5 5
6.
15 Раздел: «Работа над спектаклем в жанре трагедии» 40 40
6.
16 Раздел: «Анализ творческой работы. Самоанализ. Критика» 5 5
Итого 70 70 140 140 140 140 175 175 175 1225
Содержание занятий.
Группа «Кулиска» - 1 год обучения
70 часов (61 час практики)
1. Раздел: «Беседы об искусстве» 4 часа ( 1 час практики)
Техника безопасности на занятиях студии. Волшебный мир театра. Актер профессия универсальная. Актерская этика. Учебная игра «поход в театр».
2. Раздел: «Театральная игра» 14 часов ( 12 часов практики)
Я в окружающем мире: я наблюдаю мир, я слышу мир, я осязаю и обоняю мир. Учебно-игровая деятельность на развитие сценического внимания. Учебно-игровая деятельность на развитие сценической свободы. Учебно-игровая деятельность на развитие сценической памяти. Учебно-игровая деятельность на развитие 5 органов чувств.
3. Раздел: «Пластика тела» 12 часов ( 12 часов практики)
УФП: гимнастическая растяжка, ритм., координация движений. Учебно-физический комплекс развития пластичности Учебно-игровая деятельность на снятие мышечных зажимов и релаксации.
4. Раздел: «Сценическая речь» 16 часов (14 часов практики)
Освобождение голоса. Тренинговые занятия на постановку дыхания и развитие дикции.
5. Раздел: «Кукольный театр» 15 часов ( 14 часов практики)
Руки актера-кукловода. Учебно-пластичное действие на развитие пластики рук. Этюды с руками. Придумывание персонажей и сочинение историй. Занятие на развитие воображения: создаем куклу.
6. Раздел: «Учебный спектакль» - 9 часов ( 9 часов практики)
Создание на основе пройденного материала учебного мини-спектакля с использованием скороговорок, потешек, закличек и.т.п. Творческий показ и анализ спектакля.
Группа «Петрушка» - 2 год обучения
70 часов (57 час. практики)
1. Раздел: «Театральная игра» 16 часов. ( 15 часов практики) Театр древнего мира. Греческий театр. Театральная игра «Мир вокруг меня». Мир природы: воздух, вода, земля, огонь, растения, животные, рыбы, птицы. Использование тематики местности в игровых занятиях.
2. Раздел: «Пластика тела» 10 часов ( 9 часов практики)
Упражнения на развитие координации движений. Равновесие. Движение в пространстве. Внутреннее движение.
3. Раздел «Сценическая речь» 30 часов ( 23 часа практики)
Словесные действия. Логика речи. Орфоэпия. Упражнения на выразительность речи. Скороговорки.
4. Раздел: «Народно-обрядовый театр» 10 часов (7 часов практики)
Праздники и обряды народов мира. Праздники народов Севера. Славянские праздники.
5. Раздел: «Русская ярмарка» 4 часа (1 час практики)
Праздничная программа на основе русского народного творчества. Показ программы перед зрителями. Петрушка.
Группа «Пьеро» - 3-й год обучения
140 часов (126 часов практики)
1. Раздел: «Театральная игра» 42 часа (39 часов практики)
Исторические корни театрального искусства. Историко-бытовой театр. Учебно-игровые занятия «Кто рядом со мной»: близкие – далекие; знакомые – незнакомые; маленькие и взрослые. Учебно-игровые занятия: «Мир предметов»: предметы принадлежащие мне; предметы в моем доме; предметы домов и улиц; душа предмета. Учебно-игровые занятия: «Мир художественных произведений»: мир обряда; мир фольклора; мир художественного произведения. Строить и развивать цепочки ассоциаций. Сочинять рассказы – коллективно и индивидуально.
2. Раздел: «Пантомима» 18 часов (15 часов практики)
Пантомима как вид зрелищного искусства. Виды пантомимы. Пантомима первобытная. Пантомима лирическая. Пантомима клоунская. Упражнение «Стена». «Предмет», «Стихия», «Животное», этюды по 4 типам темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Подготовка концертных номеров в жанре пантомимы. Участие в показе номеров.
3. Раздел: «Значение поведения в актерском искусстве» 10 часов ( 9 часов практики)
Значение поведения в актерском искусстве. Актерская этика. К.С.Станиславский об актерской этике. Ролевые игры на развитие партнерских отношений. Возможности актера «превращать», преображать с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию, партнеров. Компоненты поведения ( интонация, мимика, жесты). Выразительность действия по наблюдениям в жизни, кино, литературе, живописи. Этюды по картине.
4. Раздел: « Связь предлагаемых обстоятельств с поведением» 6 часов ( 5 часов практики)
Связь предлагаемых обстоятельств (истории, предыстории) с поведением. Помощь актерав в превращении от декораций до костюмов. Новогодние этюды.
5. Раздел: «Основы практической работы над голосом» 8 часов ( 7 часов практики)
Основы практической работы над голосом. Упражнение на развитие голосовых регистров.
6. Раздел: «Основы сценической лепки фразы» 10 часов ( 9 часов практики)
Основы сценической лепки фразы. Логика построения разы. Логические ударения.
7. Раздел: «Словесные действия» 8 часов ( 7 часов практики)
Психофизическая выразительность речи. Словесные воздействия как подтекст. Речь и тело. Интонационные монологи. Интонационные диалоги.
8. Раздел: «Движение и музыка» 12 часов ( 11 часов практики)
Движение и музыка. Сочинение этюдов к музыкальной теме. Этюд и песня.
9. Раздел: «Бессловесные элементы» 8 часов ( 7 часов практики)
Совершенствование использования элементов бессловесного действия. Этюдная практика.
Парные этюды. Групповой этюд.
10. Раздел: «Играем сказку» 18 часов ( 16 часов практики)
Подготовка и показ спектакля в жанре сказки.
Группа «Арлекин» - 4-й год обучения
140 часов (130 часов практики)
1. Раздел: «Органичность поведения» 10 часов (9 часов практики).
Развитие требований к органичности поведения в условиях вымысла. Открытие роли особых значительных событий в возникновении интересного поведения. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах запланированного события.
2. Раздел: «Словесные воздействия» 10 часов (9 часов практики)
Словесные воздействия. Классификация простых ( опорных) словесных воздействиях. Воздействие на внимание партнера, воздействие на волю партнера, воздействие на память партнера, воздействие на чувства (самочувствие) партнера, воздействие на мышление партнера, воздействие на воображение партнера. Сложные (составные) словесные воздействия. Подтекст и текст литературного произведения.
3. Раздел: «Бессловесные элементы действий» 24 часа (23 часа практики)
Знакомство с элементарными закономерностями логики действий. Бессловесные элементы действия и их значение ( пристройки, оценки, вес, мобилизация). Оправдание заданных элементов действий. Включение в представление о предлагаемых обстоятельствах заданной особенности характера действия. Наблюдение их в жизни, литературе, кино, театре. Представление о неразрывной связи психического и физического в действии.
4. Раздел: « Связь словесных действий с бессловесными элементами»20 часов ( 19 часов практики).
Разные варианты соединения задаваемых элементов бессловесного действия со словесными воздействиями. Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Действенный характер этюда. Сочинение этюда.
5. Раздел: « Основы сюжетно-фабульного анализа» 6 часов (4 часа практики)
Понятие сюжет, фабула, композиция, тема, идея, конфликт, характеристика персонажей. Практические задания по закреплению материала.
6. Раздел: «Органика и поиск собственных выразительных средств» 20 часов ( 19 часов практики)
Этюды на развитие импровизации.
7. Раздел: Раздел: «Понятие о литературно-художественном приеме» 8 часов ( 7 часов практики)
Литературно-художественные приемы подачи текста. Практические задания
8. Раздел: «Чтение произведения в слух» 6 часов (6 часов практики)
Художественное чтение как вид исполнительского искусства. Чтение с листа и наизусть. Анатомия, изиология и гигиена речевого аппарата. Литературное произношение.
9. Раздел: «Сочиняем сказку 16 часов (14 часов практики)
Навыки создания драматического материала. Драматический текст. Инсценировка. Игры на развитие навыков сочинительства.
10. Раздел: «Играем сказку» » 20 часов (20часов практики)
Постановка созданной групповой работы: пьесы- сказки. Демонстрация пьесы перед зрителями.
Группа «Сирин» - 5-й год обучения
140 часов (129 часов практики)
1. Раздел: «Культура речи» 6 часов ( 5 часов практики)
Критерии красоты разговорной и сценической речи. Схожее и различное. Понятие литературная речь, диалект, сленг, акцент.
2. Раздел: «Рисуем голосом» 10 часов ( 9 часов практики)
Выразительное чтение. Оттенки голоса. Передача подтекста интонацией.
3. Раздел: «Особенности исполнения «Сказа» 12 часов ( 11 часов практики).
Работа над чтецким материалом в жанре сказа. Литературный материал ЯНАО.
4. Раздел: «Навыки импровизации в художественном чтении» 10 часов ( 9 часов практики)
Импровизация на заданную тему. Речевые характеристики персонажей.
5. Раздел: « Жанры художественного слова: басня, былина, сказка» 20 часов (17 часов практики)
Работа над чтецким материалом в жанре басня, былина, сказка.
6. Раздел: «Сценическое движение» 30 часов ( 29 часов практики)
Комплекс упражнения на развитие пластичности. Ходьба. Бег. Падение. Виды падений. Этюды с падениями.
7. Раздел: «Этюд.» 24 часа ( 23 часа практики).
Драматургия этюда. Законы построения драматического действия. Архитектоника. Три главных события драмы. Конфликт. Сквозное действие. Сверхзадача. Творческий практикум работы с воображаемыми предметами в предлагаемых обстоятельствах.
8. Раздел: «Логика действия в предлагаемых обстоятельствах» » 12 часов (11 часов практики).
Роль предлагаемых обстоятельств в выполнении заданной логики действий. Заданные словесные воздействия как предлагаемые обстоятельства.
9. Раздел: «Литературно-музыкальная композиция» 16 часов (15 часов практики)
Совместная работа учащихся над созданием литературно-музыкальной композиции.
Группа «Алконост» - 6-й год обучения
140 часов (129 часов практики)
1. Раздел: «Культура речи» 12 часов (11 часов практики)
Работа перед аудиторией. Ораторское искусство. Правила ведения монолога. Правила ведения диалога.
2. Раздел: «Творческий тренинг» 10 часов (9 часов практики)
Тренинг опорного голосоведения. Расширение голосового диапазона. «Гимнастика чувств». Развитие антазии и воображения. Композиционное мышление.
3. Раздел: «Сверхзадача и сверх и сверх сверх задача» 12 часов (11 часов практики)
Понятие сверхзадачи. Этюдная практика.
4. Раздел: «Основы грима» 10 часов ( 8 часов практики)
Физиология лица. Лицо и художественный образ. Техника наложения грима. Разработка эскиза лица. Практическое задание.
5. Раздел: «Наблюдение» 8 часов (7 часов практики)
Наблюдение. Имитация. Копирование. Пародия.
6. Раздел : « Новогодний капустник» 16 часов ( 15 часов практики)
Капустник как жанр сценического действия. Коллективная сценарная работа. Создание новогоднего капустника.
7. Раздел: «Сценические бои» 24 часа ( 24 часов практики)
Комплекс упражнения на развитие пластичности. Сценический бой. Пощечина. Драка. Перенос.
8. Раздел: «Жанры художественного слова: поэзия, проза» 18 часов ( 16 часов практики)
Подготовка чтецкого материала: поэзии и прозы.
9. Раздел: «Импровизация» 6 часов ( 5 часов практики)
Комедия масок. Этюды на импровизацию в жанре комедии дель-арте.
10. Раздел: «Спектакль в стиле дель-арте» 24 часа ( 23 часа практики)
Разработка коллективного сценария и постановка спектакля в жанре комедии дель арте.
Группа «Лукоморье» - 7-й год обучения
175 часов (126 часов практики)
1. Раздел: «Сценические бои» 24 часов ( 24 часов практики)
Комплекс упражнения на развитие пластичности. Сценический бой. Пощечина. Драка. Перенос. Повторение пройденного ранее материала. Групповые драки.
2. Раздел: «Метод действенного анализа» 20 часов (18 часов практики)
Творческий практикум. Создание легенды героя. Лепка образа с помощью метода действенного анализа. Провокации в работе с партнером.
3. Раздел: «Разнообразие художественных приемов современной литературы» 20 часов ( 14 часов практики)
Виды и жанры современной литературы. Техника исполнения современной поэзии.
4. Раздел: «Драматический материал, как канва для выбора логики поведения действия» 6 часа ( 4 часа практики).
Предварительная работа над образом. Что может подсказать пьеса о своих героях. Влияние жанра на трактовку образа. Тренинг по анализу пьесы с точки зрения конфликта героя.
5. Раздел: «Коллективно-игровая деятельность. Вечер отдыха» 20 часов ( 19 часов практики)
Разработка и проведение вечера отдыха.
6. Раздел: «Жанры художественного слова: монолог» 20 часов ( 19 часов практики)
Особенности прочтения драматического монолога. Монолог предмета, стихии, животного, монолог персонажа.
7. Раздел: «Работа актера над ролью в отрывке. Драматический монолог. Драматический диалог.» 28 часов ( 27 часов практики)
Подготовка и показ сценического образа: монолог и диалог.
8. Раздел: «Спектакль в стиле притчи (легенды)» 37 часов ( 35 часов практики)
Разработка, создание и постановка спектакля в жанре притчи ( легенды).
Группа «Талия» - 8-й год обучения
175 часов ( 157 часов практики)
1. Раздел: «Беседы об искусстве: театр перекресток эпох» 14 часов ( 7 часов практики)
Основы сценического искусства. Актерская диагностика. Историческая ретроспектива развития театрального искусства. Исторические этюды: «Театр Древней Греции», «Средневековая литургия», « Комедия дель арте», « Мелодрама», «Водевиль», Шекспировский театр. Современные театральные формы. Театр и человек.
2. Раздел: «Актерский тренинг» 15 часов ( 14 часов практики)
Психотехника. Актерский ансамбль. Погружение в предлагаемые обстоятельства. Ролевой тренинг.
3. Раздел: «Движенческий тренинг» 15 часов ( 14 часов практики)
Физический тренинг. Упражнение на релаксацию и освобождение мышц. Темпо-ритм в театральном творчестве. Пластическая выразительность действия и характерности.
4. Раздел: «Сценическая речь» 10 часов ( 9 часов практики)
Дыхательный тренинг. Голосовой тренинг. Дикционный тренинг.
5. Раздел: «Навыки самостоятельной подготовки чтецкого материала » 5 часов ( 5 часов практики) Навыки самостоятельной подготовки чтецкого материала. Самостоятельная работа по повтору и закреплению ранее полученных знаний по разделу сценической речи.
6. Раздел: «Работа над созданием новогоднего спектакля» 21 час ( 20 часов практики)
Событийно-действенный анализ. Этюдно-репетиционная работа. Жанр и способ существования. Художественная форма спектакля.
7. Раздел: «Проявление характера персонажа» 5 часов ( 4 часа практики)
Проявление характера персонажа. Типы темпераментов. Жесты. Мимика. Походка.
8. Раздел: «Борьба как условие сценической выразительности» 5 часов (4 часа практики)
Борьба, как условие сценической выразительности. Конфликт. Виды конфликта.
9. Раздел: «Мизансцены в спектакле» 10 часов ( 9 часов практики)
Мизансцены в спектакле. Виды и типы мизансцен. Мизансценирование спектакля. Связь мизансцены с задачей каждой сцены и спектакля в целом.
10. Раздел: «Сценография в спектакле» 10 часов ( 9 часов практики)
История сценографии. Пространство сцены. Декорации. Бутафория. Реквизит. Костюмы. Афиша. Пригласительный билет. Программка. Этюдная работа с элементами оформления спектакля.
11. Раздел: «Музыка в спектакле»10 часов ( 9 часов практики)
История музыки и театра. Виды музыкальной драмы. Характер и музыка. Жанр и музыка. Мелодекламация.
12. Раздел: «Параметры общения» 15 часов ( 14 часов практики)
Параметры общения. Актерский ансамбль. Этюдная практика.
13. Раздел: «Работа по созданию спектакля в жанре комедии» 30 часов ( 29 часов практики) Событийно-действенный анализ. Этюдно-репетиционная работа. Жанр и способ существования. Художественная форма спектакля.
14. Сценическая деятельность 10 часов (10 часов практики) Творческий показ спектакля.
Группа «Мельпомена» - 9-й год обучения
175 часов (161 час практики)
1. Раздел: «Беседы об искусстве: театр арена борьбы добра со злом» 15 часов (7 часов практики)
Основы сценического искусства. Актерская диагностика. Вечные конфликты. Добро побеждает зло.
2. Раздел: «Актерский тренинг» 15 часов ( 15 часов практики)
Повторение тренингов .Этюды.
3. Раздел: «Движенческий тренинг» 10 часов ( 10 часов практики)
Повторение тренингов. Этюды.
4. Раздел: «Сценическая речь» 10 часов ( 10 часов практики)
Повторение тренингов. Этюды.
5. Раздел: «Навыки самостоятельной подготовки чтецкого материала» 5 часов ( 5 часов практики)
Учебный практикум.
6. Раздел: «Работа над созданием поэтического спектакля» 25 часов ( 24 часа практики)
Разработка и постановка спектакля.
7. Раздел: «Специфика работы перед зрителем » 5 часов ( 5 часов практики)
Специфика работы актера перед зрителем. Восстановление и неоднократный показ спектакля. Импровизация и точность от спектакля к спектаклю.
8. Раздел: «Подготовка чтецкого материала: басня, стихотворение, проза» 35 часов ( 32 часа практики)
Подготовка художественных номеров: басни, стихотворения, прозы.
9. Раздел: «Исполнение чтецкого материала» 5 часов ( 5 часов практики)
Сдача – выступление с чтецким репертуаром.
10. Раздел: «Работа над спектаклем в жанре трагедии» 40 часов ( 39 часов практики)
Разработка и постановка спектакля.
11. Раздел: «Анализ творческой работы. Самоанализ. Критика.» 5 часов ( 4 часа практика)
Тренировка умения проанализировать работу свою и своих товарищей. Умение видеть рост от спектакля к спектаклю. Приобретение умения работать над совершенствованием роли: закрепление удачных находок и устранение ошибок.
5. Список литературы:
Асеев Б.Н.. История русского драматического театра. -М:, 1986.
Белинский В.Г. О драме и театре: В.2 Т.. - М.:, 1983.
Бояджиев Г.Н. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров. - М.: 1974 г.
Бритаева Н.Х. Эмоции и чувства в сценическом творчестве. - Саратов, 1986.
Васильева Т.И. Упражнения по дикции, (согл. звуки). Учебное пособие. - М-: 1998.
Герцен А,И. Об искусстве. - М., 1954.
Головня В.В. История Античного театра. -М., 1972.
Голубовский Б.Г. Пластика в искусстве актера. -М.: 1986.
Голубовский Б.Т. наблюдение, этюд, образ. -М-: 1990.
Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М.:, 1981 г.
Гугова В.И.Сценическая речь. -М.: 1986.
Ершов П.М- Режиссура как практическая психология. - М.: 1972.
Ершов П.М. Технология актерского искусства. 2-е издание,- М.: 1992.
Запорожец Т.И- Логика сценической речи. - М.:1974.
Захава Б.Е. Мастерство актера и режиссера - М-: 1973. Кох И. Основы сценического движения- - Л., 1970.
История зарубежного театра / Под общей редакцией Г.Н. Бояджиева, А.Г. Образцовой и др.-М,1981-1987.-Т. 1-4.
Немирович-Данченко В.И. О творчестве актера.- М.: 1984. Ремез 0-Я. Об искусстве режиссера. - М-: 1981.
Румнев И.О. О пантомиме. - М., 1964. Рудницкий К.Л. Мейерхольд. -М.: 1981.
Станиславский К-С. Об искусстве театра. Избранное. •- М.: 1982.
Станиславский К.С. Работа актера над собой. Собр.соч., т.2 - М.,1954.
Чечетин А.И.«Основы драматургии театрализованных представлений» - М.: , 1981 г.
Чехов М.А. Литературное наследие-В 2 Т. - М.: 1986-
Хайченко Г.А. Страницы истории советского театра-- М:.,1983
Юнаковский В.С. «Сценарное мастерство» - М.: , 1974 г.
Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.
Сборники сценариев для школьного театра.
Драматургия зарубежных авторов.
Российская драматургия.
Литература для детей:
Станиславский К.С. Собрание сочинений . - М.:1954.
Театр, где играют дети. Учебно-методическое пособие. - М.: 2001.
Энциклопедия для детей. Искусство. 3 Т.,Аванта+ 2000.
Энциклопедический словарь юного зрителя: театр, кино, цирк, эстрада, телевидение.
М..1989.
Сборники сценариев для школьного театра.
Драматургия зарубежных и отечественных авторов:
1. Софокл – «Антигона»
2. Еврипид – «Медея»;
3. У.Шекспир – «Гамлет»
4. У.Шекспир - «Укрощение строптивой»;
5. Лопе де Вега - «Овечий источник»;
6. Лопе де Вега - «Собака на сене»;
7. К.Гоцци - «Турандот»;
8.К.Гольдони - «Слуга двух господ»;
9. Ж.Б.Мольер - «Скупой»;
10. Ж.Б.Мольер - «Мещанин во дворянстве»;
11. Ф. Шиллер - «Коварство и любовь»;
12. Ф.Шиллер - «Разбойники»;
13. Д. Фонвизин - «Недоросль»;
14. И.Крылов - «Урок дочкам»;
15. А.Пушкин - «Борис Годунов»;
16. А.Пушкин - «Маленькие трагедии»;
17. Н.Гоголь - «Женитьба»;
18. Н.Гоголь- «Ревизор»;
19. А.Островский - «Доходное место»;
20,А.Островский - «Бесприданница»;
21. А.Чехов - «Чайка»;
22. А.Чехов - «Три сестры»;
23. А.Блок - «Балаганчик»;
24. Л. Андреев - «Жизнь человека»;
25. Г.Ибсен - «Кукольный дом»;
26. Б.Шоу - «Дом, где разбиваются сердца»;
27. М. Метерлинк - «Синяя птица»;
28 Б.Брехт - «Матушка Кураж и ее дети»;
29. В.Маяковский - «Баня»;
30. А.Арбузов – «Иркутская история»;
31. А.Володин – «Пять вечеров»;
32. А.Вампилов – «Старший сын»;
33.Е.Шварц – «Тень».