Конспект урока по истории на тему Россия в XVIII веке (7 класс)
Обобщающий урок по теме « Россия в XVIII веке »
Урок-КВН
(1слайд )
Учитель. Здравствуйте, уважаемые гости, ребята.
Садитесь.
Ребята, сегодня у нас урок-КВН, по 18 веку. Соревнуются две команды:
Цель. На уроке мы с вами вспомним об основных событиях, терминах, личностях, датах 18 века.
Эпиграф: «В мире нет другой нации,
которая стала бы столь
выдающейся во всех областях
в столь короткий срок.
(2слайд )
1 конкурс. Фестиваль одной песни (3 слайд)
Внимательно слушайте музыку(слушают музыку)
Прозвучала песня «Коль славен наш господь в Сионе».
Вопрос обоим командам: кто автор этой песни? Что вы о ней знаете? Ответ напишите на листочках.
( Ответ Авторы: поэт – Михаил Матвеевич Херасков, композитор – Дмитрий Степанович Бортнянский. Это песня является национальным духовным гимном 18 века, которая существовала до 20 века.)
2 конкурс
Домашнее задание.
Каждой команде было задано инсценировать одну сцену из жизни известных личностей этого периода. Какая команда выступит убедительнее, понятнее. Это оценит жюри.
Сцена 1
Ведущий. А сколько блистательных талантов дал 18 век! Среди них--- величайший гений мира, русский учёный, поэт Михаил Васильевич Ломоносов. ( Сцена: сидят Шувалов Иван Иванович, Ломоносов Михаил Васильевич, другие учёные.)
Шувалов. Ах, Михаил Васильевич! Как вам не надоест физика и химия? Ей-богу, было бы лучше, если бы вы то время, которое тратите на физические и химические опыты, посвятили бы словесным наукам.
Ломоносов. Одно к другому не помеха. Я на физические и химические опыты не отнимаю время, а занимаюсь ими в свободное время вместо бильярда.
Шувалов. Михайло Васильевич! Почему вы надели кафтан со стеклянными пуговицами? Стекло давно вышло из моды.
Ломоносов. Вовсе нет, просто мы не сумели оценить стекло по достоинству. Стекло, господа, не такая уж простая вещь, как кажется на первый взгляд. Да, стекло хрупко, но оно имеет кроме сего недостатка массу достоинств. Я готов доказать, что человечество пропало бы без стекла.
Шувалов. Интересно. Человек не может жить без пищи, без воздуха, без денег – это я понимаю
Ломоносов. Все эти вещи важные, но и стекло не уступает им. Например, стекло обнаруживает чистоту напитка, наливаемого в него. Оттого напиток бывает нам слаще. Мы лечили болезни лекарствами, а лекарства приготавливают и хранят в стекле. При ослабевшем зрении что помогает нам вернуть его былую остроту? Очки из стекла. В земную пору стекло творит истинное чудо, позволяя нам укрываться от холода за толстыми стенами и одновременно пользоваться солнечным светом. А зеркало? Что бы без него делали наши красавицы?
Шувалов. Стекло! Вы Михайло Васильевич, говорили о стекле как поэт, вам просто необходимо написать об этом стихи. Я прошу Вас.
Ломоносов. Ваше желание для меня свято. 8 лет назад все мы дивились красоте мозаик, привезённых его сиятельством вице-канцлером из Рима, но мы можем не худшего качества мозаику сделать из Российских материалов, и при том в три раза дешевле. Мы можем делать мозаичные столы, зеркальные рамы, шкатулки, табакерки, цветные стёкла, бисер. А мы их везём из-за границы, посему они у нас очень дороги. ( уходит, обращаясь к залу) Прошение заготовлено, а стихи будут.
Сцена 2.
Ведущий. Ни одна сталь, никакой камень не выдержал бы того, что должна была выносить и выносила человеческая натура. Имя Емельяна Пугачёва гремело во всех краях. Народ помнил войну, помнил пугачёвщину, помнил и слова великого бунтовщика Пугачева: «Я – не ворон, я – вороненок, а ворон – то ещё летает».
( На сцене Екатерина 2, берёт со столика книгу)
Екатерина 2. «Путешествие из Петербурга в Москву».Скучновато, Слог тяжел, но есть верные наблюдения, еще страниц десять-двадцать прочту, а там , глядишь, и засну.
Ведущий. Но вот прочитаны 20, затем 40 страниц. Императрица забыла о сне, лицо ее пошло пятнами.
Екатерина 2. Зараза французская. И тут она, о боже! Печатано без дозволения. Книгу отобрать и сжечь. Тут рассеивание заразы французской. Кроме раскола и разврату, ничего не усматриваю из сего сочинения. Сочинитель Радищев-бунтовщик хуже Пугачева.
Ведущий. Приговор сената: дворянина А. Н. Радищева, автора книги «Путешествие из Петербурга в Москву», лишить всех чинов, дворянского звания, казнить смертию, отсечь голову. Но смертную казнь заменили десятилетней ссылкой в Илимский острог, откуда ни один арестант не возвращался живым.
Молодой человек. Куда вы? Куда вас ведут?
Ямщик. Отойди, господин не разрешено говорить с арестантом.
Радищев. Ты хочешь знать, кто я? Что я? Куда я еду?
Я тот же, что и был и буду весь свой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек.
Дорогу проложить, где не было и следу,
Для борзых смельчаков и в прозе ив стихах
Чувствительным сердцам и истине я в страх
В острог Илимский еду.
Ведущий. Эти стихи сочинил на последнем перегоне в Илимский острог первый революционер России А. Н. Радищев.
3-конкурс (4 слайд)
Знаете ли, вы, когда правили правители?
Напишите правильно на листочках.
1682-1725 – Петр 1
1725-1727 – Екатерина 1
1727-1730 – Пётр 2
1730-1740 – Анна Ивановна
1740-1741 – Иван Антонович
1741-1761 – Елизавета Петровна
1761-1762 – Пётр 3
1762
· Екатерина 2
1796-1801 – Павел
4-конкурс
Игра в домино: «Выдающиеся деятели науки и культуры»
Ребята, вы должны правильно найти пары
Василий Кириллович Новое
Тредиаковский стихосложение
Денис Иванович «Недоросль»
Фонвизин
Николай Михайлович «Бедная Лиза»
Карамзин
Александр Николаевич «Путешествие из
Радищев Петербурга в Москву»
Дмитрий Степанович «Коль славен наш
Бортнянский Господь в Сионе»
(Празднество сеньора)
Фёдр Степанович портрет Екатерины 2
Рокотов
Владимир Лукич портрет
Боровиковский М.И. Лопухиной
Федор Иванович бюст
Шубин М.В. Ломоносова
Иван Фёдорович и
Михаил Иванович Царь – колокол
Моторины
Иван Иванович паровой двигатель
Ползунов
Иван Петрович микроскоп
Кулибин
5 конкурс (5 слайд)
Знаете ли, вы, как долго продолжались эти события. Решите эти хронологические задачи.
Северная война 1700-1721 21 год
Царствование Петра I 1682-1725 43 года
Царствование Екатерины II 1762-1796 34 года
Крестьянская война Е. И. Пугачева 1773-1775 2 года
Дворцовые перевороты 1725-1762 37 лет
6 конкурс ( 6 слайд)
Архитектурные памятники
На экране два архитектурных памятника в стиле барокко и классицизм.
Капитаны выбирают себе один из памятников, и опишут его. Ваше умение будет учитывать уважаемое жюри.
Зимний дворец в Петербурге
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Дом Пашкова в Москве
Зимний дворец в Петербурге. Был построен архитектором В.В. Растрелли в стиле барокко. В нем зодчество сливается со скульптурой. Подчеркивается обилием украшений. Особенно прекрасен дворец в лучах солнца. Словно в медленном танце, колонны расходятся, сближаются, сгущаются в букеты колонны.
Дом Пашкова построен архитектором В. И. Баженовым в стиле классицизма. Представляет симметричность, четкость, строгость линий, колонн. Проявляются черты античности.
7 конкурс (7 слайд)
О ком идет речь?
Он рассчитывал свергнуть Екатерину I и занять «отчий престол», на котором он будет для народа своим, «мужицким» царём.
(Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва 1773 – 1775 гг.)
Непросто было ему поступить в первое в России высшее учебное заведение – Славяно – Греко – латинскую академию. но он добился своего и стал учиться.
(О Ломоносове, об учёбе)
О каком событии идет речь?
27 июня 1709 года войском был зачитан приказ Петра: «Воины, вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за Отечество»
(Северная война 1700 – 1721 гг)
Россия не просто получила выход в Черное море, но и стала великой черноморской державой. Началось освоение плодородных причерноморских земель, строительство на них многих портов и городов. (Русско-турецкая война 1787-1791)
8 конкурс. Викторина.
1. Кто ввел новое летоисчисление?(Петр 1)
2. Кто первым начал Северную войну?(шведы)
3. Какое сражение называется «матерью Полтавской баталии» (сражение при Лесной)
4. В каких государствах побывал Петр Великий? (Голландия, Англия, Франция, Германия, Польша)
5. Какими ремеслами владел Петр?(15, плотник, слесарь, столяр, фельдшер, кузнец. переводчик, бухгалтер, штурман, кораблестроитель)
6. Что получила Россия в результате Северной войны?(Балтийское море)
7. Кто сказал: «Тяжело в учении – легко в бою» (Суворов)
8. Что такое колядки? (обрядовые песни, с которыми люди ходили по домам, желая счастья и благополучия)
9. При каком императоре пришли в Россию немцы? (Анна Ивановна)
10. Кто утвердил Звезду и знак Святого Георгия? ( Ек. 2)
Учитель. Молодцы, ребята. Я надеюсь, что вы теперь надолго оставите в своей памяти то. что мы повторили. Очень активно работала команда.
15