Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Употребление фразеологических оборотов в речи
Урок русского языка в 6 классе
Тема: Употребление фразеологических оборотов в речи.
Образовательные ресурсы: тексты, словари XXI века, кластеры.
Цель: коррекция и тренинг изученных понятий и алгоритмов
Задачи:
1.Употреблять фразеологические обороты в речи.
2.Приобрести навыки грамотного и вдумчивого чтения.
3.Высказывать свою точку зрения и аргументировать её.
Формы и методы обучения: методы – частично- поисковый, формы – общение, диалог.
Ход урока.
Организационный момент:
Приветствие учащихся, проверка рабочих мест.
Проверка домашнего задания - приём «Толстые и тонкие вопросы»
-Что было предметом изучения на прошлом уроке?
-Фразеологический оборот.
-А что стало результатом изучения темы?
-Составление кластера.
-В чём заключалась суть этой работы?
-Кластер помогает нам рассказать о понятии «фразеологизм», о том, что входит в это понятие.
-Продемонстрируйте свои работы (учащиеся демонстрируют свои работы)
-Что ещё вы готовили к сегодняшнему уроку?
-Подбирали фразеологизмы по ключевому слову и иллюстрировали их : душа, нос, зуб, рука.
-Представьте свои работы классу.
-Ребята, посмотрите какое разнообразие фразеологических оборотов в нашей речи, которые делают её более яркой и выразительной. А убедиться в этом нам сегодня и предстоит. Но для начала проверим себя: понимаем ли мы смысл фразеологизмов. Делимся на 4 группы.
-Разберёмся с первым заданием. Внимание на экран. (задание 1-3 на слайде).
Задание №1
Подберите к словам фразеологизмы, близкие по смыслу. Соедините стрелками. Объясните значение с помощью фразеологического словаря русского языка 21 века под редакцией Н. В.Баско, В.И. Зимина, привести примеры. Ребята это очень необычный словарь, в нём вы найдёте объяснения значений не отдельных слов, а целых образных выражений- фразеологических оборотов.
Неожиданно сломя голову
Никого как вкопанныйСтремительно как снег на голову
Неподвижно ни души
Учащиеся объясняют значение фразеологизмов:
Сломя голову - очень быстро, стремительно.- Штабс – капитан, ждавший всё утро доктора, сломя голову бросился к воротам.
Ни души – никого, ни одного человека.- Набережная была пуста, ни души, за исключением какого- то юнца.
Как снег на голову- неожиданно, внезапно.
Жена, правда, приехала внезапно, нагрянула как снег на голову.
Как вкопанный- совершенно неподвижно; внезапно замерев на месте.
А мой Копейкин, можете вообразить, ни с мечта, стоит как вкопанный.
Задание №2
Составить фразеологические обороты и объяснить их значение:
Есть, голову, что, душа, кошка, сломя, силы, в , как, с, собакой, от, два, горшка, по, считать, бросать, душу, маслу, ворон, быстро, тень, вершка.
При выполнении задания №2 у учащихся возникло затруднение при определении значения фразеологического оборота «Как по маслу», значение которого они узнали из словарной статьи фразеологического словаря русского языка 21 века:
- «Без всяких затруднений и осложнений. О жизни, делах, событиях, работе и т.д.
Молодые супруги были счастливы, и жизнь их текла как по маслу. А.Чехов. Попрыгунья. Всё шло, как по маслу… Поезд медленно тронулся… Провожающие, как им и полагается, махали руками, платками и шляпами. В.Аксёнов. Московская сага.
-А сейчас творческое задание, можете ли вы самостоятельно найти в тексте фразеологические обороты?
-Да.
Задание №3. Найти в рассказе 10 фразеологизмов. Объяснить их значение. Сделайть вывод о значении фразеологизмов в русском языке.
Кашу маслом не испортишь
-Саша, не стучи: уже поздно ,соседи спят,- сказала мама. А Саша стучит.
-Прекрати стук! – сказал папа.
А Саша стучит….
-Как об стенку горох, - говорит бабушка.- Ему хоть кол на голове теши, а он все свое…
Отберу молоток!.. Стучит…
-Сказано – сделано!- Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.
-Отдай!
-Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей! Саша заплакал.
-Я машину чиню… А бабушка:
-Всему свое время.
-Зачем молоток унесла?
-Ему про Ерему, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Русским языком сказано, поздно уже, все спят.
-Не все: мы не спим.
-Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.
Папа сказал:
-Какая живая у нашей бабушки речь
-вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.
А бабушка говорит:
-Кашу маслом не испортишь.
Физминутка
-А сейчас мы немного отдохнём. Каждый из вас сможет побывать в роли актёра «немого жанра».
Задание: По очереди ученик подходит к столу, берёт карточку с написанным фразеологизмом, читает его про себя, а затем изображает написанное. Если необходимо, пользуется реквизитом, который находится в коробочке (горох, шапка и т.д.)
Задача учащихся:
-назвать фразеологизм, объяснить его значение.
(Как горох об стену, кусать локти, работать спустя рукава, на вору шапка горит.)
Рефлексия.
-Что было предметом разговора сегодня?
-Что узнали?
-Чему научились?
Домашнее задание – написать сочинение с использованием фразеологических оборотов на любую из тем: «На уроке», «На перемене», «Дружба».