Открытый урок по истории Казахстана на тему :Регионы Казахстана в период раннего железного века
Поурочный план
Дата:_______
История Древнего Казахстана 6 класс
Тема: Регионы Казахстана в период раннего железного века
Цели урока:
- Образовательная: обобщить знания об археологических памятниках эпохи раннего железа Восточного, Южного, Центрального и Северного Казахстана;
- повторить и углубить знания таких понятий, как «царские курганы», «тасмолинская культура», «улыбай- тасмолинская культура», «золотой человек».
-Развивающая: Создать условия для развития навыков исследовательской деятельности, умения работать индивидуально и в коллективе, умение давать аргументированное описание исторического памятника, развития навыка сравнения исторических культур;
- Воспитательная: Способствовать воспитанию исторического мировоззрения, гордости за свою страну и культуру своего народа.
Тип урока: повторительно - обобщающий
Оборудование и материалы: Презентация, учебник, карта, ватманы, карточки, цветные жетоны, листы оценивания, критерии оценивания на доске.Методы и приемы: репродуктивный, самостоятельная работа, групповая работа, работа с картой, иллюстрациями.
Ход урока.
I.Организационный этап (приветствие, готовность к уроку)
II. Психологический настрой:
-Если вы с радостью пришли в школу, то хлопните в ладоши.
-Если у вас хорошее настроение, то улыбнитесь друг другу
-Если вы любите свой родной край, то приложите руку к сердцу
III. Повторение и обобщение знаний.
Сегодня мы с вами повторим знания полученные на предыдущих уроках по теме – «Регионы Казахстана в раннем железном веке»
Мы сегодня выступаем в роли экскурсоведов по регионам Казахстана развитии в них сакской культуры. Для продуктивной работы вы получили опережающие задания в группах.
1. Разминка. Историческая перестрелка.
Учащиеся должны дать самое короткое определение понятиям:
Курган, эпоха железа, саркофаг, джут, коктеу, Чирик-Рабат, тебенёвка, жайляу, юрта, Жетысу, кыстау, цитадель
2. Игра “Историческая цепочка” (победителю 5 баллов)
Учащиеся по цепочке называют названия племён и племенных союзов, проживавших на территории Казахстана в древности (Условие игры: ответы даются быстро, тот, кто запнулся – выходит из игры, побеждает команда, назвавшая последнее слово). Н-р: саки – тиграхауда, саки – хаомаварга, саки – парадарайя, массагеты, даи, гиркане, каспии, аримаспы, иссейдоны, аргиппеи, сарматы, савроматы, гунны, уйсуны, кангюи, тюрки.
3. Исторический диктант.
Учитель зачитывает определения, ученики записывают понятия в тетради.
1.Название территории ЦК, означающее полосу жёлтых степей и сопок, протянувшихся с запада на восток.
2. осеннее сезонное пастбище.
3.падёж скота от бескормицы и голода.
4.большие курганы, где захоронены знатные люди.
5.стиль в искусстве изготовления украшений с изображением животных и зверей.
6.находка археологов в Иссыкском кургане, ставшая символом Казахстана.
7.узкий коридор – лаз, ведущий к захоронению в кургане.
8.название этого народа с латинского языка переводят как «обладатели белогривых и быстроногих коней»
По окончании диктанта учитель показывает ответы на таблице
Сарыарка, кузеу, джут, царские, звериный, золотой человек, дромос, аргиппеиОрганизуется взаимопроверка: учащиеся меняются тетрадками, проверяют работы друг друга, ставят оценки:
Нет ошибок – “5”;
До 2ух ошибок – “4”;
Более 2 ух – “3”.
Учитель: Поднимите руки те, кто получил “5”, кто получил “4”.
4.Каверзные вопросы: (за правильный ответ 2 б)
- С традицией Звериного стиля саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран, этот стиль является отражением древнего религиозного верования. Что это за верование, в чём его суть? (тотемизм)
- С некоторой периодичностью жители степи прогоняли лошадей с брёвнами, привязанными к ним арканами. Зачем они это делали? (борьба с джутом)
- Жители СК косили и заготавливали на зиму сено… с какой особенностью их жизни это было связано? (особенность СК: в табунах содержалось больше КРС)
- Что объединяет курганы Иссыкский и Байгетобе? (находка: золотой человек) Почему один из них стал символом Каз-на, а другой почти не известен? (разграбление захоронения Шиликтинского золотого человека)
- Зачем нужны усы курганам? И что это за курганы? (В курганах Тасмолинской культуры ЦК усы указывали направления света; усы встречаются и у курганов СК Улыбай-Тасмолинской культуры)
№ гр. Игра «Историческая цепочка» (макс 5 баллов) Конкурс
«Каверзные вопросы» ( 2 балла)
I
II
III
IV
5. Работа в группах. (10 мин)
Правила работы в группе:
1. Отношения в группе должны быть уважительные, партнёрские, направленные на сотрудничество и успех.
2. Уважительно относиться к высказанным идеям, которые могут быть смешными, а порой и глупыми. Правда, надо уважать партнёров и глупостей не говорить.
3. Стремиться как можно чётче, грамотнее представить результаты группы, не забывать об оригинальности и творчестве.
Класс делится на 4 группы, получает задание: определить региональные особенности археологических памятников, схожие и отличительные черты в культуре различных сакских племён. В течение 10-15 мин каждая группа изучает материал и готовит постер по теме для защиты информации.
1 группа Центральный Казахстан в эпоху раннего железа
2 группа Северный Казахстан в эпоху раннего железа
3 группа Восточный Казахстан в эпоху раннего железа.
4 группа Южный Казахстан в эпоху раннего железаВыступление групп. Защита постеров (15 мин)
Команды готовят по 1 вопросу выступающимКритерии оценивания работы группы
№ гр. Правильность изложения материала (макс 5б) Логика изложения материала, чёткость ( макс 5 б) Оформление
(макс 5 балл) Интересное изложение
(макс 5 балл) Ответы на вопросы
( 2 балла)
I II III IV IV. Рефлексия. На стикерах пишут
Вставьте в текст соответствующие слова:
1)Самым интересным на уроке было …
2) Я смог …
3) Настроение- …, так как …
V. Домашнее задание. Повторить п. 32-39. Подготовиться к тесту.