Урок-обобщение по теме Глагол(Проектная деятельность на уроке русского языка в 5 классе по ФГОС) с приложением.
-38103810Глагол. Урок-обобщение. (5 класс.)
0Глагол. Урок-обобщение. (5 класс.)
МОУ СОШ с. Новая Бекшанка МО «Барышский район» Ульяновской области
Конспект урока русского языка в 5 классе на тему: «Глагол. Урок-обобщение.»(Проектная деятельность на уроке русского языка с использованием ФГОС).
Учитель: Фокина Валентина Александровна,
учитель высшей квалификационной кате
гории, «Отличник народного образования»
Тема: Глагол. Урок обобщения и систематизации знаний
обучающихся по данной теме под названием «Весна».(5 класс). Проектная деятельность на уроке с использованием ФГОС.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний ,умений и
навыков обучающихся
Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся
Форма урока: урок-практикум
Цели: а. повторить знания по теме «Глагол»; обобщить и
1.Предметные : систематизировать полученные знания;
б. научиться распознавать глаголы в тексте
в. повторить правописание безударных личных
окончаний глагола и безударных гласных в корне
слова
2.Метапредметные: а. развивать навыки работы в группе и в парах
б. развивать навыки устной и письменной речи
3.Личностные: а. воспитывать у обучающихся чувство
коллективизма,
ответственности за работу
б. прививать интерес к занятиям русским языком
в. воспитывать любовь к родной природе, к родному
краю.
Оборудование: карточки с заданием, листочки и ручки, картинки с
изображением деятельности людей ,репродукции
картин,презентация.
Литература: 1) Русский язык V класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. Авторы-
составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т.,
Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2012.
2) С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа
старшеклассников.
3) А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. -
СПб., 2009г.
4) Таблицы и раздаточный материал по русскому языку
для V класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А,
Тростенцова Л.А. и др. – М.:Просвещение, 2008
5) Сборник тестовых заданий для тематического и
итогового контроля. Русский язык V класс. Авторы:
В.И.Капинос, Л.И. Пучкова. – М.:Интеллект-центр,
2007.
6) Е.А.Влодавская «Дидактические материалы по
русскому языку»- М., «Экзамен»,, 2013
7) Е. П. Черногрудова «Тесты по русскому языку.» -М.,
«Экзамен»,2013.
8) Контрольно-измерительные материалы»-
М.,»Вако»,2013
9)Е. Шурмелёв «Капельки России»,Ульяновск,2012.
Ход урока:
Эпиграф:
Глагол – это весенняя часть речи,
Она заставит действовать нас всех,
Читать, писать, играть – и обеспечит
В конце урока непременно нам успех.
1.Орг.момент.
Чтение эпиграфа.
а.Слово учителя: Ребята ,добрый день! Сегодня на уроке нам предстоит много поработать, поэтому будьте внимательными и серьёзными. Мы опять будем «художниками» и «писателями», продолжим составлять наши книжечки-мини-проекты.У нас уже есть проекты на темы: «Осень», «Зима»,а теперь мы будем описывать самое прекрасное время года, время пробуждения и обновления природы. Догадались ,о чём будем писать и говорить? Конечно ,о весне-красавице. И писать мы о ней будем при помощи самой весенней части речи. И первый вопрос ,который я хочу задать вам,звучит так: 1.Какую часть речи мы с вами изучили недавно?(Глагол)
2.Почему глагол называют весенней частью речи?(Потому что всё ,что происходит весной, мы называем глаголами:тает(снег),бегут(ручьи),повеяло(весною),засвищут(соловьи),оденется (листвою).
2.Беседа учителя о целеполагании урока и его теме..а. Вот об этой части речи сегодня мы и будем говорить, повторим изученный нами материал ,вспомним морфологические признаки глагола, его грамматическое значение.
3.Актуализация знаний.
а. Дети, а вы знаете, что глаголы очень частые гости русского языка. Если существительных – 40%, то глаголы почти не уступают, их – 35%. В описании или рассказе мы не можем не использовать глаголы. Так давайте вспомним, что это такое «глагол»? Дети по очереди дают свое видение понятия «глагол», свою трактовку. На какие вопросы отвечает, какая часть речи, приводят примеры. Учитель завершает эту работу,, дает свою формулировку понятия.
б. Запись в тетрадях примеров.
4.Словарно-орфографическая работа .Исследование слова «торопиться».
Торопиться. Тороп- «поспешность,суета» (русск.)
Торопливый.
Торопливо.
Торопливость.
5.Синтаксический разбор предложения.
Ребята торопливо мастерят скворечники.
6.Работа в группах и в парах.
(1-я группа)
а. Задание 1: Правильно вписать недостающие буквы в слова-глаголы – (сп..шить, т..ропиться, гр..шить, се..ть, ве..ть, сл..шать, ст..кать, пл..кать, ду..т, вяж..т, по..т).
(2-я группа)
б.Задание1 : Правильно написать слова – слитно или раздельно, комментировать – (не)навидеть, (не)донесла, (не)годовать, (не)пускать, (не)было, (не)знал, (не)принесло, (не)доумеватьв. На отдельно стоящем столе находятся карточки с другим заданием. На каждой карточке написаны темы. Карточки лежат на столе рубашкой вверх, а лицом вниз. Каждая команда выбирает себе по две карточки. На отдельных листах описывают тему, а также приводят примеры. По два-три примера.
· Не с глаголами.
· Правописание –тся, – ться· Гласная буква перед суффиксом – л – в прошедшем времени
· Безударные личные окончания глаголов І и ІІ спряжения
7.Диктант с грамматическим заданием.
Весна.
Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели белоносые грачи ,торопятся поправлять свои старые гнёзда. Радостна, шумна и пахуча весна. Звонко поют птицы, звенят под деревьями весенние ручейки. Смолой пахнут набухшие почки. Скоро, скоро оденется лес листвою!
(И.Соколов-Микитов).
Задание: подчеркнуть грамматические основы, объяснить постановку знаков препинания, указать время глаголов-сказуемых.
8. Самостоятельная работа.
Задание: вставить пропущенные
буквы, раскрыть скобки
· За один раз дерева (не) сруб..ш..
· Наперед (не) знаешь, где найдеш.., где потеря..ш..
· За двумя зайцами погон..ш..ся, ни одного не пойма..ш..
· Грамоте учит..ся – всегда пригодит..ся.
Лодырю всегда (не)здоров..т..ся.
9. Работа с тестами разноуровневого характера (см. приложение).
10.Работа с учебником.(упр.699-700)
11. Обобщение(слово учителя).
Ребята, мы повторили основные признаки глагола как части речи, мы составили наши мини-проекты о весне, а сейчас посмотрим презентацию под названием «Путешествие в страну Глаголию» ,а потом послушаем стихи русских поэтов, прославляющих весну-красну. Благодарю всех за работу на уроке.
12. Рефлексия.
2476533655001796415336550948690336550001. Обозначь свое место на уроке.
2. Достиг ли ты на уроке поставленной цели?
Ответ:
Да
Нет
Трудно сказать
3. !_____!_____!_____!_____!_____!
0 1 2 3 4 5
активность высокий уровень
отсутствует активности
Оцени свою работу на уроке, уровень своей активности по 5-бальной шкале.
4. Испытывал ли на уроке трудности в достижении цели и освоении нового материала?
1 – да
2 – нет
3 – трудно сказать
11.Задание на дом: Написать мини-сочинение на тему: «Весна пришла» с использованием репродукций известных художников.
Приложение.
Тесты.
1.Отметьте слитное написание не с глаголами.
1.(не)достаёт храбрости
2.(не)навидеть войну
3.(не)могу
4.(не)понимаю.
2.Отметьте глаголы ,в которых пишется
ь.
1.надеет..ся 2.сбереч.. 3.волнуют..ся 4.ходиш.. 3. Отметьте глаголы совершенного вида.
1.заблудиться
2.зайду
3.ленится
4.улетел
4.В каких глаголах пишется гласная е?
1.зам..реть
2.расст..лаешь
3.бл..снул
4.подп..рал
5.Отметьте глаголы прошедшего времени.
1.нахожу
2.нёс
3. нашлись
4.брести
6.Отметьте глаголы 2 спряжения.
1.шуметь
2.посмотреть
3.занимать
4.вырасти.
Стихи русских поэтов о весне.
Весна идёт.
Утром было солнечно
И совсем тепло.
Озеро широкое
По двору текло.
В полдень подморозило,
Вновь зима пришла,
Затянулось озеро
Корочкой стекла.
Расколол я тонкое Звонкое стекло,
Озеро широкое
Снова потекло.
Говорят прохожие:
— Вот весна идёт! -
А это я работаю,
Разбиваю лёд.
Агния Барто.
Апрель
Верба, верба, верба,
Верба зацвела.
Это значит, — верно,
Что весна пришла
Это значит — верно,
Что зиме конец.
Самый, самый первый
Засвистел скворец.
Засвистел в скворечне:
Ну, теперь я здешний.
Но весне не верьте,
Слышен ветра свист.
Ветер, ветер, ветер
По дорогам вертит
Прошлогодний лист.
Все апрелю шутки!
Сельский детский сад
Утром скинул шубки,
В полдень — снегопад.
Но не так уж скверно
Обстоят дела,
Если верба, верба - верба зацвела.
Агния Барто.
Круглый год. Март
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.
Круглый год. Май
Распустился ландыш в мае
В самый праздник — в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
Круглый год. Апрель
Апрель! Апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь густой валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвел подснежник.
С.Я.Маршак.