Урок русского языка. Обобщение знаний по теме « Глагол».

Русский язык

Тема Обобщение знаний по теме « Глагол».
Цель: закрепить на практике знаний и умений по теме «Глагол»; обучать взаимоконтролю, самоконтролю.
Развивать орфографическую зоркость, речь, интерес к учению, обогащать словарный запас.
Воспитывать аккуратность, ответственность, сосредоточенность; применять задания и упражнения для укрепления, развития и отдыха организма учащихся.
Тип урока: закрепление и усовершенствование знаний и умений
Вид урока: стандартный
Методы обучения: словесные, наглядные
Метод урока: объяснительно-иллюстрационный
Оборудование: карточки-вопросы, иллюстрации, таблицы

Структура урока

Организационный момент
Цель: психологический настрой.

Разминка
Цель: настрой на восприятие материала
а) Укажите части речи у одинаковых по написанию и звучанию слов
Белое покрывало всю землю покрывало. Трава на лугах еще росы пила, а в руках у меня уже пела пила
- как узнали (вопрос, что обозначает)
б) Слушайте внимательно и определите, о какой части речи будем говорить сегодня.
Что для меня предметы: лишь названия. А я приду – все в действие придет (глагол)
в) - что означает?
- на какой вопрос отвечает?

Пальчиковая гимнастика
Цель: подготовка пальцев к правильному начертанию букв и буквенных
соединений.
а) Упражнение «Дождь идет»
б) «Игра на пианино»
в) «Портновские ножницы»
г) Напряжение и расслабление пальцев

Словарная работа (работа в парах)
Цель: повторение изученных слов, формирование умения делать проверку
Г р зонт, . сина, . К . ан, ин . й, се..р бриться, пр красный, ур жай, пш ница (взаимопроверка)
- как объединить одним слово (природа)


Работа по картинкам
Цель: развивать речь, отработка умения делать синтаксический разбор предложения.
- Составить предложение со словом «природа», сделать синтаксический разбор предложения
Природа Казахстана поражает нас своим богатством и многообразием.

Закрепление пройденного материала по теме
Цель: проверка умений по пройденным темам «Глагол»
а) Неопределенная форма глагола
- какое слово в словарных словах линии? (серебриться)
- что можно о нем сказать? (н.ф. инфинитив), вопросы что делать? Что сделать? суффиксы –ть, ти, чь, сь, ся
- Записать одним глаголом в н.ф., определить суффиксы
Давать корм – кормить
Хранить молчания – молчать
Ничего не делать – бездельничать
Говорить неправду – лгать
Быть радостным – радоваться
Двигаться по дороге – идти
Свято хранить – беречь

б) Вид
Вид совершенный: рвется
Вопрос приставка «С»
Что сделает? Проснется,
Умоется, поест.
Но нет приставки – значит,
Работа лишь кипит:
Решается задача,
Сопутствует удача
Несовершенный вывод

Вывод: совершенный вид – что делать?
несовершенный вид – что сделать?

Игра «Расставь в порядке правильного жизненного цикла» - определить вид.
Родиться, влюбиться, креститься, веселиться,
учиться, исполниться, жениться
Придумать и записать по 2 глаголы совершенного и несовершенного вида.
Обобщение
- глагол имеет: н.ф., вид.

в) Гимнастика для глаз «Квадрат»
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

г) Изменение глаголов по временам
Прошедшие время сказало о том,
Как листья желтели над чистыми прудом
Смотрите, друзья, в настоящем (со мной)
Новый год сегодня приходит в мой дом
А в будущем времени сумеем узнать,
Как будут ребята расти и мужать
- по лицам – наст. время, и прош. время
- по родам – прош. время, ед.ч, 3л.
Природа Казахстана чудесна и многообразна, но в результате деятельности человека и различных катаклизмов многие виды растений и животных занесены в Красную книгу. Среди них – фламинго и дрофа.
- самостоятельная работа
I вариант – Упр. № 432
II вариант – Упр. № 434
(выписать 2 любых глагола, изменить по временам, определить лицо, число, род)

д) Игровые двигательные упражнения с книгой.
Цель: Стимулирование интереса к собственным физическим возможностям, развитие памяти, внимания, координации движений. «Борьба с трудностями».
Учащиеся встают из – за парт и выполняют следующие задания:
стоят с книгой на голове;
приседают с книгой на голове;
осторожно двигаются налево и направо;
вращаются;
двигаются вперед и назад

е) Частица НЕ с глаголами
- чтобы сберечь природу, чего мы не должны делать?
Не загрязнять, не обижать, не рубить, не рвать, не губить, не уничтожать, не жечь, не шуметь, не трогать, не топтать.

- работа с пословицами (народные приметы)
Ясное, морозу, зимой, к, небо
Зимой небо ясное – к морозу
К, сосульки, весне, длинные, долгой
Длинные сосульки – к долгой весне

ж) Обобщение
- что имеет глагол?
- как изменяется глагол?

Фразеологизм (устойчивые обороты речи и выражения) заменить глаголами – синонимами.
Цель: развитие речи, логического мышления

Лететь сломя голову – бежать
Держать язык за зубами – молчать
Возносить до небес – хвалить
Намять бока – побить
Чесать языком – болтать
Клевать носом – дремать
Игровое задания «Я начну, а ты продолжи» (буриме)
Цель: развитие речи, логического мышлении, воображения
- Очень мне обидно стало,
Что собака покусала.

- Однажды я из школы
С портфелем возвращался .

- У пруда собаки
Навострили ушки

- Вот моя кроватка,
Спать в ней очень сладко

Домашнее задания правила, упр. № 437
Цель: закрепить и проверить понимание темы.

Итог урока.

15