Урок русского языка в 4 классе .Обобщение знаний по теме «Глагол»


Предмет : Русский язык 4 класс
Тема урока: Обобщение по теме «Глагол»Цель урока: развивать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов.
Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке.
Предметные:
систематизировать знания о глаголе, как части речи;
формировать умение определять грамматические признаки глагола,
овладение нормами русского литературного языка, развитие умения осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем временах;
способность контролировать свои действия, проверять сказанное и написанное.
Метапредметные (УУД)
Познавательные: общеучебные (умение сравнивать), устанавливать аналогии; обобщать, учить выделять существенные признаки глагола.
Регулятивные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планирование, контролировать и оценивать свои действия, оценка (адекватно воспринимать оценку как учителя, так и учеников в роли контролеров)
Коммуникативные:
учитывать разные мнения, умение сотрудничать;
уметь формулировать собственное мнение и позицию;
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Личностные:
развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, при проверке, в роли консультантов и организаторов;
развитие самостоятельности;
развивать внимание, восприятие, умение наблюдать и делать выводы.
.
Ход урока1.Организационный момент- Прозвенел весёлый звонок,
начался долгожданный урок.
- Что вы хотите пожелать друг другу?
Дети хором
Думай, слушай, рассуждай и соседу помогай.
Вместе думать интересней.
Хорошо, когда мы вместе
2.Самоопределение к деятельности- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.
- Что вы больше всего любишь?
- Люблю действовать.
- Что вы больше всего не любите?
- Не люблю предлоги и всем известную частицу.
- Что бы вы пожелали ребятам?
- Чтобы русский все ребята
На «десятку» знали, На письме и в разговореМеня употребляли.
Что без меня предметы?
Лишь названия,
А я приду, всё в действие придёт.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб в полях растет.
- Кто же этот незнакомец? (Глагол). И это есть тема нашего урока. Мы вспомним на уроке всё что знаем о глаголе. И покажем умения, которые приобрели по этой теме.
3.Актуализация знаний-Чтоб красиво наши пальчики писали, проведём разминку.
-Запишите число, классная работа.
- На уроках математики мы проводим математическую разминку.
-Сейчас мы проведём с вами языковую разминку
-Прочитайте утверждения. Если вы не согласны с предложенным утверждением, ставите значок -, а если согласны - значок +
1.Глагол обозначает действие предмета.
2.Глаголы изменяются по падежам.
3. Не с глаголами пишется раздельно.
4. Глаголы имеют три спряжения.
5. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
6. Глаголы в н.ф., оканчивающиеся на –ить, относятся ко ΙΙ спряжению.
7.В предложении глагол чаще всего выполняет роль подлежащего.
8.Инфинитив-это начальная форма глагола.
-А сейчас сделайте взаимопроверку .Критерии оценивания:
«5» - без ошибок;
«4» - 1-2 ошибки;
«3» - 3-4 ошибки.
-Если больше ошибок, даём совет товарищу.
Минутка чистописания.
ть, ти чь, ться
играть идти делиться печь
спеть увезти залечь вернуться
- На какие вопросы отвечают глаголы во 2ой и 3ей строке?
- В какой форме стоят эти глаголы? (В неопределённой форме ).
- Чем являются сочетания в 1ой строке для глаголов неопределённой формы?
( -ть, -ти – это суффиксы неопределённой формы, -ся – это суффикс возвратной формы глагола, есть ещё в русском языке суффикс -сь, -чь – входит в корень глагола).
- А какое слово их всех вы бы выделили? И почему? (Печь, так как в данном случае к нему можно поставить 2 вопроса что? что делать?, значит это слово может быть и существительным и глаголом в зависимости от роли в предложении).
- Придумайте 2 предложения, где это слово относится к разным частям речи. Запишите их и разберите по членам предложения.
Бабушка умеет печь вкусные пирожки.
В доме стоит большая печь.
- Дайте характеристику 1ому предложению. (Повеств., невоскл., прост., распростр.).
4.Работа по теме урокаРабота по учебнику Упр. 243 (с. 115).
Прочитайте стихотворение выразительно.Определите его главную мысль. (Главная мысль заключена в последнем предложении.)
Какое это предложение по интонации и цели высказывания? (Восклицательное по интонации, побудительное по цели высказывания.)
Найдите в тесте глаголы. Поставьте к ним вопросы.
Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка.)
Как вы написали глаголы с частицей не? (Раздельно.)
Какие ещё орфограммы встретились в глаголах?
Упр. 244 (с. 115).
(Самостоятельное выполнение. Проверка.)Какие глаголы вы записали в первую группу? (Глаголы в неопределённой форме.)
Назовите их. (Почитать и почитать.)
Что вы можете сказать об этих глаголах? (Они одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение.)
Объясните, что означают эти слова.
Какие глаголы изменяются по лицам и числам? (В настоящем и будущем времени.)
Назовите их. (Получает — настоящее время.)
Какие глаголы в единственном числе изменяются по родам? (В прошедшем времени.)
Назовите их. (Привыкла — женский род.)
Разберите первое предложение по членам. (Один ученик работает у доски.)
Упр. 245 (с. 116).
Рассмотрите первую схему.
Что вы можете сказать об этом глаголе? (Это глагол Спряжения, настоящего или будущего времени, 3-го лица, множественного числа.)
(Остальные схемы разбираются по аналогии. Далее учащиеся самостоятельно подбирают слова к каждой схеме и записывают их. Проверка, самооценка.)5.Физкультминутка(Глаголы исключения II спряжения)
Глаголы видеть (руки в стороны)
Ненавидеть (руки отталкиваем от груди)
Гнать (бег на месте)
Держать (руки на пояс)
Дышать (подтягивание)
Обидеть (повороты туловища вправо, влево)
Смотреть (ладони к бровям)
Слышать (руки к ушам)
И вертеть (повороты головы вправо, влево)
Да зависеть (взялись за руки в пару)
И терпеть (руки к щекам, наклоны туловища вправо, влево)
6.Продолжение работы по теме урокаИгра «Определи спряжение» (работа в группе)
дремл…шь у окна ( ), стро…т дома ( ), пиш..шь письмо ( ), зна…м правила ( ),относ…шь на почту ( ), проход…м по мосту ( )
Игра «Найди грамматическую основу предложения»
-Запись под диктовку предложения на доске и в тетрадях:
«Добрая берёза не только согревала, освещала, очищала, исцеляла, но и украшала жизнь русского человека».
-Объясните, как вы понимаете это предложение.
Подчеркнуть грамматическую основу в предложении.
7.Рефлексия- Найдите у себя на парте берёзовые листочки. Давайте украсим нашу берёзку. Посмотрим, хорошо ли распустились на ней листочки. Если у вас хорошее настроение, подарите березке большие листочки, а если вы чем — то расстроены — маленькие.
8.Подведение итогов урокаИгра «Продолжи фразу».
1) Глаголы изменяются по (временам, лицам, числам), а в прошедшем времени (по родам)
2) Не с глаголами пишется (отдельно)3) Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы (что делать?, что сделать?)4) Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы (ть, ти, чь)
5) В предложении глагол является (сказуемым).6) Спряжение – это (изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени).
8) Глагол обозначает (действие предмета).
Оцените свою работу на уроке.
Что мы повторяли сегодня на уроке?
Какое задание было самым интересным?
Что показалось вам трудным?
С чем вы легко справились?
9.Домашнее заданиеУпр. 246 (с. 116), составить устный (по желанию — письменный) рассказ на предложенные в упражнении темы.
Сибгатова Наталья Николаевна
учитель начальных классов
Мартукской средней школы №1
Мартукский район, с. Мартук
Тема: Право
писание суффиксов глаголов прошедшего времени.
4 класс
Цели: 1. Познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени; закрепить знания о правописании суффиксов глаголов прошедшего времени.
2. Развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени.
3. Способствовать воспитанию ответственного отношения к учению.
Оборудование: интерактивная доска, слайдовая презентация, карточки с заданиями.
Ход урока: 1. Организация начала урока.
Тренинг – настрой: Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
А держу себя в руках.
2. Постановка темы и цели урока.
- Определите, о какой части речи пойдет разговор на уроке?
- Мне их выучить пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так,
Новый метод этот:
Кричать – кричу,
Вертеть – верчу,
Двигать – двигаю,
Прыгать – прыгаю.
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
-А лексической темой нашего урока будет:
- Отшумели все метели,
И морозы не трещат.
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
3. Минутка чистописания.
(З/з)аз.л.нела (на) проталинах нежная тра.ка.
- Определите, какую букву мы повторим в минутке чистописания: эта буквавстречается в глаголе, в этом слове обозначает согласный, непарный, звонкий,мягкий звук.
Лл ЛЛлл – продолжить цепочку
- Выполнить разбор по членам предложения.
- Как вы могли бы связать букву -л с глаголом?
4. Блиц – опрос.
1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)
2. Глаголы изменяются по ….. (временам)
3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)
4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)
5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)
7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)
8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-? (на форму глаголов прошедшего времени)
9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)
10. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?
- Встретились ли вопросы, на которые вы не смогли ответить?
- Поставьте цель для работы на сегодняшнем уроке.
5. Словарная работа.
Агроном, береза, восток, ежевика, воробей, малина, осина, медведь, ребята, работа, смородина, Казахстан, сорока, песок, собака.(2 учащихся работают у доски)
- Выберите названия животных. Какие изменения происходят в их жизни с наступлением весны?
6. Упражнение в правописании суффиксов глаголов прошедшего времени.
-Вставьте пропущенные суффиксы, напишите неопределенную форму, выделитесуффиксы. (с объяснением у доски)
Прилет. ли журавли, поспеш.ла весна, пад.ли капли, выглян.ло солнышко.
7. Письмо по памяти.
Длинные сосульки вис.ли– к долгой весне.
Рано вылет.ли пчелы - к красной весне.
- Найти глаголы, определить время, выделить суффиксы.
8. Работа в парах.
А) – Образовать от данных глаголов форму прошедшего времени, выделить суффикс –л и гласную перед ним.
1 ряд: наступать
затопить
посадить
2 ряд: шуметь
зеленеть
капать
3 ряд: спешить
висеть
плавать
Самопроверка (на доске), поставить оценку.
Индивидуальная работа у доски: – Образовать от данных глаголов форму прошедшего времени, выделить суффикс –л и гласную перед ним.
Стро.ть Се.ть
Вид.ть слуш.ть
Стро.ть хлюп.ть
Б) Творческая работа.
- -Послушайте легенду: однажды старушка Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю Весну. Но один смелый цветок выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило его, согрело Землю и открыло дорогу Весне. Именно поэтому его и стали называть первоцветом. (Подснежник)
- Просматривание видеоролика «Подснежники».(Архив учебных презентаций www.RusEdu)
- Записать словосочетания по впечатлениям от просмотра, употребив глаголы в форме прошедшего времени (два- три словосочетания)
9. Разноуровневая самостоятельная работа.
1 уровень: Подчеркнуть глаголы прошедшего времени, выделить суффиксы.
Весенние ручьи говорили, говорили…
У каждого ручья свой голос. Один чуть шептал, а другой громко кричал.
2 уровень: Вставить пропущенные буквы. Выделить суффиксы.
Услыш.л, свет.ло, зазелен.ла.
3 уровень: Вставить подходяшие по смыслу глаголы прошедшего времени, выделить суффикс –л, подчеркнуть гласную перед суффиксом.
Весеннее солнце ……… широкую степь.
Утром сильный ветер ……… тучи.
Стая птиц с криком ……. к соседнему полю.
10. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание: стр. 201, упр. 509.