Урок русского языка в 6 классе Повторение по теме: «Глагол»


Урок русского языка в 6 классе
Повторение по теме: «Глагол»
(«Школа детективов»)
Цели:
Образовательная: обобщить и систематизировать материал по изученным темам, формировать самостоятельно анализировать учебный материал и делать выводы, воспитывать умение правильно выражать свои мысли в устной письменной форме;
Развивающая: развивать языковое и логическое мышление у учащихся, вырабатывать у учащихся навыки применения полученных знаний;
Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, помочь средствами русского языка удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности: любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь и др.; способствовать нравственному воспитанию учащихся, формированию у них любви к Родине.
Оборудование: слайды, карточки с заданиями, сигнальные карточки, постер «Животные», геометрические фигуры, толковый словарь.
Ход урока
Эпиграф:
И пусть острей кипит борьба!
Сильней соревнование!
Успех решает не судьба,
А только ваши знания!
Организационный момент
Меня зовут Наталья Сергеевна, я работаю учителем русского языка и литературы в Шульгинской основной школе, и пришла я к вам, чтобы провести урок русского языка. «Глагол» - вот тема, которую мы будем повторять. Но это будет не только урок повторения, но и урок систематизации знаний. Возможно, для кого-то из вас он послужит ещё и уроком изучения нового материала. В любом случае, надеюсь, что этот урок будет полезным для каждого из вас.
Но прежде давайте улыбнемся друг другу! Пусть от улыбки станет тепло на душе, пусть она поможет легко и радостно трудиться на уроке. Желаю всем нам успехов!
II.Основная Часть
Запишем в тетрадях число и тему урока.
Давайте вспомним, что такое глагол?
-Сколько спряжений у глагола?
- Какого вида бывают глаголы?
-Как изменяется глагол?
(раздается сигнал, оповещающий о письме по электронной почте). Ребята, извините, по электронной почте пришло письмо . Давайте его прочитаем.
(В это время высвечивается слайд: Объявление.
Проводится набор учащихся 6 класса в Школу детективов. Необходимо иметь хорошие знания по теме «Глагол».

Шерлок Холмс
Доктор Ватсон)- Кто такие детективы? Посмотрим по словарю.
- Ребята, а вы знаете, кто такие Шерлок Холмс и Доктор Ватсон?
(Ответ учащихся)
- Так давайте попробуем поступить в Школу Детективов?
(На доске таблица, в которой будут фиксироваться полученные баллы)
- У вас будет минута. Чтобы выбрать капитана команды.
-попрошу капитанов выйти ко мне и выбрать название для своей команды(Проводится жеребьевка)
Условия приема в Школу детективов:
отвечает та команда, которая первой поднимет вверх сигнальную карточку (выкрики с места не засчитываются);
За каждый верный ответ команда получает 5 баллов, за ответ с недочетами – 4 балла;
За ответы на дополнительные вопросы команда получает 1 шерлок (Показать учащимся шерлок);
приступать к заданию после моей команды.
1 испытание
Шерлок Холмс прислал нам задания, которые нам будет нужно выполнить. Мы должны проследить за глаголами, которые собрались в путешествие.
(Слайд. Вперемешку глаголы читать, играть, хвалить, купать, писать, чинить, пилить, носить, танцевать)Ребята, перед нами глаголы. Они должны поехать отдыхать. Глаголы 1 спр. Едут в Крым, а глаголы 2 спр. – в Сочи. Они стоят на перроне и ждут поезд. Они все перемешались. Глаголы 1 спр. отправляются с первой платформы, глаголы 2 спр. – со второй. Нам необходимо распределить их так, что каждый глагол оказался на нужной платформе. На карточках в первую колонку записываете глаголы 1 спр, во вторую – глаголы второго спр.
(На выполнение этого задания отводится 2 мин. Пока звучит музыка)
Проверка. Ребята обмениваются карточками, проверяя правильность написания Высвечивается слайд с правильным ответом.
2 испытание
Доктор Ватсон просит вычислить глаголы-шпионы, которые незаметно проникли в группу путешествующих глаголов и хотят незаконным путем с ними уехать
Слайд Чита..шь, гон..шь, игра..шь, держ..шь, вид..шь, купа..шь, слыш..шь, хвал..шь, ненавид..шь, терп..шь, пил..шь, верт..шь.
--Вставьте пропущенные буквы на карточке, а глаголы-исключения выпишите в тетради.
-- А кто знает все глаголы-исключения?
Самопроверка. Слайд с глаголами-исключениями
3 испытание
--Чем же сейчас занимаются глаголы.
Они гуляют по зоопарку. Давайте вместе с ними полюбуемся прекрасными животными.
(Слайды с животными)
--Но что это? Пустая клетка. Здесь жила обезьяна. Она сбежала. Нам предстоит провести расследование: каким образом обезьяне удалось убежать из клетки (записано на слайде)
Напишите на эту тему небольшой рассказ (3-4предложения), используя глаголы совершенного вида. Работа выполняется коллективно, т.е текст вы составляете все вместе, записывая его в тетради, а зачитывать текст будет капитан команды. Если у кого- то возникли затруднения можно воспользоваться опорными словами.
(слайд с опорными словами)
Проверка. Ребята вслух зачитывают свои истории.
К доске выйдут по одному представителю от команды, запишут на доске по два глагола из рассказа и разберут их по составу.
(Сразу проводится проверка)
4 испытание
Глаголы потерялись в пословицах. Кто знает, что такое пословица? Каждая пословица разделена на 2 части. Необходимо отыскать конец пословицы.
Соедините потерявшиеся части. Запишите пословицы в тетради.
Кашу маслом (не)испортишь.
(Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь.
(Не) поучишься – (не) научишься.
- Каким правилом пользовались при написании? Сформулируйте его.
Между заданиями небольшой рассказ учителя о Василии Ливанове, который исполнил роль Шерлока Холмса и физкультминутка15.Физминутка.
Я называю геометрическую фигуру, а вы обводите её глазами.(Фигуры прикреплены к доске)
5 испытание
Глаголы ни минутки не посидят на месте. Теперь они собрались на дискотеку. Им предстоит пройти фейс-контроль. Давайте выступим в роли охранников?
Вот они глаголы-красавцы. Запишите в тетради те слова, которые пишутся с ь. Приступаем к заданию.
(Сайд с глаголами)
береч., стереч., калач., отмоеш.ся, стрич,. несёш.ся, реж.те..
--Все ли слова вы пропустили? Если нет, то почему?
-Сформулируйте правило
6испытание
Глаголы отдыхали и настолько расслабились, что забыли. Как они правильно употребляются в речи. Поставьте глаголы в правильную форму. (Раздать карточки)Неправильные формы зачеркиваете ручкой, а над ними пишете правильный ответ.Приступаем.
Если вы хочете использовать глагол, то спрягать его нужно правильно, а не как того захотит говорящий.
Уж очень они много хочут от меня.
Куда это все они бежат?
Я бежу тебе помочь.
Вы хочете, чтобы я вам помог?
Мы хочем сжечь старые листья.
7 Испытание
Никакой ветер не бывает попутным, если ты не знаешь, куда плывёшь
Глаголы хотят продолжить свое путешествие за границей. А для этого им нужен паспорт, в котором перечислены все признаки. Капитаны выходят к доске и производят морфологический разбор, остальные ребята работают в тетрадях.
Проверка
8 испытание модуль
Проверка
Подведение итогов
Посчитать баллы. Объявить команду победителей, выставить отметки.
Наше соревнование подошло к концу. Вы сегодня эффективно поработали, справились со всеми заданиями, повторили разделы по теме, я думаю, что на следующем уроке вы успешно напишите диктант.