«Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС»

Консультация для педагогов
«Организация развивающей предметно-пространственной среды по ФЭМП в соответствии с ФГОС»
подготовила: старший воспитатель
I квалификационной категории
Нибо Марет Халидовна
Дата поредения: 03.02.2016г
Место проведения: МДОБУ ДС № 111 г.Сочи
Тема: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по ФЭМП, ФГОС»
Вопрос организации развивающей предметно - пространственной среды (РППС) ДО на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС дошкольного образования).
Рассмотрим Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:
1. РППС обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства (группы, материалов, оборудования и инвентаря)
1.1РППС должна обеспечивать возможность общения и совместную деятельность детей и взрослых, двигательной активности детей, а также уголка уединения.
1.2 РППС должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;
- организация инклюзивного образования
- учёт национально-культурных, климатических условий
- учёт возрастных особенностей
1.3 РППС должна быть:
1. Содержательно-насыщенной
2. Трансформируемой (изменялась)
3. Полифункциональной (мебель, маты, ширмы, модули)
4. Вариативной (наличие различных пространств- для игры, конструирования, уединения и др.)
5. Доступной (для детей с ОВЗ и инвалидов)
6. Безопасной (соответствие всех элементов требования по обеспечению надёжности и безопасности их использования)
При проектировании РППС по формированию элементарных математических представлений (ФЭМП) необходимо выделять следующие основные составляющие:
-пространство;
- время;
- предметное окружение.
Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям.
Эти положения личностно - ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:
1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
2. принцип активности, самостоятельности, творчества;
3. принцип стабильности, динамичности;
4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;
5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;
6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
7. принцип открытости – закрытости;
8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Все эти принципы учитываются при построении развивающей среды с учётом возрастных особенностей.
Особенности построения РППС в условиях ДОУ, в разных возрастных групп:
Ранний возраст
Для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для предметной и игровой деятельности с разными материалами:
Пирамидки (пластиковые, деревянные, напольные, настольные)
Логические кубики, шнуровки, наборы из объёмных геометрических форм, дидактический стол с комплектом развивающих пособий, матрёшки, наборы для завинчивания из элементов разных форм, размеров, цветов. Мозаика, домино, тактильный набор и т. д.
Младший возраст
В младшем дошкольном возрасте, прежде всего, создаётся как комфортная и безопасная для ребёнка обстановка. Предметная среда группы организуется так, чтобы стимулировать восприятие детей, способствовать развитию анализаторов, подсказывать способы обследования и действий.
Для развития мелкой моторики кроме специальных дидактических игрушек – вкладышей, пирамидок, шнуровок – нужно включать в обстановку пластиковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, коробки и другие хозяйственные предметы. Применяя крышки к коробкам, ребёнок накапливает опыт сравнения величин, форм, цветов. Игра способствует созданию у детей весёлого, жизнерадостного настроения, пробуждает стремление к общению со взрослыми и сверстниками.
Средний возраст
В среднем дошкольном возрасте важно накапливать опыт совместной со сверстниками деятельности, развивать познавательную деятельность и поддерживать попытки творчески отражать впечатления в продуктивных видах деятельности. Среди дидактических игр должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам, на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (Танграм, пазлы, разрезные картинки). Примерно 15% игр должно быть для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность, детям не останавливаться, а продвигаться дальше.
Старшая и подготовительная группы
При переходе в старшую, и особенно в подготовительную группу начинает меняться психофизическая позиция: они начинают ощущать себя старше среди детей детского сада. Важно поддерживать это ощущение такой организацией среды, при которой ребёнок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу.
В группе специальное место и оборудование для игротеки: это и дидактические, развивающие, логико-математические игры. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги. Игры на развитие умений счётной и вычислительной деятельности. Игры с правилами: домино, лото, шашки и т. д.
Подводя итог выше сказанного можно сделать вывод:
Таким образом, соблюдая все принципы построения развивающей предметно-пространственной среды, нам удастся создать условия для взаимодействия, сотрудничества, обеспечение максимального комфортного состояния ребенка и его развития.
Спасибо за внимание!