Активизация творческой деятельности учащихся на уроках технологии
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Лицей №1» городского округа города Волгореченск
имени Героя Советского Союза Н.П. Воробьева
Обобщение опыта на тему:
Активизация творческой деятельности учащихся на уроках технологии
Выполнил: Учитель технологии
Захваткин Юрий Александрович
г.Волгореченск - 2012 г.
Содержание
1. Введение стр. 3
2. Основная часть стр. 4-11
3. Заключение стр. 12
4. Список литературы стр. 13
5. Приложение: стр. 14-16
А) модель урока 7-го класса «Изготовление деталей изделия из древесины»
( изделие «Головоломка» )
Б) модель урока 8-го класса « Изготовление изделий из древесины ручным деревообрабатывающим инструментом»
( изделие «Трещотка» )
В) модель урока 8-го класса «Строительные и ремонтно-строительные работы»
( урок ИКТ «Строительство дровницы» )
Введение
Проблема содержания образования многие годы является одной из наиболее актуальных проблем дидактики, так как от содержания образования молодёжи зависит и уровень культуры народа, и мировоззрение нации, и общий уровень развития и жизни людей. В ходе исторического процесса задачи и содержание образования изменяются в соответствии с социальным заказом общества. Распространяющаяся сейчас педагогическая парадигма личностно-ориентированного обучения сталкивается с серьёзной проблемой – недостаточностью образовательных технологий, обеспечивающих её внедрение в жизнь.
Сегодня одной из важных задач, стоящих перед учителем, организовывающим учебно-воспитательный процесс в школе, является активизация познавательной, творческой деятельности учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технического труда" обоснована необходимостью решения творческих задач технического характера. К ним можно отнести: технологические карты и чертежи, отдельные элементы конструкции изделия, процессы изготовления изделия, оборудование мастерской, использование механизмов и приспособлений, технико-технологические сведения, отдельные операции и др. Все это необходимо для решения задач на высоком уровне с тем, чтобы в результате решения выполнения работы учащиеся почувствовали удовлетворение. А для этого нужно, чтобы они испытывали потребность в выполнении соответствующей работы, необходимость в изготовлении изделия, осознавали смысл, сущность работы, обладали способностью систематически и в определенной последовательности анализировать условие задачи и обращать должное внимание на изготовление изделия. Само задание должно возбуждать творческую фантазию учащихся, вызывать моральное удовлетворение и т.д.
Основная часть
Установлено, что решение творческих задач и активизация познавательной деятельности способствует развитию технического мышления, сообразительности и общему развитию учащихся, воспитанию творческого подхода к труду и повышению интереса к решению задач в условиях школьной мастерской.
Существуют пути и средства, которые превращают любого вида задачи технического характера в проблему, которые могут быть решены творчески. В результате этого проблемность любой задачи и работы технического характера, их творческое решение заставляют учащегося действовать активно, самостоятельно. Все это способствует критическому подходу к работе и к задаче, осмыслению, анализу, поиску путей и способов достижения поставленной цели. Выполнение работы с использованием всех имеющихся возможностей приводит к определенному напряжению умственных и физических сил, выявлению допущенных ошибок и установлению способов их устранения, приобретению и развитию новых знаний и способности использования их на практике.
В этом случае процесс обучения построен таким образом, что учащийся, войдя в школьную мастерскую, выполняет соответственно возрасту теоретическую и практическую работу путем создания проблемной и творческой ситуации. Все указанное выше способствует активизации познавательной деятельности учеников.
Для активизации познавательной деятельности необходимо использовать комплекс вопросов, нужных для учебного процесса. С их помощью создаются проблемные ситуации, а это – оптимальное условие для творческого труда.
.Комплекс вопросов имеет следующий вид:
1. Изучение элементов черчения (разработаны содержание и методы обучения с указанием соответствующего времени).
2. Конструирование изделия по требованиям общего характера (назначение, условия применения, значение, форма, цвет, размеры, конструкция, экономичность).
3. Составление технологических карт для изготовления изделия.
4. Изготовление изделия с использованием технической документации.
5. Использование организационных форм работы: групповой, индивидуальной и смешанной.
6. Исходящие из специфики предмета типы (различные виды) занятий.
7. План занятия.
8. Использование различных методов обучения. В процессе выполнения технико-технологических работ установлены способы (правила) и пределы использования основных методов дидактики по классам и частям занятий (вводной, основной и заключительной), где учитываются виды изучаемого материала, частота их использования и возрастные особенности учащихся; определены пути и способы слияния основных методов дидактики со специфическим методом трудового обучения; установлены также три ступени применения метода упражнений: усвоение трудовых навыков, их использование (закрепление) и высшая ступень - выработка или автоматизация навыка.
9. Проведение лабораторных работ. За относительно короткое время (на одном занятии) преподаватель, соответственно возрасту учащихся знакомит их со свойствами и с правилами получения и обработки материалов, с сущностью их использования в технике и в быту, со средствами защиты от коррозии, гниения, а затем учащиеся проверяют эти свойства самостоятельно.
10. Составление календарного плана. Обоснована необходимость и найдены пути его составления в соответствии с современными требованиями дидактики и действующей программы. В план включены: а) таблица выполняемых операций и используемых инструментов; б) тетрадь проверки и оценки работ учащихся; в) таблица используемых материалов; г) годовой план изготовляемых изделий.
11. Проведение проверочных работ.
12. Основные организационные вопросы работ в мастерской.
Для создания оптимальных условий активизации познавательной деятельности учащихся любая теоретическая и практическая работа должна выполняться путем решения творческих задач, созданием проблемной ситуации, использованием метода беседы и коллективного обсуждения.
Преподаватель в процессе выполнения любой работы после соответствующих пояснений и показа должен создать потребность в ее выполнении, то есть - заинтересовать ребенка.
Проведенная таким образом и в такой последовательности работа способствует повышению уровня активизации познавательной деятельности учащихся.
Как известно всякое умение (способность) человека в итоге формируется в процессе активности и действия. Поэтому на первое место выдвигаются те умения и способности, которые служат решению задач, возникших во время творческого труда.
Это своего рода модель: объяснение и показ - создание потребности и постановка задачи - познание - творчество и проверка - работа и проверка.
Сегодня одной из важных задач, стоящих перед учителем, организовывающим учебно-воспитательный процесс в школе, является активизация познавательной, творческой деятельности учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках технического труда" обоснована необходимостью решения творческих задач технического характера. Среди существующих образовательных технологий наиболее эффективной формой работы с учащимися я считаю проектную деятельность.
. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, интегрировать знания и умения, полученные ими при изучении различных школьных дисциплин на разных этапах обучения.
Особые умения не существуют ради самих себя, они не цель, но средство. Любая профессия имеет смысл, только если она отвечает на вопрос, что придаёт жизни человека смысл и качество, чем “я” отличаюсь от других, в чём мы схожи? Главная стратегическая цель педагогов – развитие у учащихся глубоких, устойчивых интересов в какой-либо области на основе широкой познавательной активности и любознательности. В решении этой проблемы можно выделить тактические задачи, такие, как мотивация учебной деятельности с доминированием мотивов её совершенствования, развитие познавательной самостоятельности, формирование и развитие творческих способностей, усвоение обобщённых и рациональных способов деятельности, а также конкретными науками, формирование опыта самообразования и т.д. Однако необходимо отметить, что если будет развиваться только стремление к познанию, то это может привести к отрицательным результатам. Люди, у которых развита только эта мотивация и не развита потребность в труде, могут испытывать нежелание работать. Одним из средств решения этих задач на уроках технологии являются творческие проекты учащихся.
Творческий проект на уроках технологии – это учебно-трудовое задание, в результате которого создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В соответствии с требованиями социального и научно-технического прогресса, творческие проекты по изготовлению изделий, пользующихся спросом, требуют знаний и умений предпринимательской деятельности. Это меняет не только содержание, но и методы обучения, вырабатывающие у учащихся качества личности, которые позволяли бы адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Так, при выполнении своего творческого проекта, учащиеся выполняют экономический расчёт, в котором отражают финансовые затраты на изготовление изделия, затраты времени, возможность массового производства, продажную цену и т.д. Как правило, учебные проекты содержат в себе проблему, требующую решения, а значит, формулируют одну или несколько задач. Эта задача должна быть привлекательна своей формулировкой и должна стимулировать повышение мотивации к проектной деятельности. Используя проектный метод обучения, дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата.
В образовательной области “Технология” (трудовое обучение) использование метода проектов способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоение различных способов обработки материалов и информации.
В своей практике вот уже 12 лет я применяю этот метод на уроках технологии. За это время по различным разделам учебной программы разработаны творческие проекты, позволяющие учащимся в полной мере проявить самостоятельно познавательную активность и создать свой объект труда.
При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
- обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
- воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;
- является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;
- позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, при работе над проектом «Современный усадебный дом» ученикам пришлось изготовить несколько десятков деталей, отличающихся друг от друга размером и формой. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой. Коллективные работы позволяют проявлять коммуникативные способности каждого ученика.
Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология” (трудовое обучение) с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. При выполнении проекта , учащиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении эскизов объекта труда и т.д.
Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний и умений в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры. Проектная деятельность, предполагающая вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, творчески развивающая, формирующая навыки исследовательской и поисковой работы, позволяет учитывать в процессе обучения национальные и региональные условия. Это помогает школьникам не только узнать, как жили наши предки, но и предоставляет им возможность сопереживания, т.е. эмоционально закрепляет знания. С 14-ти лет деятельность ребят связана со стремлением к самореализации, самосовершенствованию. В этом возрасте подросткам свойственно увлечение чем-либо, а достигнутый успех в выбранном увлечении гармонично развивает, обогащает внутренний мир человека. У подростков явно выраженное стремление к самостоятельности сталкивается с отсутствием или недостаточной сформированностью навыков самостоятельной деятельности. Отработать этот навык позволяет проектная деятельность, предусматривающая планирование собственной деятельности, определение цели, постановку задач, оценку действенности избранных средств и результатов.
Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников. В целом в работе над проектом учитель
- помогает ученикам в поиске нужных источников информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в совместной работе.
Работа в классе должна быть построена по типу работы творческой мастерской, где каждый ученик имеет своё рабочее место, оборудование, инструменты, справочную литературу, наглядные средства обучения, материалы, может получить консультацию учителя. Оформление интерьера мастерской желательно осуществлять в соответствии с требованиями современного дизайна, создавать в классе положительный психологический микроклимат. Нельзя рассматривать технологию исключительно как “практический” предмет, где главным является объект труда и не учитывается весь процесс создания изделия.
Одним из заключительных этапов работы над проектом является оценивание результатов проектирования. Оценивание – это имитация профессиональной экспертизы. Предварительно проект защищается в группе, затем дорабатывается и защищается окончательно. Возможными критериями оценки проекта могут быть:
1. конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;
2. технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;
3. экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;
4. эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;
5. экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы;
При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.
Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя. Фотографии работ можно использовать для иллюстрации печатных изданий и размещения в Интернете.
Проектная деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что оно:
- личностно-ориентированно;
- использует множество дидактических подходов;
- самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения;
- поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной и психомоторной областях на всех её уровнях;
- позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.
Проектная деятельность в образовательной области “Технология” (трудовое обучение) – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Сейчас основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Достаточно трудно сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения и навыки при выполнении учащимися этих заданий. Проблема создания системы проектных заданий, охватывающих образовательный стандарт, актуальна и требует дальнейшей разработки.
Кроме способов описанных выше существуют еще и другие, которые также формируют познавательную и творческую активность и не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной деятельности. Поделюсь некоторым опытом организации этой работы.
Наш лицей уже длительное время работает над проблемой развития личности каждого школьника. В связи с этим в лицее создаются условия для проявления и развития индивидуальных способностей ребенка. Известно, что эти способности у учащихся необходимо сначала увидеть, распознать, а затем уже помочь им раскрыться. Эту задачу и решает наш педагогический коллектив.
Базисной дидактической теорией для организации работы явилась теория развивающего обучения, которая ориентирует на поиск психолого-педагогических средств, воздействующих на формирование интеллекта школьника, на развитие основ творческой личности.
У нас создано и работает научное лицейское общество, в котором учащиеся занимаются научно – исследовательской деятельностью по различным образовательным областям.
В начале каждого учебного года выявляем среди школьников, желающих заниматься исследовательской деятельностью
Позитивно влияет на привлечение учащихся к исследовательской деятельности работа предметных методических объединений, проведение традиционных «Дней науки», где учащимся предоставляется возможность проявить свой интеллект, поделиться достижениями в своих исследованиях. Одни ученики выступают со своими сообщениями, другие слушают, принимают активное участие в обсуждении.
Хорошо стимулирует, так же, исследовательскую деятельность выпускников школы предоставление определенных льгот высшими учебными заведениями призерам предметных олимпиад и лауреатам научно-практических конференций.
С каждым желающим индивидуально определяется тема исследования, его структура, методы и средства исследования, сроки подготовки того или иного материала. При выборе темы исследования максимально учитываются интересы и способности ребенка, актуальность проблемы, которой предполагается посвятить исследование, возможность практического применения результатов и многое другое.
Постоянная работа с детьми, необходимая помощь и консультации позволяют им проводить свои изыскания на высоком уровне и в утвержденные сроки.
Это подтверждается на апробации результатов исследований, которая проводится на ежегодном школьном этапе научно-практической конференции «Шаг в будущее».
Дети, занявшие призовые места в школе, а затем в городе участвуют со своими докладами на региональном этапе научно-практической конференции.
Дважды работы моих учеников были представлены на региональном этапе конференции «Шаг в будущее» и поощрены дипломами и ценными призами.
При разработке и проведении исследования у школьников формируются умения в формулировании целей и задач исследования, его планировании, организации, проведении, анализе результатов, статистической обработке полученных материалов, представлении результатов эксперимента в виде таблиц, графиков, диаграмм.
В ходе выполнения учащимися своих исследований, кроме задач развития познавательной и творческой деятельности школьников решаются и некоторые другие.
Так, например, некоторые дети в силу своей скромности, пассивности, инфантильности или других причин часто не очень активны как на уроках, так и в других видах деятельности. Вовлечение детей в исследовательскую и другую творческую деятельность мобилизует их, делает более ответственными, целеустремленными, позволяет им поверить в свои силы и возможности, дисциплинирует их, что в целом позитивно влияет на их обучение, воспитание и развитие.
Хочется отметить тот факт, что почти все ребята, с которыми я занимался исследовательской деятельностью, после окончания школы продолжили свою учебу в ВУЗах и колледжах по техническим специальностям. Все они отмечают, что занятие исследовательской деятельностью помогло им в процессе дальнейшей учебы.
Еще одной интересной и эффективной формой развития творческих способностей школьников является ежегодный городской конкурс школ по профессии «Слесарь», который проводится на базе профессионального лицея № 17. Конкурс проводится в два этапа. На первом этапе ребята должны показать свои знания по предмету, а на втором, получив задание, изготовить изделие по самостоятельно разработанной технологии.
Проводимый на высоком уровне конкурс вызывает у его участников большой интерес, и они изъявляют желание принять в нем участие на следующий год.
Заключение
Мой опыт работы в школе показывает, что движущей силой развития творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
Целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.
Работая над развитием творческой активности детей, я заметил, как у них появился интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличился объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.
К сожалению, наше оборудование в мастерских устарело, не хватает инструментов и материалов, а это ограничивает возможности учителя и ученика. Хочу подчеркнуть школьник не почувствует никакой радости труда, если у него вместо современного оборудования будет старый напильник или не наточенная ножовка. Наоборот, это может отвратить ребенка от уроков труда. Мастерские должны быть оснащены на современном уровне, и тогда дети будут проявлять больший интерес к технологии.
Что касается уроков технологии, то они очень нужны, особенно сейчас, когда дети растут в неполных семьях, когда родители заняты до позднего вечера на работе. Кто их научит вести хозяйство?
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. - М: Знание,1981.-96с.-(Новое в жизни, науке, технике. Сер.»Педагогика и психология»;№10)
2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения// Директор школы, 1995 - №4.
3. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./ Сост. Бобровская А.Н., Долинина Г.Ф.- Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 112с.
4. Литова З.А., Мигунов В.И. Как мы внедряем технологию // Школа и производство, 1998- №4.
5. Макарова Л.Н., Шаршов . А.Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся.- М.: ТЦ Сфера, 2005.- 96 с.
6. Марченко А.В. Важная веха в реализации образовательной области «Технология» в новом учебном году // Школа и производство, 2000- №7.
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.-М.: Аркти, 2003.2 с.
8. Программы общеобразовательных учреждений, Технология, трудовое обучение 1-4, 5-11 классы, М., Просвещение,2006.- 240 с. (5 издание).
9. Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина;
Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1991.-160 с.: ил.
10. Воспитание школьников, «Школьная Пресса»,2007-4
11.Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В. Занкова//Н. ш.№4 2003.
12.Молева Г.А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. // Школа и производство, №7 200
15