Система учебно-творческих заданий как средство повышения творческой активности учащихся на занятиях изостудии
МБОУ ДОД «Центр детского творчества»
Система учебно-творческих заданий как средство повышения
творческой активности дошкольников на занятиях изостудии
Баталова Марина Сергеевна,
педагог дополнительного
образования высшей
квалификационной категории
Абакан
2013
Содержание
Введение.. . 3
Глава 1 Теоретическое обоснование проблемы развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования. 6
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности.6
1.2. Возрастные особенности старших дошкольников в сфере изобразительной деятельности16
Глава 2 Развитие творческой активности дошкольников на занятиях изобразительным искусством с помощью системы учебно-творческих заданий20
2.1. Характеристика системы учебно- творческих заданий, используемая на занятиях изостудии20
2.2. Анализ результатов творческой деятельности дошкольников.26
Заключение..... . 37
Библиографический список..39
Приложение40
Введение
ХХ век стал золотым веком в признании за детьми одарённости ко всем видам художественного творчества. Благодаря развитию искусства и философских идей человечество признало самобытность и ценность индивидуального взгляда на мир.
В мире стала цениться способность человека искусства отразить в своих произведениях моменты зарождения художественного замысла, его чувства глубочайшей сопричастности и единения с целым миром.
Художника и ребёнка роднит острая эмоциональная отзывчивость на всё, что непосредственно познаваемо чувствами, на те неповторимые внешние признаки предметов и явлений, к которым взрослеющий человек обычно теряет интерес, а с ним и способность замечать и различать.
Старший дошкольный возраст характеризуется особенно ярко выраженным проявлением изобразительных способностей. Без должного внимания со стороны взрослых детское творчество, поднимаясь на волне возрастной талантливости, вместе с ней и сходит на нет. Поэтому важно как можно раньше начать работу по целенаправленному приобщению детей к искусству как продукту духовного развития человечества.
На современном этапе развития общества воспитание творчески активной личности приобретает особое значение и является приоритетной задачей в процессе социализации детей. Художественная деятельность и изобразительное искусство в частности дают богатые возможности для воспитания самостоятельной творческой личности.
Всё вышесказанное позволяет рассматривать занятия изобразительным искусством как условие для развития творческой активности ребёнка.
Осознание актуальности исследования позволило сформулировать тему работы: «Система учебно-творческих заданий как средство повышения
творческой активности дошкольников на занятиях изостудии.»
Цель: Теоретически обосновать и экспериментально подтвердить значение системы учебно-творческих заданий как условия повышения творческой активности дошкольников на занятиях изостудии в условиях дополнительного образования.
Объект исследования: Развитие творческой активности дошкольников на занятиях изобразительным искусством в условиях дополнительного образования
Предмет исследования: Система учебно-творческих заданий как средство развития творческой активности дошкольников на занятиях изостудии.
Исходя из вышеизложенного, нами была сформулирована гипотеза:
на занятиях изобразительным искусством у воспитанников будет происходить развитие творческой активности, если:
1) в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса на занятиях изобразительным искусством педагогом будет осуществляться личностно-ориентированный и индивидуальный подход;
2) при проведении занятий с детьми по изобразительному искусству будет применяться система учебно-творческих заданий, разработанная с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
3) развитие творческой активности ребенка будет идти от первоначального этапа – диагностики творческой активности ребенка при поступлении его на занятия ко второму этапу – адаптации, характеризующейся включенностью и пониманием ребенком системы учебно–творческих заданий, сотрудничеством с педагогом и детьми и к третьему этапу – устойчивому проявлению творческой активности, характеризующейся высоким уровнем понимания и выполнения учебно – творческих заданий и активным самовыражением.
Для достижения цели и подтверждения гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Изучить научную и методическую литературу по проблеме исследования.
Выявить возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста применительно к изобразительной деятельности при разработке системы учебно-творческих заданий.
Разработать систему учебно-творческих заданий, направленных на развитие творческой активности в условиях изостудии.
Проанализировать развитие творческой активности воспитанников и экспериментально подтвердить значение системы учебно-творческих заданий как необходимого условия повышения творческой активности дошкольников.
Методы исследования: наблюдение, анализ психолого-педагогической литературы, анализ детских работ.
Новизна исследования: разработана система учебно - творческих заданий, способствующих развитию творческой активности воспитанников на занятиях изостудии.
Практическое значение: данная система может быть использована в работе с дошкольниками в системе дополнительного образования, изостудиях при дошкольных детских учреждениях, школах раннего развития.
Теоретическое обоснование проблемы развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в системе дополнительного образования
1.1. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности
В качестве одного из приоритетов в образовательной деятельности можно обратиться к понятию “творческой активности”. Это понятие особенно актуально в современном обществе.
Подчеркнем акцент в понятии “активность”. Под активностью мы будем понимать только позитивную активность, направленную на реализацию личностно и социально значимых целей, разрешенными и одобренными в обществе средствами. В самом деле, можно представить себе процесс развития личности, основанный на асоциальных средствах, и этот процесс и его результат для отдельной личности может быть значимым и целесообразным. Однако одна из главнейших задач образовательного учреждения состоит в социализации личности, в этом его воспитательная функция, поэтому постольку, поскольку мы говорим об активности, инициируемой в образовательном учреждении, мы с необходимостью должны потребовать ее позитивной направленности.
Приведем рабочее определение творчества (рабочее – подчеркивающее одну из наиболее существенных его особенностей, необходимых для работы над проблемой в заданном нами контексте).
Творчество – способ наиболее разностороннего, полного, эмоционально, духовно и культурно богатого удовлетворения потребности в познании мира.[3] При этом под познанием мы будем понимать процесс практического освоения закономерностей и связей явлений через собственную предметную деятельность.
Поясним это определение.
Каждый человек имеет определенные потребности, которые он стремится удовлетворить. Эти потребности организованы в некую сферу потребностей, которая на каждом этапе развития человека определяет его запросы, поведение и др.
У ребенка главной потребностью выступает потребность в познании в той или иной своей форме.
Потребности могут осознаваться или не осознаваться индивидуумом. Этим определяется характер их удовлетворения.
Путь к направленному развитию и саморазвитию личности лежит через осознание собственной сферы потребностей. Наиболее эффективно процесс осознания протекает через самореализацию в какой-либо предметной деятельности.
Предметная деятельность, помимо осознания собственной сферы потребностей, дает технологию реализации потребности, что определяет свободу и уверенность в плодотворности собственной деятельности. Наличие устойчивых навыков предопределяет активность человека в отношении к собственной деятельности, к ее развитию.
Деятельность в условиях эмоционально и культурно насыщенной среды создает возможность, в процессе реализации деятельности, возникновения особого трансцендентного состояния человека, характеризующегося откровением в видении, понимании, путях реализации собственной деятельности и ее отношении к окружающему миру, акта творчества, характеризующегося обретением человеком нового видения сущностей. Именно через акт творчества происходит максимально полное, насыщенное и глубокое удовлетворение человеком своей потребности в познании мира.
Таким образом, путь наиболее эффективного развития личности проходит через осознание собственных потребностей в процессе предметной деятельности, происходящей в культурно богатой среде и могущей привести к своей высшей форме – акту творчества как высшей форме самореализации личности. Следовательно, творческая активность – устойчивое качество личности, формируемое образовательными средствами, характеризующееся осознанием собственных потребностей, пониманием их культурных оснований, владением технологией реализации средств их удовлетворения и возникающей мотивацией на создание качественно новых творческих продуктов, выраженных общепринятыми средствами.
Развитие творческой активности является, прежде всего, воспитательной задачей, поскольку определяет социально активную позицию ребенка и задает его мотивацию для собственного развития в некотором коридоре, соответствующем определенной культурной традиции.
В творческой активности можно выделить две составляющих.Первая – желание и возможность к достижению акта творчества. Эта составляющая определяется внутренней культурой личности, владением некоторым багажом знаний, наличием авторитетов – людей, чья деятельность для данного учащегося является значимой и желаемой для подражания.
Второе – умение выразить открывшуюся сущность в общепонятном культурном тексте. Эта составляющая определяется владением техниками обработки материалов, методиками и т. д.
Творчество характеризуется некоторыми устойчивыми чертами, среди которых необходимо отметить следующие.
1. Предметность (творчество всегда имеет дело с каким-то конкретным предметом, материалом, опредмечено определенными формами, через которые оно восходит к видению глубинных сущностей). 2. Акт творчества является событием глубоко личностным. Коммуникативные, особенно достаточно богатые связи способны его инициировать, однако его нельзя вызвать, ему нельзя обучить, оно является самостоятельным проявлением личности, которой даны определенные культурные, деятельностные, ценностные основания.
3. Продуктивность – творчество всегда находит свое выражение и завершение в каком-то конкретном предмете или продукте. Без этого творчество не является завершенным.
Таким образом, задача воспитания творческой активности как культурного качества личности, сводится:
к проектированию образовательной среды, задачи которой стояли бы в зоне ближайшего развития учащегося,
обучению техникам работы с материалом,
высвечиванию предмета деятельности с исторических, предметных, культурологических и др. позиций;
и далее к индивидуальной работе с учащимися по наиболее адекватной фиксации и представлению продуктов творчества.
Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова определяет понятие «деятельность» кратко – занятие, труд.[12] В философии деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразования окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Деятельность человека, в отличие от деятельности животных, носит продуктивный, творческий созидательный характер. Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.
Мышление человека целостно, но не однолинейно. В нём можно проследить разные пласты и разные формы, хотя и прочно связанные друг с другом, но выражающие разные функции в осознании и освоении мира.
мышление
теоретическое
практическое
понятийное
образное
наглядно-образное
наглядно-действенное
Сегодня исследуют чаще всего рационально-логическую сторону мышления. А эмоционально- образную его сторону или не учитывают, или приравнивают к «бытовой», обыденной, считая её как бы низшей, донаучной формой.
Да, теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. Однако, каждый из перечисленных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и достигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетически более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированного рабочего наглядно-действенное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студента. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного ученого. Эту мысль хорошо подметил Б.М.Теплов.[10]
Серьёзные исследователи уже давно определили, что «искусство улавливает иные, чем наука, связи и предметы».[2] Эти связи и предметы подлежат не научному, а художественному отображению, но при этом берутся не сами по себе, а вместе со связанными с ними человеческими мыслями, чувствами, состояниями. Весь процесс художественного познания (жизни искусством) является процессом именно художественного (поэтического, музыкального и т.д.) творчества, и это вполне целостный процесс мышления и познания, но только иной, не научный. Искусство улавливает иные, чем наука, связи лишь потому, что у него иной, чем у науки, предмет познания. Предметом познания искусства являются не предметы и явления сами по себе, а отношение человека к этим предметам и явлениям. Таким образом, необходимо признать, что существуют два пути, две взаимозаменяемые (взаимодополняющие) формы познания и освоения мира.
Два пути (две сферы) познания[9]
Сфера познания
Предмет познания
Инструментарий познания
Пути освоения опыта
Итоги познания
Итоги развития
Преимущественная
Сфера проявления
Рационально-логическая (теоретическая, научная)
реальность
Понятие (объективная форма)
Изучение содержания
Знание (миропонимание).
Понимание явлений, закономерностей в обществе и природе
Научно-теоретическое мышление
Естественные науки
Гуманитарные науки
Эмоционально-образная
Отношение к реальности (эмоционально-ценностное)
Художественный образ (субъективная форма)
Проживание содержания
Желание (мироотношение).
Эмоционально-ценностные предпочтения в жизнедеятельности, интуиция
Эмоционально-образное
мышление
искусства
Художественное образование позволяет сформировать в сознании человека целостную картину мира. В этой связи развитие творческой активности необходимо именно на начальной ступени обучения, чтобы поддержать мотивацию к занятиям искусством как важной сфере человеческой деятельности.
Что же мешает человеку быть творческой личностью и проявлять оригинальность мышления? Только ли отсутствие развитых творческих способностей или что-то другое, не имеющее прямого отношения к творчеству как таковому?
Г.Линдсей, К.Халл и Р.Томпсон[5] считают, что серьезным препятствием на пути к творческому мышлению могут выступать не только недостаточно развитые способности, но и, в частности:
1. Склонность к конформизму, выражающаяся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках.
2. Боязнь оказаться «белой вороной» среди людей, показаться глупым или смешным в своих суждениях.
Обе указанные тенденции могут возникнуть у ребенка в раннем детстве, если первые его попытки самостоятельного мышления, первые суждения творческого характера не находят поддержки у окружающих взрослых людей, вызывают у них смех или осуждение, сопровождаемые наказанием или навязыванием ребенку со стороны взрослого в качестве единственно «правильных» наиболее распространенных, общепринятых мнений.
3. Боязнь показаться агрессивным в своём неприятии и критике других людей. Однако, в этом случае приобретение вежливости, тактичности корректности и прочих полезных качеств происходит за счёт утраты не менее ценного свойства: сметь иметь и уметь отстаивать, открыто высказывать и защищать своё собственное мнение, не заботясь о том, понравится или не понравится оно окружающим. В этом, собственно, состоит требование к человеку всегда оставаться честным и откровенным.
4. Высокоразвитая тревожность. Человек, обладающий этим качеством, обычно страдает повышенной неуверенностью в себе, проявляет боязнь открыто высказывать свои идеи.
Поощряя проявление творческой активности у детей на занятиях изобразительным искусством, мы закладываем основы будущей личности.
С позиций психологии личности творческая активность рассматривается как одна из характеристик самоактуализирующейся личности. Понятие самоактуализирующейся личности вывели представители гуманистической психологии. Основное внимание в теориях этого типа сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.
На главный вопрос его теории – что такое самоактуализация? – А.Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое- то дело Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них – это своего рода призвание» [10].Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, среди них добро, истина, порядочность, красота, справедливость, совершенство и др. Самоактуализация предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам, это – процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей.
По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям) гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наиболее близкой к взглядам наших психологов.
В отечественной психологии наиболее известные исследования в области личности связаны с теоретическими работами представителей школы Л.С.Выготского, в частности, А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович.[10] Опираясь на понятия о ведущей деятельности и социальной ситуации развития, введённые Л.С.Выготским, Л.И.Божович показала, как в сложной динамике взаимодействия деятельности и межличностного общения ребёнка в разные периоды его жизни формируется определённый взгляд на мир, названный внутренней позицией. Эта позиция и есть одна из главных характеристик личности, предпосылка к её развитию, которая понимается как совокупность ведущих мотивов деятельности. Как и у Л.И.Божович, основной внутренней характеристикой личности у А.Н. Леонтьева является мотивационная сфера личности. Другим важным понятием в его теории служит «личностный смысл». Он выражает отношение целей деятельности человека, т.е. того, на что она в данный момент непосредственно направлена, к её мотивам, тому, что её побуждает. Чем шире, разнообразнее виды деятельности, в которые личность включена, чем они более развиты и упорядочены, тем богаче сама личность.
Многоплановость и разнообразие видов деятельности, в которые одновременно включается человек, выступает как одно из важнейших условий комплексного и разностороннего развития его способностей. В этой связи следует обсудить основные требования, которые предъявляются к деятельности, развивающей способности человека, Эти требования следующие: творческий характер деятельности, оптимальный уровень её трудности для исполнителя, должная мотивация и обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.
Если деятельность ребёнка носит творческий, нерутинный характер, то она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружения в себе новых возможностей. Это само по себе становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных на преодоление возникающих трудностей. Такая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворённости от достигнутых успехов.
Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т.е. на пределе возможностей ребёнка, то она ведёт за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л.С.Выготский назвал зоной потенциального развития. [10] Деятельность, не находящаяся в этой зоне, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.
Поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию означает превращение цели соответствующей деятельности в актуальную потребность человека. Становление и развитие способностей – это результат научения, и чем сильнее подкрепление, тем быстрее будет идти развитие.
Что же касается нужного эмоционального настроя, то он создаётся таким чередованием успехов и неудач в деятельности, развивающей способности человека, при котором за неудачами (они не исключены, если деятельность находится в зоне потенциального развития) обязательно следуют эмоционально подкреплённые успехи, причём их количество в целом является большим, чем количество неудач.
По мнению многих учёных, особенность детского творчества заключается в том, что она является игрой, предэстетической деятельностью. Но эта игра – исходный пункт, из которого пойдет развитие личности. Рисование для дошкольника – способ моделирования собственного образа мира и ориентации в нём.
Необходимо также отметить, что творчество является одним из наиболее важных механизмов воспитания и самовоспитания.
Для педагога-практика понимание цели и смысла собственной деятельности как развития личности учащихся (в данном конкретном случае средствами художественного творчества) необходимо для того, чтобы, оставаясь в рамках своей культурно-профессиональной традиции, педагог не подменял развитие способностей, творческой активности, мировоззрения ребенка задачей совершенствования в своей узкой области, подготовкой к профессиональной деятельности; понимал приоритетную значимость субъективно ценных достижений в области ближайшего развития ребенка в противовес коллекционированию призовых мест в конкурсах и выставках.
Изменение обучения таким образом, чтобы развитие способностей превратилось из косвенного в прямой результат обучения, возможно, на мой взгляд, путем приобретения умений и знаний через развитие творческих способностей.
1.2. Возрастные особенности старших дошкольников в сфере изобразительной деятельности
В старшем дошкольном возрасте (5,5-6 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребёнка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребёнок быстро прибавляет в росте и в весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. В этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в признании со стороны взрослых и сверстников); возникает новый (опосредованный) тип мотивации- основа произвольного поведения; ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не как хочется, а как «надо».
На седьмом году жизни ребёнок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребёнок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности.
Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Однако, если для маленького ребёнка важен результат, то старшему дошкольнику доступно принятие учебной задачи, его интересуют способы и операции достижения результата.
Возрастная периодизация по Д.Б. Эльконину [8] Возрастной период
Ведущая деятельность
На что направлена познавательная деятельность
Какая сфера психики развивается преимущественно
Новообразование возраста
Дошкольный возраст 3-7 лет
Ролевая игра
На познание отношений
Личностная (потребностно-мотивационная)
Потребность в общественно значимой и общественно оценочной деятельности
Возраст от пяти до шести лет, наверное, самый продуктивный в плане рисования. Дети уже довольно неплохо умеют рисовать и очень любят это занятие. Темой рисования может стать всё новое – увиденное, услышанное и даже почувствованное, ребенок рисует как старые любимые сюжеты, так и новые, которые могут являться иллюстрацией к услышанной сказке, задевшей воображение истории или даже к событиям собственной жизни. Происходят качественные изменения в детском рисунке. Ребёнок 5-6 лет стремится изображать предметы так, чтобы они были узнаны окружающими. Поэтому они часто заимствуют друг у друга и у взрослых типичные шаблоны. Так появляется стереотипное солнышко в углу рисунка, домик из квадратика и треугольника и прочие всем известные детали детских рисунков. При этом дети уже стремятся к правдивому изображению, они начинают учитывать пропорции, пытаются отразить объём фигур. Поэтому человек на рисунке шестилетнего мальчика или девочки обычно уже меньше дома, а руки нарисованы двумя черточками или овалом. Кроме того, большинство детей умеют четко отразить различия в одежде мужчин и женщин.
Замысел рисунка, безусловно, ведёт за собой действия ребёнка данного возраста. Если ему хочется, чтобы нарисованную кошку кто-то погладил, то человека он будет пытаться изобразить нагнувшимся. Скорее всего, это получится не сразу. Поэтому большинство хорошо развивающихся детей с помощью ластика попытаются исправить изображение, видя его расхождение с замыслом. Это уже проявление зачатков такого важного для жизни качества, как целеполагание (умение ставит цель, выбирать пути её достижения и реализовать их).
Дети шести-семи лет – существа гораздо более социальные, чем были год или два тому назад. Этот факт находит отражение и в их рисунках. Часто по рисунку ребёнка этого возраста нетрудно определить, кто его автор, мальчик или девочка, живёт он в городе или в деревне. Однако остаются сюжеты, свойственные практически всем детям, - это изображение людей и животных. Причём, прорисованы они более детально, объёмно и часто с передачей настроения. Из этого следует, что старшие дошкольники делают серьёзные попытки решения настоящих художественных, отношенческих задач. Так что это уже не схема, а целостная картина! [6]
Целенаправленные занятия с детьми в этом возрасте дают наиболее благодатные плоды. При правильном руководстве занятия рисованием и лепкой не только приобщают к искусству и предоставляют прекрасные возможности для развития, но играют большую роль в личностном росте и социализации дошкольника. Плоды его деятельности украшают стены, к его творческим идеям относятся серьёзно, и это гораздо ценнее полученных умений, хотя и их роль нельзя отрицать. Умения и навыки - не самоцель, они подчинены творчеству и необходимость их получения мотивирована желанием ребёнка передать свой замысел как можно полнее. В этом смысле автору близка идея Л.С.Выготского: «Вопрос о детском творчестве, несомненно, решается в смысле необычайной педагогической ценности, хотя бы самостоятельная эстетическая его ценность была близка к нулю. Детский рисунок есть всегда факт воспитательно отрадный, хотя подчас и эстетически безобразный. Он научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и, по прекрасному выражению, учит психику восхождению И в этом смысле основным педагогическим требованием делается ставка на психологичность детского рисунка, т.е. проверку и контроль тех переживаний, которые ведут к появлению рисунка, а не на объективную оценку штрихов и линий. Поэтому выравнивание и исправление детского рисунка означает только грубое вмешательство в психологический строй его переживания и грозит послужить помехой для последнего». [1]
Бережное и внимательное отношение к творческим идеям ребёнка поднимает его самооценку, делает его более открытым и готовым к сотрудничеству с педагогом. По словам художника и педагога Фридл Диккер- Брандейсовой, «занятия рисованием не ставят целью сделать из всех детей художников. Они призваны освободить и полностью использовать такие источники энергии детей, как творчество, самостоятельность, пробуждать фантазию, укреплять природой данные способности к наблюдению и оценке действительности Чего следует ожидать от творческого рисования? Прежде всего – стремления к всеобъемлющей свободе, именно в ней реализуется ребёнок»[7]
Таким образом, имея целью развитие творческой активности воспитанников как одной из фундаментальных основ личности, необходимо использовать на занятиях систему учебно – творческих заданий, созданную с учётом возрастных особенностей и личных интересов детей, апеллирующую к их жизненному опыту, развивающую чувственную сферу и образное мышление. Понимание изобразительного творчества дошкольника как способа самостоятельного осознания действительности определяет и роль педагога как организатора творческой среды, тактичного и доброжелательного помощника ребёнка в деле становления его личности.
Развитие творческой активности дошкольников на занятиях изобразительным искусством с помощью системы учебно-творческих заданий.
2.1. Характеристика системы учебно - творческих заданий, используемая на занятиях изостудии.
Принципы разработки системы учебно-творческих заданий:
принцип креативности
принцип свободы выбора
принцип учёта личностных интересов ребёнка.
Основной задачей подготовительной ступени образования в студии становится создание условий для развития творческой активности детей. Поэтому темы творческих заданий должны звучать достаточно широко, чтобы дать возможность каждому ребёнку выразить собственное отношение к предмету или явлению. Содержание занятий направлено на формирование у ребёнка внимательного, вдумчивого взгляда на знакомые предметы и явления, окружающих его людей. Смотреть и видеть - разные вещи. Развитие умения видеть – сквозная задача всей программы, но именно в первый год обучения ей уделяется особое внимание. Для детей становится открытием, что их домашнее рисование является серьёзной художественной деятельностью, свойственной взрослым художникам. Происходит осознание детьми важности их занятия.
С самого начала перед детьми ставятся исследовательские задачи – от микроисследования при смешении цветов до задачи передачи собственного эмоционально-чувственного отношения к действительности. Проблемное отношение ребёнка к поставленной задаче, выход за пределы ожидаемого –это и есть характеристика познания, в данном случае художественного познания как особого рода активности ребёнка.
Материал для освоения выстроен в логической последовательности. Программа перового года обучения направлена на расширение кругозора детей, познание мира предметного, природного, социального, а также внутреннего. Наиболее характерная черта эстетического отношения дошкольника – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я», неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Поэтому учебный материал строится от интересов ребёнка в сторону расширения его опыта познания мира.
Диаграмма поэтапного построения учебного материала на занятиях изостудии
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Первый опыт изучения с помощью искусства ближайшего окружения удивляет и радует ребенка. Какими необычными могут стать знакомые предметы, если проявить немного фантазии! Вы знакомы с Кувшином Кувшиновичем? Он такой старый и знает столько интересных историй! А не хотите ли познакомиться с фруктовой компанией? С господином Бананом и тётушкой Грушей Так в игровой форме дети учатся видеть в обычных предметах их глубинный смысл.
Постигая сложный мир людей, ребята с радостным удивлением вглядываются в себя – мы осваиваем искусство создания портрета. Некоторых учеников тема портрета так увлекает, что галерея изображений их родственников и друзей украшает стены студии. Следующий шаг познания мира и осознания связей с ним - выход на улицы родного города вместе с мамой, папой, друзьями. Дети с увлечением и порой очень похоже изображают любимые улицы, парки, фонтаны
Одна из любимых детьми творческих тем – «Путешествие». Куда отправиться и каким транспортом – каждый решает самостоятельно. Задание обычно не вызывает трудностей – детская фантазия безгранична. Дети предлагают отправиться на дачу, в Африку, на Северный полюс, в прошлое и в будущее, в космосТранспорт тоже может быть самым разнообразным: от автомобиля и ракеты до воздушного шара и живого жирафа.
Затем мы опускаемся в глубины океана, поднимаемся в горы, заглядываем в удивительный мир травы. Важное место в системе учебно-творческих заданий занимает наблюдение состояний природы и её сезонных изменений.
Итогом знакомства с окружающим миром будет коллективная творческая работа «Мы - жители планеты Земля». К концу учебного года у детей происходит осознание себя частью огромного мира.
Природа наделила детей способностью ярко, эмоционально сопереживать новому, целостно воспринимать мир и интуитивно чувствовать его. Даже нейрофизиологически дети видят мир целостно, находятся с ним в единении, что определяется доминированием правого полушария.
В отличие от взрослых, дети не имеют инструментов, позволяющих воплотить прочувствованное. Его надо «вообразить», т.е. придать ему соответствующую образность и форму, в которой замысел художника получит внешнее, объективное бытие, станет видимым, осязаемым, доступным другим людям.
Для этого нужно обогатить арсенал способов самовыражения детей. Лучше всего у дошкольников получается работать с гуашевыми красками, фломастерами, мягкими графическими материалами, глиной и пластилином. Рука ребёнка, его пальчики мало ещё развиты, и красками ему легче работать на больших листах бумаги «от локтя».
Содержание обучения направлено на развитие творческой активности детей и их самореализацию через художественную деятельность. Особое внимание уделено теме цвета. В программе теме выразительности цвета посвящено 6 из 12 первых занятий. Они объединены общей игрой «Волшебные краски». Оказывается, для изображения всего многоцветия мира достаточно трёх основных цветов! Простые и эффектные приёмы смешивания красок позволяют ребёнку сделать первые успешные шаги в живописи и обеспечивают высокий уровень мотивации к студийным занятиям.
Умение смешивать краски совершенствуется на протяжении учебного года. Детям предстоит разобраться, чем отличается колорит праздника и дождливого дня, радостного и грустного настроения.
У графических материалов свои преимущества в прорисовке мелких деталей. Овладевая линией, ребёнок получает возможность передавать движение. В работах появляется динамика, сюжет. К концу учебного года мы уже с уверенностью можем говорить о художественных достоинствах детских произведений, некоторым детям удаётся выйти на уровень художественного обобщения (т.е. создать художественный образ). Рисование карандашом, мелками, фломастерами тренирует руку ребёнка, развивает мелкую моторику, что делает его более успешным и уверенным в собственных силах.
Маленькие дети часто интуитивно чувствуют композицию, располагая главное ближе к центру листа, равномерно заполняя формат. Однако, элемент случайности преобладает в их творчестве, поэтому программа предусматривает знакомство в игровой форме с простейшими правилами композиции.
Творчество немыслимо без воображения. «Сущность воображения, если говорить о его механизмах – преобразование представлений, создание новых образов на основе имеющихся».[12] Однако, жизненный опыт детей невелик, и воображение ребёнка всё же беднее воображения взрослого. Поэтому серия занятий посвящена наблюдению натуры, изучению объектов природы (животных, деревьев, цветов, насекомых). При этом требование «нарисовать так же» неприемлемо, здесь не может идти речи об академической работе с натуры в силу возрастных особенностей дошкольника. Расширяя кругозор детей, мы даем им бесценный материал для фантазии и творчества.
Важное место в уче6ном процессе занимают занятия лепкой. Помимо пользы развития мелкой моторики лепка открывает огромные возможности для пространственного воплощения детских идей. Организация пространства по собственному замыслу станет, возможно, первым шагом к творческому преобразованию пространства своей жизни. Итоговые занятия в конце года объединяют детей в творческой игре, где каждый имеет возможность проявить себя наиболее полно.
Лейтмотив начальной образовательной ступени студии – игра «Мы – волшебники». Из волшебных красок при смешении получаются новые цвета, шарики и колбаски самым волшебным образом складываются в котов, зайцев и оленей с золотыми рогами
Перед тем, как начать лепить, следует произнести «волшебные» слова:
Я – волшебник, добрый, смелый,
Я с любым управлюсь делом!
Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаю ПРЕВРАЩАТЬ!
Подарить ребёнку веру в его волшебную творческую силу – достойная цель педагогической деятельности
Система учебно-творческих заданий сориентирована на индивидуальный подход. Перед детьми ставятся творческие задачи открытого типа, имеющие множество решений, что оставляет достаточно простора для вариаций. Темы заданий не являются обязательными для исполнения. Ребёнок всегда вправе предложить альтернативу. Увлечённость какой-либо темой и самостоятельный поиск наглядного материала приветствуется.
В учебно-воспитательном процессе педагогом осуществляется личностно-ориентированный подход, который выражается в уважении личности воспитанника, признании его права на собственную точку зрения в творческих вопросах.
В учебно-воспитательном процессе применяются различные формы проведения занятий: занятие-игра, занятие-путешествие, занятие–праздник, коллективная творческая деятельность и др.
Анализ результатов творческой деятельности дошкольников.
Отслеживание результатов творческой деятельности воспитанников предполагает три этапа.
На начальном этапе проводится диагностика уровня творческой активности в первые недели занятий. Активные дети проявляются сразу, но обычно их немного. Такие ребята, как правило, неплохо рисуют, много знают, работы их выполнены по оригинальному замыслу. Большинство поступающих детей находятся на среднем и низком уровне.
Однако, в течение двух – трёх месяцев в сознании и поведении детей происходят изменения, они привыкают к обстановке, больше доверяют педагогу и готовы с ним сотрудничать. Большинству ребят уже понятны задания, некоторые начинают предлагать альтернативные темы. Отслеживание результатов творческой активности в середине учебного года даёт более благоприятную картину, причём следует отметить, что шестилетние дети в силу своих возрастных особенностей адаптируются быстрее пятилетних.
На последнем этапе в группе с низким уровнем творческой активности не остается ни одного ребёнка. Дети проявляют высокий уровень мотивации к любимой ими деятельности, готовы к продуктивному диалогу с педагогом.
К высокому уровню творческой активности мы относим тех детей, которые креативны в выборе сюжета рисунка, самостоятельны в постановке и решении творческой задачи.
Развитие художественной культуры – это развитие художественных способностей детей, художественно – образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а так же приобретение специальных знаний и умений.
Поскольку решение основных задач обучения изобразительному искусству в студии обеспечивается развитием у воспитанников способности к активной и целенаправленной деятельности, формированием и осознанием мотивов творческой деятельности, развитием эмоциональной отзывчивости и образного мышления, нами была выбрана в качестве основы диагностическая методика «5 рисунков», направленная на выяснение этих качеств.
Однако названная методика рассчитана на младших школьников. Мы сочли завышенным применительно к детям дошкольного возраста критерий «графичность», предполагающий «сознательное применение выразительных средств карандашного рисунка: тонировка, штрих, напряжённость и характер линии». [4] В соответствии с возрастными возможностями детей 5-6 лет названный критерий заменён оценкой выразительности линии и цвета.
Методика «5 рисунков» предполагает анализ рисунков, сделанных простым карандашом. Мы сочли нужным анализировать и рисунки, выполненные красками т.к. это должно поставить в равные условия детей с разными предпочтениями в выборе художественных материалов – «колористов» и «графиков».
Для анализа на первом этапе мы брали рисунки, выполненные на второй- третьей неделе обучения, после прохождения детьми периода знакомства с новыми условиями. Второй этап приходится на середину учебного года. Здесь анализируются графические и живописные работы, выполненные в декабре – январе. Последний, завершающий этап – в апреле - мае. Мы сочли нужным выбрать наиболее удачную работу каждого ребёнка, сделанную в указанные временные периоды.
Каждый рисунок оценивается по следующим показателям:
самостоятельность – проявляется в выборе сюжета, содержание рисунка базируется на наблюдениях и впечатлениях автора;
динамика – рисунок передаёт динамические состояния персонажей или объектов изображения;
эмоциональность – в рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей, эмоциональные состояния природы;
выразительность – степень завершённости, «подробности» рисунка; интересная композиция, «единственность» облика персонажа или объекта изображения;
графичность и «цветность» - выразительность линий (для графических работ) и цвета (для живописных работ).
Первые два показателя (самостоятельность и динамика) направлены на выяснение личностных качеств учащихся: склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память. Умение передавать движение характеризует уровень развития фантазии и воображения учащегося. Статика в рисунках детей говорит об отсутствии достаточно ясного плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков.
Показатель «эмоциональность» фиксирует эмоциональную отзывчивость учащегося на те жизненные явления, которые послужили основой замысла его рисунка, а также отношение автора к изображаемому событию или персонажу.
Два последних показателя характеризуют достоинства продуктивной деятельности учащегося и относятся непосредственно к самому рисунку (к тому, что получилось, а не к тому, что задумывалось).
Говоря об объективности оценки проявления творческой активности воспитанников, мы имеем в виду, что развитие происходит как во внешней деятельности, так и во внутренней. Если внешнюю деятельность педагогу оценить проще, так как она представлена в результатах деятельности ребёнка на занятии, его поведении, то внутреннюю деятельность оценить сложнее, так как в «продукте» она может быть представлена лишь незначительно. С другой стороны, внутренняя деятельность является основой деятельности внешней. Опыт наблюдения, переживания, сопоставления, опыт воображения и фантазии в той или иной степени воплощаются в продукте труда ребёнка.
Задача педагога – научиться по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту работу. Определённо судить о процессах внутренней деятельности очень сложно, но необходимо, так как именно у старших дошкольников разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и воплощением в реальном продукте наиболее велик.
Критерии оценки детских рисунков по уровню творческой активности:
Уровень
Показатель
низкий уровень творческой активности
средний уровень творческой активности
высокий уровень творческой активности
самостоятельность
Замысел стереотипный
Замысел оригинальный с элементами стереотипности
Замысел оригинальный
динамика
Изображение статично
Есть попытки передать движение
Рисунок передаёт динамические состояния персонажей или объектов
эмоциональность
Рисунок лишён эмоциональности
Есть попытки передать эмоции, персонажей, эмоциональное состояние природы
В рисунке ярко переданы эмоции в чертах лица и жестах, эмоциональное состояние природы
выразительность
Рисунок репродуктивный, схематичный.
В рисунке
ребёнок использует шаблоны, но просматриваются элементы творчества, основанные на личных наблюдениях
Выход ребёнка на уровень художественного обобщения.
графичность и «цветность»
Линии невыразительны, отрывисты. Изображение условно.
В рисунке просматривается завершённость крупных форм, присутствуют подробности, детали
Рисунок подробный, завершённый; линии выразительны
Цвета локальные, «из банки», выбраны наугад.
Ребёнок активно смешивает цвета, делает попытки добиться цветового разнообразия
пусть не всегда удачно
В рисунке использована богатая цветовая палитра, подобранная согласно замыслу.
Уровни оцениваются количеством баллов «0», «1», «2» соответственно.
По сумме баллов работа относится к одному из трёх уровней:
Дохудожественнный уровень – 0 - 3 балла
Уровень «фрагментарной»
художественной выразительности – 4 - 6 баллов.
Уровень художественной выразительности – 7 - 10 баллов.
Рассмотрим рисунок Максима У. Это иллюстрация к сказке. Мы видим Ивана Царевича на верном коне, который возвращается домой. Рисунок динамичен. Юному художнику удалось передать эмоциональное состояние персонажей; автором проделана серьёзная внутренняя работа по осознанию и проживанию их отношений. Можно с уверенностью сказать, что Максим в течение занятия сам был Иваном Царевичем. Рисунок выполнен по оригинальному замыслу, хотя и носит следы репродуктивности. Максим пока не овладел перспективой, но передать некоторую отдалённость терема ему удалось! Хорош также настоящий «дремучий» лес за спиной героя.
Проведём оценку рисунка по нашим критериям:
критерий
комментарий
баллы
Самостоятельность
Замысел оригинальный со следами стереотипа
Средний балл 1
Динамика
Рисунок динамичен, передано движение и взаимодействие персонажей
Высокий балл 2
Эмоциональность
В рисунке переданы эмоциональные жесты и мимика персонажей.
Средний балл 1
Выразительность
Рисунок выразителен, хотя автором используются шаблоны. Присутствуют элементы, основанные на личных наблюдениях.
Средний балл 1
Графичность
Автор делает серьёзную попытку передать объём предметов на доступном его возрасту уровне, однако изображения в рисунке условны, линии неточны.
Средний балл 1
6
В своём рисунке Максим близок к уровню художественной выразительности. У мальчика хороший творческий потенциал, однако ему ещё предстоит избавляться от стереотипов, а регулярные занятия рисованием и лепкой помогут развить мелкую моторику и сделать линию в его работах более уверенной и точной.
Рассматривая живописную работу, мы пользуемся теми же параметрами, только теперь анализируем не линию, а цвет.
Возьмём для примера работу Славы П.
критерий
комментарий
баллы
Самостоятельность
Замысел оригинальный
2
Динамизм
Рисунок динамичен, движение передано ярко.
2
Эмоциональность
В рисунке переданы эмоциональные жесты персонажей, есть попытка обозначения мимики.
1
Выразительность
Несмотря на шаблонное солнце в углу и некоторое пренебрежение к мелким деталям, рисунок можно считать выразительным.
1
Цвет
Автор уже имеет опыт работы красками и особо внимателен к волнам и брызгам под волнорезами лодок, т. к. именно эти подробности передают скорость- основную черту замысла. Однако цвет не всегда удачно подобран и не отличается разнообразием.
1
7
В своей работе Слава близок к художественному обобщению, но, достигнув своей основной цели – передать быстрое движение, автор потерял интерес к работе и оставил её незавершённой. В работе с ребёнком следует обратить его внимание на важность всех деталей изображения для полноценного восприятия картины зрителем.
Что же касается лепки, то по этому виду художественной деятельности диагностика проводилась по критериям, разработанным автором. Основными задачами обучения лепке являются:
Воспитывать умение самостоятельно ставит задачу и добиваться её выполнения.
Развивать пространственное мышление (понимание объёмности предметов).
Учить в сложной форме видеть простые элементы и собирать из простых модулей сложные объекты.
Оценка уровня творческой активности ведётся по четырём критериям и предполагает три уровня:
критерии
уровень
объёмность
соразмерность частей
цвет
качество изделия
Низкий
(репродуктивный)
Ребёнок не справляется с работой без образца и помощи педагога.
Ребёнок не понимает объём, создаёт плоское изображение
Не осознаёт соразмерности частей
Цвет выбирает случайно
Может оставить работу незавершённой, пренебрегает деталями
Средний
(репродуктивно-творческий)
Ребёнку достаточно образца и частичной помощи педагога
Ребёнок осознаёт объёмность предметов частично, например, голову и тело лошади делает круглой, а ноги ставит в ряд одна за другой без учёта правой и левой сторон.
В соразмерности деталей (длина, толщина) делает незначительные ошибки
Цвет подобран в соответствии с замыслом; нет цветового согласия и разнообразия
Ребенок в целом справляется с работой, иногда забывает о мелких деталях
Высокий
(творческий)
Ребёнок справляется с работой без образца и помощи педагога
Ребёнок полностью осознаёт объёмность предметов
Соразмерность деталей соблюдается
Ребёнок экспериментирует с цветом, создаёт новые цветовые сочетания в соответствии с замыслом.
Изделие оригинально и имеет завершённую форму
По лепке диагностика проводилась также в три этапа методом наблюдения с отметкой в личной карточке уровня, достигнутого ребёнком на момент тестирования.
Для диагностики была взята группа первого года обучения в количестве 15 человек. Рисунки и пластилиновые изделия отсматривались и анализировались в течение учебного года. Данные заносились в личную карточку воспитанника. На основании записей подведены следующие итоги:
Уровень творческой активности, проявленный
воспитанниками в графических работах
этапы образовательного процесса
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Абсолютная величина
Процентное
соотношение
Абсолютная величина
Процентное
соотношение
Абсолютная величина
Процентное
соотношение
начало учебного года
5
33,3
8
53,3
2
13,3
Середина учебного года
1
6,6
7
46,7
7
46,6
Конец учебного года
-
-
4
26,6
11
73,3
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Уровень творческой активности, проявленный воспитанниками в живописных работах
этапы образовательного процесса
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Абсолютная величина
Процентное
соотношение
Абсолютная величина
Процентное
соотношение
Абсолютная величина
Процентное
соотношение
начало учебного года
6
40
9
60
-
-
Середина учебного года
-
-
8
53,4
7
46,6
Конец учебного года
-
-
4
26,6
11
73,3
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Уровень творческой активности, проявленный воспитанниками в лепке.
этапы образовательного процесса
Низкий уровень
Средний уровень
Высокий уровень
Абсолютная величина
Процентное
соотношение
Абсолютная величина
Процентное
соотношение
Абсолютная величина
Процентное
соотношение
начало учебного года
4
26,7
11
73,3
-
-
Середина учебного года
-
-
14
93,4
1
6,6
Конец учебного года
-
-
4
26,6
11
73,4
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Заключение
1. Проблеме развития творческой активности ребёнка в своих трудах уделял внимание Л.С, Выготский. В настоящее время этими вопросами занимается А.В. Леонтович, М.И.Шилова. Наиболее благоприятные условия для развития творческой активности ребёнка складываются в системе дополнительного образования, свободной от жёстких государственных стандартов и оценочной системы.
2. В своей деятельности мы опираемся на определение А.В.Леонтовича, который понимает творческую активность как устойчивое качество личности, формируемое образовательными средствами, характеризующееся осознанием собственных потребностей, пониманием их культурных оснований, владением технологией реализации средств их удовлетворения и возникающей мотивацией на создание качественно новых творческих продуктов, выраженных общепринятыми средствами.
3. Система учебно - творческих заданий создана с учётом возрастных особенностей и личных интересов детей, апеллирует к их жизненному опыту, направлена на развитие чувственной сферы и образного мышления.
4. Понимание изобразительного творчества дошкольника как способа самостоятельного осознания действительности определяет и роль педагога как организатора творческой среды, тактичного и доброжелательного помощника ребёнка в деле становления его личности.
5. При применении системы учебно-творческих заданий у детей старшего дошкольного возраста происходит развитие творческой активности, выраженное в следующих позитивных изменениях личностных и творческих характеристик:
Устойчивый интерес к изобразительной деятельности и стремление к наиболее полному самовыражению в ней.
Самостоятельность в выборе сюжета и поиске решения творческой задачи.
Готовность к сотрудничеству с педагогом и детьми.
Владение необходимым уровнем знаний и умений для успешной деятельности на занятиях.
6. Говоря об объективности оценки проявления творческой активности воспитанников, мы имеем в виду, что развитие происходит как во внешней деятельности, так и во внутренней. Если внешнюю деятельность педагогу оценить проще, так как она представлена в результатах деятельности ребёнка на занятии, его поведении, то внутреннюю деятельность оценить сложнее, так как в «творческом продукте» она может быть представлена лишь незначительно. С другой стороны, внутренняя деятельность является основой деятельности внешней. Опыт наблюдения, переживания, сопоставления, опыт воображения и фантазии в той или иной степени воплощаются в продукте труда ребёнка.
Определённо судить о процессах внутренней деятельности очень сложно, но необходимо, так как именно у старших дошкольников разрыв между внутренним художественным образом (замыслом) и воплощением в реальном продукте наиболее велик. Задача педагога - исследователя – научиться по самым незначительным, а иногда и косвенным признакам обнаружить и оценить эту работу.
Библиографический список
Выготский.Л.С. Педагогическая психология. М. «Педагогика» 1991
Еремеев А.Ф.Границы искусства. -М.,1987.
Леонтович А.В., директор школы № 1333 «Донская гимназия». Статьи. Адрес сайта [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] snezhinsk-sc125.narod.ru/metodika/stleont.htm
Лепская Н.А. Диагностика художественного развития младших школьников. Методика «5 рисунков». – М.: Научно – практический центр непрерывного художественного образования.1995. -54 с.
Линдсей Г., Халл К., Томпсон Р. Творческое и критическое мышление//Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления, - М., 1981.
Ломтева Т.А. Большие игры маленьких детей, изд-во Дрофа плюс 2005
7. Макарова Е.Г. Преодолеть страх, или Искусствотерапия. –М,: Школа -
Пресс,1996,
8. Матюхина М.В. Михальчик Т.С. Возрастная и педагогическая
психология М., Просвещение 1984.
9. Неменский Б.М. Педагогика искусства. – М.,Просвещение, 2007.
10. Немов Р.С. Психология, изд. 4, книга 1 Общие основы психологии
М.,Владос 2003.
11. Нижегородцев Н.В. Шадрикова В.Д. психолого –педагогическая
готовность ребёнка к школе М., Владос 2001.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка РАН
Институт русского языка им. В.В. Виноградова М., 1999
13. Психология. Словарь/ Под общ. Ред. Петровского А.В.,
Ярошевского М.Г. – 2-е изд. испр. и доп.- М.:Политиздат, 1990. -494с.
Приложение
Приложение 1
Максим У. «Иван Царевич возвращается домой»
Приложение 2
Слава П. «Наперегонки!»
Приложение 3
Личная карточка воспитанника
Имя, фамилия
Возраст
Анализ работ
Рисунок 1.
2.
3.
Живопись 1.
2.
3.
рисунок живопись
Период
обучения
критерии
Начало учебного года
Середина учебного года
Конец учебного года
Начало учебного года
Середина учебного года
Конец учебного года
самостоятельность
динамика
эмоциональность
выразительность
графичность
цвет
итого
Лепка
Период
обуче
ния
уровень
начало учебного года
середина учебного года
конец
учебного года
высокий
средний
низкий
Примечания
Сторонников гуманистической теории личности прежде всего интересует, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Сами описания личности и событий её жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, даются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т.п. Наиболее известными представителями этого подхода к личности являются американские психологи А. Маслоу и К. Роджерс.
Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности,- это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения во взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своём поведении и отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность.
К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:
активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;
принятие себя и других людей такими, какие они есть;
непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;
сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;
обладание чувством юмора;
развитые творческие способности;
неприятие условностей, но без показного их игнорирования;
озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;
способность к глубокому пониманию жизни;
установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;
способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать её беспристрастно, с объективной точки зрения;
непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в неё, как это обычно делают дети;
предпочтение в жизни новых, непроторенных и небезопасных путей;
умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;
открытое и честное поведение во всех ситуациях;
готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;
способность брать на себя ответственность, а не уходить от неё;
приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;
умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.
13PAGE 15
13PAGE 14515
"$&,.024<@hprt|~‚„Њ’”ИКМОРТа
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Г.РСлав0 6РеBШу<).Root Entry_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"
·
·Arial Cyr1"
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·середина учебного года/низкий уровень