Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на занятиях в объединении «Мастерская по дереву»
Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на занятиях в объединении «Мастерская по дереву»
ФИО: Богатов Павел Михайлович
Должность: педагог дополнительного образования СП ДДТ ГБОУ СОШ №2 с.Приволжье Приволжского района Самарской области
Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческой активности учащихся. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникающих проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Назрела необходимость готовить субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании.
Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально и личностно значимых видах деятельности.
Развитие творческой активности и навыков самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по столярному делу является очень актуальной и перспективной. Работу по развитию творческой активности и навыков самостоятельной деятельности следует рассматривать в качестве необходимого компонента трудового обучения.
Но совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно расти и немалую роль здесь играет самообразование учителя. Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности, педагог должен владеть знанием собственного предмета, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, обладать большой эрудицией.
Основная цель - создание необходимых условий для развития познавательного интереса у детей к столярному делу на основе использования различных приемов и форм обучения.
В процессе изучения столярного дела контроль знаний позволяет прогнозировать темпы индивидуального продвижения учащихся, определять способности и наклонности. Однако контроль со стороны учителя должен быть систематическим, разнообразным, творческим по формам и методам, по выбранному материалу.
Для развития познавательного интереса я использую творческие задания, которые не только интересны для учащихся, но и очень полезны, так как им приходится применять на практике. Первый вид творческих заданий – практические работы.
Вторым видом творческих заданий являются программированные задания с заданными ответами, на решение которых отводится минимальное время, учащиеся выполняют их, как правило, дифференцированно.
Третий вид – разноуровневые контрольные работы, позволяющие учитывать психологические особенности учащихся.
Четвертый вид творческих заданий – тематические тесты.
Пятый вид – дидактические карточки, содержащие задачи пониженной и повышенной сложности.
Выполнение творческих заданий позволяет провести потом интересную беседу, глубже вскрыть суть изучаемого предмета.
На уроках столярного дела я применяю интерактивные технические средства для показа демонстраций, для подготовки различного рода раздаточного материала, для проведения различных игр, моделирования и проведения демонстрационных экспериментов.
Творчество - это высшая форма активности и самодеятельности человека. Хотя научить творчеству нельзя, но можно создать условия, способствующие формированию творческой личности. Творческие работы дают возможность создать условия для реализации и развития творческих способностей, опираясь на внутренние потребности самоутверждения, самовыражения, самореализации учеников, а также развития самостоятельности и активности. Активность - качество не врожденное и не постоянное, а динамически развивающееся и прогрессирующе. На уровень творческой и познавательной активности ребенка сильно влияют отношение учителя, его стиль общения, а также настроение самого ученика. Если ученику удалось себя реализовать в творчестве, достичь успеха в тех направлениях деятельности, которые ему особенно хорошо удаются, это значительно повышает его интерес к предмету.
Работа, направленная на развитие ребенка как творческой индивидуальности – процесс длительный, требующий больших затрат времени, усилий, терпения. И очень важно, не останавливаясь на полпути, достичь своих целей.