Рабочие программы 2 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с.Аскино МР Аскинский район РБ

Рассмотрено
на заседании методического объединения учителей начальных классов
Протокол № ___
от ____________________ 2015г.
Согласовано

Заместитель директора
МБОУ СОШ №1 с.Аскино по УВР

_______________________ / Талипова Ф.Г.

Дата: ________________________

Утверждено

Директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №1
___________________ / Шаймарданов Ф.З
Приказ № _____
от ____________________ 2015г.



Рабочая программа
по окружающему миру

Степень обучения: начальное общее образование, 2 Б класс
Количество часов по программе: 69
Количество часов по календарю: 69 Уровень: базовый
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 с.Аскино
Сарварова Любовь Ивановна
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс составлена на основании примерной основной образовательной программы ФГОС и авторской А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина «Окружающий мир» (ОС «Школа 2100»), соответствующей федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования 2012 г.
Учебник: «Окружающий мир» («Наша планета Земля»).2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – М.: Баласс, 2012



2015г.


Пояснительная записка к программе «Окружающий мир»

Программа соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и составлена на основе программы по окружающему миру А.А. Вахрушева.
Программа обеспечена: Учебником в 2 частях «Наша планета Земля» ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г.
Рабочей тетрадью к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г.
Проверочными и контрольными работами к учебнику «Окружающий мир» (Наша планета Земля) ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, О.А. Родыгина, М.: Баласс, 2012г.
Общая характеристика учебного предмета
Новизна данной программы заключается в том, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий, имитирующих жизненные ситуации. Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связан с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания предмета «Окружающий мир» является:
- интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний
- расширение чувственного опыта и практической деятельности школьников (особое внимание)
- наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способностей и способов деятельности
- возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад
в формирование информационной культуры младших школьников.
Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Ценностные ориентиры содержания курса «Окружающий мир»:
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине и познанию закономерностей окружающего мира, природы и социума.
Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
Человечество как многообразие народов, культур, религий.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной.
Гражданственность как личная сопричастность идеям правого государства, гражданского общества.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации российского общества.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Реализация НАЦИОНАЛЬНО –РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА .
На НРК отводится 20% учебного времени.
Реализация НРК позволяет значительно расширить и углубить знания и
представления детей об окружающем мире, освоить навыки использования методов
различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований.
Урок №1. РК Путешествие по родному краю.
№5 РК Ориентирование на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам. Особенности природы Аскинского района.
№12 РК Смена времен года в Аскинском райне РБ.
№18 РК План и карта Аскинского района.
№24 РК Расположение Башкортостана на глобусе и карте. (открытие новых знаний
№26 РК Крупные реки и озера Башкортостана
№27 РК Особенности поверхности родного края.
№ 30 РК Полезные ископаемые родного края
№ 37 РК Природные сообщества родного края
№ 41 РК Краткая характеристика родного края, животные Аскинского района.
№ 53 РК Родной край - моя родина. Родное село – Аскино.
№ 65 РК Родной Башкортостан – частица Родины. Родное село, достопримечательности, природа. № 68 РК Проект «Природа Аскинского района».
6. Результаты изучения учебного предмета:

Цели обучения:
Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
Воспитание позитивного эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру, патриотических чувств.
Задачи обучения:
Развивать познавательный интерес, наблюдательность;
Формировать представления о понятиях, об окружающем нас мире с
точки зрения историков, географов, экологов;
Ознакомить с новыми терминами;
Формировать потребность участвовать в творческой деятельности в
природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Цель курса – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
 формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
 в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
 воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Во 2 классе на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа – жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и её оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени,
возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
         Планируемые результаты освоения обучающимися программы по окружающему миру
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
– интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
– понимание причин успеха в учебе;
– оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
– представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– интереса к познанию окружающего мира;
– ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;
– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
– понимания чувств одноклассников, учителей;
– представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
– принимать роль в учебном сотрудничестве;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве
с учителем и одноклассниками;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить сообщения в устной форме;
– находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– смысловому восприятию познавательного текста;
– анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком; природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
– воспринимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– строить монологическое высказывание;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
– навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
– сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
– проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное
оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
– характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
– ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
– различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
– различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
– определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
– определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
– различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
– определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
– различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
– приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
– правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
– строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
– определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
– показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
– различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
– различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
– понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
– выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
– соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
– определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
– понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
– оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Содержание учебного предмета «Наша планета Земля» (69 ч)
Введение (4 ч) Общие слова – понятия. Живая и неживая природа. Вещи. Вещество. Твёрдые тела, жидкости и газы, их свойства. Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Лёд – твёрдое тело. Смена состояний веществ.
Земля и солнце (16 ч) Определение времени дня и года по Солнцу и Луне. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток – направление на восход Солнца, запад – направление на закат Солнца, север – направление на Полярную звезду, юг – направление на Солнце в полдень. Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.
Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос.
Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели.
Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Цвет воздуха.
Земное притяжение. Все предметы притягиваются друг к другу, большие массивные предметы притягивают к себе сильнее – закон всемирного тяготения. Влияние земного притяжения на нашу жизнь. Невесомость.
Смена дня и ночи. Основной источник света на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Практическая работа с глобусом.
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота солнца над горизонтом в разные сезоны года. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Ось Земли направлена на Полярную звезду. Благодаря наклону оси Земля поворачивается к Солнцу то своим северным полушарием (лето северного полушария), то южным (зима северного полушария). Земля сохраняет тепло солнечных лучей.
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето».
Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат – закономерно повторяющееся состояние погоды в течение года. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.
Что изображают на глобусе и карте. Глобус и карта (8 ч) План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к карте и глобусу. Высота и глубина на карте Земли и глобусе. Практическая работа с картой.
Материк – большой участок суши, окружённый водой. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.
Формы земной поверхности (7 ч) Реки – постоянный водный поток из осадков, выпавших на поверхность суши. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Почему вода в реке не кончается? Почему в реке так много воды? Почему реки текут не только во время дождя? Как реки и ручьи изменяют земную поверхность? Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра – природные водоёмы со стоячей водой. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море – самое большое озеро.
Равнины – ровные или слабохолмистые участки суши. Равнины и низменности. Болота. Горы – поднятия земной поверхности. Природа равнин и гор. Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как образовались горы: подземная сила поднимает горы, а выветривание разрушает. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения – результат смещения пластов Земли.
Полуострова – участки суши, выдающиеся в океан. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова – небольшие участки суши, отделённые морями и океанами от материков. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Моря – большие водоёмы с солёной водой, расположенные по краям океанов и омывающие сушу. Свойства морей: все моря соединяются друг с другом, уровень воды во всех морях одинаков, вода в морях солёная. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.
Экскурсия «Формы земной поверхности» (проводится весной).
Земля – наш общий дом (11 ч) Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – совместно обитающие живые организмы и тот участок земли, на котором они обитают. Растения – «кормильцы». Животные – «едоки». Грибы, микробы, дождевые черви – «мусорщики». Едоки и мусорщики дают питательные вещества растениям. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору.
Природные зоны холодного пояса. Ледяные пустыни и их обитатели. Тундра. Суровый климат: долгая полярная ночь и короткий летний день. Вечная мерзлота. Пейзаж тундр. Животный и растительный мир. Расположение тундры на земном шаре. Красная книга.
Умеренный пояс. Леса. Смена сезонов. Вечнозелёные хвойные и лиственные деревья. Листопад и его роль в сезонном климате. Животный и растительный мир. Расположение лесов на земном шаре. Как леса сменяют друг друга.
Степь. Сухой климат степей. Открытый пейзаж. Животный и растительный мир. Расположение на земном шаре. Пустыня. Жаркий сухой климат. Пейзаж пустынь. Животный и растительный мир. Приспособление живых организмов к засушливому климату пустынь. Расположение пустынь на земном шаре.
Хрупкая природа степей и пустынь, необходимость её сохранения. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь и её обитатели. Оазис. Степь жаркого пояса – саванна. Вечнозелёный лес. Жаркий влажный климат тропического леса. Животный и растительный мир. Расположение вечнозёленых лесов на земном шаре.
Горы. Похолодание с подъёмом в горы: солнце нагревает не воздух, а землю. Элементарные представления о высотной поясности. Горные растения и животные. Природные катастрофы в горах.
Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание пищи (плоды, ягоды, грибы, коренья) и охота на диких животных – наиболее древние занятия человека. Земледелие и скотоводство. Земледелие – занятие жителей равнин и низменностей. Скотоводство – занятие жителей пустынь и гор. Города – место жительства множества людей, занятых в промышленности. Страны и населяющие их народы. Карта стран и городов – политическая карта. Крупные страны и города мира и их расположение.
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны». Правила безопасного путешествия.
Части света (10 ч) Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.
Азия. Самая большая часть света. Природные условия Азии. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Окружающие нас предметы и их родина.
Африка. Природные условия Африки: жаркий климат. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Природные зоны Африки. Окружающие нас предметы и их родина. Африканские животные. Как уберечься от солнечных лучей.
Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Умеренный и жаркий климат. Природные зоны Северной Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Окружающие нас предметы и их родина. Природные зоны Южной Америки и их обитатели. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.
Австралия. Климат и природные зоны Австралии. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Самые низкие температуры. Ледники. Жизнь в Антарктиде существует только вдоль кромки побережья. Освоение Южного полюса. Самый большой круговорот воды. Почему в Антарктиде холоднее, чем в Арктике.
Россия. Самая большая страна в мире. Природа нашей страны. Основные реки, озёра, равнины, горы, острова, полуострова и моря России. Природные богатства нашей страны. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Природа и достопримечательности своего края.
Наша маленькая планета Земля (4ч) Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь. Необходимость охраны и бережного отношения к природе. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.
Повторение пройденного материала – 4 ч.Часы по усмотрению учителя – 5 ч.
Проверочные и контрольные работы:
Проверочные работы – 13
Контрольные работы - 5

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:
Список литературы для обучающихся:
«Окружающий мир» («Наша планета Земля»).2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – М.: Баласс, 2012
Рабочая тетрадь по окружающему миру. 2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан – М.: Баласс, 2012
Мои первые опыты. 1 и 2 класс И.И.Курапова – М.: Баласс, 2012
Проверочные и контрольные работы по окружающему миру. 2 класс А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, О.А.Родыгина – М.: Баласс, 2012
Методические пособия для учителя:
«Окружающий мир» («Наша планета Земля»).2 класс. Методические рекомендации для учителя / Под ред. А.А.Вахрушева. – Изд. 2-е. - М.: Баласс, 2012.
Программа «Окружающий мир» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин – М.: Баласс, 2011
Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. - М.: Баласс, 2011. – 432с. - (Образовательная система «Школа 2100»);
Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.1.- 5-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 2011.Стандарты второго поколения. (Примерная программа по окружающему миру);
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя (А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская). М.: Просвещение, 2011 – 152 с. - (Стандарты второго поколения.);
Планируемые результаты начального общего образования (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова) – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011 – 120 с. - (Стандарты второго поколения)






Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира
Учебник: в 2 частях «Наша планета Земля» ОС «Школа 2100» А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С. Раутиан, М. : Баласс, 2012г.
Количество часов по программе -69
Количество часов по плану -69



№ п/п
Тема раздела программы (стандарты второго поколения)
Тема урока
Элементы содержания. Элементы дополнительного содержания
Практическая часть программы.
Вид контроля
Требования к уровню подготовки учащихся
Характеристика деятельности учащихся. УУД
Дата прове-
дения
Факт.
дата прове-
дения
Кол. часов

1 четверть (18 часов)

1
РК Путешествие по родному краю. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Живая и неживая природа
(открытие новых знаний)
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком
текущий контроль

Оценивать жизненные
ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей, которые можно оценить как хорошие или плохие
Познакомиться с тем, как ученики будут учиться (Н – на необходимом уровне).
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).
Сравнивать природные объекты и изделия (искусственных предметов), выделяя их существенные свойства, различать объекты живой или неживой природы (Н)
01.09

1


«Наша планета» – 34 часа

2
Общие слова – понятия. Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. (открытие новых знаний)
Разнообразие веществ в окружающем мире. Вещество - то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ
текущий контроль

Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Знать элементарные сведения о трёх состояниях веществ
Характеризовать отличительные свойства природных объектов и изделий (искусственных предметов) (Н).
Сравнивать природные объекты и изделия (искусственные предметы), выделяя их существенные свойства (П – на программном уровне).
Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы (П).
Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности (П).
Приводить примеры явлений природы (Н).
Приводить примеры веществ, описывать их (Н).
Называть особенности различных состояний веществ (П)
04.09

1

3
Разнообразие веществ в окружающем мире. Из чего состоят все предметы (открытие новых знаний)
Воздух – смесь газов. Вода – жидкость. Земля – твёрдое тело. Смена состояний веществ
фронтальный опрос
Практическая работа с веществами, жидкостями, газами


08.09

1

4
Природные часы, календарь, компас.
ОБЖ Учусь ориентироваться. (комплексное применение новых знаний)
Основные стороны
света, работа с компасом. Горизонт – воображаемая линия.
Расширение горизонта. Важнейшие природные объекты своей страны, района
Практическая работа с компасом
текущий контроль

Определять
успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Уметь пользоваться компасом. Определять по нему стороны света
Самостоятельно и в группах проводить наблюдения явлений природы (Н).
Характеризовать особенности и отличия звёзд и планет на примере Солнца и Земли (Н).
Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П)
11.09

1

5
Экскурсия.
РК Ориентирование на местности с помощью компаса и карты, по местным признакам. Особенности природы Аскинского района.




15.09

1

6
Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. (открытие новых знаний)
Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Доказательства шарообразной формы Земли: расширение горизонта с поднятием в высоту, кругосветные путешествия, лунное затмение, полёт в космос. Всемирное тяготение
текущий контроль

Знать:
- что Земля имеет форму шара, что горизонт -воображаемая линия. Основные стороны горизонта, элементарные сведения об астрономии (космос, небесные тела, планеты, звезды);
закон всемирного тяготения

18.09

1

7
Глобус – модель Земли Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели
(комплексное применение новых знаний)
Основные стороны горизонта. Работа с
компасом. Расширение горизонта.
Линия горизонта.
Глобус - модель Земли
тематический контроль

Уметь использовать
законы и правила
для осмысления своего опыта, пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы

22.09

1

8
Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды, созвездия. Планеты Солнечной системы. Земля в космосе.
ОБЖ Опасные и безопасные ситуации. (открытие новых знаний)
Планеты и звезды - небесные тела. Звезды - самостоятельные небесные тела. Солнце - звезда, Земля - небесное тело. Планеты Солнечной системы. Движение планет вокруг Солнца. Затмение. Созвездия. Планеты Солнечной системы, их движение по орбитам вокруг солнца. Цвет воздуха
текущий контроль
тест
Знать: понятия воображаемая ось, земная ось; значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о планетах Солнечной системы, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений (П)
25.09

1

9
Земное притяжение. Влияние земного притяжения на нашу жизнь.
(открытие новых знаний)
Невесомость. Объяснение причины движения планет вокруг Солнца
текущий контроль

Знать закон всемирного тяготения и его проявления
Характеризовать влияние притяжения Земли на земные явления (П)
29.09

1

10
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли вокруг своей оси как причина смены дня и ночи (открытие новых знаний)
Вращение Земли как причина смены дня и ночи
текущий контроль
фронтальный опрос
Уметь различать утро, день, вечер, ночь;
Пользоваться
часами
Сравнивать и различать день и ночь, времена года (Н).
Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времён года (Н).
Устанавливать связи между сменой дня и ночи, временами года и движениями Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, демонстрировать эти движения на модели (П)
02.10

1

11
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам. Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года (открытие новых знаний)
Жизнь природы изменяется по сезонам. Высота Солнца над горизонтом. Изменение угла наклона солнечных лучей в течение года
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений
текущий контроль

Уметь различать времена года по основным признакам; пользоваться календарем; показывать линию горизонта.


06.10

1

12
Смена времён года. Жизнь природы изменяется по сезонам.
РК Смена времен года в Аскинском райне РБ.
ОБЖ Учусь принимать решения в опасной ситуации.
(комплексное применение новых знаний)




09.10

1

13
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположения на Земле. Где на Земле теплее (открытие новых знаний)
Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположения на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс – долгая зима и короткое лето, умеренный пояс – чередование зимы и лета, жаркий пояс – «вечное лето»
текущий контроль

Знать: значение вращения Земли вокруг своей воображаемой оси

13.10

1

14, 15
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Погода и климат
РК Особенности климата Аскинского района. (комплексное применение новых знаний)
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей
текущий контроль
Практическая работа с термометром
Уметь: определять температуру воздуха и воды с помощью термометров
Самостоятельно наблюдать природу и описывать её состояния (Н).
Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра (Н).
Сравнивать погоду и климат (П).
Характеризовать круговорот воды в природе (Н)
16.10
20.10

2

16
Контрольная работа по теме «Земля и солнце»
(контроль)
ОБЖ Особенности обеспечения безопасности современного жилища.
Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий
тематический контроль
тест
Определять успешность выполнения своего задания при проведении тестирования
Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)
23.10

1

17, 18
План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.
РК План и карта Аскинского района. (открытие новых знаний)
Географическая карта и план. Изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Карта полушарий. Условные обозначения на карте и глобусе. Практическая работа с картой
Практическая работа «План класса»
текущий контроль

Знать
уловные обозначения на плане и карте.
Отличия плана от карты
Характеризовать глобус, карту и план, их условные знаки (Н).
Определять объекты на географической карте с помощью условных знаков (П).
Находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков (Н).
Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия (П).
Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина (П)
27.10
30.10

2

2 четверть (16 часов)




19, 20
Глобус и карта. Глобус – уменьшенная модель Земли. Карта полушарий.
Условные обозначения к глобусу и карте (комплексное применение новых знаний)
ОБЖ Безопасность в доме.
Условные обозначения на карте и глобусе.
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Знакомство с географической номенклатурой физической карты полушарий и глобуса, карты России
текущий контроль
Практическая работа с картой
Знать:
что глобус - модель Земли;
условные обозначения на карте и глобусе;
характерные особенности равнин, гор, рек, озер, островов, полуостровов, морей, океанов

06.11
10.11

2

21, 22
Что изображают на карте (комплексное применение новых знаний)
Определение на карте и глобусе суши и моря, высоты и глубины, различных географических объектов
текущий контроль

Владеть элементарными приемами чтения карты (определение суши и воды,
высоты и глубины,
форм земной поверхности, условных
обозначений)

13.11
17.11

2

23, 24
Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе.
РК Расположение Башкортостана на глобусе и карте.
ОБЖ Как вести себя со злоумышленниками. Незнакомец.(открытие новых знаний)
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Климат
текущий контроль

Уметь:
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света.
Уметь применять полученные знания

20.11
24.11

2

25, 26
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Реки и озёра.
РК Крупные реки и озера Башкортостана. (открытие новых знаний)
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений)
текущий контроль

Знать: условные обозначения
рек на карте и глобусе; характерные особенности рек. Уметь: находить и показывать на карте реки, их исток и устье
Сравнивать и различать разные формы земной поверхности и водоёмы на примере своей местности (Н).
Находить на физической карте России (Н) и полушарий (П) разные водоёмы, формы земной поверхности, равнины и горы, определять их названия.
Определять направления течения рек по карте и глобусу (П).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний об особенностях поверхности и водоёмах родного края, подготавливать доклады и обсуждать полученные знания (П)
27.11
01.12

2

27
Равнины и горы. Природа равнин и гор.
РК Особенности поверхности родного края.
(открытие новых знаний)
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)
текущий контроль

Уметь:
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света

04.12

1

28
Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте.
ОБЖ Один дома. (комплексное применение новых знаний)
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)
текущий контроль
взаимоконтроль
Практическая работа с картой
Уметь:
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света

08.12

1

29, 30
Горные породы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.
РК Полезные ископаемые родного края (открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний)
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера)
текущий контроль
Практическая работа с картой
Экскурсия «Знакомство с природой своей природной зоны»
Знать:
- полезные ископаемые, - их значение в хозяйстве человека, -бережное отношение людей к полезным ископаемым,
- полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера)

11.12
15.12

2

31
Контрольная работа по теме «Водоёмы, горы и равнины» Полуострова и острова (открытие новых знаний)
Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте
текущий контроль

Знать: условные обозначения
островов на карте и глобусе; характерные особенности островов и полуостровов


18.12

1

32
Полуострова и острова. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте.
ОБЖ Правила безопасного поведения в лесу. (комплексное применение новых знаний)
Особенности островов и полуостровов; нахождение их на карте
фронтальный опрос
Практическая работа с картой
Уметь: находить и показывать на карте острова и полуострова

22.12

1

33
Моря. Свойства морей. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте (открытие новых знаний)
Особенности моря. Нахождение на карте
текущий контроль
Практическая работа с картой
Знать: условные обозначения
морей, островов на
карте и глобусе; характерные особенности морей.
Уметь: находить и показывать на карте моря, острова

25.12

1

34

Обитатели морей
Контрольная работа по теме «Что изображают на глобусе и карте» (контроль)
Особенности моря. Нахождение на карте. Обитатели морей, их особенности

Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий
фронтальный опрос
тематический контроль

Знать: условные обозначения
морей на карте и глобусе; характерные особенности морей, обитателей морей, их особенности
Уметь:
- показывать на карте части света, материки и океаны;
- находить и показывать на карте равнины, горы, реки, озера, части света

29.12


1






Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)





«Земля – наш общий дом» – 34 часа
3 четверть (18 часов)




35
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе. Экологические системы.
ОБЖ Правила безопасности при обращении с животными. (открытие новых знаний)
Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Иметь представление о законах экосистемы. Природные сообщества родного края
текущий контроль

Знать
понятие экосистемы
Характеризовать экосистемы (на одном-двух примерах) (П)
15.01

1

36
Экологические системы Влияние человека на природные сообщества.
РК Природные сообщества родного края . (комплексное применение новых знаний)
Иметь представление о законах экосистемы.
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору
текущий контроль

Уметь: распознавать ландшафты основных природных зон. Перечислять порядок их расположения. Знать: особенности каждой природной зоны

19.01

1

37
Природные зоны – территории суши со сходными природными условиями.
Природная зональность (открытие новых знаний)
Природные зоны России: общее представление; основные природные зоны (растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы)
текущий контроль

Знать основные природные зоны. Уметь показывать на карте смену природных зон на поверхности земли
Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон (Н).
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и
дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).
сведения (П).
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н)
22.01

1

38
Природные зоны холодного пояса (открытие новых знаний)
Особенности зон холодного пояса.
Территории суши со сходными природными условиями, получающие сходное количество солнечного тепла и света и сменяющиеся в определённом порядке от полюса к экватору
текущий контроль

Уметь: распознавать ландшафты холодного пояса. Знать особенности климата, взаимную приспособленность живых организмов - членов экосистемы

26.01

1

39,40
Леса умеренного пояса.
РК Краткая характеристика родного края, животные Аскинского района.
ОБЖ Зимняя река и география безопасности.(комплексное применение новых знаний)
Особенности зоны лесов (тайга, смешанные, широколиственные, хвойные леса).
Животные, их разнообразие. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений
текущий контроль

Уметь: распознавать ландшафты зон умеренного пояса,
показывать их на карте

29.01
02.02

2

41
Засушливые зоны умеренного пояса (комплексное применение новых знаний)
Особенности климата.
Животный мир. Последствия нарушения экосистемы
текущий контроль

Уметь: распознавать ландшафты зоны умеренного пояса. Показывать их на карте. Объяснять особенности зоны

05.02

1

42
Природные зоны жаркого пояса (комплексное применение новых знаний)
Общее представление о многообразии животного мира. Особенности климата
текущий контроль

Распознавать ландшафты основных природных зон. Объяснять особенности каждой зоны

09.02

1

43
Природные зоны жаркого пояса.
ОБЖ Взаимодействие человека с окружающей средой. (рефлексия)
Особенности климата, животного мира.
Рост воздействия современного человека на природу: накопление мусора, изменение климата, создание искусственных озёр и пустынь
текущий контроль

Уметь показывать по карте природные зоны;
распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения

12.02

1

44
Горные экосистемы (открытие новых знаний)
Особенности климата, животного мира.
Как образовались горы. Выветривание. Горы и вулканы
текущий контроль

Уметь показывать по карте природные зоны;
распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения
Находить на карте изученные природные зоны (П)
Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и
дополнительных источников знаний о природных зонах и обсуждать полученные сведения (П).
Объяснять влияния человека на природу изучаемых природных зон (Н)
16.02

1

45
Жизнь в горах. Горные растения и животные (комплексное применение новых знаний)
Особенности условий жизни и труда людей в горах
текущий контроль

Уметь показывать по карте природные зоны;
распознавать ландшафты основных природных зон, перечислять порядок их расположения

19.02

1

46, 47
Природные катастрофы в горах.
ОБЖ Экстремальная ситуация для человека в природной среде – что это? (комплексное применение новых знаний)
Признаки
землетрясений. Способы спасения, сигналы бедствия. Наводнения, ураганы, лавины, оползни и др.
текущий контроль

Знать признаки
землетрясений, способы спасения, сигналы бедствия

26.02
01.03

2

48
Контрольная работа по теме «Многообразие Земли» (контроль)
Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий
тематический контроль

Уметь:
- показывать на карте природные зоны;
- называть представителей экосистем
Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)
04.03

1

49
Люди, города и страны Приспособление людей к жизни в различных природных условиях. Человеческие расы
(открытие новых знаний)
Человек член общества. Влияние деятельности человека на природу
текущий контроль

Иметь представление о человечестве
Знать и уметь показывать на карте
крупнейшие страны
и города
Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н).
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П)
11.03

1

50
Люди, города и страны Города – место жительства множества людей. Страны и населяющие их народы (комплексное применение новых знаний)
Человек член общества. Влияние деятельности человека на природу
фронтальный опрос

Знать и уметь показывать на карте
крупнейшие страны
и города

15.03

1

51,
52
Путешествие тучки по Европе. Страны и города Европы
РК Родной край - моя родина. Родное село – Аскино.
(открытие новых знаний; комплексное применение новых знаний)
Общее представление о многообразии стран, народов на земле. Москва - столица
России.
Города России (2 - 3)
расположение их на карте.
Родной край - моя родина. Родной город (село, регион),
название, достопримечательности
текущий контроль

Уметь показывать
на карте части света, основные географические объекты на
физической карте в разных частях света

18.03
22.03


2

4 четверть (17 часов)


53
Путешествие второй тучки по Европе Окружающие нас предметы и их родина.
ОБЖ Неосторожность на воде. (рефлексия)
Страны и население Европы. Человеческие расы. Элементарные потребности человека: пища и одежда
текущий контроль
Практическая работа с глобусом и картой
Уметь находить и
показывать на политической карте основные страны и города, части света

05.04

1

54,55,56
Азия. Поиски Северного морского пути в Индию (комплексное применение новых знаний)
Путешествие в дальние страны. Африка (открытие новых знаний)
Природа и страны
Азии;
населяющие их народы;
достижения и достопримечательности;
работа с разными видами карт

текущий контроль
Практическая работа с глобусом и картой
Знать особенности
географического
расположения Азии.
Уметь показывать на карте;
приводить примеры животных, обитающих в Азии

08.04
12.04
15.04

3

57
Путешествие в дальние страны. Африка.
ОБЖ В лес по грибы и ягоды. (комплексное применение новых знаний)
Природа и страны
Африки и населяющие их народы
текущий контроль
Практическая работа с глобусом и картой
Уметь показывать на карте;
приводить примеры животных, обитающих в Африке.
Познакомиться с особенностями быта народов, населяющих Африку
Обсуждать особенности двух-трёх стран мира (Н).
Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте (П).
Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств (П)
19.04

1

58
Америка. Кто открыл Америку?
(открытие новых знаний)
Открытие Америки. Природа и страны Америки и населяющие их народы
текущий контроль
Практическая работа с глобусом и картой
Уметь показывать на карте;
приводить примеры животных, обитающих в Америке.
Познакомиться с особенностями быта народов, населяющих Америку

22.04

1

59
Америка. Кто открыл Америку?
(комплексное применение новых знаний)
Природа и страны Америки и населяющие их народы
текущий контроль
Практическая работа с глобусом и картой


26.04

1

60
Австралия (открытие новых знаний)
Особенности
природных условий
континента, население, растительный и животный мир
текущий контроль
Практическая работа с глобусом и картой
Знать природу Австралии, животный и растительный мир.
Уметь узнавать животных по рисункам

29.04

1

61
Антарктида (рефлексия)
Особенности
природных условий
континента, население, растительный и животный мир
текущий контроль
Практическая работа с глобусом и картой
Знать природу Антарктиды, животный и
растительный мир.
Уметь узнавать животных по рисункам

03.05

1

62

Россия – самая большая страна в мире. Россия – наша Родина. Природа нашей страны (открытие новых знаний)
Наша Родина Россия, Российская Федерация. Государственная символика России. Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Москва – столица России
текущий контроль
фронтальный опрос
Практическая работа с глобусом и картой
Знать русских путешественников.
Уметь использовать
карту для получения
новой информации
Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, её государственную границу (Н).
Находить на карте России родной регион (Н)
06.05


1

63
Наша маленькая планета Земля Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы (открытие новых знаний)
Рост воздействия человека на природу: накопление мусора, изменение климата
текущий контроль

Знать о возрастающем разрушении
нашей планеты человеком и о способах ее спасения.
Беречь богатства природы в
повседневной жизни
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н)
Находить на карте России родной регион (Н)
10.05

1

64
РК Родной Башкортостан – частица Родины. Родное село, достопримечательности, природа. (комплексное применение новых знаний)
Родной регион (область, край, республика) и его местонахождение на карте. Название центра региона. Народы, населяющие регион (по выбору). Некоторые обычаи и характерные особенности быта народов (23 примера).
Некоторые яркие и важные события региона
текущий контроль
фронтальный опрос
Практическая работа с картой
Знать название центра региона, народы, населяющие регион (по выбору), некоторые обычаи и характерные особенности быта народов, семейные традиции

13.05

1

65
Контрольная работа по теме «Наша маленькая планета Земля» (контроль)
Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий
тематический контроль

Знать влияние современного человека на природу, правила сохранения природы и её защиты
Применение полученных на уроках знаний умений в жизни (Н)
17.05

1

66
Учимся решать жизненные задачи. Необходимость охраны и бережного отношения к природе (решение познавательных задач)
Закрепление усвоенных ранее терминов и понятий.
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира
текущий контроль
фронтальный опрос

Беречь богатства природы в
повседневной жизни.
Уметь вести себя на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года.
Знать правила противопожарной безопасности
Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы (Н).
Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите (Н)
20.05

1

67
Проект «Природа Аскинского района»

Практическая рабо текущий контроль
та


24.05



68
Защита проекта.




27.05

1

69
Природа и мы (экскурсия)
Формы земной поверхности: река, озеро, равнина, горы и т.п.; наша природная зона
текущий контроль

Знать формы земной поверхности и водоемы своей местности, уметь их характеризовать
Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности (Н).
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоёмы» (П)
31.05

1










13PAGE 15


13PAGE 14115




15