Особенности организации информационной образовательной среды вечерней школы в условиях работы в учреждениях закрытого типа

Особенности организации информационной образовательной среды вечерней школы в условиях работы в учреждениях закрытого типа

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.
Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является организация информационной образовательной среды.
Информационная образовательная среда – это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.
Главная цель организации информационной образовательной среды вечерней школы, в том числе и в условиях работы в учреждениях закрытого типа, – радикальное повышение эффективности собственно образовательной деятельности, включая и процесс управления школой.
Анализируя работы отечественных специалистов в области информатизации образования и педагогов-практиков, можно выделить четыре составляющие информационной образовательной среды: физическая, информационная, психологическая, интеллектуальная. Относительно вечерней школы в условиях работы в учреждениях закрытого типа их можно рассмотреть следующим образом:
1. Физическая, или «неэлектронная», составляющая.
Это кабинет информатики, предметные и специальные кабинеты. К специальным кабинетам относятся кабинеты администрации школы, учительская, то есть те кабинеты, откуда возможно поступление информации.
Кроме того, к «неэлектронной» составляющей относятся школьный информационный центр и школьный издательский центр.
2. Информационная, или «электронная», составляющая.
Включает аппаратное обеспечение, программное обеспечение, содержательное наполнение, методическую поддержку, с помощью которой структурируются и актуализируются учебные материалы.
Важным «электронным» элементом информационной образовательной среды вечерней школы в условиях работы в учреждениях закрытого типа следует считать Интернет, хотя он и доступен только администрации и педагогическим работникам (доступ обучающихся-осужденных к сети Интернет запрещен). Именно Интернет является связующим звеном между участниками образовательной деятельности внутри школы и внешними лицами и организациями, а также собственные ресурсы Интернета.
3. Психологическая составляющая.
Она учитывает:
тип, специфику и интенсивность взаимоотношений между учителями и обучающимися, а также обучающихся между собой в реальных условиях образовательной среды школы;
волю и желание участников образовательной деятельности к применению информационных и коммуникационных технологий в образовательной деятельности;
психологическую готовность к изменению парадигмы образования, методических подходов и педагогических постулатов, переходу от философии «давать знания» к философии «учить добывать знания».
4. Интеллектуальная составляющая.
Она учитывает:
общий профессиональный уровень педагогического коллектива;
выдвигаемые приоритеты образовательной деятельности;
желание совершенствоваться в повышении своего педагогического потенциала и развитии информационной образовательной среды школы.
Информационная образовательная среда школы выполняет информационную, управленческую, образовательную и коммуникативную функции за счет:
наличия баз данных, содержащих информацию о различных аспектах образовательной деятельности;
наличия у пользователей возможности общения между собой и доступа к общим ресурсам;
использования в учебном процессе разнообразных цифровых образовательных ресурсов;
наличия среды, в которой работники школы и обучающиеся осваивают информационные и коммуникационные технологии.
Правильно организованная информационная образовательная среда школы, в частности грамотное использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию обучающихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что явится условием достижения нового качества образования.
В центре информационной образовательной среды школы должен находиться ученик. Она создается ради того, чтобы обучающийся за годы обучения в школе мог получать самые передовые знания, умел активно их применять, научился диалектически мыслить, раньше социализировался, легче адаптировался к быстро меняющемуся миру.
Информационная образовательная среда школы должна быть подчинена образовательной деятельности, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как ее необходимое условие – управленческую.
В плане управления образовательной деятельностью информационная образовательная среда вечерней школы в условиях работы в учреждениях закрытого типа строится таким образом, чтобы администрация и педагогические работники могли достаточно оперативно получить любые необходимые им сведения. Эти сведения могут содержаться в информационных базах данных. Поэтому так важно создавать базы данных по разным направлениям деятельности вечерней школы в условиях работы в учреждениях закрытого типа.

Список литературы

1. Баранова, Т. А. Создание современной информационно-образовательной среды образовательного учреждения [Текст] / Т. А. Баранова, О. А. Максимова, А. А. Фомина // Информатика и образование. – 2007. – № 1. – С. 79-81.
2. Сайков, Б. П. Организация информационного пространства образовательного учреждения : практическое руководство [Текст] / Б. П. Сайков. – М. : Бином. Лаборатория знаний, 2005. – 406 с.








13PAGE 15




Заголовок 1 Заголовок 215