НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ


Игнатенко А.В., Сиротина Т.В., Игнатенко С.В. (Барнаул)
Некоторые аспекты реализации инклюзивного образования в Алтайском крае: мнения экспертов
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13.12.2006, ратифицированная РФ 03.05.2012, акцентирует внимание на видении инвалидности как результата взаимодействия имеющих нарушения здоровья людей и отношенческих и средовых барьеров, и, как следствие, подчеркивает необходимость устранения этих барьеров [1]. Особое место в преодолении дискриминации детей с инвалидностью отводится инклюзивному образованию. Положения Конвенции обязывают страну, ратифицировавшую данный документ, предпринимать все надлежащие меры (в том числе законодательные) для предоставления возможности детям с инвалидностью обучаться в системе общего образования.
В федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании» впервые в России введено понятие инклюзивного образования. В статье 2 федерального закона «Об образовании» инклюзивное образование определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [2].
Таким образом, в нашей стране каждому ребенку не зависимо от национальности, вероисповедания, состояния психического или физического здоровья государством гарантировано право на получение бесплатного общего образования.
С целью выявления проблемного поля внедрения инклюзивного образования в Алтайском крае нами был проведен экспертный опрос директоров, заместителей директоров, педагогов-психологов образовательных учреждений Алтайского края в начале 2015 г.. В опросе приняли участие 34 респондента.
Успешная реализация инклюзивного образования требует создания модели психолого-педагогического сопровождения, индивидуальных образовательных маршрутов, где на каждой образовательной ступени должна оказываться помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья специалистами учреждений. Психолого-медико-педагогический консилиум является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1].
В школах разработаны «Положение о ПМПК», на основании которых и строится вся работа.
Цель работы консилиума – это обеспечение диагностического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, выявление характера и причины отклонения в поведении и учебе учащихся, разработка программ индивидуального сопровождения детей.
В состав консилиума входят: заместитель директора по воспитательной работе, инспектор по охране и защите прав детства, медицинский работник, учитель физкультуры. Классные руководители, учителя – предметники, опираясь на результаты своих собственных наблюдений, дают педагогическую характеристику учебной деятельности и поведения учащихся. Представленная информация касается трудностей, которые испытывает ученик в различных педагогических ситуациях, особенностей индивидуальных черт его обучения, общения, самочувствия; трудности и особенности, проявляющиеся при подготовке домашних заданий; при устных и письменных ответах на уроках; трудности, возникающие в процессе усвоения нового материала или повторения пройденного; виды заданий или учебного материала, вызывающие наибольшие трудности; успеваемость.
Выявлены основные проблемы у детей: низкий уровень звукопроизношения, сформированности лексико-грамматического строя речи, низкий уровень развития мелкой моторики; трудности в усвоении программного материала, обусловленные особенностью психических процессов, низким уровнем знаний об окружающей действительности.
Педагоги и администрация общеобразовательных учреждений, принявшие идею инклюзии, особенно остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где центральной фигурой является ребенок [4, стр. 191-192].
Относительно адаптированности учебных программ респонденты дали следующие комментарии: «Адаптированы индивидуальные программы, программы надомного обучения, дополнительные консультации и занятия». «Учебные программы составлены на основании примерных программ коррекционных школ, разработаны модули».
На вопрос о том, проходят ли педагоги специальную подготовку, респонденты ответили, что педагоги «проходят повышение квалификации в Институте дополнительного образования Алтайской государственной педагогической академии, посещают на базе коррекционных школ семинары–совещания». Небольшой процент ответили, что нет, но планируется. Образовательные учреждения получают методическую помощь: «информация предоставляется специалистам в рамках методических объединений психологов, с 2012 – 2014 годы были организованы краевые семинары».
Необходимо ответить, что в 2014 году в крае была продолжена работа по организации методической поддержки инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: дополнительно организована работа 2 площадок методического сопровождения. Таким образом, в 2014 году функционировали 9 площадок методического сопровождения образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья на базе краевых государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений и муниципальной общеобразовательной организации. С целью повышения профессиональных компетенций педагогов, осуществляющих обучение детей с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья, впервые в крае была организована работа в режиме видеоконференций с трансляцией открытых уроков и консультаций в рамках методического «Часа дефектолога». За отчетный период в рамках курсов повышения квалификации на базе ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» прошли обучение в дистантной форме 96 педагогических работников общеобразовательных организаций края, включенных в реализацию государственной программы «Доступная среда» на 2011–2015 годы.
Не менее важным аспектом инклюзивного образования является развитие системы сопровождения. На наш вопрос о наличии тьюторов в образовательных учреждениях респонденты ответили об отсутствии таковых. Работу в данном направлении координируют администрация учреждения, классный руководитель.
Оценивая перспективы инклюзивного образования в учреждении, многие респонденты ответили, что совместное обучение необходимо, но не должно полностью заменить специальное образование.
Среди основных проблем реализации инклюзивного образования в своих учреждениях респонденты отметили следующие: педагоги не владеют специализированными технологиями преподавания данной категории детей; большую наполняемость класса (в условиях городской местности); отсутствие в штатном расписании учителей-дефектологов; недостаточно сформированное толерантное отношение к детям-инвалидам; загруженность педагогических кадров.
1. Конвенция о правах инвалидов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml. - Загл. с экрана.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от 02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166143. - Загл. с экрана .
3. Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 N 27/901-6 "О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения" // [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kiro46.ru/docs/pismo_27.03.2000_27901-6.pdf - Загл. с экрана.
4. Инклюзия как принцип современной социальной политики в сфере образования: механизмы реализации / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. – М., 2008.