Внеурочная деятельность младших школьников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
Внеурочная деятельность младших школьников в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО)
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность организуется в целях формирования единого образовательного пространства школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности младшего школьника в разнообразных развивающих средах. Внеурочная деятельность является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования.
Цель внеурочной деятельности:
Создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Задачи внеурочной деятельности:
Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДЮЦ, спортивной школой, музыкальной школой, библиотекой, семьями учащихся.
Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями в решении общих проблем.
Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) - для формирования здорового образа жизни. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность организована по направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное.
Спортивно-оздоровительное направление представлено кружком «Уроки здоровья», динамическими паузами, подвижными играми, занятиями в спортивных секциях и бассейне.
Духовно-нравственное направление представлено циклом этических бесед «Основы этикета» с целью воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного гражданина России, факультативом «Мы – дети природы», занятиями экологического клуба «Земля - мой дом».
Социальное направление внеурочной деятельности представлено циклом психологических часов «Психологическая азбука», занятиями логопеда «Словесные забавы» с целью формирования толерантного сознания учащихся, обогащения детей специальными умениями, необходимыми для успешного развития процесса общения.
Общекультурное направление внеурочной деятельности представлено кружками «Волшебный карандаш», «Очумелые ручки», «Театр» с целью формирования основ художественной культуры, потребности в художественном детском творчестве;
Общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности представлено кружками: «Маленькие исследователи» и «МИД – мир деятельности» с целью формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений младших школьников в процессе групповой и коллективной деятельности.
Формы организации внеурочной деятельности разнообразные: лепка, конструирование, аппликация, групповая деятельность, проектные работы, подвижные игры, деловые и ролевые игры, выставки детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся, этические беседы, кружковая работа, театральная и изобразительная деятельность, экскурсии, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики, КВНы, викторины, праздничные мероприятия, классные часы. Внешние связи и партнерство: библиотеки города, ДЮЦ (кружки «Волшебный карандаш» и «Очумелые ручки»), музыкальная школа, спортивная школа, парк «Нумто» (экологический клуб «Земля - мой дом»), педагогические работники школы (учитель, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатель, организатор, библиотекарь) Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации использована оптимизационная модель (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов школы и других образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта). Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Внеурочная деятельность — это отнюдь не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми.Главное — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
При организации внеурочной деятельности используются программы: «Театр», «Уроки здоровья», «Мы – дети природы», «Словесные забавы», «Этикет» «Психологическая азбука», «Очумелые ручки», «Волшебный карандаш», «МИД», «Земля - мой дом», «Маленькие исследователи».План внеурочной деятельности
Направления развития личности Наименование рабочей программы Формы организации внеурочной деятельности Количество часов
2а класс
в неделю в год
Спортивно-оздоровительное «Уроки здоровья» кружок по формированию здорового и безопасного образа жизни «Уроки здоровья»
1 34
Духовно-нравственное «Земля - мой дом»,
«Мы – дети природы»,
«Основы этикета» экологический клуб «Земля - мой дом», факультатив «Мы – дети природы», цикл этических бесед «Основы этикета»1
1 34
34
Социальное «Психологическая азбука»,
«Словесные забавы» цикл
психологических часов «Психологическая азбука»,
занятия с логопедом «Словесные забавы» 1
1 34
34
Общеинтеллектуальное«Маленькие исследователи», «МИД – мир деятельности» кружки: «Маленькие исследователи», «МИД – мир деятельности» 1
1 34
34
Общекультурное «Волшебный карандаш»,
«Очумелые ручки»,
«Театр» кружки «Волшебный карандаш», «Очумелые ручки»,
«Театр» 1
1
1 34
34
34
ИТОГО: 10 340
Ожидаемые результаты:
внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
укрепление здоровья воспитанников;
развитие творческой активности каждого ребёнка;
укрепление связи между семьёй и школой.
Планируемые личностные результаты:
Самоопределение:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;
- принятие образа «хорошего ученика»;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- осознание ответственности человека за общее благополучие;
- осознание своей этнической принадлежности;
- гуманистическое сознание;
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Смыслообразование:
- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);
- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Нравственно-этическая ориентация:
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.
Мониторинг эффективности внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Контроль результативности и эффективности будет осуществляться путем проведения
мониторинговых исследований, диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
Целью мониторинговых исследований является создание системы организации, сбора, обработки и распространения информации, отражающей результативность модернизации внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим критериям:
рост социальной активности обучающихся;
рост мотивации к активной познавательной деятельности;
уровень достижения обучающимися таких образовательных результатов, как сформированность коммуникативных и исследовательских компетентностей, креативных и организационных способностей, рефлексивных навыков;
качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью школы.
Объекты мониторинга:
1. Оценка востребованности форм и мероприятий внеклассной работы;
2. Сохранность контингента всех направлений внеурочной работы;
3. Анкетирование школьников и родителей по итогам года с целью выявления удовлетворённости воспитательными мероприятиями;
4. Анкетирование школьников и родителей в рамках внутришкольного контроля.
5. Вовлечённость обучающихся во внеурочную образовательную деятельность как на базе школы, так и вне ОУ;
6. Развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
7. Результативность участия субъектов образования в целевых программах и проектах различного уровня.