Доклад на тему МУЗЫКА И ТАНЕЦ, КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


Министерство образования РК
Областные педагогические чтения
Музыка и танец, как средство оздоровления на уроках физической культуры
Учитель первой категории
по физической культуре
Филиппова Виктория Анатольевна
Атырау-2011 г.
Рецензия
На работу учителя первой категории по физической культуре Филипповой
Виктории Анатольевны. Тема доклада, представленная на областные
педагогические чтения – «Музыка и танец, как средство оздоровления
учащихся на уроках физической культуры». Тема как никогда актуальна для
современного времени, так как речь идет об инновационных технологиях, о
модернизации системы физического воспитания, о внедрении музыки и
танца в программный материал по предмету «Физическая культура». Сам
учитель проявил себя как думающий, добросовестно подходящий к своему
делу человек. На городских педагогических чтениях Виктория Анатольевна
заняла 1 место, доказав, что внедряя танцевальные упражнения в
программный материал, сумела проявить у детей интерес к занятиям
физической культурой, доказала, что танец и музыка оказывают
положительный эффект на здоровье учеников.
Методист по физической культуре и спорту__________ Булекова А
Музыка и танец, как средство оздоровления на уроках физической культуры
Введение
Глава 1. Модернизация системы физического воспитания
Задачи физического воспитания
Определение приоритетных задач физического воспитания
Содержание третьего урока физической культуры
Цель третьего урока физической культуры
Особенности третьего оздоровительного урока в начальной, основной и средней школах
Глава 2. Музыка и танец, как средство оздоровления на третьем уроке физической культуры
2.1. Значение танцевальных упражнений в системе физического воспитания
2.2. Система оценивания уроков с использованием танцевальных
упражнений
Заключение
Приложения
Литература
«Поистине музыка врачует душу»
Аль-Фараби
Введение
Анализ вектора развития образования по учебному предмету «Физическая культура» показал, что до настоящего времени учащиеся овладевали «спортизированными» навыками и умениями в двигательной сфере, и это была преимущественная конечная цель и практически единственный критерий эффективности физического воспитания. Сейчас обнаруживается другой ориентир. Школьники должны не заучивать готовые образцы движений, а, творчески осмыслив их, дополнить в соответствии со своими индивидуальными особенностями с целью решения двигательных задач в различных нестандартных ситуациях.
Освоить весь арсенал двигательных действий, которые могут встретиться школьнику, на уроках физической культуры практически невозможно. Сейчас имеется принципиальная возможность научить школьника самостоятельно осваивать различные модификации двигательных действий. Для этого достаточно внести в систему подготовки раздел «Принципы формирования движений и передвижений».
Глава 1.Модернизация системы физического воспитания
Формулировка задач физического воспитания
Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:
1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.
2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и конструктивной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.
В этой связи необходимо предъявить следующие требования к учащимся общеобразовательной школы. Учащиеся должны:
1. Иметь представление о своих физических возможностях (уровень двигательной подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку).
2. Знать правила поведения на спортивных сооружениях и рекреационных площадках (принципы межличностного общения, навыки управления вниманием), выполнения физических упражнений разной направленности, методы контроля за функциональным состоянием организма, методику проведения занятий физической культурой.
3. Знать методику развития двигательных качеств, правила проведения спортивных и подвижных игр, правила режима дня, правила межличностного общения, методику проведения восстановительных процедур, методику выполнения оздоровительных упражнений – для зрения, осанки, стопы, дыхания, правила составления утренней гигиенической гимнастики, правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями и правила оказания элементарной доврачебной помощи.
right04. Уметь провести планирование занятия – поставить цель и задачи; выбрать время в режиме дня; отобрать необходимые физические упражнения (в соответствии с целью и задачами занятия или цикла) и частоту занятий в неделю; продолжительность занятия, дозировку нагрузки при выполнении разных физических упражнений, средства контроля за состоянием организма.
5. Уметь выполнять доступные (возрасту и подготовленности) физические упражнения (оздоровительные – для коррекции функционального состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики простудных заболеваний, для развития двигательных качеств (силы, быстроты, координации, гибкости и выносливости) и коррекции индивидуальных особенностей фигуры (осанки); развивающие; рекреационные, для профилактики нарушений зрения).
6. Уметь подготовить место проведения занятия: выбрать место занятия (дома, на спортивной площадке, на необорудованной площадке, в парке, в рекреационном помещении школы); обеспечить безопасность занятия (отсутствие опасных предметов – выступов, повреждений пола, ям, движения автомобилей и др.); подобрать необходимое оборудование (спортивный инвентарь, спортивную одежду и обувь).
7. Уметь провести занятие физическими упражнениями: выполнение разминки; выполнение основной части занятия (общеразвивающие физические упражнения, подвижные игры в соответствии с целью занятия; лыжные прогулки; оздоровительный бег; контроль над функциональным состоянием организма, соблюдение гигиенических требований к занятиям физической культурой, выполнение норм межличностного общения); выполнение заключительной части занятия (выполнение упражнений на расслабление и дыхательных упражнений, контроль самочувствия, подведение итогов занятия – что выполнено и что не выполнено из запланированного, почему).
8. Уметь выполнять гигиенические мероприятия (утреннюю гигиеническую гимнастику, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе, физкультминутки, самомассаж, дыхательные упражнения), оценку функционального состояния (по ЧСС, частоте дыхания), восстановительные процедуры, основные компоненты режима дня.
9. Уметь работать в группах, распределяя права и обязанности, то есть быть социально адаптированным.
Эти требования к школьнику предопределяют эффективность его будущей адаптации в обществе и успешности жизнедеятельности.
Налицо комплекс требований, который в представленном виде отсутствовал в системе физического воспитания школьника, еще не осмыслен педагогами и не вошел в образовательный стандарт. Весь представленный набор знаний и умений сам по себе не возникает даже у одаренных детей. Он должен быть развит и сформирован в ходе специально организованного учебно-педагогического процесса в системе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Современные тенденции в образовании не отрицают накопленный положительный опыт, а лишь дополняют его в соответствии с требованиями современного общества и расширяют его возможности. Анализ образовательного процесса в области физического воспитания школьников показал, что:
– необходимо полнее учитывать индивидуальные физиологические возрастно-половые характеристики, потребности и личностные качества школьников;
– приоритетное формирование лишь физических качеств отрицательно сказывается на совершенствовании личности учащихся и искажает истинные идеи физического воспитания;
– большое значение для эффективного физического воспитания школьников имеет не только двигательная деятельность, но и воспитание нравственности, интеллекта и общей культуры.
– необходимо учитывать, что физическая культура является составной частью общей культуры общества, ее важным компонентом и не сводится только к совершенствованию телесности.
Учитывая сказанное, можно заключить, что модернизация системы физического воспитания должна строиться на основе учета четырех основных характеристик: 1) особенностей школьника, 2) педагогического коллектива школы, 3) программы физического воспитания и 4) условий обучения в школе. До настоящего времени такие комплексные данные отсутствуют, что делает процесс модернизации физического воспитания спонтанным.
1.2. Определение приоритетных задач физического воспитания
Следующим шагом на пути модернизации должно стать определение приоритетных задач физического воспитания. Необходимо удалить из программного материала не присущие физическому воспитанию задачи. В настоящее время их обилие делает работу учителя крайне неэффективной. Как представляется, основными задачами физического воспитания в современных условиях являются:
left01. Формирование у школьников интереса к занятиям физической культурой. Без этого компонента все усилия по модернизации физического воспитания бессмысленны.
2. Обучение школьников навыкам и умениям использования средств физической культуры в повседневной деятельности. Подразумевается обучение следующим компонентам: самостоятельного формулирования цели занятий; выбора адекватных средств и методов достижения цели; самостоятельной организации и проведения занятия, осуществления контроля и оценки реакций организма на физическую нагрузку.
3. Формирование у школьников понимания смысла занятий физической культурой. Подразумевается понимание физиологических и психических процессов, лежащих в основе выполняемого двигательного действия; знание закономерностей развития двигательных качеств и формирования техники двигательных действий. В существующей практике физического воспитания дается некоторый набор сведений в данной области, но понимания закономерностей и связей между этими сведениями не формируется.
4. Обучение школьников навыкам рациональной двигательной деятельности; кондиционная и координационная тренировка.
Реализация представленных задач позволит поднять процесс физического воспитания на более качественный уровень и говорить уже о «физкультурном образовании» школьников. При этом каждый школьник получает возможность в дальнейшем самостоятельно совершенствовать свои индивидуальные способности средствами физической культуры.
В школьном учебном предмете «Физическая культура» до настоящего времени преимущественно совершенствовалась физическая деятельность и меньше внимания уделялось культуре этой деятельности. Сейчас необходимо интенсифицировать совершенствование второй составляющей учебного предмета – культуры (движений, внешнего вида, взаимоотношений «учитель – школьник» и «школьник – одноклассники»).
За последние годы выявляется ухудшение здоровья учащихся общеобразовательной школы. Факты говорят, что многие болезни «молодеют». Например, если раньше повышенное артериальное давление встречалось преимущественно у пожилых людей, то сейчас этим заболеванием страдает все большее количество школьников старшего, среднего и даже младшего возраста. Все больше фиксируется нарушений в опорно-двигательном аппарате (нарушения осанки и плоскостопие), увеличение простудных заболеваний. Эти и другие отклонения в состоянии здоровья являются следствием многих причин, в том числе и снижения двигательной активности на фоне учебных перегрузок школьников. Количество уроков физической культуры не в состоянии удовлетворить «двигательный голод» детей и подростков.
В поисках выхода из этой ситуации логично было бы ввести третий, дополнительный урок физической культуры. Однако в этом вопросе педагоги сталкиваются с существенными затруднениями. Во-первых, отсутствует разработанная и обоснованная программа третьего урока. Во-вторых, как правило, отсутствуют дополнительные оборудованные помещения для таких занятий. Есть и много других подводных камней, которые, однако, являются в этом вопросе второстепенными, хотя и важными.
Модернизированное физическое воспитание предполагает следующую структуру: два урока физической культуры с образовательной направленностью, третий урок физической культуры с преимущественной оздоровительно-реабилитационной направленностью, домашние занятия физической культурой с приоритетной воспитательной направленностью, внеклассные занятия физической культурой (физкультурно-оздоровительная деятельность, спортивные школьные секции), имеющие основную цель – развитие учащихся.
1.3. Содержание третьего урока физической культуры
Можно выделить два основных подхода к составлению содержания третьего урока. Первый подход – увеличение количества часов, отведенное основной программой на двухчасовые уроки физической культуры. Казалось бы, это прекрасное решение проблемы. Однако при ближайшем рассмотрении такой подход ведет лишь к увеличению учебной нагрузки и без того перегруженного ребенка. Подумайте, к чему приведет увеличение физической нагрузки, казалось бы благоприятное для здоровья, на фоне запредельного объема выполняемой в школе умственной работы, с которой успешно справляются далеко не все учащиеся, в условиях крайнего дефицита времени у школьников для прогулок, ночного сна и восстановления. Ответ напрашивается сам собой – к еще более выраженным стрессам и хроническому переутомлению. И эти явления уже фиксируются в тех школах, где педагогический коллектив бездумно пошел по этому пути.
Второй путь, также используемый при разработке содержания третьего урока физической культуры, – применение так называемых развлекательных принципов. В этом случае говорят: «Дайте ребенку подвигаться, побегать, побросать мяч – это позволит ему восстановиться, отдохнуть от учебной нагрузки». Это также путь, ведущий в никуда. Давайте разберемся. Урок физической культуры превращается из учебного предмета в лучшем случае в развлекательное мероприятие «два притопа, три прихлопа». Что нового получит школьник в ходе такого «урока»? Какие навыки, позволяющие восстановить работоспособность, увеличить сопротивляемость внешним неблагоприятным факторам, исправить физические недостатки, получат дети и подростки? Ответ, увы, однозначен для специалистов. Такие «занятия» с беготней и маханием руками скорее всего сформируют пренебрежительное отношение к нашему предмету, еще больше школьников начнут пропускать уроки физической культуры.
Итак, казалось бы, выхода из тупика нет. Однако можно пойти по третьему пути, о котором и пойдет речь. Предлагается использовать третий дополнительный урок физической культуры для обучения школьников оздоровительным навыкам и упражнениям, которые доказали свою эффективность для управления своим самочувствием. Наступил тот момент, когда необходимо разграничить поле ответственности между уроком физической культуры, внеклассными занятиями физкультурно-оздоровительной деятельностью и домашними занятиями физическими упражнениями. Это три равноправные составляющие системы физического воспитания, имеющие свои специфические цели и задачи, которые невозможно полноценно решить исключительно в рамках урока физической культуры, что и показывает практика.

Внедрение третьего урока физической культуры продиктовано следующими соображениями. Во-первых, совершенствование содержания и методики проведения уроков физической культуры дошло до своего логического завершения, и дальнейшее улучшение в этом направлении представляется сомнительным. Во-вторых, учебная перегрузка школьников, нарушение здоровья в различных формах требуют проведения реабилитационных мероприятий, чего невозможно добиться в полной мере на стандартном уроке физической культуры (который и без того перегружен своими задачами) или в системе физкультурно-оздоровительной деятельности (гимнастика до занятий, физкультминутки, подвижные перемены, занятия физическими упражнениями в группах продленного дня). Это диктует необходимость введения третьего часа для урочных занятий физической культурой. Внедрение в учебный процесс третьего урока физической культуры требует специальной разработки его научно-методического обеспечения – структуры и содержания урока, методики обучения учащихся оздоровительно-реабилитационным упражнениям, системы контроля за успешностью учебного процесса (с реализацией идеи «безоценочного» учебного процесса), регламентации нагрузок.
Третий урок физической культуры рекомендован для системы физического воспитания общеобразовательной школы. Однако его внедрению мешают помимо организационных проблем отсутствие научно обоснованного содержания, методики проведения и поставленных перед этим уроком педагогических задач. Задачами физкультурно-реабилитационных оздоровительных уроков являются: снижение негативных последствий учебной перегрузки; увеличение уровня ежедневной двигательной активности; обучение основам знаний и умений по методике самостоятельного проведения занятий физическими упражнениями. При этом формируются социально значимые качества личности – уважение к окружающим, коллективизм, осознание значимости занятий физической культурой, трудолюбие, творческая активность, целеустремленность. В предлагаемой парадигме физического воспитания стандартные уроки физической культуры приобретают свою истинную функцию – образовательную.
1.4. Цель третьего урока физической культуры
Какова же основная цель третьего урока, разрабатываемого по оздоровительной линии? Прежде всего это формирование навыков использования оздоровительной физической культуры и овладение учениками навыками целенаправленного использования средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к учебе и индивидуальной деятельности по интересам.
right0Расшифруем эти понятия. Физическая культура личности – это не только владение теми знаниями, умениями и двигательными навыками, которые осваиваются в рамках Комплексной программы. Это понятие шире. Оно подразумевает владение широким арсеналом средств физической культуры в соответствии со своими индивидуальными особенностями.
Отличительной чертой нового подхода к разработке средств третьего урока является его оздоровительная направленность, насыщенная конкретным материалом, который позволит повлиять на те системы организма, которые в большей мере ослаблены у данного конкретного школьника. При этом предлагается использовать оздоровительные упражнения, направленные не только на формирование физического здоровья. Здоровье рассматривается как единство физической, психической и социальной составляющих.
Здоровье – не самоцель занятий физической культурой, как в последнее время пытаются представить некоторые авторы. Занятия физической культурой прежде всего это наиболее рациональный способ подготовить себя к работе разного характера – будь то учеба в школе, занятия музыкой, будущая профессия. Вот здесь и пригодятся навыки, полученные на третьем уроке физической культуры. Навыки эти различаются для школьников разного возраста, но ведут к единой цели – возможности самостоятельно подобрать и использовать необходимые оздоровительные и восстановительные упражнения.
Третий урок физической культуры предусматривает решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:
– понимание школьниками важной социальной роли физической культуры для развития их личности и подготовки к учебе;
– знание теоретических и практических основ, используя которые можно эффективно заниматься физической культурой и формировать навыки здорового образа жизни;
– формирование положительного отношения школьников к физической культуре, left92075установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
– овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование индивидуальных способностей, качеств и свойств личности;
– обеспечение общей физической подготовленности.
Таким образом, подводя итог сказанному, можно заключить, что содержание третьего (оздоровительного) урока физической культуры предполагает дополнительный (к Комплексной программе физического воспитания учащихся 1–11-х классов) перечень знаний, навыков и умений, которыми необходимо овладеть школьникам с преимущественной ориентацией на оздоровительные, общеразвивающие, общеприкладные и спортивно-рекреационные задачи. При этом приоритетное внимание уделяется формированию физического, психического и социально-нравственного здоровья, личностно-ориентированному подходу в системе индивидуального выбора способов физкультурной деятельности с параллельным сокращением количества задач на третьем уроке.
Важно использовать принцип универсальности, позволяющий применять знания и способы деятельности третьего оздоровительного урока физической культуры в различных регионах страны и для учащихся с различной степенью физкультурной грамотности и подготовленности.
Из каких же упражнений должен состоять третий урок физической культуры, чтобы отвечать всем перечисленным выше требованиям? На этот вопрос можно ответить, изучив перечень наиболее часто встречающихся заболеваний учащихся общеобразовательной школы. Основываясь на этих данных, можно отобрать перечень необходимых упражнений.
Прежде всего это дыхательные упражнения и упражнения для укрепления дыхательной системы организма и профилактики заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения и простудных заболеваний. На третьем оздоровительном уроке нужно использовать упражнения для формирования черт характера и социально значимых качеств личности, психофизические упражнения для контроля эмоционального состояния.
Очень важны комплексы для коррекции индивидуальных недостатков телосложения с использованием различных систем и методов, особенно в старшем школьном возрасте. На третьем уроке осваиваются упражнения, способствующие улучшению осанки, профилактике плоскостопия, простудных заболеваний, совершенствованию двигательной подготовленности, формированию основ спортивной деятельности, а также навыков закаливания. Параллельно с обучением школьников практическим навыкам и умениям им передаются знания по основам выполнения упражнений оздоровительного, общеприкладного и спортивно-рекреационного характера, используемых на третьем уроке.

1.5. Особенности третьего оздоровительного урока физической культуры в начальной , основной и средней школе
Особенностями третьего оздоровительного урока физической культуры в начальной школе являются знакомство с основными понятиями физической культуры и овладение доступными упражнениями оздоровительного и общеразвивающего характера. Очень важно заинтересовать ребенка, ввести его в мир оздоровительной физической культуры и показать его значимость. Для этой цели, опираясь на знания об оздоровительной физкультурной деятельности, необходимо научить младших школьников тем упражнениям, которые реально позволяют улучшить различные функции организма, способствуют их гармоничному развитию. Как известно, основными бедами младших школьников являются простудные заболевания, стрессы, связанные с незнакомой обстановкой в начале школьного обучения, создание предпосылок для нарушения осанки, недостаточная двигательная активность.
Основными разделами, которыми нужно овладеть младшим школьникам на третьем оздоровительном уроке физической культуры, являются основы дыхательной гимнастики, навыки мышечной релаксации, комплексы для психической регуляции, упражнения на концентрацию внимания, комплексы для профилактики нарушений осанки. Очень важно использовать игры и упражнения для формирования основных двигательных качеств, научить детей знаниям по основам оздоровительной и развивающей физической культуры, а также использовать на уроках упражнения для профилактики простудных заболеваний, закаливающие мероприятия.
В основной школе цель и задачи третьего оздоровительного урока несколько меняются. Здесь уже не только знакомят с основами физической культуры, но и активно ее формируют, приспосабливаясь к индивидуальным особенностям учащихся. При этом используемые упражнения несут не столько познавательную нагрузку, сколько ориентированы на общеприкладную их направленность. Школьникам уже не только дают задания, но и показывают, как используются оздоровительные и развивающие упражнения в различных ситуациях, с которыми может на практике столкнуться учащийся.
Физкультурная оздоровительная и развивающая деятельность приобретает общеприкладную направленность, то есть школьники учатся использовать полученные знания, умения и навыки на практике, в соответствии со своими потребностями. Например, мало научить школьников выполнять дыхательные упражнения – нужно еще научить их использовать эти упражнения для разных целей: для быстрого восстановления после умственной или физической работы, при возникновении стрессовых ситуаций или просто плохого настроения, при подготовке к выполнению ответственной работы, требующей повышенного внимания и/или сложной координации. При этом практические знания должны опираться на четкие и доступные школьникам теоретические сведения.
На этом этапе подготовки школьников используются комплексы дыхательной гимнастики для укрепления дыхательной системы, совершенствование навыков мышечной релаксации в процессе выполнения физической работы различного характера, комплексы для регуляции эмоционального состояния и противодействия неблагоприятным физическим и психологическим факторам внешней среды, упражнения на концентрацию внимания при выполнении двигательной деятельности различного характера, элементы атлетической гимнастики для устранения недостатков телосложения, комплексы для профилактики простудных заболеваний и закаливания. Школьников обучают основам спортивной деятельности, эффективным упражнениям для формирования двигательных качеств и технической подготовленности, формируют знания по основам физкультурной деятельности с общеприкладной направленностью.

Цель третьего урока в средней (полной) школе ориентирована на формирование физической культуры учащихся посредством овладения знаниями и умениями физкультурной деятельности со спортивно-рекреационной направленностью – формирование так называемого опыта творческой деятельности. На основе ранее сформированных знаний, навыков и умений юноши и девушки используют упражнения оздоровительной физической культуры в спортивной и досуговой деятельности. На этом этапе перечень знаний существенно расширяется. Старшеклассники должны познакомиться с историей возникновения оздоровительной физической культуры, ее основными направлениями, различными оздоровительными системами, накопленными в мировой культуре. Старшим школьникам мало знать и уметь использовать средства оздоровительной физической культуры, мало уметь применять ее в различных ситуациях – нужно знать те процессы, которые происходят в организме при их выполнении. Это позволяет в том числе осмысленно подбирать и самостоятельно выполнять оздоровительные упражнения, оценивать их тренировочное влияние на организм.
Старшие школьники выполняют физкультурно-оздоровительную деятельность в процессе занятий в спортивных школьных секциях. Эта форма занятий физической культурой наиболее полно отвечает психическим и физическим возрастным особенностям, а также эффективно способствует социализации выпускников общеобразовательной школы.
Содержание третьего урока физической культуры старших школьников можно охарактеризовать как спортивно-оздоровительное. Акцент делается на использование спортивных упражнений для устранения недостатков телосложения (тяжелая атлетика, стретчинг, элементы спортивных гимнастических упражнений, статические напряжения мышц, гиревой спорт, шейпинг и др.). Используются комплексы дыхательной гимнастики, аутогенная тренировка, элементы медитации, психофизические комплексы для формирования черт характера, упражнения на формирование навыков управления эмоциональной сферой. Для развития двигательных качеств используются элементы видов спорта – легкой атлетики, единоборств, спортивных игр, гимнастики, танцев.
Предложенная схема отбора содержания третьего урока физической культуры позволяет охватить наиболее острые проблемы, касающиеся физического, психического и социального здоровья учащихся общеобразовательной школы. Основываясь на предложенном материале, учителя физической культуры смогут самостоятельно насытить третий урок конкретным содержанием и методикой его проведения. Это важно еще и потому, что каждый учитель будет подбирать учебный материал в соответствии со своим видением проблемы, уровнем подготовленности учащихся, материальным обеспечением и другими особенностями, в которых работает каждая конкретная школа.
Коренного пересмотра требует и вся система оценивания уровня подготовленности школьников по учебному предмету «Физическая культура». Необходимо внести наряду с оценкой двигательных качеств оценку уровня владения школьниками знаниями по физической культуре и нормативы по технике двигательных действий, представленных программой. Объективная оценка подготовленности позволит повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, поднять престиж учебного предмета, более эффективно формировать мотивацию к занятиям физической культурой у школьников.
Важнейшей составляющей модернизации физического воспитания учащихся общеобразовательной школы является переориентация подготовки учителей физического воспитания. Проведенные исследования показали, что школьники ставят уважение к учителю на одно из последних мест в числе приоритетов, определяющих притягательность учебного предмета «Физическая культура». Вероятно, этот факт корреспондирует с недостаточной профессиональной подготовкой учителя физической культуры. Совершенствование подготовки современного учителя физической культуры должно быть ориентировано на владение различными системами оздоровления и физического воспитания, углубленное изучение возрастной физиологии и психологии, современных педагогических технологий.
Глава 2. Музыка и танец, как средство оздоровления учащихся на уроках физической культуры
2.1 Значение танцевальных движений в системе физического воспитания
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно - сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, зрения, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
 Известно, что музыка обладает целебными свойствами для души и тела человека. Индийские философы говорили: «Поистине музыка врачует душу». Этому свойству музыки высокую оценку давали Пифагор, Платон, Гиппократ, Аристотель и другие ученые Древней Греции. Аристотель пришел к выводу, что музыка способна управлять сознанием и поведением людей, регулировать их умственную и физическую деятельность, давать эстетическое наслаждение, исцелять от болезней, формировать у слушателей вкусы, интересы, социальные установки, нормы и идеалы.
Аль Фараби, музыкотерапевт древнего Хорезма, утверждал, что музыка действует на человека через главный орган его тела – головной мозг. По его мнению, головной мозг регулирует работу сердца, темперамент, поддерживает нервную систему и ощущения. Эти данные были подтверждены работами академика В. М. Бехтерева.
Музыку и танец я предлагаю рассмотреть как средство оздоровления обучающихся на уроках физической культуры. Мною разработана рабочая программа по третьему уроку физической культуры с оздоровительной направленностью, включающая в себя учебный материал по следующим направлениям: упражнения на формирование и укрепление осанки, для профилактики плоскостопия, пальчиковая, дыхательная, суставная гимнастика. Одним из основных разделов программы являются танцевальные упражнения и танцы под музыкальное сопровождение.
 На своих занятиях я чаще всего использую ритмичную музыку, потому что под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Ритмическая музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, применение ее на занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.
Целенаправленное использование музыки при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов. В зависимости от задач урока музыкальное сопровождение возбуждает или успокаивает ребенка, снимает нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной. В основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность занимающихся лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. Функциональной музыкой можно повышать ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику.
 Применение музыки на уроке физической культуры помогает бороться с монотонией, способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжение мышц) и ускоряет овладение техникой движений. Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы. Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают большой, оздоровительный эффект.
 Танец возник в глубокой древности из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Постепенно движения изменялись, обобщались, и сформировалось искусство танца. Каждая историческая эпоха и социальные группы влияли на логику построения танца, отражались на его стилистических особенностях, создавали свои определенные музыкально-хореографические формы, которые и характеризовали дух времени. Помимо историко-бытовых, классических, народных, бальных танцев, элементы которых используются в системе моей работы, я применяю и современные танцевальные направления.
 Танец имеет большое воспитательное значение. Осваивая его на занятиях, мы не только разучиваем движения, но и создаем художественный образ, а для этого нужно понимать музыку и замысел автора, найти характер движений. Танец оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и зрителей, поэтому его нужно использовать, как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей. На своем опыте я еще раз убеждаюсь, что плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов двигательной деятельности учащихся.
 Танцевальные упражнения не требуют специальных снарядов, длительной подготовки, определенной площадки, они прививают занимающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений. Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств тренировки детского организма. Поэтому в системе своей работы мною используются танцевальные упражнения для тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений. Например, танцевальные упражнения я применяю в начале урока для общего «разогревания» организма и подготовки его к предстоящей работе.
 Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно–сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость. По данным исследователей, они способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений.
 Сам танец совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств, и особенно – через нервную систему. Отсюда появляются различные направления танцевальной психотерапии, основная цель которой – принести облегчение детям с неустойчивой нервной системой и эмоционально перегруженным. Танец может служить не только как средство психофизиологической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения. Занятия с использованием музыки и танца стимулируют творческий потенциал детей, способствуют коррекции системы отношений личности.
2.2 Система оценивания уроков с использованием танцевальных упражнений
 Традиционная система оценивания не позволяет в полной мере объективно оценить обучающихся на уроке физической культуры с использованием танцевальных упражнений. Из своего собственного опыта могу предложить следующую систему оценивания результатов и достижений, которая также способствует повышению мотивации обучающихся.
Влияние танца и музыки на оздоровление детей можно наблюдать по карте динамики успешности каждого учащегося. По следующим параметрам: гибкость, шаг, прыжок, ритмичность, точность исполнения, эмоциональность. Оценка динамики успешности ведется по 10 бальной системе, где определяется низкий, средний и высокий уровень. Диагностика проводится три раза: в начале учебного года, после первого полугодия и в конце года. Следовательно, в карте динамики каждый учащийся видит изменения и стремится улучшить свои показатели. По результатам диагностики наблюдается положительная динамика. Диаграмма показывает, что количество обучающихся с низкими показателями уменьшается, а со средними и высокими – растет.
Заключение
Помимо требовательности к детям, необходима предельная требовательность к самим себе. Когда я иду на очередное занятие, каждый раз задаю себе вопрос: а готова ли я к такой, всякий раз полной новизны и неожиданностей, встрече, не в одном лишь профессиональном отношении, а в высоком душевном смысле? Ведь каждое произнесенное слово, каждый взгляд, каждая интонация и даже внешний облик – все имеет огромное значение. Ребенка легко ранить окриком, бестактностью, так же легко утратить доверие детей, "сюсюкая" с ними и изображая некое умиление по поводу "милых малюток".
Уважительная, ровная, выстроенная на взаимной симпатии и взаимном интересе интонация необходима в обращении с детьми. Не любя их любовью разумной и целеустремленной, не ощущая интереса к ребячьим (с неизменно для них серьёзным) радостям и огорчениям, сложностям детской психологии, работать с детьми не нужно и невозможно даже при высшей профессиональной квалификации.
Тут нужна квалификация человеческая, понимание внутреннего мира ребёнка, детского мировосприятия, детских взаимоотношений, всего, что заключено в два слова – "мир детства". Проникнуть в этот мир, зажить его темами и идеями, стать человеком, открывающим ребёнку просторы музыки и танца, – вот идеал для каждого, кто избрал трудную профессию руководителя и педагога детской хореографической самодеятельности.
Каждая воспитательная задача может быть разрешима с помощью адекватной технологии воспитания, целостность которой обеспечивается взаимосвязанной разработкой и использованием трёх её компонентов: организационной формы, воспитательного процесса и квалификации воспитателей.
Мы ответственны за то, каким человеком станет ребенок, переступивши порог класса и сделавши под нашим руководством первое па.
И главное – никогда не утрачивать ощущение профессии как праздника, как счастья общения с детьми.
 Таким образом, музыка и танец имеют большое оздоровительное значение и могут применяться на уроках физической культуры. Я уверена, что танцевальные навыки, приобретенные во время учебной деятельности, всегда пригодятся им в жизни.
Список литературы
Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». — М., 1983.
Горячев В. Здоровье категория педагогическая // Народное образование. — 1999. — № 9.
Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. — М., 1987.
Димов В.М. Здоровье как глобальная проблема выживания биосоциального вида Homo Sapiens // Социально-гуманитарное знание. — 2000. — № 2.
Димов В.М. Здоровье как социальная проблема // Социально-гуманитарное знание. — 1999. — № 6.
Комиссарова Т.Н., Костина Л.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. — М., 1986.
. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся педагогических училищ по специальности «Дошкольное воспитание» / Сост. Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. 2-е изд., испр. и доп. — М., 1982.
Методика физического воспитания школьников / Д.А. Аросьев, Л.В. Бавина, Г.А. Баранчукова и др.; Под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского. — М., 1989.
Научная проблема: Здоровье как феномен культуры и фактор социальной эволюции. I. Социокультурное определение здоровья в историческом развитии общества и самоопределение личности; II. Здоровье как необходимое основание детства // Мир психологии. — 2000. — № 1.
Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под. ред. Л.А. Венгера. — М., 1986.
Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М., 2001.
Физическая культура: Практ. пособие / Б.И. Загорский, И.П. Залетаев, Ю.П. Пузырь и др. — М., 1989.
Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта. — М., 2001.
Филатов С.В. От образного слова – к выразительному движению. – М.: 1993.
Слонимский Ю. В честь танца. – М.: 1988.
Бекина С.И. и др. Музыка и движение. – М.: 1983.
Красовская В.М. О классическом танце/ В кн. Н. Базарова, В. Мей "Азбука классического танца". – Л.: 1983.
Мессерер А.М. Танец. Мысль. Время. – М.: 1990.
 
Приложения


Основная школа № 14 имени А.П.Чехова




Цели и задачи конкурса:1. Использование новых форм организации культурного досуга молодежи и подростков в целях профилактики правонарушений;2.Стимулирование творческой активности учащихся, создание условий для проявления способностей, приобретения уверенности, постижения азов здоровой конкуренции;3.Повышение уровня танцевального мастерства участников.
Условия конкурса 1.В конкурсе участвуют учащиеся 5-8 классов в возрасте 11-15 лет. 2.В выступлениях команд оценивается: синхронность, мастерство исполнения, оригинальность, внешний вид участников, музыка
Провела мероприятие: Филиппова В.А.
Дата проведения: 19.03.11г
Атырау-2011 г.
СЦЕНАРИЙ ТАНЦЕВАЛЬНО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО КОНКУРСА-ШОУ «Dance battle». 
1 ведущий: Добрый вечер, дамы и господа. Мы рады видеть вас в этом зале на танцевально-развлекательном шоу «Dance battle».
2 ведущий: Зачем же так официально? Давай поздороваемся, повеселей. Ребята, я вас прошу, что бы я ни говорил, вы отвечаете мне «Привет!». Договорились?
 Всем, кто скучал с утра и забрел к нам на огонек, наш горячий __. Всем, кто любит петь и танцевать, наш пламенный ___.
 1 ведущий: Всем парням ______. 2 ведущий: Всем девчонкам ____.
 1 ведущий: Всем, кто пришел на самый веселый, самый музыкальный, самый танцевальный конкурс - «Dance battle» Привет!!!!!
1 ведущий: Хорошо, с залом мы поздоровались, но мне кажется, чего–то не хватает. Для хорошего праздника (смотрит в свои записи) нужна заводная музыка.
2 ведущий: (музыка прибавляется) Есть!
1 ведущий: Нужны зрители.2 ведущий: Зрители есть? (ответ из зала) Конечно есть!
1 ведущий: Мы приветствуем тех, кто сегодня пришел в этот зал. Эй, открой глаза!2 ведущий: Навостри уши!
1 ведущий: Мы начинаем «Dance battle»! Сегодня вас ждут оригинальные танцы, весёлые участники, зажигательная дискотека и многое другое.2 ведущий: Потому что «Dance battle» - это реальный шанс каждому стать «звездой»
1 ведущий: В конкурсе участвуют танцевальные коллективы от каждого класса. Выступления оцениваются по 5-бальной системе по следующим критериям: синхронность, мастерство исполнения, оригинальность, внешний вид участников
  Представляем вам компетентное жюри: ____________
2 ведущий: Прежде, чем начнутся выступления, у нас большая просьба к зрителям и болельщикам: во время выступлений не шуметь, аплодировать после выступлений и не мешать соперникам. Договорились?
1 ведущий: Участники уже готовы и рвутся в бой2 ведущий: Болельщики, вы готовы поддержать их в трудную минуту. Готовы? А раз все готовы, начинаем 
1 ведущий: Согласно жеребьевке первыми на танцпол приглашается 5 класс, затем 6 класс, потом 7 класс и 8 класс. Начинается первый тур соревнования-РАЗМИНКА!
2 ведущий: А теперь наше жюри оценит разминку каждого класса1 ведущий: Танцы, танцы, танцы - это наша жизнь! В наши дни – во времена, когда люди возвращаются к здоровому образу жизни, уделяют большое внимание своему здоровью и внешнему виду, танцы не теряют своей актуальности, приобретая все большую популярность.К группе уличных танцев относятся: Hip-Hop , Hip-Hop LA-Style , NewStyle , C-walk , ну и, конечно,Break Dance (Брейк данс). Брейк-данс захватывает дух и владеет умами огромной части молодежи во всем миреBreak dance в переводе с английского означает "ломаный танец". И действительно, трудно сосчитать количество оригинальных "ломаных" и "плавных" элементов, которые сосредоточены в этом танце. Пожалуй, это один из самых зрелищных и экстремальных видов современного танца. Брейк данс - это целая городская культура, которая подразумевает особый стиль жизни, собственную моду и слэнг.
2 ведущий:А теперь начинается наш второй тур на лучшую танцевальную команду! Выступает 5 класс!1 ведущий:Ты видел, как это у них получается? Здесь нужна подготовка.2 ведущий: Да, это спорт для сильнейших.1 ведущий: Нужно просто по утрам делать зарядку.2 ведущий: А если у меня утро начинается в пять вечера?1 ведущий: Ну извини2 ведущий: Наш праздник продолжается и сейчас вы увидите следующее яркое и захватывающее выступление 7 класса1 ведущий.А теперь немного истории!Танец Рок-н ролл относится к стилю популярной джазовой музыки, возникший в США в начале 50-х годов. Происходит от соединений «ритм-энд-блюза – вида негритянского музыкального искусства и «Хилл билли»- сельского американского фольклора.2 ведущий. Встречайте, 6 класс с танцем
1 ведущий.Это интересно
tecktonik (тектоник) -это современный танцевальный стиль, сочетающий в себе три разных стиля: танец Вертиго, танец Хардстайл и Милки Вей. Тектоник зародился в Париже. С течением времени популярность новейшего стиля росла, распространяясь через видеосервисы. В сентябре 2007 года тектоник увидела широкая публика, это произошло на фестивале Технопарад в Париже. С тех пор количество поклонников танца тектоник только увеличивается. Движения во время танца сочетают в себе элементы нескольких стилей: от Милки Вей пришли непрерывные плавные движения руками и раскачивание всем телом, выкидывание ног вперед в самых разных комбинациях позаимствовано у стиля Jumpstyle, а высокие прыжки, требующие солидной физической подготовки взяты от стиля Hardstyle. Благодаря такому сочетанию танец тектоник очень темпераментный.2 ведущий А теперь«Трио герлз» из 8 класса! Эти девчонки хоть куда Любят веселиться Станцуют они сейчас И покажут просто класс!Не судите строго их!Они придумали все самиПлохо или хорошоТанцуйте вместе с нимиДвигайтесь легко!1 ведущий: Эх, молодцы, всех комаров разогнали.2 ведущий: Все приходит через труд и упорство.
 1 ведущий: У меня есть одна знакомая, так она до того напляшется на дискотеке, что еле держится на ногах.2 ведущий: Интересно, сумеют удержаться на ногах следующие участники? Начинаем одиночный поединок! Но сначала опять история танца.Клубный танец – это несколько наборов определенных движений в том или ином стиле (hip-hop, locking, house, funk, r’n’b и др.) с возможностью собственного сочинительства, импровизации. Клубный танец – это модное универсальное умение органично танцевать и на домашней вечеринке, и на дискотеке; оно основано на знании новейших танцевальных техник. Клубные танцы - это то, что модно, современно, энергично. Это не какой-то один определенный стиль, скорее это множество различных стилей (RnB, New style, house, хип хоп, New style, тектоник (в том числе Jump style)...) объединенных одним использованием - их танцуют в ночных клубах, на дискотеках, на сценах.1 ведущий: Слушай, давно хотел спросить тебя, кем ты хочешь стать?2 ведущий: А я на дискотеке хорошо танцую. Вот и буду танцором. Это легкий путь.1 ведущий: Ты думаешь, легкий?2: ведущий Конечно, два притопа, два прихлопа! Прыг-скок! Легко и приятно!1 ведущий: А я тебе скажу, что профессиональный танец – это тяжелый труд. И подтвердит мои слова наша самая маленькая участница!   Подведение итогов. Слово жюри.  Юноши и девушки! Расширяйте круг своих друзей, пока вы молоды. Друзья дороже всякого богатства, богатство — дело случая, но если у вас много друзей, то хотя бы один из них да сумеет помочь вам в трудную минуту. Ведь если судьба благосклонна к человеку и хочет одарить его величайшим счастьем на свете, она дает ему верных друзей!!!Номинации: 
Лучшая разминка
Лучшее командное выступление
Лучший одиночный танец