Педагогическая статья на тему Эффект использование контрольно — измерительных материалов на уроках истории


ТЕМА: Эффект контрольно – измерительных материалов на уроках социально – гуманитарных дисциплин
Для эффективного формирования учебной успешности, учителю необходимо добиться того, чтобы учащиеся осознали, что успех в учебной деятельности в дальнейшем повлечет за собой успех в будущей профессиональной деятельности и в целом в жизни. Использование контрольно – измерительных материалов может позволить решить проблему создания условий:
для объективной оценки учебных достижений учащихся;
для развития индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка через ограничение давления на личность.
Современные контрольно-измерительные материалы могут являться эффективным средством развития учебно - интеллектуальных умений и одним из способов формирования исторического мышления.
Тесты достижений - позволяют проверить уровень знаний учащихся, оценитьпонимание ими материала.
Критериально - ориентированные тесты - позволяют сопоставить уровеньиндивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и навыков.
Использование разноуровневых тестов позволяет каждому обучающемуся «поднять свою планку». Это создает ситуацию успеха, повышая уровень мотивации. Задача учителя заключается в том, чтобы правильно и терпеливо управлять этим процессом, улучшая этим психологический климат во взаимоотношениях с обучающимися.
Тестовая проверка знаний выступает как метод стимулирования ответственности в учении. Практика показывает, что с увеличением нагрузки, обучающиеся, допустившие ошибки, стремятся их исправить не из-за боязни иметь низкие оценки по предмету, а из-за того, что они понимают опасность накопления пробелов в знаниях.
Поскольку выполнение заданий осуществляется, как правило, индивидуально, это дает возможность составлять различные по сложности задания, изменять время на выполнение каждого из них, т.е. использовать элементы дифференцированного подхода к обучению, что особенно важно в настоящее время.
Одним из наиболее важных преимуществ тестовых заданий является высокая степень объективности выставляемых оценок, поскольку имеется возможность точного подсчета числа верных и неверных ответов. В обычных условиях на оценку ответа обучающегося действует целый ряд объективных и субъективных факторов: личное отношение учителя к обучающемуся, к классу в целом, дисциплины, настроения педагога и т.д. Иногда обучающемуся только кажется, что его ответ оценен неправильно, но не редко школьники подмечают верно отсутствие четких критериев при выставлении оценок.
Обучение истории, как и любому другому предмету, предполагает прежде всего развитие внимания обучающихся. Предлагаемые учителем тестовые задания способствуют концентрации внимания на конкретном вопросе, чтобы осмыслить его суть и выбрать вариант правильного ответа. Очень важно развитие внимания прежде всего через хорошо продуманную и организованную самостоятельную работу.
Одной из ключевых задач тестирования является развитие исторического мышления обучающихся как одной из сторон их общего мышления — процесс познавательной деятельности. «Речь идет о таком развитии мышления, которое органически связано с рассмотрением коренных вопросов истории, помогает лучшему их усвоению...» ( Методика обучения истории в средней школе: в 2 ч- М, 1999 4,2-с гг.).
Следует иметь в виду, что тесты являются эффективным средством самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умения самостоятельно находить допущенные ошибки, намечать способы устранения допущенных ошибок и пробелов.
Бесспорным является то, что тестирование помогает сегодня осуществлять личностный; индивидуальный подход в обучении, что он помогает раскрыть возможности ребенка, создать условия для того, чтобы он мог проявить себя.
В то же время тестирование нельзя абсолютизировать, рассматривать его как универсальный метод проверки знаний обучающихся. Он эффективен в том случае, если оптимально сочетается с другими методами.
Методика применения тестовых заданий предполагает соблюдение учителем ряда условий. У каждого педагога свои методы и способы создания ситуации успеха на уроках. Неслучайно Роллан Быков говорил: «Формула успеха – это вопрос выбора». Но мы должны помнить, что учитель не научит искренности, если сам далеко не искренен, добру – если сам далеко не добр, и не раскроется перед ним сердце ребенка, если сердце самого учителя для учеников заперто. Педагог не воспитает успешную личность, если и сам не верит в успех своей деятельности.