Технологическая карта урока литературы на тему В.А.Жуковский Кубок
Технологическая карта урока В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе.
Класс
5 класс
Предмет
Литература
Цель урока:
1. Познакомить с началом жизненной и творческой биографии В.А.Жуковского, его переводными балладами
2. Развивать представление о балладе. Об особенностях данного жанра
3. Воспитывать стремление жить в гармонии с природой и самим собой
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие баллад В. А. Жуковского; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Тип урока:
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
I. Приветствие, активизация внимания
Организует проблемную ситуацию:
–Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами будем работать в литературной гостиной. Здесь существует золотое правило: выскажи свое мнение, свое впечатление, поделись новым с одноклассниками, стремись узнать что-то новое.
Наш план работы:
1.Определение понятия баллада
2 В Творческой лаборатории В.А.Жуковского.
Восстанавливают прежние знания через совместное обсуждение проблемной ситуации. Ведут совместный диалог с учителем и приводят аргументы. Формируют интерес к новому материалу и способам решения частной задачи.
П6,П8,Р1,Р2,
Л4,П18,Л8
II Целеполагание
-Сформулируйте, пожалуйста, цели, которые мы должны выполнить на уроке согласно его плану?
Обобщают знания по проблеме урока: Формулируют собственное мнение, отстаивают свою позицию в устной форме, строят монологическую речь. Выделяют существенную информацию из текста.
П13,Л9,П1,К4.
Р2,Л5
III. Изучение нового (словарно – лексическая работа по тексту баллады, чтение баллады)
История создания баллады «Кубок» - рассказ учителя.
Проблемный вопрос: «Что такое баллада?»
Поиск ответа (обращаемся к учебнику, стр. 72)
Записать тему урока
1. Баллада это стихотворное лиро-эпическое произведение с ярко выраженным сюжетом исторического или бытового характера.Как стихотворное произведение, баллада написана строфами.СТРОФА – группа стихотворных строк, объединённых содержанием и связанных между собой определённой рифмой .чаще всего встречается строфа из 4 строк (четверостишие).Но бывают строфы, имеющие 5,6,7 и более строк. Строфы отделяются друг от друга интервалами.
В русскую поэзию балладу ввёл В.А.Жуковский. Он написал 39 баллад, которые пользовались огромной популярностью и прославили поэта.Часть своих баллад Жуковский посвятил средневековым сюжетам. Средние века – века рыцарства с вечными раздорами, войнами и замкнутой жизнью, которая протекала однообразно и скучно за зубчатыми стенами замков.Нередко к замкам подступали враги. Для защиты от них владельцы замков держали воинов: латников, рыцарей.
Кто такой латник? (Простой воин в латах доспехах, прикрывавших грудь и спину.)Кто такой рыцарь?Рыцарь профессиональный воин.Но не просто воин, воин всадник в шлеме, панцире со щитом, мечом и копьем. То есть это тяжеловооруженный воин. Все его снаряжение было дорогим, следовательно, он должен быть богатым человеком знатного происхождения.К рыцарскому званию готовили с детства. Мальчик из знатной семьи становился пажом и обучался послушанию и хорошим манерам.Пажи носили епанчу длинный широкий плащ. Пажами служили мальчики 714 лет, то есть ваши сверстники. Такой мальчик-паж и является героем баллады Жуковского «Кубок». Что такое кубок?(Старинный сосуд для вина в виде большого бокала, иногда скрышкой.)
Чтение баллады
Извлекают нужную информацию из текста.
Записывают в тетрадь
П7,П8,П19,
Р1,Р3
IV Анализ произведения
В творческой лаборатории поэта
Организует модель ситуации наблюдения, работы с текстом, определением, признаками жанра.
Докажите, что «Кубок» - это баллада.
Какой случай описан в балладе? В чем его необычность?Зачем царь бросил кубок в море?(^ Бессердечный и жестокий, он требует от своих подданных бессмысленной жертвы под видом верности долгу и преданности царю. Он толкает их на верную смерть.)В балладе очень важным является поведение героев в необычной ситуации. Как отнеслись приближенные царя к его призыву«сыскать» кубок? («...рыцарь и латник недвижно стоят...», «все безответны».) Почему паж вышел «смиренно и дерзко вперед»? (В нем сочетаются воспитанная покорность и природная смелость.)^ После ответов на вопросы предлагаю музыкальный фрагментНайдите строфу, которая ассоциируется у вас с этой музыкой.
Прочитайте.- Почему вы так решили?- Что помогла почувствовать музыка?(Лучше представить картину бушующего моря, понять грозную стихию, с которой боролся паж.)
-А заметили ли вы, что в самом текстезвучит музыка моря?Какими языковыми средствами поэт добивается этого? (^ Повторением шипящих исвистящих звуков.) Прочитайте строфу, интонируя.конкурс на лучшего чтеца строфы о море .
Представьте, что чувствовал мальчик,оказавшись в пучине моря? (^ Не скрывает, что страх.) Что было причиной страха?Включаемся в конкурс на самого внимательного читателя: Назвать морских чудищ, увиденныхюношей.(«Млат водяной» рыба молот,«уродливый скат», «однозуб», «мокой ненасытный» вид морских акул, «стоногое».)Следует конкурс «подпиши иллюстрацию».Обратите внимание на иллюстрации кбалладе «Кубок». Сравните их.
Каким вам показался рассказ пажа, вернувшегося из глубины моря? (Страшным.)
А каким рассказ показался царю? (Чудесным.)
Почему? (Он был черствым, душевно холодным. Был глух к душевным переживаниям пажа, бессердечен. Он не мог испытатьтого страха, который пережил юноша, не проявил сочувствия. Потому посылает его в море еще раз практически на вернуюсмерть. И даже просьба дочери не изменила решения царя. Таково упоение властью.)Какое чувство двигало царем? (Самодурство.)
Вновь определяем «внимательного читателя».Сколько и какие награды пообещал царь, призывая на новый подвиг?Какая из наград была дороже всего юноше?
Почему второй прыжок юноши в море кажется нам более величественным? (При первом прыжке он не знал страха. Теперьзнает: для него это дело чести.)
Что нам дает право назвать поступок юноши подвигом? (^ Самоотверженность; бескорыстие во имя жизни, любви; бесстрашие.)Чем герой близок автору?
Прочитайте последнюю строфу баллады. Какое чувство владеет автором? (Он бунтует против несправедливости и гибели отважного юноши или смирился с ней?) В чем смысл баллады?
Выражают личное отношение к героям. Дают нравственную оценку поступкам
Учатся ориентироваться в нравственном содержании и поступках героев, в умении ставить цели, планировать действия. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных задач, умение анализировать, выделять существенные признаки, сравнивать.
К8, Р3
К7,П14,П19
Рефлексия.
- Что для себя вы смогли взять с урока?
-Что осталось в вашем сердце?
-Чему научились на уроке?
Формируют адекватную, позитивную самооценку знаний, своей деятельности, другого человека.
Домашнее задание.
Выразительное чтение баллады (по частям),
ђЗаголовок 215