План урока литературы в 5 классе В.А.Жуковский «Спящая царевна».


План урока литературы в 5 классе.
Тема: В.А.Жуковский «Спящая царевна».
Цели: Обучающие:
-Сообщение о жизни и творчестве одного из самых образованных людей своего времени;
-Ознакомление с историей создания сказки «Спящая царевна»;
-Определение понятия «литературная сказка»;
-Формирование первичных навыков сравнительного анализа художественного произведения.
Развивающие:
-Развивать творческие способности ребенка в условиях личностно-ориентированного подхода;
-Развитие опыта практического решения самостоятельно поставленных задач;
-Развивать устную речь при художественном пересказе, развивать зрительную память;
- Развивать логическое мышление, умение отбирать главное.
Воспитательные:
- Воспитывать ответственность за качество выполняемой работы;
-Воспитывать терпимость к критике, трудолюбие, упорство.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, сказки В.А.Жуковского, иллюстрации к сказку.

Ход урока.
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Психологический настрой детей на урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности
1. Речевая разминка.
- Сегодня на уроке нам придётся много говорить и поэтому предлагаю начать урок с речевой разминки .
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы умные!
Мы добрые!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится.
Прочитать эти строчки с разными интонациями: с радость, с грустью, с удивлением, с вопросом.
Эта разминка поможет нам настроиться, и мы вернёмся к ней в конце урока и посмотрим,
действительно ли мы такие или над чем-то нужно ещё поработать.
2.Мотивация к учебной деятельности
В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди,
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух –
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло.
3.Сообщение темы урока. Постановка учебных задач.
- Прослушав стихотворение, как вы думаете, над чем мы будем работать? (НАД СКАЗКОЙ),
- Что такое сказка? (Это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях).
- Какие жанры русских народных сказок вы помните? (1. Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки). - Чем эта сказка отличается от тех, которые мы изучали в этом году? (у неё есть автор)
- Кто же написал эту сказку? ( по портрету дети определили, что сказку написал Жуковский).
- Сегодня мы познакомимся с авторской сказкой «Спящая царевна», которую написал В.А. Жуковский. Найдем сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и русских народных сказок. (Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок).Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.
1.Беседа о жизни В.А. Жуковского:
-В каком году родился В.А. Жуковский? (В 1783)
-Где родился В.А. Жуковский? (В Тульской губернии).
- Кем были родители В.А. Жуковского?( Отец — тульский помещик, мать- пленная турчанка).
- В каком возрасте были написаны первые стихи? (В возрасте 7-8 лет).
- В каком журнале В.А. Жуковский помещает своё первое произведение?( "Вестник Европы").
-Какое событие способствовало толчком к написанию сказки?( спор с Пушкиным ).
2.Слово учителя. Создание проблемной ситуации.Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в своеобразное «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А.Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С.Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне». Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной. Для этого обратимся к анализу этих двух сказок. Сегодня на уроке сказка В.А.Жуковского.
Словарная работа.
В сказке вам могут встретиться непонятные слова. Выясним их значение.
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Анализ сказки по опорным вопросам.
В чём сходство сказки Жуковского с народной сказкой?Работа идёт в трёх направлениях.
- Первая группа исследует, к какому виду можно отнести данную сказку и почему.
- Вторая определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.
- Третья работает с языковым материалом. Для этой группы на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их и нужно выбрать учащимся.Языковой материал: «что ни в сказке рассказать, ни пером не описать», «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам», «сном пресёкся разговор», «начал жить да почивать», «пышных комнат нет числа», «птица там не пролетит, близко зверь не пробежит», «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись», «распалительным огнём жарко рдеющих ланит и дыханьем уст облит, он души не удержал…»Наблюдения ребят показывают, что эту сказку можно отнести к волшебной (один из учеников читает эпизод «пророчество рака»); что подобный сюжет встречается и в народных сказках; есть зачин, концовка, автором используются выражения, близкие к народным. Все отмеченные особенности, безусловно, только сближают сказку «Спящая царевна» с народной.
В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить? 
Учащиеся отмечают, что в сказке Жуковского действуют герои, не характерные для народных сказок. Это рак-пророк, чародейки. К тому же чародеек не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. И самое главное отличие – сказка написана в поэтической форме. 
 Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна»? Похожи ли они на героев народной сказки?
Класс делится на группы. Каждая группа выбирает по желанию понравившегося героя, получает карточку с вопросами, готовится и выступает со своими наблюдениями.Карточка №1
Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.
Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?
Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось? Найдите и прочитайте ответ в тексте.
Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?
Карточка №2
Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.
Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?
Карточка №3
Прочитайте, как автор описывает погружение всего царского дома в сон. Как можно озаглавить это описание?
Сравните два пейзажа: до пробуждения царевны и после. Почему они различны: ведь место осталось прежним?
Карточка №4
Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя? Почему он решил отправиться к царскому дому? 
Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?
Выводы. Учащиеся отмечают, что у героев сказки Жуковского более подробно описаны и внешние, и внутренние качества. В сказке есть комические сцены, что придаёт ей особую привлекательность.3.Работа с литературоведческими понятиями.
Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. Определение записывают в тетрадь).Физ. минутка (пауза релаксации.Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом.
1. Работа с текстом сказки.
- К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского? (волшебные).
- Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)
(Наличие чуда. Столкновение с волшебной силой. Существование какого-либо запрета.
Волшебные персонажи. Волшебные предметы. Символы.
– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте. (Жил-был добрый царь Матвей;
Жил с царицею своей
Он в согласье много лет;
А детей всё нет и нет ).
– Как развиваются события дальше? (Царица сидела на берегу, к ней приполз рак - пророк и сказал ей, что у неё родиться дочь.
Двенадцать месяцев года
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
(Двенадцать месяцев года,).– Почему на ПИР не пригласили 12-ю колдунью?
(у царя было 12 драгоценных, золотых блюд, но когда приготовили обед одно блюдо не нашли.)
- Как она отомстила?
(И незваная стоитНад царевной и ворчит:
«На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрёшь во цвете лет!»).– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти? (да).
– Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки,
они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало
– Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
(Сходство1. Идея – добро побеждает зло
2. Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера)
3. Построение: зачин, развитие действия, концовка.
4. Употребление устойчивых выражений
5. Волшебные «заколдованные» предметы
Различие
1. Автор
2. Более разнообразные приключения.
3. Стихотворная речь
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»)
5. Жанр).2. Прослушивание запись выразительного чтения
Беседа о прослушанном-Понравилось ли вам чтение сказки?
- Как чтец голосом передал характерные события сказки?
(Слушают . Делятся впечатлением.
Дают развёрнутый ответ на вопрос учителя.).Этап 5. Закрепление полученных знаний
1.Выразительное чтение учащимися.
Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? (2-3 ученика читают эпизоды).
2. Словесное рисование.
-Какую иллюстрацию к сказке вы бы нарисовали? (Самостоятельное создание микротекста на заданную тему).
Этап 6. Подведение итогов урока
1.Обобщение.
Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»? ( ответы учащихся ).
2.Самооценка.
(Самооценка детьми работы на уроке).
3.Домашнее задание
Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся событию сказки.
Этапы урока Вид деятельности Содержание учебного материала Деятельность учителя Деятельность ученика УУД