Конспект урока по литературе на тему: В.А. Жуковский. Сказка Спящая царевна (5 класс)


«Конспект урока в 5 классе по теме: «В.А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна»
Пояснительная записка
1. Автор (ФИО, должность)
Эрмиш Анастасия Андреевна, учитель русского языка и литературы, МКОУ «Матырская основная общеобразовательная школа»
2. Название ресурса
В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна»
3. Вид ресурса
Конспект.
4.
Предмет, УМК Литература, «ВАКО»
5. Цель и задачи ресурса
Цели:
Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе.
Задачи:
высказывать своё отношение к прочитанному тексту, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);
находить в тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили.
закреплять литературные понятия: народная сказка, литературная сказка;
рассказать учащимся, что взял за основу В. А. Жуковский, работая над своей сказкой;
воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе.
6. Возраст учащихся, для которых предназначен ресурс 5 класс
7. Программа, в которой создан ресурс Microsoft Word

8. Методические рекомендации по использованию ресурса Если позволяет время, то стихотворение на этапе актуализации знаний, может наизусть прочитать подготовленная ученица, играя роль сказительницы.
Источники Афанасьев В. Жуковский. – М., 1986.
Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе 5 класс: Методическое пособие к учебнику-хрестоматии Коровиной В.Я. и др.
«Литература. 5 класс»/ О.А. Ермина. – М., 2003.
Шаров А. Волшебники приходят к людям. – М., 1970.
Лазарев В.Я.Уроки Василия Жуковского: Очерки о великом русском поэте. – М., 1984.
zhukovskiy.ouc.ru/zhykovskii-russian-culture.html
www.zhukovskiy.net.ru

Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная: Продолжить знакомство учащихся с поэтом В.А. Жуковским, с его творчеством.
Развивающая: Формировать самостоятельное мышление учащихся, развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения.
Воспитательная: Воспитывать у учащихся интерес и уважительное отношение к литературе.
Оборудование:  портрет В.А. Жуковского, иллюстрации учащихся к сказке «Спящая царевна».
План урока:
Оргмомент( 2 мин.)
Проверка д/з. (5 мин.)
Объяснение нового материала (28 мин.)
Подведение итогов (3 мин.)
Задание на дом (2 мин.)
Ход урока
I.Оргмомент.
Сообщение темы. Целевая установка на урок.
II. Проверка д/з (фронтальный опрос).
Учитель
– Что вы знаете о В.А. Жуковском?
– Что это был за человек?
– Чем он прославился?
III. Объяснение нового материала.
Учитель
Сегодня на уроке мы должны будем найти сходные и различные черты сказки В.А. Жуковского и народной сказки, заполняя при этом таблицу (приложение). Предстоит выяснить, кто является героем литературной сказки?
На прошлом уроке мы с вами говорили об истории создания сказки В.А. Жуковского (состязание с Пушкиным на лучший стихотворный пересказ народных сказок; ее основа – французская и немецкая народные сказки с общим сюжетом).
Давайте вспомним, как создается народная сказка, как она живет?
Учащиеся
Народная сказка живет, пока переходит из уст в уста, ее жизнь в течении, как жизнь реки.
Учитель
Наряду с народными существуют и литературные сказки, созданные писателями. Писатели используют многие истории, которые лежат в основе народных сказок. Эти истории называются сюжетом.
Давайте обратимся к словарю и выясним, что такое литературная сказка. (Зачитывают определение и записывают его в тетрадь)
Учащиеся
Литературная сказка – это литературный эпический жанр в прозе или стихах, опирающийся на традиции народной сказки. (Определение записывают в тетрадь)
Учитель
К какому виду сказок можно отнести сказку В.А. Жуковского отнесли?
Учащиеся
Волшебной
Учитель
Почему? (учащиеся указывают на черты волшебной сказки, приводя цитаты)
Учащиеся
· Наличие чуда
· Столкновение с волшебной силой
· Существование какого-либо запрета
· Волшебные персонажи
· Волшебные предметы
· Символы
Определение уровня читательского восприятия сказки
Учитель
Дома вы прочитали сказку Жуковского « Спящая царевна. Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)
Умение ориентироваться в построении сказки Жуковского (по мере ответов на вопросы на доске с помощью заранее заготовленных табличек заполняется композиционно-сюжетная линия).
Учитель
– С чего начинает завязываться действие в сказке? Прочитайте.
– Как развиваются события дальше?
– Как думаете, с чем связано, что двенадцать было чародеек?
– Почему на пир не пригласили 12-ю колдунью? Как она отомстила?
Свои ответы подтвердите текстом. (Приводят цитаты)
– Можно ли сказать, что 11-я чародейка спасла царевну от смерти?
Учащиеся
А незваная стоит
Над царевной и ворчит:
"На пиру я не была,
Но подарок принесла:
На шестнадцатом году
Повстречаешь ты беду;
В этом возрасте своем
Руку ты веретеном
Оцарапаешь, мой свет,
И умрешь во цвете лет!"
Учитель говорит о главных и второстепенных героях.
Учитель
– Расскажите
· о царе Матвее
· о царевне
· о царском сыне
(После рассказа о героях, узнать второстепенные они или главные, ввести понятие образа героя)
Делают вывод о том, что эти герои типичные для народной сказки, они наделены чертами характерными для героев народной сказок.
Учитель
– Какой счастливой сказочной формулой завершится сказка?
Учащиеся
Свадьба, пир, и я там был
И вино на свадьбе пил;
По усам вино бежало,
В рот же капли не попало.
Учитель
– Итак, что общего в этой сказке с народной сказкой? Чем они отличаются?
Сходство Различие
Идея – добро побеждает зло.
Типичные герои (они не наделены какими-то особыми чертами характера).
Построение: зачин, развитие действия, концовка.
Употребление устойчивых выражений
Волшебные «заколдованные» предметы. Автор.
2. Более разнообразные приключения.

3. Стихотворная речь.
4. Повествовательная манера (шутливый тон, литературные описания, авторские «эпитеты»).
5. Жанр.
Выразительное чтение сказки
Учитель
Какие описания, отрывки сказки вам понравились и почему? (2-3 ученика читают эпизоды)
IV. Подведение итогов.
Учитель
Можно ли сказать, что Жуковский в создании своей сказки опирался на фольклор, использовал народные сказки?
В чем сходство его сказки с народной?
А чем отличается его сказка, почему мы говорим о «Спящей царевне» как о литературной сказке?
Учащиеся
(Звучат ответы)
Учитель
Итак, сегодня мы с вами постарались найти сходные и различные черты литературной и народной сказки и убедились, что хотя писатель и опирается на народную, но он создает совершенно оригинальное, самостоятельное произведение. Сказку Жуковского отличает и ее стихотворная речь со своим ритмом и рифмой.
Рефлексия:
А.С. Пушкин говорил:
Сказка – ложь, да в ней намек,
Добрым молодцам урок.
– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?
Составление синквейна (спящая красавица, Жуковский, сказка, счастье).
Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна».
Вывод:
Сюжет произведения взят из немецкой народной сказки, записанной братьями Гримм. Но Жуковский внес русские народные мотивы в свое произведение. Многие элементы взяты из немецкой сказки: царь с царицей, у которых долгое время не было детей; волшебный рак, который обещает им скорое рождение дочери; одиннадцать добрых волшебниц, которые наделили царевну разными подарками; и двенадцатая злая фея, предсказавшая смерть. И, наконец, многолетний сон царевны, который прервался благодаря прекрасному царевичу. Все это — сказочные мотивы, на которые опирался Жуковский, создавая свое произведение. Тем не менее автор создал русскую сказку. Поэма Жуковского отличается от народных сказок литературным стихотворным языком, изысканными оборотами. В основных чертах сказка Жуковского и народная сказка с аналогичным сюжетом очень похожи.