Сценарий вечера фронтовой песни
Сценарий вечера фронтовой песни
«Песни, опаленные войной», посвященного
73 годовщине освобождения Кочубеевского раойна от немецко – фашистских захватчиков и 75 годовщине освобождения Кавказа
Звучит песня в исполнении Л. Гурченко «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?». Выходит ведущая.
Ведущая: Здравствуйте, друзья! Мы рады видеть вас на нашем вечере фронтовой песни «Песни, опаленные войной», который посвящен 73 годовщине освобождения Кочубеевского района и 75 годовщине освобождения Кавказа.
Особые слова приветствия мы адресуем нашей гостье заведующей филиала историко – краеведческого музея им. Я.Ф. Балахонова Семеновой Н.Т.
Предоставляется слово
Ведущая: Песня! Как много она значит в жизни каждого из нас, в судьбе всей страны. Песня была участницей многих великих свершений. В ней отразилась история, судьба великой страны.
Песни Великой Отечественной войны – ярчайшая страница духовного богатства советского народа, сумевшего в грозный час смертельной опасности не только выстоять в битвах с могучим врагом, но и отразить в художественных образах поэзии и музыки свои думы, надежды, свой несокрушимый оптимизм и глубокую уверенность в победе.
Навсегда останутся, созданные в годы Великой Отечественной войны, прекрасным, звучащим памятником мужеству и храбрости советских людей, спасших мир от фашизма.
Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают в ХХI веке,
Как в суровый предрассветный час
Песня стала боевым солдатом.
Дали ей по росту сапоги,
Песне никакой размер не тесен…
И шагали к западу полки
В четком ритме наших грозных песен…
На фоне мелодии “Священная война”
С этой песни все и началось –
Первые сражения и беды…
Сколько их нам петь не довелось,
Эта песня с нами до Победы!
История создания песни “Священная война” очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой “Известие” в руках:
– Александр Васильевич, тут для Вас есть замечательное стихотворение Лебедева-Кумача. Может, напишите песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее. Музыка с ее призывным настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть…
Утром следующего дня, едва успев родиться, “Священная война” начала выполнять свой солдатский долг. На Белорусском вокзале, в людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое-то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить…
Это одна из первых военных песен. Она родилась в самом начале войны, в конце июня 1941 года. Музыка звучит как боевой гимн, призывающий на поединок с врагом.
Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Она прошла от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.
На экране демонстрируется видео песни «Священная война»
Ведущая:
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала…
В холод, стужу сколько раз
Эта песня нас в землянках согревала.
Если песня, значит, рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится…
И казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.
На фоне мелодии “Темная ночь”
Ведущая:
Привезли солдата в медсанбат…
Врач сказал: не доживет до ночи…
– Мне бы… песню, – прошептал солдат, –
Я до песен с давних пор охочий…
Боль не выносима и остра,
Сто осколков раскрошили тело…
И сестра, усталая сестра,
До рассвета над солдатом пела.
История создания всенародно любимой песни “Темная ночь” очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом “Два бойца” у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным. Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил другу мелодию. После этого оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня “Темная ночь”. Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, “Темная ночь” навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.
Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет “Темная ночь” вышла только со второй матрицы.
Песню «Темная ночь» исполняет педагог- психолог Телешов Сергей Валерьевич
Ведущая: Многие песни, созданные еще до войны, прошли с нашей армией от Волги и до Берлина, получив как бы второе рождение. К числу их, бесспорно, можно отнести знаменитую “Катюшу”, написанную композитором М.И. Блантером на слова М. В. Исаковского. В своей статье “История одной песни” поэт вспоминал один случай: “Однажды под вечер в часы затишья наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного по близости, “Катюшу”. Немцы прокрутил ее раз, потом еще второй, третий… Это разозлило наших бойцов: “Мол, как это подлые фашисты могут играть нашу” Катюшу”?! не бывать этому! Надо отобрать у них песню”. В общем, дело кончилось тем, что группа солдат неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась схватка. В результате – немцы еще и опомниться не успели, “Катюша” – пластинка вместе с патефоном – была доставлена к своим”.
С. Я. Маршак писал: “Мало сложить песню. Надо так ее сложить, чтобы она жила долго и чтобы с каждым днем она казалась нам свежее, роднее, ближе”.
Песню «Катюша» исполняют воспитанницы группы № 4
Ведущая: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины… » — одно из самых знаменитых и самых проникновенных стихотворений Великой Отечественной войны — написано Константином Симоновым в 1941 году. Стихотворение посвящено Алексею Суркову — поэту, военному корреспонденту, автору текстов патриотических песен «Песня смелых» (музыка В. Белого, 1941), «Землянка» («Бьётся в тесной печурке огонь…» ; музыка К. Листова, 1941), «Песня защитников Москвы» (музыка Б. Мокроусова, 1942) и других.
Буквально с первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов в качестве корреспондента газеты «Правда» оказался на фронте и вынужден был отступать почти до самой Москвы вместе с советскими войсками. Его верным спутником был Алексей Сурков, военный корреспондент, с которым поэта связывали теплые дружеские отношения. Именно Суркову принадлежит авторство знаменитого стихотворения «Землянка», которое впоследствии было переложено на музыку и стало одной из первых фронтовых песен. Но в 1941 году ни Симонов, ни Сурков не думали о том, что ждет их впереди, и уж тем более, не мечтали о славе. Они отступали, оставляя врагу на разорение русские города и села, понимая, что местные жители должны их ненавидеть за трусость. Однако все оказалось совсем иначе, и в каждой деревне их провожали со слезами на глазах и с благословением, что произвело на Симонова неизгладимое впечатление.
Осенью 1941 года поэт написал стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…», в котором словно бы ведет неспешную беседу со своим фронтовым товарищем. Ответы Суркова остаются «за кадром», да и они не так уж и нужны в данном случае. Гораздо важнее то, что чувствуют и помнят оба военных корреспондента. Самое яркое впечатление автора связано с тем, как «кринки несли нам усталые женщины, прижав, как детей, от дождя их к груди». Не менее сильно поразил поэта тот факт, что именно в это непростое для страны время обычные люди начинают вспоминать о Боге, само существование которого советская власть отвергала. Однако, благословляя русских солдат, простые сельские женщины искренне верят в то, что их молитвы будут услышаны, и война вскоре закончится, а все мужчины вернутся домой.
Отступая по пыльным, разбитым и грязным сельским дорогам, возле каждой деревни поэт видит погосты – традиционные деревенские кладбища, где покоятся участники многих войн. И у Симонова складывается такое ощущение, что вместе с живыми в это непростое время за спасение страны молятся и мертвые – те, кто отдал свою жизнь за то, чтобы Россия была свободной страной.
Стихотворение «Ты помнишь Алеша» читает Марков Денис
Ведущая: Раздольный и задушевный, полный грусти напев. В годы Великой Отечественной войны “Вечер на рейде” была одной из любимых лирических песен, причем не только у моряков, про которых в ней поется. Ее пели все.Думается, секрет тут в точно схваченном, верно и просто переданном чувстве любви к родному дому, ко всему, что нам близко и дорого и что надо было отстоять в жестоком, смертельном бою.
Песню «Вечер на Рейде» исполняет Маркова Виктория Васильевна
Ведущая: Трудное, суровое время … И в душах, на первый взгляд, взаимоисключающие чувства: ненависть и любовь. Ненависть к врагам и любовь к Родине, матери, женщине. Она жила в сердцах, звучала в песнях, читалась в строчках писем. Эта любовь помогла нам выстоять, выжить и победить.
Читает стихотворение «Жди меня» Музырина Светлана Михайловна
Ведущая: Война, танковые бои, далекая любовь, прощальный салют, похоронка, изломанная жизнь и простое человеческое горе...Таков вкратце сюжет народной песни, известной по первым словам одного из куплетов: "На поле танки грохотали". Звучала в кинофильме "На войне, как на войне".
Песню «На поле танки грохотали» исполняет Марков Сергей Николаевич
Ведущая: "За того парня" - популярная советская послевоенная песня авторства Марка Фрадкина (музыка) и Роберта Рождественского (текст), известная также под названием "Что-то с памятью моей стало..." (1971).
Композиция прозвучала в фильме "Минута молчания" (реж. Игорь Шатров) и финальной сцене эпической киноленты Леонида Быкова "В бой идут одни старики". Впервые исполненная Александром Кавалеровым песня сразу обрела колоссальную популярность и заняла достойное место в репертуаре Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Муслима Магомаева и других знаменитых исполнителей эпохи.
На нашем вечере песню «За того парня» исполняет Котляров Юрий Николаевич
Ведущая: «Нам нужна одна победа» — патриотическая популярная русская советская песня. Посвящена Великой Отечественной войне.Автор музыки — Булат Окуджава, автор слов — Булат Окуджава.Впервые исполнена в 1970 году как звуковое сопровождение к фильму Белорусский вокзал.
Из воспоминаний автора слов: « Песню к кинофильму «Белорусский вокзал» я писал по заказу. Ко мне обратился режиссер Андрей Смирнов и попросил написать песню для его фильма. Мне хотелось выполнить его просьбу, и я стал пробовать. Далеко не сразу, но у меня появилась первая строчка: «Здесь птицы не поют, деревья не растут… » Появилась и мелодия. Ее я не собирался предлагать, я знал, что над музыкой к фильму работает замечательный композитор Альфред Шнитке. Но под эту мелодию мне было легче сочинять. Я приехал на студию. Был Смирнов, был Шнитке и еще несколько человек из съемочной группы. И стоял в комнате рояль. Я говорю: «Вы знаете, у меня вместе со стихами родилась мелодия. Я вам ее не предлагаю, но мне как-то легче под нее вам эти стихи исполнять» . Очень робея и конфузясь перед Шнитке, я стал одним пальцем тыкать по клавишам рояля и дрожащим от волнения голосом петь. Пою, а они сидят все такие мрачные, замкнутые… Еле-еле допел до конца, говорил: «Ну, музыка, конечно, не получилась, но слова, может быть, можно… » Смирнов говорит: «Да, конечно, не получилась… » И вдруг Шнитке встает: «А по-моему, даже очень получилась, спойте-ка еще раз» . И тогда я, ободренный неожиданной похвалой, ударил по клавишам и запел уже смелее. И все стали подпевать, и когда допели, то оказалось, что песня всем понравилась.
Песню «Десятый наш десантный батальон» испоняют Филатова Оксана Анатольевна, Дзюба Евгения Евгеньевна и Биц Марина Карловна.
Ведущая: На экране фото военного корреспондента Степана Гудзенко.
Песня «Нас не надо жалеть» - обращение к молодому поколению.
Песню «Нас не надо жалеть» исполняет Котляров Юрий Николаевич
Ведущая: Есть жанр народного творчества – частушка. Всего четыре строчки, а сколько задора, затаенной грусти и оптимизма! Частушка мгновенно откликалась на все события фронта и тыла. В частушках Великой Отечественной войны отразился русский характер.
В минуты затишья – игра гармониста и задорная частушка, помогали бойцам отдохнуть, набраться сил и зарядиться боевым духом перед сражением.
Предлагаю вам попробовать свои силы в исполнении частушек.
Гости вечера разбирают карточки, на которых слова одной частушки.
Исполняются частушки.
Ты сыграй, моя гармошка, Да на полный разворот, Как советские гвардейцы Взяли фрицев в оборот. Снеги пали, снеги пали — Пали, да растаяли. Наши немцев потрепали —Отступать заставили! Скоро, скоро снег растает, С гор покатится вода. Крепко бьются наши братья, Занимают города! У реки растет береза, Зеленеют завитки. У фашистов зубы долги, Только лапы коротки. Из колодца вода льется — Настоящий леденец. Красна Армия дерется, Скоро Гитлеру конец! Скоро Гитлеру могила, Скоро Гитлеру капут, А советские машины По Берлину побегут. От Москвы и до Берлина Дороженька узкая. Сколько Гитлер ни воюй, А победа — русская.
Ведущая: Песни Великой Отечественной войны – это музыкальная летопись героической эпопеи советского народа. Свидетельство его силы, жизнелюбия, высокого патриотизма. И пусть они звучат всегда, донося до нас чувства и раздумья тех, кто в тяжелых боях, в лишениях и невзгодах шел на смерть за светлое будущее своих детей, за счастье своей Родины.
“Журавли” Марк Бернес – исполнитель, Ян Френкель – композитор и Расул Гамзатов – автор стихов. Собственно, дальше – воспоминания автора.
«Увидев в Хиросиме проект памятника японской девочке с журавлем в руках, узнав ее историю, я испытал глубокое волнение, которое вылилось потом в стихи. Девочка лежала в госпитале и должна была вырезать из бумаги тысячу журавлей в надежде на выздоровление, но не успела – скончалась. Стихи о ней были написаны до “Журавлей”. Последние родились позже, но тоже в Хиросиме.
А потом, уже у памятника японской девочке с белым журавлем, я видел впечатляющее зрелище – тысячи и тысячи женщин в белой одежде. Дело в том, что в трауре японки носят белое одеяние, а не черное, как у нас. Случилось так, что когда я стоял в толпе в центре человеческого горя, в небе появились вдруг настоящие журавли.
Говорили, что они прилетели из Сибири. Их стая была небольшая, и в этой стае я заметил маленький промежуток. Журавли с нашей родины в японском небе, откуда в августе 1945 года американцы сбросили атомную бомбу!
И надо же было такому случиться: как раз в это же время мне вручили телеграмму из нашего посольства в Японии, в которой сообщалось о кончине моей матери. Я вылетел из Японии через Пакистан. На всей воздушной трассе я думал о журавлях, о женщинах в белых одеяниях, о маме, о погибших двух братьях, о девяноста тысячах погибших дагестанцев, о двадцати миллионах (а теперь выясняется, что их значительно больше), не вернувшихся с войны, о погибшей девочке из Освенцима и ее маленькой кукле, о своих журавлях. О многом думал.., но мысли возвращались к белым журавлям.
На экране видео песни «Журавли». Минута Молчания.
Ведущая: У каждого из нас есть своя любимая песня, опаленная войной.
Исполняет песню «Зачем девчонкой родилась» Коробская Елена Михайловна
Я бы с песни начал свой рассказ…
Пусть узнают юные солдаты,
Как в суровый предрассветный час
Песни взяли в руки автоматы.
Им наград не вешали на грудь,
И портретов не было в газете…
Трижды славен их нелегкий путь
И народ, создавший песни эти!
Более полувека прошло после окончания войны. Все меньше остается в живых тех, кто “ковал” великую Победу. Последующие поколения воздают должное мужеству, героизму и стойкости защитников Отечества, это нашло отражение и в песнях. Эти песни – свидетели тех героических лет.
Всем известно, что фронтовики – народ не сентиментальный. Много раз смерть смотрела им в глаза. Но когда они слышат знакомые мелодии и слова:
Этот День Победы порохом пропах,
Это праздник с сединою на висках,
Это радость со слезами на глазах…
никто не остается равнодушным. Нередко даже слезы наворачиваются на глаза.
Все вы, наверное, догадались, о какой песне идет разговор. Да, это песня “День Победы”, авторов Д. Тухманова и В. Харитонова. Впервые она прозвучала на праздновании 30-летия Победы.
На экране видео песни «День победы»
Ведущая:
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!