Конкурс семейного творчества Моя семья
«Совместная деятельность детей и взрослых в рамках
учебно-воспитательного процесса, способствующая формированию воспитывающей среды детского объединения».
Конкурс семейного творчества
«Моя семья».
Разработку выполнила
педагог дополнительного образования МУДО
«Дом детского творчества» с. Питерка
Машенцева Татьяна Петровна.
с. Питерка 2016г.
Сопроводительная записка
У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность. Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность. «Творчество,- пишет психолог В.В.Давыдов, - является уделом всех, оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития». Творческие задатки у разных людей различные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью. Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия. Главные же наши помощники в развитии творческой активности – родители! По моему глубокому убеждению, развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности педагога, родителей и ребёнка.
В системе дополнительного образования особое место принадлежит совместной деятельности детей и родителей, которое выступает как средство мотивации развития личности к познанию и творчеству через широкое разнообразие видов деятельности.
Поэтому педагогу дополнительного образования предстоит огромная работа в этом направлении. Заинтересованные родители не упускают возможности помочь своему ребёнку. С большим удовольствием помогают выполнить домашнее задание (помогают учить стихи, песни, роли; оказывают помощь в изготовлении костюмов, помогают делать поделки и многое другое). Но не все родители понимают, для чего ведется такая работа, и почему они должны своё свободное время тратить на «непонятно что».
Наше детское объединение театр «Синтез». Поэтому формой проведения мероприятия, на котором я могла бы ближе познакомиться с родителями обучающихся, узнать больше об отношениях в семьях, сплотить родителей и детей я выбрала конкурс семейного творчества.
Участие в подобных мероприятиях даёт возможность проявить свои способности, а так же учит общению. Они позволяют лучше узнать детей, влиять на них в нужном направлении, расширять сферу неформального общения с детьми и их родителями.
Родителям участие в таких праздниках помогает укреплять плодотворное сотрудничество с педагогами, родителями других детей, расширяет сферу общения с собственным ребёнком, с его друзьями, способствует формированию развитой личности ребёнка.
На конкурсе царила атмосфера непринуждённого общения. В целом мероприятие прошло на хорошем уровне художественного мастерства и исполнительской культуры самодеятельного творчества. Команды участницы очень быстро преодолели неуверенность в своих силах и достойно, с энтузиазмом справились со всеми конкурсами программы. Закончилось мероприятие чаепитием, где всем гостям было предложено попробовать блюда приготовленные участниками конкурса. Это мероприятие принёсло большое удовольствие и радость детям и родителям, как участвующим в конкурсе, так и присутствующим в качестве зрителей.
Хочется отметить, что родители стали внимательней и активнее участвовать в различных видах творческой деятельности объединения: активно посещать мероприятия Дома детского творчества, помогать детям в подготовке домашних заданий. Об этом можно судить и по предложениям родителей своей помощи в работе объединения, по рассказам детей о заинтересованности родителей работой и успехами, как своего ребёнка, так и объединения в целом.
Конкурс семейного творчества
«Моя семья».
Цель: способствовать сплочению детей и родителей через совместную творческую деятельность.
Задачи: 1. Познакомиться с родителями обучающихся, узнать больше
об отношениях в семьях, сплотить родителей и детей.
2. Выявить проблемные ситуации, связанные с воспитанием
детей в семье.
3. Акцентировать внимание детей на то, что семья это
прежде всего, любовь и взаимопонимание.
4. Создать обстановку непринужденного общения.
Форма проведения: конкурс семейного творчества.
Методические рекомендации по проведению мероприятия:
Заранее выбираются участники мероприятия и жюри конкурса.
До начала мероприятия проводится анкетирование (как его участников, так и зрителей), с целью выявления и изучения проблемных вопросов семейного воспитания для их дальнейшего преодоления и решения.
Для проведения конкурса «Визитная карточка», участникам дается домашнее задание – подготовить представление своей команды. Это может быть интересная семейная история, небольшой рассказ о ком-то из членов семьи, с использованием фото и видео материалов, семейных реликвий, поделок, презентация, и т. д.
К третьему конкурсу «Гостеприимная хозяюшка» участники представляют блюда, которые особенно нравятся членам их семьи (предлагают гостям праздника и членам жюри попробовать свои угощения, объясняют рецептуру и особенности приготовления).
Подготовительной работы требует и последний конкурс «Семейное творчество». Родители и дети совместно готовят номер художественной самодеятельности.
Оборудование: аппаратура для музыкального оформления;
DVD и видеоаппаратура;
подносы, чайный сервиз;
плакаты и семейные фотографии;
Приложения:
№1 Анкеты для детей и родителей;
№2 Карточки с ситуационными заданиями;
№3 Памятки-пожелания детям и родителям.
№4. Оценочный лист конкурса
Вводная часть
Ведущий 1:
Мы приглашаем в зал на представление,
Места спешите занимать заранее.
Сегодня, всем на удивление,
Среди семей соревнование!
Ведущий 2: Добрый вечер, дорогие родители и ребята! Мы очень рады приветствовать вас на нашей конкурсной программе «Моя семья».
Ведущий 1: Хотелось бы отметить, что это не простое соревнование или игра, а настоящий творческий и интеллектуальный экзамен.
Ведущий 2: Итак, наша программа:
Первый конкурс нашей игры мы назвали «Визитная карточка» - это своеобразное представление своей семьи. В нем мы поближе познакомимся с нашими конкурсантами. Узнаем о них что-то новое, интересное, особенное.
Во втором конкурсе «Школа семьи» - проверим, насколько наши семьи дружны и насколько хорошо могут находить выход из трудной проблемной ситуации.
О кулинарных способностях наших конкурсантов мы узнаем из третьего конкурса «Гостеприимная хозяюшка».
Четвертый конкурс – интеллектуальная викторина «Заморочки в бочке».
Наши участники подготовили для нас небольшой концерт, в котором они проявят свои творческие и артистические способности. Наш пятый конкурс мы так и назвали «Семейное творчество».
Ведущий 1: Итак, позвольте Вам представить наше достопочтенное жюри (Представление жюри).
Ведущий 2:
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года.
Но стены родные, отчий твой дом, -
Сердце навеки останется в нем!
Ведущий 1: Пожалуй, пришло время познакомиться с нашими конкурсантами. (Представление команд – участниц).
Ход игры
I конкурс «Визитная карточка»
Ведущий 2: Сейчас каждая из команд представит нам свою «Визитную карточку». И первой это сделает команда
(Проведение конкурса).
Ведущий 1: Просим жюри объявить результаты этого конкурса.
(Объявление результатов).
Ведущий 1: В воспитательном обиходе всех народов бытует огромное число пословиц, касающихся проблемы семьи и взаимопонимания с родителями. Вдумаемся же в их мудрые суждения.
(Выходят обучающиеся и читают пословицы).
Лучше матери друга не сыщешь (русская).
Сердце матери лучше солнца греет (марийская).
Ради ребенка мать и в огонь бросится (Белорусская).
У дитя заболит пальчик, а у матери – сердце (украинская).
Материнская забота и на дне моря спасет (русская).
Отец сына на худо не учит (русская).
Родители детям плохого не скажут (мордовская).
Человек в беде спешит к родителям, птица – к гнезду (калмыцкая).
Что есть в сыне лучшего – от родителей (армянская).
Кто слушает родителей – не обеднеет (абхазская).
Наши родители – не гонители (русская).
Обидишь отца-мать счастья не найдешь (белорусская).
Береги отца и мать – других не сыщешь (русская).
Слушай наставления отца-матери – не заблудишься (белорусская).
II конкурс «Школа семьи»
Ведущий 2: Наш второй конкурс называется «Школа семьи» (участникам раздаются карточки с заданиями). Сейчас вы получили карточки, на которых записаны проблемные ситуации. Вы должны:
1. Определить причины конфликта.
2. Попытаться разрешить конфликт, найти оптимальные пути к примирению.
(Проведение конкурса).
Ведущий 1: Я думаю, что команды отлично справились с заданием.
Пока жюри думает, как оценить наши команды мы послушаем психолога.
(За время 1 и 2 конкурса психолог обрабатывает данные анкетирования и объявляет его результаты, анализирует, насколько правильно и корректно дети и родители справились с проблемными ситуациями. И в заключении делает небольшой доклад о проблеме семейного воспитания).
Психолог. Семья – это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки. И каким будет ребенок – благополучным или нет – зависит от того, каковы взаимоотношения в семье между ее членами. Анализ данных социологического опроса показал, что, с точки зрения родителей и детей, семья – это, прежде всего любовь друг к другу. Главными и значимыми критериями существования семьи, по мнению детей и взрослых, являются взаимопонимание, уважение, отсутствие лжи во взаимоотношениях.
Светлые впечатления, верные взгляды, полученные в детстве, оставляют след на всю жизнь и как броня защищают душу от всех плохих влияний. С другой стороны, тяжелые впечатления тоже остаются в сознании. Все это надо учитывать в воспитании.
Вам, конечно же, приходилось наблюдать жизнь многих семей, в которых растут дети. Обратите внимание, как там складываются отношения между детьми и родителями. Каждая семья имеет свои традиции, свой опыт, к которому стоит приглядеться и проанализировать. Это натолкнет вас на новые мысли, поможет в ваших поисках.
Сейчас ребята раздадут вам небольшие памятки-пожелания детям и родителям. Я думаю, что после нашей сегодняшней нашей встречи вы немножко по-другому взглянете друг на друга. Любите и понимайте друг друга. Спасибо за внимание.
(Ребята раздают памятки-пожелания).
Ведущий 2: Спасибо. Мы обязательно воспользуемся вашими советами и рекомендациями. А теперь мы хотели бы послушать наше многоуважаемое жюри.
(Жюри объявляет оценки).
III конкурс «Гостеприимная хозяюшка»
Ведущий:
У нас у каждого в семье
Есть золотые руки
Кто вяжет, стряпает, поет,
Тот не умрет со скуки.
Ведущий 2: Я думаю, вы согласитесь со мной, что в каждом доме гостей встречают чашкой чая. Наши гостеприимные хозяюшки приготовили угощения и рецепты своих любимых блюд. И у нас сейчас будет возможность попробовать и оценить их. Наш третий конкурс так и называется «Гостеприимная хозяюшка».
(Участники представляют свои блюда, предлагают гостям праздника и членам жюри попробовать свои угощения, объясняют рецептуру и особенности приготовления).
Ведущий 1: Ай да хозяюшки, ай да мастерицы. Ну а чье же яство больше по вкусу пришлось нашему достопочтенному жюри?
(Объявляются результаты конкурса).
IV конкурс «Заморочки в бочке»
Ведущий 2: Наш четвертый конкурс – викторина «Заморочки в бочки». Каждый день наши дети задают взрослым множество каверзных вопросов, на которые мы непременно должны знать ответы. Мы тоже приготовили для вас вопросы, но отвечать на них будут не взрослые, а дети. Ну а родители, конечно же, будут помогать своим любимым чадам. Вопросы задаются командам поочередно.
Вопросы викторины:
Без чего хлеб не испечешь? (Без корки).
В каком году люди едят больше обыкновенного? (В високосном).
На что больше похожа половина апельсина? (На вторую).
Каким гребнем не расчешешь голову? (Петушиным).
Сколько минут лучше варить крутое яйцо: две, три, пять? (Нисколько, оно уже сварено).
Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской).
По чему ходят, но никогда не ездят? (По шахматной доске).
Что находится между городом и древней (Союз «и»).
Что можно смотреть с закрытыми глазами? (Сон).
10. Сколько яиц можно съесть натощак? (Одно).
Кто из девочек будет тещей? (У кого родятся девочки).
Горох, фасоль, чечевица. Общее название? (Бобовые).
«Уронили мишку ну пол,
Оторвали мишке лапу»
Кто автор стихотворения? (Агния Барто).
Кому принадлежит Антарктида? (Никому).
Можно ли принести воду в решете? (Можно: лед).
Какое колесо не вертится в автомобиле во время движения? (Запасное).
Кто говорит на всех языках? (Эхо).
Чувство меры, умение вести себя в обществе. (Такт).
Какую часть слова можно найти под землей? (Корень).
Какую из нот никогда не положат в компот? (Соль).
Ведущий 1: А пока жюри думает, как оценить наши дружные семьи, мы хотели бы задать несколько вопросов зрителям.
Викторина со зрителями:
Этим качеством обладает каждая, любящая ребенка мама? (Доброта).
Таким удивительным словом обозначено качество. Оно всегда в маминой душе? (Забота).
Это свойство можно увидеть во взгляде мамы, услышать в ее голосе? (Нежность).
Умение разумно решать сложные вопросы, давать советы. (Мудрость).
Ведущий 2: Просим жюри объявить оценки викторины. (Объявляются оценки).
V конкурс «Семейное творчество»
Ведущий 1: Заключительный конкурс нашей программы является творческим. Семьи - участницы подготовили для нас номера художественной самодеятельности. И сейчас вашему вниманию представляется небольшая концертная программа. Наши участники, наверное, волнуются, давайте поддержим их дружными аплодисментами. Итак, встречайте! (Проводится конкурс).
Заключительная часть
Ведущий 1: Наступила самая волнующая минута нашего конкурса. Просим семьи на сцену! (Подведение итогов конкурса. Награждение участников).
Ведущий 2: В семье пусть будет мир у вас и лад
Вы дружбу свою делом доказали
И творчество семьи – бесценный клад,
Сегодня вы с успехом отыскали!
Ведущий 1: Пусть у этой встречи будет продолженье,
Ведь творчество преград не признает.
Мы будем ждать вас снова с нетерпением,
Всех, кто с душой открытой к нам идет!
Ведущий 2: До новых встреч!
Приложение №1
Анкета для родителей
Что такое семья для Вас?____________________________________________
Что более всего заботит Вас в семье?__________________________________
Какое место в вашей семье занимает ребенок? __________________________
Как Вы думаете, захочет ли Ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу? ___________________________________________________
Знаком ли Ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в Вашей семье?__________________________________
Что для Вашего ребенка значит вечер, проведенный дома?_______________
Анкета для детей
Какое значение имеет для тебя семья?_________________________________
__________________________________________________________________
Какое место в своей семье ты занимаешь? ______________________________
__________________________________________________________________
Любишь ли ты проводить вечера в кругу своей семьи?___________________
Какую семью, по-твоему, можно назвать счастливой?____________________
Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была чем-то похожа на ту семью, в которой ты растешь?________________________________________________
Приложение №2
Проблемные ситуации:
Ситуация 1. В последнее время ребенок очень изменился, мало
общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит,
о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает
уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители
склонны думать, что ребенок страдает, но причины
скрывает. Как поступить в такой ситуации?
Ситуация 2. В конце учебной четверти вы получаете дневник своего
ребенка и видите, что результат его обучения весьма
неплох. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи,
но вскоре вас приглашают в школу для серьезного
разговора, и там вы узнаете, что ваш сын (или дочь)
исправили отметки в дневнике и расписались за классного
руководителя. Назревает конфликтная ситуация.
Ситуация 3. Ваш ребенок достаточно взрослый. Он учится в меру
своих способностей, но вот беда – он ничем не хочет
помогать по дому, и в комнату к нему лучше не заходить –
всюду беспорядок. На предложение что-то сделать он
отвечает категорическим отказом.
Ситуация 4. Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым,
агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят
посторонние люди, проявление таких качеств вы
наблюдаете и сами, иногда это проявляется даже в ваш
адрес.
Ситуация 5. Ребенок вырос. Он все чаще пытается ускользнуть из дома
и все время где-то задержится. Он по прежнему всё
выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью,
которая ему интереснее. Вы страдаете от этого, но не
знаете, как поступить.
Приложение №3
Памятка для детей
Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам ни кто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесет им радость.
Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.
Дарите цветы маме, бабушке, сестре, пусть даже полевые, дарите их как можно чаще.
И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будите ими».
Памятка для родителей
Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте этого.
Как можно больше времени проводите вместе со своей семьей, обсуждая прожитый день, делясь проблемами, советуйтесь друг с другом.
Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас.
Старайтесь, чтобы друзья вашего ребенка обязательно бывали в вашем доме, - вы должны хорошо их знать.
Обсуждайте возникшую проблему спокойно, без крика и раздражения, тогда ваш ребенок не будет от вас что-либо скрывать.
Не заставляйте ребенка доверять свои тайны: «Мы все должны знать о тебе» - этим вы ничего не добьетесь.
Доверять вам будут, если вы будите не просто родителями, а друзьями, способными понять и сопереживать.
Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться в старости.
Помните, что ребенок – это гость в вашем доме, который со временем покинет родное гнездо. И надо воспитывать его так, чтобы он никогда не забывал свою семью и тепло своего родного дома.
10. Чаще бывайте в школе. Не забывайте слова известного педагога
В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как
известно школьно-семейное».
Приложение №4
Оценочный лист
конкурса семейного творчества «Моя семья».
Ф.И.О. члена жюри
№
Название конкурса
Максимальное количество баллов
Участники конкурса
Бахти-гореевы
Мусага-лиевы
Тяпкиы
Жигачё-вы
1.
«Визитная карточка»
5 баллов
2.
«Школа семьи»
5 баллов
3.
«Гостеприимная хозяюшка»
5 баллов
4.
«Заморочки в бочке»
правильный ответ - 1 балл
5.
«Семейное творчество»
5 баллов
ИТОГО:
______________________________
(подпись)
ноября 2016 года
Протокол
конкурса семейного творчества «Моя семья».
Председатель жюри ______________________________________________________
№
Название конкурса
Участники конкурса
Бахти-гореевы
Мусага-лиевы
Тяпкиы
Жигачё-вы
1.
«Визитная карточка»
2.
«Школа семьи»
3.
«Гостеприимная хозяюшка»
4.
«Заморочки в бочке»
5.
«Семейное творчество»
ИТОГ КОНКУРСА:
Члены жюри:
1.___________________________________ __________________
2.___________________________________ __________________
3.___________________________________ __________________
4.___________________________________ __________________
Председатель жюри: __________________
21 ноября 2016 года
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 7Заголовок 8Заголовок 915