Формы организации туристской деятельности школьников в условиях детского оздоровительного лагеря
Формы организации туристской деятельности школьников в условиях детского оздоровительного лагеря
Организация туристско-спортивной деятельности в образовательных учреждениях позволяет одновременно осуществлять пять составляющих педагогического воздействия: воспитания, обучения, оздоровления, профессиональной ориентации, социальной адаптации учащихся.
Организация спортивного туризма, как деятельность образовательная, имеет огромный оздоровительный (снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма) и воспитательный (духовное развитие, познание окружающей действительности, расширение кругозора) потенциал.
Организация спортивного туризма в образовательном учреждении имеет ряд специфических особенностей. К ним относятся следующие:
1) Занятия спортивным туризмом требуют хорошей физической формы и постоянного её совершенствования.
2) Занятия спортивным туризмом требуют большой практической подготовки учащихся, которая чередуется с теоретическими занятиями.
3) Курс занятий спортивным туризмом включает несколько этапов растягивающихся на несколько лет.
Туристские занятия очень многообразны по форме: походы по разным видам туризма (пешие, лыжные и т.д.), разной продолжительности, разных степеней и категорий сложности, экскурсии местные и дальние, экспедиционные походы, занятия в кружках, клубах; туристские слеты, сборы, соревнования разных видов, семинары, различные конкурсы, выставки, вечера, лагерь, музей. Отдельные формы (занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только серьезными любителями туризма, другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (одно - двухдневные походы, простейшие соревнования, короткие экскурсии, слеты и т.п.) [8].
Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм туристской деятельности, т.к. только при этом можно максимально полно удовлетворить разнообразные интересы детей. Однако доминантой в содержании туристской деятельности является поход [6]. Туристский поход - это путешествие с активным способом передвижения в отдалённых от места жительства районах, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной, исследовательской целью.
Туристские походы во всем их собственном разнообразии составляют главное содержание школьного туризма, т. к. только в этой форме наиболее полно реализуется то, что может извлечь педагогика из детского туризма.
Поход заключается в активном передвижении по маршруту – пешком, на лыжах, на велосипедах, на водных судах (байдарках, шлюпках, плотах, катамаранах). В зависимости от протяженности и сложности маршрута, количества дней, затрачиваемых на его прохождение, поход может быть степенным или категорийным [6].
Туристский кружок, создаётся в школах, ПТУ, дворцах и домах творчества, в клубах по месту жительства, с целью освоения детьми и
подростками (учащимися) теории и практики туристов. Работают по учётно-тематическим планам и программам, подготовленным Центральной детской туристско - экскурсионной станцией или по авторским программам.
Существуют туристские кружки спортивного (по видам туристские, например, лыжного, водного, пешеходного и другие) профиля. Руководителем туристского кружка может быть педагог, работник внешкольного учреждения (базы юных туристов и т. д.), туристический организатор.
В кружок обычно входят 15-20 человек. Руководитель вместе с кружковцами составляет перспективный план занятий на год, который наряду с походами и путешествиями обязательно включает подготовку к ним и подведение итогов. Занятия туристического кружка проводятся 2-3 раза в неделю. Они включают теоретические занятия (беседы, доклады, конференции, пишутся рефераты), практические занятия, тренировочные походы, тематические экскурсии; кружковцы участвуют в районных городских слётах, соревнованиях и конкурсах. Во время походов юные туристы ведут поисково-исследовательскую и другую общественно полезную работу, выполняют спортивные нормативы по туризму [2].
Соревнования туристские, включают прохождение дистанции (маршрута, трассы) с преодолением естественных и искусственных препятствий, выполнение технических приёмов с использованием туристического снаряжения, выполнение специальной тактичности и технических заданий. Цель туристического соревнования - повышение мастерства туристов, выявление возможностей команд, обмен опытом, пропаганда туристов [7].
Прогулка - представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, закаливание организма. В зависимости от времени года и подготовленностью человека, прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.
Экскурсия - это коллективное посещение определённых объектов с познавательной или научной целью. Экскурсии также преследуют цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.
Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, которое осуществляется со специальными исследовательскими целями [4].
Организация спортивного туризма, как деятельность образовательная, имеет огромный оздоровительный (снятие нервных перегрузок и стрессов, физиологическое укрепление организма) и воспитательный (духовное развитие, познание окружающей действительности, расширение кругозора) потенциал.
Туризм занимает важное место в учебно-воспитательной работе школ, в воспитании подрастающего поколения. Туристская деятельность способствует формированию активной жизненной позиции молодого человека. Туризм исключительно ценное средство физического воспитания и активного отдыха на природе.
В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и другие физические качества, приобретают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживание и др. [1].
Особые условия туристской деятельности способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержка, взаимовыручка, организованность и дисциплина, чуткость и внимание к товарищам, смелость, стойкость и мужество, чувство долга и ответственность, высокие организаторские качества.
Таким образом, туризм является наиболее комплексным видом воспитания здорового и закаленного человека. Он учит коллективизму, дружбе, товариществу, дисциплинированности, самодеятельности, инициативе, трудолюбию, взаимопомощи. Туризм расширяет кругозор, обогащает духовную жизнь, является прекрасным средством познания красоты природы. Он помогает в выборе профессии, оказывает положительное влияние на организм школьника. Школьный туризм в тесном контакте с краеведческой работой во время походов очень популярен среди школьников и молодежи. Туристские походы познавательно-оздоровительной направленности уже широко используются многими школами для решения и углубления знаний учащихся, формирования их мировоззрения, оздоровления [3].
Актуальность организации туристских лагерей в том, что - лагерь позволяет получить максимальный образовательно-оздоровительный эффект без значительных физических и эмоциональных перегрузок, характерных для многодневного туристского похода.
Лагерь – школа туристской культуры. Осваивая элементы ориентирования, навыки туристского быта, жизни в коллективе, краеведческую деятельность и т.д., ребёнок получает базовое образование, единое для всех видов туризма. Это очень важно в работе со школьниками, только начинающими приобщаться к азам туризма и краеведения. На базе качественной общетуристской подготовки ребёнок более сознательно подходит в дальнейшем к выбору видовой туристской специализации [5].
Список использованной литературы:
1. Байбородова Л. А Коллективный анализ жизни в лагере // Воспитательная работа в школе. – 2005. – № 2. – С.67 ‐ 71.
2. Бардин К.Б. Азбука туризма: Пособие для руководителей туристских походов в школе / К.Б. Бардин. - М.: Просвещение, 1988. – 197 с.
3. Булгаков А.А. Два дня в конце недели /А.А. Булгаков, Г.Я. Рыжавский. - М., 1984. - 57 с.
4. Васильев И.В. В помощь организаторам и инструкторам туризма / И. В. Васильев. – М.: Профиздат,, 1973. – 75 с.
5. Ганопольский В.И. Организация и подготовка туристских походов / В.И. Ганопольский. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 123 с.
6. Константинов Ю.С, Куликов В.М. Педагогика школьного туризма / М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2002, 152 с.
8. Петросян, С.А. В походе школьники / С.А. Петросян. - М. ЦРИБ «Турист», 1991.- 71с.
9. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение. – М.: Просвещение, 1982. – 32 с.