Конспект урока по литературному чтению на тему Б. Житков Храбрый утенок
Дата: 16.11.16
Предмет: литературное чтение
Тема. Б. Житков «Храбрый утёнок»
Цель урока:
образовательные:
-познакомить учащихся с новыми произведениями,
-способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений
развивающие:
-содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: про себя, вслух;
-создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся;
воспитывающие:
-содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них;
-способствовать сплочению классного коллектива;
-содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки;
-помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: компьютер, портрет писателя Б. Житкова; картинки на доске, выставка книг;
Учебник: Л.Ф. Климанова Литературное чтение. 2 класс.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока.
1.Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу. Я смотрю на ваши лица и вижу, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Возьмите друг друга за руки и пожелайте удачи на уроке. Чтобы урок получился интересным, хочу вам посоветовать следующее:Душу, и сердце в работу вложи.Каждой секундой в труде дорожи!1).Проведем речевую разминку: (слайд 1)Жа-жа-жа, жа-жа-жаТут ежата у ежа.Жу-жу-жу, жу-жу-жуКак-то уж пришел к ежу.Жи-жи-жи, жи-жи-жиМне ежаток покажи.Жу-жу-жу, жу-жу-жуЯ с ужами не дружу.Жа-жа-жа, жа-жа-жаУж уходит от ежа.
2).Проверка домашнего задания- Как называется раздел в учебнике, по которому мы работаем? /О братьях наших меньших/- О ком мы узнаем в этом разделе?- Почему мы называем животных «меньшими братьями»?- С каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? /Страшный рассказ/ (слайд 2)- Кто его автор? /Евгений Иванович Чарушин/(слайд 2)Выборочное чтение - Где жили мальчики и почему они остались одни? Прочитать отрывок.- Что они делали, когда остались одни?Чтение по ролям.- Прочитаем диалог, как Шура и Петя уговаривали себя не бояться.2. Изучение нового материала. Постановка цели урока.
А теперь познакомимся с героями, которые будут нас сопровождать на уроке.
Но прежде угадайте, кто они?
а) Загадка.
На ромашку у ворот
Опустился вертолет –
Золотистые глаза
Кто же это? (стрекоза) (слайд 3)
Что вы знаете о ней?
В каком произведении вам встречалась стрекоза? ( Басня Крылова «Стрекоза и Муравей»)
Какой она представлена И.А.Крыловым? (ленивая, беспечная, беззаботная)
Чем она питается?
Какая же стрекоза на самом деле?
Стрекоза – хорошо летающее насекомое. С подвижной головой, большими глазами, удлиненным брюшком, 4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах: озерах, прудах. Питаются стрекозы насекомыми, хватая добычу на лету. Истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых_ приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерется за нее. Их называют дозорниками . Некоторые виды стрекоз в регионе России занесены в Красную книгу.
-Кто же второй герой?
б). Загадка.
Кря- кря! Сюда! Сюда!
Раздается из пруда,
Так зовет свою малютку
Кряква, по- другому … (утка) (слайд 4)
-Что вы знаете о ней?
-В каком произведении вы познакомились с ней? ( М.М.Пришвин. Ребята и утята.)-Какой ее представил М.М.Пришвин в своем произведении? (Заботливая, любящая, внимательная).
в) Загадка.
Удивительный ребенок
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок) (слайд 5)
-Почему сказали утенок?
-Как он появляется на свет?
-Чем кормят утят, когда они маленькие? (яйцом)
-Почему говорят «покрошил яйцо»?
-А вам приходилось кормить и ухаживать за ними?
Г).Дидактическая игра « Угадай, как правильно называют детенышей домашних животных».(слайды 6,7)
-Вы правильно назвали детенышей утки – утенок, а знаете ли вы, как правильно называют других детенышей домашних животных ?Если я права – хлопайте в ладоши.
У кошки- котенок,
У собачки – собачонок, (щенок)
У зайчихи – зайчонок,
У утки – утенок,
У овечки – овченок ( ягненок)
У курочки – куренок (цыпленок)
У ежихи – ежонок.
У коровы – коровенок ( теленок)
У свиньи – свиненок ( поросенок)
У лисы – лисенок,
У лосихи – лосенок.
У волчицы – волченок.
3. Обобщение и сообщение темы.
1).На экране мы видим картинки стрекоза, утка с утенком. (слайд 8)
Итак, наши гости - стрекоза и утенок .готовы рассказать вам интересную историю, которая однажды произошла с ними. и которую сочинил для вас известный писатель Борис Степанович Житков.
4.Физкультминутка
5.Изучение новой темы.
1).Выставка книг Б. Житкова. (Слайды 9, 10)
Борис Степанович Житков /портрет/ Годы жизни 1882- 1938 год. Он переменил много профессий. Был рыбаком, охотником, строил корабли, был капитаном и дрессировщиком животных. Житков много ездил по России и другим странам. Все что он увидел и узнал, он захотел рассказать другим. Он стал писателем. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и мужественных людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай: всегда спешат друг другу на помощь люди. Обо всем этом вы можете прочитать в книгах, которые у нас находятся на выставке /выставка/, а если они вас заинтересуют, то взять и прочитать вы можете в нашей школьной библиотеке.
2).Работа с учебником.
-Откройте учебник на с.139
Прочитайте, как называется рассказ, над которым мы будем работать. ( Б.С.Житков. Храбрый утенок.) (слайд 11)Попробуйте предположить о чем пойдет речь в рассказе?
( высказывания детей)
Скоро проверим. Верны ли ваши предположения.
Но прежде сейчас мы объясним значение слов для того, чтобы лучше понять содержание рассказа.
Хозяйка – о женщине, хорошо ведущей домашнее хозяйство. (слайд 12)
Рубленые яйца – мелко нарублены.
Храбрец – смелый человек.
Хвастун – хвастает, что любого поборет.
Стрекотала- резкие, короткие, частые звуки, напоминающие треск.
Насилу вырвалась- с большим трудом, преодолевая трудности.
Поломанным – место повреждения.
Наедались - быть сытым.
3). Первичное знакомство с текстом Б.С.Житков « Храбрый утенок».
( стр.139 учебника,рассказ читают учитель и учащиеся) (демонстрация картинок)
6.Проверка понимания содержания и смысла прочитанного рассказа
- Понравилось произведение?
- О чём оно?
- Как хозяйка кормила утят?
- Почему утята не ели? Кого они боялись?
- О чём думала хозяйка, когда убирала пустую тарелку?
- Кто пришёл в гости к утятам?
- Что он им пообещал? Сдержал ли своё обещание Алёша?
- Как вы понимаете выражение «насилу вырвалась»?
- Прилетала ли стрекоза ещё раз?
Стоило ли утятам бояться стрекозы? Найдите строки в тексте и прочитайте.( А злая стрекоза… и потом улетела)
Что можно сказать об утенке Алеше. Какой он?
Можно ли назвать рассказ Б.Житкова сказкой и почему так считаете?
7. Закрепление изученного материала.
1). Работа в рабочей тетради (стр.46 №1)
2).Итог урока. (слайд 13)
Учитель: Ребята, а сейчас утенок Алеша задаст вам вопросы. Вопросы от утенка Алеши:- С какой сказкой познакомились? (Храбрый утенок)- Кто автор? (Б. Житков)- Стоило ли нам бояться стрекозу? (Нет)- Чему ещё научились на уроке? (Выручать друзей из беды)
3)Рефлексия:
Работа над иллюстрацией
-Кого вы видите на иллюстрации на стр.139
-Кого испугались утята?
-Найдите и прочитайте отрывок, который относится к этому рисунку
У вас на столах лежат веточки с листочками, закрасьте листья в тот цвет, который показывает, как вы трудились на уроке (Дети выбирают соответствующие квадратики и поднимают их):
— Зелёный цвет, я активно работал на уроке!
— Оранжевый цвет, я старался, но были трудности!
— Вы молодцы! Спасибо за урок!
Наши гости – стрекоза и утенок благодарят вас за урок
8. Домашнее задание (слайд 14)
Подготовить пересказ по тексту.