Выступление на заседании городского методического объединения по теме Системность в работе по подготовке к ЕГЭ — гарантия успеха
СИСТЕМНОСТЬ В РАБОТЕ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ - ГАРАНТИЯ УСПЕХА
Рындина Т.А., учитель
русского языка и литературы
МОБУ СОШ № 8
Арсеньевского городского округа
Слайд 1 Одной из основных наших задач является создание условий для успешной сдачи ЕГЭ. Успех во многом определяется тем, насколько эффективна была подготовительная работа.
Слайд 2 Одним из важнейших направлений моей работы стало создание банка тестовых заданий, приобретение учебно-методической литературы.
В кабинете русского языка есть нормативно-правовая база, банк вариантов КИМ прошлых лет, демонстрационные варианты, варианты репетиционных экзаменов.
Для работы в кабинете и для каждого учащегося 11 класса персонально были приобретены учебно-методические пособия ФИПИ. Нельзя научиться плавать, стоя на берегу! И нам никуда не деться от очевидного факта: без тренировки в выполнении тестов при подготовке к ЕГЭ об отличном результате можно только мечтать.
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5 Приобретённые пособия позволили эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществить дифференцированный и индивидуальный подход. Учащиеся брали необходимую литературу, сборники типовых тестов в кабинете, работали с ними самостоятельно в школе, как в читальном зале, или дома, фиксируя в диагностической карте количество правильных и неправильных ответов, анализируя результаты и выявляя проблемы, которые затем решались на индивидуальных и групповых консультациях, где происходил разбор заданий, вызвавших затруднения.
Слайд 6 Другое направление моей педагогической деятельности – активное использование тестовых технологий в практике, что также позволило существенно повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ.
За последние 3 года кабинет русского языка пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах. Эти материалы используются для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Сейчас многие учителя работают над проблемой внедрения тестовых технологий. Я стараюсь использовать тестовые технологии на различных этапах урока: в ходе изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. На каждом уроке рассматривали определенные задания из КИМов. Регулярно провожу специальную разминку. Тестовые технологии позволяют вести целенаправленную работу с учащимися по подготовке к ЕГЭ с пятого класса. Готовить надо не с 10 класса, а гораздо раньше, и в 11 классе уже только "отшлифовать" полученные умения и навыки.
Слайд 7 Использую тестовые технологии и во внеклассной работе. Например, в ходе проведения декады русского языка и литературы, турнира эрудитов, в ходе других различных командных игр.
Но надо помнить, что нельзя переходить на одни тестовые технологии. Необходимо разумное сочетание традиционных и тестовых технологий. Важно не подменить разностороннее развитие личности ученика «натаскиванием» на механическое выполнение типовых заданий. Бесконечно тренируя своих воспитанников, нельзя обеднять пространство урока, в котором должно остаться место и для дискуссии, и для творчества, и для рассказа об истории вопроса, и для мечты о будущем человечества, и для доверительного разговора.
Но входной, рубежный, итоговый контроль в 9 и 11-х классах с целью подготовки к ЕГЭ преимущественно провожу в тестовой форме.
Слайд 8 Еженедельно для будущих выпускников проводились тематические консультации. Посещение консультаций контролировалось мною, классными руководителями, администрацией школы, родителями. Вёлся журнал посещений консультаций.
Слайд 9 Кроме этого на зимних и весенних каникулах для учащихся 10-11 классов в школе были организованы пилотные смены по подготовке к ЕГЭ. Полдня будущие выпускники занимались русским языком, математикой, и другими выбранными ими общеобразовательными предметами по специально составленному расписанию. Практически все учителя-предметники, работающие в 11-х классах были задействованы в работе площадки. Методы проведения занятий во время пилотных смен были разнообразны: групповая дискуссия, игровые методы, анкетирование, тренинги, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Ребята остались довольны, тем более что все они стояли на 3-разовом питании.
Именно здесь шло обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в своих силах. Мы не запугивали детей, а вселяли веру в успех при условии усердной работы.
По сравнению с традиционным экзаменом ЕГЭ включает большее количество заданий, увеличивается поле, по которому «бегает» ученик в поисках факта, понятия, модели… При этом время на экзамен ограничено. Мы понимали, что придется увеличить скорость: «перерабатывать» больший объем информации в единицу времени.
Тесты ЕГЭ – уровневые, т.е. трасса пробега неоднородна. В одних заданиях можно на бегу сорвать цветок верного ответа (уровень А), в других приходится останавливаться и копать в поисках алгоритма решения (уровень В); в третьих необходимо погружение, поиск скрытых в глубинах сокровищ (уровнь С). Перед школьником встает задача управления своей деятельностью по выполнению теста ЕГЭ. Решать эту задачу помогал тренинг погружения, который проводился во время пилотных смен в каникулярное время и был достаточно эффективен. Мною выбирались темы, которые необходимо было отработать на тренинге. По этим темам составлялись 3 теста структуры ЕГЭ, то есть тесты, включающий задания всех уровней. Время на решение заданий каждого теста – 50 минут. Все три теста по одним и тем же темам, задания не повторяются, но направлены на проверку сформированности одних и тех же понятий, алгоритмов и т.д.). После инструктажа учащиеся работали по тесту № 1, по истечении запланированного времени бланки собирались. Затем я давала подробное объяснение решения теста № 1 с опорой на тот материал, отработка которого запланирована на тренинге. В это время эксперты из числа сильных учеников проверяли работы. Ученикам сообщались результаты первого теста. То же самое происходило с тестами № 2 и 3. В конце обсуждалась сводная таблица по результатам всех трех тестов. Было очевидным, что дети от теста к тесту работают лучше и лучше.
Слайд 10 Кроме пилотных смен, администрацией школы был организован внутришкольный пробный ЕГЭ.
Слайд 11 В подготовке к ЕГЭ и ГИА очень помогали небольшие модульные курсы. Например, Государственный экзамен в 9 классе требует от учащихся умения работать с текстом с позиций определения темы, идеи и проблемы.
Актуальным стало умение сокращать текст до минимума информации без ущерба для смысла. В программах основной школы по русскому языку на отработку этих навыков отведено минимальное количество времени, а некоторые темы и термины не включены в программу средней школы (например, определение микротем). Не предусмотрено программой основной школы и формирование умения абзацного членения текста, определения главной и второстепенной информации. Появилась необходимость в соответствующем модульном курсе.
Слайд 12
Слайд 13 При подготовке учащихся к ЕГЭ на помощь приходят современные информационные технологии.
Одним из вариантов применения компьютерных технологий в образовательном процессе с целью подготовки обучающихся к ЕГЭ является использование программы Microsoft Power Point. Эта программа позволила мне и ученику создавать и показывать мультимедийные презентации любого содержания в виде слайдов. Такая необходимость возникла в связи с тем, что перед выполнением практических тестовых заданий при подготовке к ЕГЭ обязательно повторяется теоретический материал, то есть идет работа с большим объемом информации. Благодаря использованию мультимедийных презентаций значительно экономилось время. Практическую часть, состоящую из тестовых заданий, тоже нередко рассматривали в классе с помощью слайдов.
Слайд 14 Мониторинг качества обученности
Для меня была очевидна потребность проведения регулярных мониторингов. Сейчас многим учителям, и не только информатики, под силу автоматизировать данный процесс.
Мониторинг качества включал следующие параметры: контроль текущих оценок по предмету, оценок по контрольным работам, оценок по самостоятельным работам, результаты пробного внутришкольного ЕГЭ. Работы детей анализировались после каждого тестирования, составлялась индивидуальная картотека ошибок. Материалы собирались в папки учета, затем каждый ученик работал над своим проблемным заданием. Мониторинг обеспечивал возможность прогнозирования оценок на выпускном ЕГЭ.
Такая система работы дала хорошие результаты. В 9 классе по результатам ГИА качество обученности – 83%. Все мои одиннадцатиклассники сдали ЕГЭ по русскому языку и литературе без двоек, качество знаний составило более 50 % (это неплохой результат, особенно если учесть, что дети из базового класса).
Слайд 15
Слайд 16 Заключение
Опыт показывает, что вопросы подготовки к ЕГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:
- системности (подготовка ведется последовательно, учащихся готовят по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);
- гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ЕГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).
Сейчас проводят разные семинары с громкими названиями "Системный подход в подготовке учащихся к ЕГЭ" или "Как эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ", но большинство из них является рекламной кампанией каких-нибудь УМК. В результате, учителя "вслепую" нащупывают различные пути подготовки учащихся к ЕГЭ. Как сказал поэт Юрий Давыдович Левитанский,
Каждый выбирает по себе Слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы Каждый выбирает по себе.
Понятно, что каждый педагог найдёт свой путь подготовки учащихся к ЕГЭ. Нужно обязательно проводить такие встречи для учителей, с целью знакомства с различными приёмами работы, создавать условия для открытого профессионального диалога между учителями разных ОУ, что приведёт к обогащению практики педагогов, к изменению содержания, методов и форм обучения, а это, в свою очередь, непременно отразится в дальнейшем на результатах ЕГЭ.