Использование игровых технологий как метод повышения грамотности на занятиях по русскому языку и литературе.
Использование игровых технологий как метод повышения грамотности на занятиях по русскому языку и литературе.
Преподаватель русского языка и литературы
ГПОУ «Енакиевский политехнический техникум»
Минаева Ольга Геннадиевна.
Вступление. В условиях сегодняшнего двуязычия преподаватель-словесник часто сталкивается с проблемой отсутствия у студентов элементарных орфографических знаний. Для решения этой проблемы можно использовать различные методы и приемы. Но одним из самых интересных методов является игра. Благодаря ей преподаватель в доступной форме может преподнести сложный материал, сделать объяснение интересным и увлекательным. При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу, учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средства для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.Игры любят все: и дети, и взрослые, так как они разнообразят занятия, вносят элементы соревновательности. Кроме того, использование деловых игр на занятиях являются хорошим мотиватором для усвоения знаний студентами. Но для того, чтобы использование дидактической игры было эффективным необходимо учитывать возрастные особенности обучающихся. Студенты техникума, как правило, уже не дети, но еще не взрослые. И для преподавателя важно найти ту самую «золотую середину» с помощью которой занятие станет не просто интересным, но и позволит решить образовательную задачу наиболее эффективно.
Важнейшая роль в игровых технологиях принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия.
Игры как фактор мотивации на занятиях по русскому языку и литературе. Говорят, что у современных студентов ослаблена мотивация к учебе. Как мне кажется, это не совсем верно. Мотивация не понизилась, а изменилась. Студенты не станут старательно учиться, если им непонятно, зачем это нужно, или неинтересно. Поэтому главной заботой учителя должно быть приближение преподавания к реальным потребностям жизни и его оживление, изгнание с занятий скуки.
Используемые методы и приемы.
Известно, что при использовании деловой игры занятия могут приобретать различные формы: занятие-конференция, занятие-эстафета, занятие-путешествие, занятие-экскурсия, занятие – конгресс и т.д. Безусловно, такие виды интересны и студентам и преподавателям. Такие занятия требуют серьезной подготовки и со стороны наставника, и со стороны обучающихся; хорошо использовать на заключительном этапе изучения какой-либо большой темы. Но элементы дидактической игры можно использовать на каждом занятии. Хорошо их использовать на этапе актуализации знаний, а также на этапе закрепления знаний и навыков.
Как пример, приведу блиц-опрос, который проводится на этапе актуализации знаний или умений. Для этого заготавливаются карточки с такими заданиями, на которые студент может дать быстрый ответ. Поэтому задача не должна быть сложной. (Приложение 1.)
Таких карточек в процессе работы преподаватель может создать большое количество, что позволит использовать их на каждом занятии и избежать повтора заданий.
Еще один прием – лингвистическая эстафета. Хорошо использовать и на этапе закрепления знаний и на этапе актуализации знаний при изучении темы «Чередующиеся гласные в корне». (Приложение 2) Именно на эти правила делается большое количество ошибок. Студенты делятся на две команды. Задача каждой из них привести примеры слов с орфограммами на изученное правило. Можно использовать как специально заготовленную таблицу «Правило. Орфограмма», так и просто чистый лист, на котором обучающиеся поочередно записывают слова. Побеждает та команда, которая справится первой. Мотивировать студентов можно дополнительным плюсом при выставлении оценки за работу на занятии. Задание проявляет дух соревновательности, поэтому ребята с удовольствием выполняют задание.
Для закрепления новых понятий темы хорошо подходит кроссвордный диктант. В отличие от работы с настоящим кроссвордом кроссвордный диктант не требует приготовления специальных трафаретов. Подходит для любой темы. Преподаватель читает толкование слова, указывая количество букв в слове-ответе, а студенты записывают под порядковым номером отгаданное слово. Таким образом, проверяется знание грамматического раздела, усвоение терминов, их написание.
Интересным заданием для практической работы являются лингвистические кубики.
( Приложение 4.) Студенты делятся на две команды. Каждая из них получает набор предложений, из которых нужно составить единый текст. Побеждает та команда, которая справится с заданием первой. Предложения подаются с пропущенными буквами и без знаков препинания. Таким образом, после составления текста студенты его записывают в тетради , вставляют нужные буквы и пунктуационные знаки. Работы сдают на проверку преподавателю.
Для того, что бы сделать дидактическую игру приближенной к современным реалиям, можно использовать прием «Блогер». (Приложение 5.)
Особенно хорошо применяется в тех группах, где есть студенты с творческим потенциалом. Можно использовать как на этапе закрепления знаний: после объяснения темы преподаватель просит изложить услышанное в виде записи в «блоге». Студенты, проявляя творческий подход излагают услышанное в той форме, которая им близка и понятна. Преподаватель может использовать заготовленный заранее лист А-4, оформленный как страничка живого журнала. Название своему «блогу» студенты придумывают самостоятельно.
Этот же прием можно использовать как опережающий момент занятия. Другими словами, кто-либо из студентов получает задание заранее. Это дает возможность при подготовке использовать разные формы: презентация, иллюстрация, видеоматериалы. Такая работа роднит игровые и проектные технологии и дает возможность проявить себя студенту как творческую личность. Кроме того, группе интересно выслушать информацию представленную в такой необычной форме, и мотивирует в дальнейшем других обучающихся на выполнение подобных заданий.
На занятиях по литературе целесообразно использовать не просто игровые приемы, а и полностью менять форму занятия. Например – литературное кафе. (Приложение 6). Эта форма открывает широкие возможности как для реализации дидактических целей занятия, так и для творческой работы студентов. Главная задача преподавателя создать непринужденную обстановку, используя такие атрибуты кафе как кофе и музыка. И можно использовать и приемы театрализации (театр поэзии), приемы ролевой игры (интервью, журналист-писатель), показывать связь литературы, музыки и живописи. В этом случае снова прослеживается тесная связь с методом проектов, благодаря чему студенческая работа не выглядит поверхностной. Такая форма подходит и для проведения занятий по русской или украинской литературе, и для внеаудиторных мероприятий.
Как известно, среди игровых технологий значительное место уделяется имитационным приемам. Может имитироваться деятельность какой-то организации, сообщества, предприятия фирмы. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (совещание, разработка проекта и т.п.), а также обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры содержит сюжет, описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов. На занятиях по литературе при изучении поэтов серебряного века можно дать задание создать графически страничку «В контакте» того или иного поэта, причем указать друзей, придумать подходящий «аватар» и заполнить «стену» отрывками стихов и подходящими иллюстрациями. Другими словами, имитируется обстановка современной деятельности. Этот прием всегда вызывает интерес у студентов и расширяет их творческие способности.
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что каждый день и на каждом занятии открываются новые возможности для использования игровых технологий. В отличие от игры вообще педагогические игры обладают существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые позволяют активизировать познавательную деятельность обучающихся.
Приложение 1.
Блиц-опрос. Карточка №3.
Слезы людские, о слезы людские,
Льетесь вы ранней и поздней порой...
Льетесь безвестные, льетесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, —
Льетесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
(Ф. И. Тютчев.)
Назвать слова, где гласная буква обозначает два звука.
Блиц-опрос. Карточка №11.
Ты письмо мое, милый, не комкай,
До конца его, друг, прочти.
Надоело мне быть незнакомкой,
Быть чужой на твоем пути.
Не гляди так, не хмурься гневно.
Я любимая, я твоя.
Не пастушка, не королевна
И уже не монашка я …
(А. Ахматова.)
Определить наклонение глаголов.
Блиц-опрос. Карточка №7.
Молюсь оконному лучу —
Он бледен, тонок, прям.
Сегодня я с утра молчу,
А сердце — пополам.
На рукомойнике моем
Позеленела медь.
Но так играет луч на нем,
Что весело глядеть.
Такой невинный и простой
В вечерней тишине,
Но в этой храмине пустой
Он словно праздник золотой
И утешенье мне.
(А. Ахматова.)
Найти формы кратких и полных имен прилагательных. От полных форм образовать краткие. От каких прилагательных не образуются краткие формы?
Приложение 2.
Карточка № 1.
Лингвистическая эстафета.
Чередующиеся гласные в корне.
Привести примеры на следующие орфограммы:
-бер-/-бир-
-дер-/-дир-
-мер-/-мир-
-пер-/-пир-
-тер-/-тир-
-блест-/-блист-
-жег-/-жиг-
-стел-/-стил-
-чет-/-чит-
-лаг-/-лож-
-кас-/-кос-
-гар-/-гор-
-клан-/-клон-
-твар-/-твор-
-зар-/-зор-
-плав-/-плов-
-раст- (-ращ-)/-рос-
-скак-/-скоч- -мак-/-мок-
-равн-/-ровн-
Приложение 3.
Кроссвордный диктант «Проверяю себя»
1) Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания. (9 букв)
2) Правила постановки знаков препинания изучает. (10 букв)
3) Состоит из главного и зависимого слова. (14 букв)
4) Предложения, в которых содержится вопрос. (14 букв)
5) Предложения, в которых мы сообщаем о чём-либо. (17 букв)
6) Предложения, в которых мы побуждаем кого-либо к действию, приказываем, просим. (13 букв)
7) Предложения, которые мы произносим с особым чувством. (15 букв)
8) Разговор двух или более лиц. (6 букв)
9) Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что? (10 букв)
10) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. (10 букв)
11) Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда, обозначает время, место, способ действия. (14 букв)
Ответы: 1. Синтаксис. 2. Пунктуация. 3. Словосочетание. 4. Вопросительные. 5. Повествовательные. 6. Побудительные. 7. Восклицательные. 8. Диалог. 9. Подлежащее. 10. Дополнение. 11. Обстоятельство.
Приложение 4. Лингвистические кубики
Старый скрипач..(музыкант) любил играть у п..днож..я памятника Пушкину.
Этот памятник ст..ял в Москве (в)начале (Т, т)верского (Б, б)ульвара на нем написаны стихи и со всех четырех ст..рон к нему подн..маются мрам..рные ступени.
Поднявшись по этим ступеням к самому п..ед..сталу старый музыкант обращался лиц..м а бульвар к дальним (Н, н)икитским (В,в)оротам и трогал смы..ком струны на скрипке.
У памятника сейчас (же) соб..рались дети прохожие чтецы газет из мес..ного к..оска и все они ум..лкали в ожидани.. музыки потому что музыка ут..ша..т людей она обеща..т им счаст..е и славную ж..знь.
Футляр со своей скрипки музыкант клал на землю против памятника он был закрыт и в нем л..жал кусок ч..рного хлеба и яблоко что (бы) можно было поесть когда захоч..тся.
Обыкнове..о старик выходил играть (под) вечер.
Для его музыки было полезней что(б)в мире стало тише и т..мней. \
Старик скучал от мысли что он не приносит людям (ни)какого д..бра и поэтому добр..вольно х..дил играть на бульвар.
Там звуки его скрипки раздавались в воздух.. в сумрак.. и хоть (из)редк.. они дох..дили до глубины человеческого сер..ца трогая его нежной и мужестве..ой силой увл..кавш..й жить высш..й пр..красной ж..знью.
Нек..торые слушатели музыки вын..мали деньги что(бы) подарить их старику но не знали куда их пол..жить футляр от скрипки был закрыт а сам музыкант находился высоко на п..дножи.. памятника почти рядом с Пушкин..м.
Уходил домой он поз..но иногда уже в (пол)ноч.. когда народ становился ре..ким и
лиш.. какой(нибудь) случайный одинокий человек слушал его музыку.
(по Платонову).
Приложение 5.
ЖУРНАЛ ЖЖ МАГАЗИН ПОМОЩЬНачало формы
Конец формы
ВОЙТИ РЕГИСТРАЦИЯ РУССКИЙ (RU)веселый студент — 715 МЕСТО В ОБЩЕМ РЕЙТИНГЕ
Recent EntriesArchiveFriendsProfileMemoriesЗаписки кота ученого о том и об этом...September 1-th, 2015
Вот такие предложения!
Дата, время.
LATEST MONTH
February 2016S M T W T F S
1 2 3 4 56789 101112 1314 15 161718 192021 22 23 24 25 26 27
28 29
Приложение 6.