Урок по теме Бедная Лиза» Н.Карамзина -первая сентиментальная повесть в русской литературе.
Карабалыкская средняя школа имени Абая Кунанбаева
Открытый урокпо литературе на тему:«Бедная Лиза»-перваясентиментальнаяповесть в русской литературе.Учитель Нурмухаметова С.Т.
.
.УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.Тема урока:»Бедная Лиза» Н.Карамзина -перваясентиментальная повесть в русской литературе.Цели урока:Сформироватьзнания о повести «Бедная Лиза» Н.Карамзина .раскрывая замысел автора проблематику и идейное содержаниепроизведения . Доказать ,что данное произведение сентиментальногонаправления.
Развитиеинтеллекта анализировать ,выделять главное , обобщать.Развитие навыков устной и монологической речи.
Развитие навыка театрального мастерства, развитие логическогомышления.
Формироватьнравственно-этические качества личности.Оборудование: презентация, таблицы, рисунки ,гитара.
Тип урока :Урок усвоения новых знаний. Урок- исследование.Формы организации работы :групповая , индивидуальная, фронтальная.Методы обучения : исследовательский, частично- поисковый ,исследовательский , репродуктивный, словесно- наглядный.
Ход урока:Оргмомент .Целевые установки. Постановка задач перед учащимися.
Николай Михайлович Карамзин...Повесть «Бедная Лиза»..Самая знаменитаяи едва ли не самая короткая из всех карамзинских повестей .В современномиздании она занимает от силы десять страниц печатного текста . Но этидесять страниц потрясли литературный мир.
Работав группах. 1 группа - руководитель Балтабекова Гульназ.
2 группа- руководитель Шаповалова Настя.Эпиграф к уроку : «Бедная Лиза»-образцовое произведение ,посвящённое не внешним
Событиям , а «чувствительной»душе. Е.Осетров.На примере повести мы познакомимся с литературным направлением-сентиментализм.
Сообщениеруководителей групп о сентиментализме. Презентация.Защита таблиц.
Проверказнаний текста.Какое отношение к повести имеют следующие предметы?
группа. Ландыши ,стакан (нектар из рук Гебы ),клубок шерсти , пятькопеек, образ богоматери.
группа .рубль, сто рублей, свеча , розовая вода, карты.
Историясоздания повести .Тема ,идея ,жанр.Проблема любви в повести. Отличается ли любовь, которая связывает "отцов"? "детей"? Одинаковы ли чувства, которые испытывает Лиза к Эрасту и Эраст к Лизе? Как ведут себя герои по отношению друг к другу? Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? (Отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения всех героев, в том числе и автора). "Примирились ли теперь" Эраст и Лиза Инсценировка
Проблема греха в повести. Как решается эта проблема в произведении? Какие отступления от норм морали показывает автор? В чём видит автор истоки греховности? Инсценировка
Что нужно помнить, чтобы жить, чтобы быть "чистым"? Ваша версия смысла названия повести?
6. Исследуйте композицию произведения. Определите характер пейзажей, их роль в повести. Сделайте вывод о замысле автора. Раскройте роль обрамления: картина Анализ рисунков- композиция
Москвы с монастырями, храмами в начале произведения и четыре последних абзаца повести.
7. Каким представляется нам образ автора в произведении? Как оценивает он поступки, характеры своих героев? Как воспринимает происходящее, случившееся? Какие идеи хочет он утвердить в произведении? Удалось ли ему воплотить в повести свой замысел? Как он это делает? Ваша версия смысла названия повести?
7. Обобщение программы наблюдения .Таблица - кластер.Мир Лизы 1 группаМир Эраста 2 группа.
Деревняденьги
ОбманГород
Идиллиярассудок
Природабольшой свет
Цветыалчность
ЛандышиМосква
Старушка-матьгромада
ЧувстваСлёзыпастушок
8. Чтение писем 1 группа - Письмо Эрасту 2 группа- ПисьмоЛизеВ русской литературе наиболее популярной сентиментальной повестьюстала "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина (1792). Она имела большой успех учитателей. Так как автор точно назвал место действия, то Симоновмонастырь и пруд, находившийся неподалеку, где погибла Лиза, сталиместом прогулок москвичей и многих приезжих. Читатели проливали о Лизе,как и автор, "слезы нежной скорби".
Повесть пронизана уважением к человеку и воспитывает гуманность. Онаоткрывает читателям их собственные души, будит сострадание и другиеблагородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал:"Мы чувствовали всю сладость участия, и, несмотря на текущие слезы,сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способным" 1 .
Описанная трагическая история воспринималась как реальная, потому что еерассказчик лично знал героя, который и привел его к Лизиной могиле.Авторское вступление и заключение настраивали читателя на определенныйэмоциональный лад, вызывающий сопереживание и сочувствие читателей.Повесть пользовалась популярностью еще и потому, что Карамзин создалжизненные образы героев. Каждый из них, как и живые люди, заключает всебе и хорошие, и плохие качества. Они любят, страдают, совершаютошибки, раскаиваются. Вспомним, герои в произведениях классицистовнаделялись либо положительными, либо отрицательными чертами характера.У них зачастую были говорящие имена и фамилии.
Основная тема- любовная . Основная идея - протест противиспорченности аристократического общества.
6. Программа наблюдения.Задания группам:
1 группа
1 .Проблема взаимоотношений в семье. На чём основывается благополучиесемьи? Почему отец Лизы был "довольно зажиточный поселянин"? Как бы 'вы определили "формулу" благополучия семьи? Докажите еёсправедливость. Игра на гитаре
Проблема воспитания в повести. Как нарисован в произведении образЛизы? Каков характер героини? Почему она именно такая? Ваша версиясмысла названия произведения?
2 группа
Проблема воспитания в повести. Как представлен в произведении образЭраста? Объясните причины и мотивы его поступков, особенностиповедения.
валеопауза^Доказательство о соответствии повести требованиямсентиментализма..Центральной категорией этого направления является чувство (в отличиеот классицизма, где главным был разум).
.Идея сентиментализма - мирная, идиллическая жизнь на лоне природы.Пейзаж - идиллический..Резкое противопоставление деревни, как средоточия нравственнойчистоты, естества - городу с его злом, суетой, условностями.
.Цель автора - заставить читателя сочувствовать героям, переживатьвместе с ними.
.Основная тема - любовная.
.Основная идея - протест против испорченности аристократическогообщества.
.Черты:
уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и в оценках;подчёркнутая субъективность подхода к миру;культ чувства;культ природы;
культ нравственной чистоты, неиспорченности;
утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий.
Чтение стихотворений К.Ваншенкин « Я люблю тебя жизнь»Анализработы групп по оценочной таблице.
Да, ребята, демократичность (от «демос» - народ - слово на доске)сентиментализма проявилась не только в том, что героями становятся людииз народа, а в том, что они являются носителями положительных качеств,нравственной чистоты. Те, кто огражден богатством и знатностью от труда,обязанностей, быстро утрачивают природную чувствительность, становятсягрубыми и жестокими. Люди, привыкшие заботиться и думать не только осебе, сохраняют и развивают заложенную от природы доброту ичувствительность. В этом заключался прогрессивный характерсентиментализма
Домашнее задание : Выполнение разноуровнего теста. 1 уровень -обязательный 2 уровень- возможный 3 уровень - творческий