Технологическая карта урока по ФГОС. Повесть Н.М. Карамзина Бедная Лиза глазами современного читателя.


Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
Н.М.Карамзин. Повесть « Бедная Лиза» глазами современного читателя.
Тип урока: урок применения УУД и предметных ЗУНовЦели урока:
Предметные( обучающие): обобщить признаки сентиментализма как литературного метода на примере повести Н.М.Карамзина « Бедная Лиза»;
Метапредметные ( развивающие): развитие умения рассуждать на поставленную проблему, опираясь на повесть и на свои личные примеры;
Личностные (воспитательные): воспитание у учащихся внимательного отношения к чувствам людей, их душе.
Оборудование: раздаточный материал для работы в группах, портрет Н.М.Карамзина, иллюстрации О.А.Кипренского « Бедная Лиза», мультимедиапроектор
Эпиграф: «Только влюблённый
имеет право на звание человека».
(А.А.Блок)
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно- деятельностного подхода, формируемые УУД.
1 ИНДУКТОР (индукция « наведение»)- создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую деятельность каждого, формирование личностного отношения к предмету обсуждения)
Приветственное слово учителя:
Добрый день, ребята. Я попрошу вас повернуться друг к другу. Каждый из вас будет служить зеркальным отражением товарища, т.е. выполнять те же действия, что и сосед по парте. Итак, протяните друг другу руки ладонями вверх, помашите рукой, улыбнитесь. Повернитесь гостям, поздоровайтесь и улыбнитесь. И пусть от улыбки ваш день станет светлее. Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. ( Слайд 1 )Литературный диктант
1.Назовите полную дату рождения Н.М.Карамзина
(1 декабря 1766 года)
2. Что преобразовал Н.М.Карамзин? (русский язык)
3. В какой семье родился Карамзин? (небогатой дворянской)
4. В каком русском полку служил Н.М.Карамзин?
( Преображенском)
5.С каким литературным течением связано творчество Карамзина? ( сентиментализм)
6.Что находится в центре внимания сентименталистов?
( человек и его чувства)
7.Перечислите жанры сентиментализма.
( Психологический роман, исповедь, дневник)
8. Назовите главную цель Карамзина при написании своих произведений ( вызвать сострадание)
9. В каком году была написана повесть «Бедная Лиза» ?- Как вы считаете, о чём мы сегодня будем говорить?
( о повести «Бедная Лиза», о сентиментализме)
- Откройте тетради , запишите число. Классная работа. Тема урока: Н.М.Карамзин « Бедная Лиза» глазами современного читателя.
Эпиграф : «Только влюблённый
имеет право на звание человека».
(А.А.Блок)

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснять?
- Правильно, в ходе урока мы должны выполнить серьёзную, но увлекательную работу: раскрыть проблематику повести, рассмотреть систему образов.
Приветствие учащихся
Пишут диктант и обмениваются тетрадями.
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Взаимопроверка. Оценки выставляются по количеству ответов. ( 8 или 9 – «5», 6 или 7- «4», 5- « 3», ниже 5 – «2»
Формулируют тему, записывают в тетради.
Формулируют цель урока 2.ДЕКОНСТРУКЦИЯ (Усвоение новых знаний).
Социализация
(оценить работу другого и самооценка, самоконтроль. Самокоррекция)3. Физкультминутка
4.РЕКОНСТРУКЦИЯ
(Создание своей гипотезы)
Афиширование.

Афиширование.
5. РЕФЛЕКСИЯ
(Размышление о своём внутреннем состоянии. Что открыл для себя? К каким вопросам вышел? Что вызвало интерес? Чего не понял?)6. ДОМАШНЕЕ
ЗАДАН ИЕРабота над содержанием. Работа в парах. Задания- карточки.
Проблема взаимоотношения в семье.
Прочитайте вслух историю семьи Лизы. Как называла Лизу мать?
На чём основывается благополучие семьи, в которой воспитывалась Лиза?
Проблема воспитания в повести.
Как нарисован в произведении образ Лизы ? Какие детали подчёркивают нравственную чистоту героини?
Каков характер героини? Почему она именно такая?
Проблема воспитания в повести.
Как представлен в произведении образ Эраста?
Объясните причины и мотивы его поступков, особенности поведения
Проблема любви в повести
Одинаковы ли чувства , которые испытывает Лиза к Эрасту, Эраст к Лизе?
2. Возможна ли любовь между барином и крестьянкой? ( отвечая на этот вопрос, рассмотрите мнения героев, в том числе и автора)
Проблема названия повести
- Составить « формулу или схему благополучной семьи»
- Ваша версия смысла названия произведения.

Учитель следит и слушает, вносит коррективы

Проведём физкультминутку и немножко отдохнём
Ребята! Предлагаю повторить эти лёгкие движения. Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево и побыстрей.
Удивимся – что такое?
И закроем поскорей. А теперь по кругу быстро , словно стрелочки часов,
Проведём глазами дружно.
Ну, а дальше – будь здоров!
Теперь все отдохнули,
Дальше работаем.
Индивидуальная работа. Составить образ Лизы.
«СИНКВЕЙН»
- Составить «СИНКВЕЙН» ( от англ. « путь мысли»), по которому мы раскрываем образ Лизы:
1.Существительное
2.Прилагательное два ( допускаются причастия)
3.Глаголов три( допускаются пояснения)
4.Предложения из 4 слов
5.Существительное (вывод, обобщение)
Пример:
1.ЛИЗА
2.КРОТКАЯ,РОБКАЯ, ЛЮБЕЗНАЯ,ПРЕКРАСНАЯ
3.ВЛЮБЛЯЕТСЯ, ПЕРЕЖИВАЕТ, СТРАДАЕТ, УМИРАЕТ
4.ЛИЗА ВЛЮБЛЯЕТСЯ В ЭРАСТА
5.МУЧЕНИЦА
Учитель вносит коррективы
Индивидуальная работа.
« ФИШБОУН»
Счастлив ли Эраст?
- Составить стратегию « ФИШБОУН». Объясните причины и мотивы поступков героя.
Учитель вносит коррективы
- Продолжите фразу:
Повесть «Бедная Лиза» помогла мне понять …что без настоящих чувств, без настоящей любви человек теряет душу и вряд ли будет счастлив. Например, Эраст.
… что это произведение не утратила своего значения и 21 веке. Она актуальна, потому что люди встречаются, влюбляются, расстаются.
Повесть « Бедная Лиза» научила меня,… что надо руководствоваться чувством, любовью. Недаром к уроку эпиграфом взяты слова: «Только влюблённый имеет право на звание человека»( Александра Блока).А в наше время часто побеждает рассудок, расчёт.
В произведениях сентиментализма рассказываются…
о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях.
Свою работу на уроке я оцениваю оценкой…
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок
Задание на дом по выбору:
- Написать письмо Лизе, в котором нужно выразить своё отношение к ней. Было ли у вас желание помочь ей, поддержать, предостеречь?
- Нарисовать иллюстрации к повести « Бедная Лиза» Работа по группам. Запись проблемы повести по ходу обсуждения.
Проблема взаимоотношений в семье.
Проблема воспитания в повести.
Проблема любви в повести.
Обсуждение. Выступление ученика с каждой группы. Остальные слушают и фронтально взаимодействуют
На листах самооценки оценивает каждый сам себя.
Обсуждение и проверка выполненного задания в группах
Выполняют зарядку для глаз
Выполняют работу индивидуально. Синквейн.
Демонстрируют результат своего труда. Самооценка.
Выполняют работу коллективно ФишбоунДемонстрируют результат своего труда. Самооценка
Продолжают фразу
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные
( развитие внимание учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений; анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Принцип деятельности, непрерывности, творчества.
УУД: познавательные
( опирается на уже известное)
Принцип деятельности.
УУД : коммуникативные
(учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Принцип деятельности.
УУД : коммуникативные
(учит способам взаимодействия, сотрудничества).