План – конспект открытого урока литературы в 8 классе по теме «Повесть Н. М .Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 28» г. Курска
План – конспект открытого урока литературы в 8 классе по теме «Повесть Н. М .Карамзина «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма»
Учитель русского языка и литературы Горбачева О.В.
Цели урока:
- углубить представление обучающихся о сентиментализме;
- развивать самостоятельность мышления обучающихся средствами технологии развития критического мышления;
- научить проникать в мир художника слова, постигать красоту карамзинского слова;
- способствовать воспитанию у учащихся самых лучших качеств на примере главной героини произведения, воспитывать любовь к русской литературе и уважение к русским писателям, толерантность к чужому мнению.
Применяемая технология – технология развития критического мышления.
Эпиграф: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России».
А.С. Пушкин.
Оформление доски:
- Тема урока, эпиграф к уроку.
- Портрет Н. М. Карамзина.
- Выставка произведений Н. М. Карамзина.
- Презентация « Н.М. Карамзин - самый яркий представитель сентиментализма в России».
Приёмы: «Бортовой журнал», кластер, обращение к первичному опыту учащихся, эссе, синквейн.
Ход урока
Мотивация учебной деятельности. Актуализация опорных знаний.
Вступительное слово учителя
Жизнь каждого человека – это загадка и тайна, и наша задача – попытаться разгадать эти тайны. Сегодня мы прикоснёмся к ещё одной тайне – тайне литературы.
Я надеюсь, что урок будет интересным и познавательным, самое главное, пройдёт в творческой атмосфере. Я очень хочу, чтобы сегодня мы все вместе научились мыслить критически, анализировать, высказывать своё мнение, не боясь ошибиться.
- Как вы понимаете, что значит критически мыслить? (ответы учащихся)
Я считаю: кто не думает, тот не ошибается, а кто не ошибается, тот не думает, поэтому давайте сегодня работать, не боясь высказать свою точку зрения, ошибиться, снова пробовать, думать и находить верное решение.
П. Сообщение темы и цели урока
1. Слово учителя
Слайды 1-2. Портрет писателя
Наш сегодняшний урок посвящён одному из самых ярких представителей сентиментализма в России – Н. М. Карамзину. Значение его для русской культуры исключительно. Заслуга Карамзина в том, по словам В. Г. Белинского, что «он распространил в русском обществе познания, образованность, вкус и охоту к чтению».
«Его талант многогранен. Н. М. Карамзин был не только прекрасным писателем, но и … ( учащиеся продолжают начатую фразу). (Сообщение ученика о значении Н. М. Карамзина для русской культуры)
2.Заполнение «Бортового журнала», создание на его основе кластера ассоциаций «Н. М. Карамзин» (индивидуально)
- Работу мы начнём с заполнения «Бортового журнала». Давайте заполним 1 колонку таблицы. Укажите произведения Н. М. Карамзина или известные о нём сведения.
Бортовой журнал
Знаю Узнал Хочу узнать
(Учитель составляет на доске кластер на основе ответов учащихся)
Сейчас по прошествии многих лет мы с уверенностью можем сказать, что Н. М. Карамзин стал для всех русских людей эталоном благородной независимости, показал пример писателя, ставящего собственное достоинство и неподкупность своих убеждений выше любых суетных добродетелей. Не случайно А. С. Пушкин сказал о своём учителе и друге замечательные слова:
Слайд 2. Эпиграф.
(Обращение к эпиграфу)
«Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России».
Эти слова мы можем повторить и сейчас.
Ш. Работа над темой урока.
Конечно, литературную славу Н. М. Карамзину, без сомнения, принесла сентиментальная повесть «Бедная Лиза». Давайте вспомним, что такое сентиментализм.
Слайд 3. Сентиментализм.
1.Ознакомление с заданиями.
- Работать сегодня мы будем в группах.
Задания для групп:
1 группа – подготовить сообщение о сентиментализме и его основных чертах. (Север)
2 группа – подготовить сообщение о литературе Руссо, Гёте и истории создания повести «Бедная Лиза». (Восток)
3 группа- подготовить сообщение о реформе языка Карамзина. (Юг)
4 группа – подготовить сообщение о главном достижении русских сентименталистов. (Запад)
Работа над выполнением заданий в группах 5-7 минут.
Выступление групп.
Учащиеся слушают сообщения, заполняя 2 и 3 колонки «Бортового журнала».
Именно поэтому повесть «Бедная Лиза» пользовалась огромной популярностью, несмотря на незамысловатый сюжет, который был далеко не новым. Аналогичная ситуация рассматривалась во многих произведениях до и после Карамзина.
Публика нашла в произведении сострадание к бедным людям, сочувствие к жертвам страстей, понимание самого греха и неосуждение его. Она пронизана уважением к человеку, вызывает благородные чувства. Один из современников Карамзина свидетельствовал: «Мы чувствовали всю сладость участия и, несмотря на текущие слёзы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способными». Читатели, как и автор повести, проливали о Лизе «слёзы нежной скорби».
«Бедная Лиза» стала первым национальным произведением, героям которого можно было сопереживать так же, как героям Руссо или Гёте.
Давайте и мы, читатели 21 века, услышим голос автора и постараемся понять героев повести, выразив им своё сострадание и сопереживание
4.Стадия осмысления. Анализ повести «Бедная Лиза».
Каков сюжет и композиция повести?
(В основе сюжета лежит социальный конфликт. Герою-аристократу Эрасту противопоставлена простая девушка-крестьянка. Его любовь к Лизе оказалась недолгой, он оставляет соблазнённую девушку, пытается откупиться от неё деньгами. Лиза потрясена случившимся. Безнадёжная любовь, чувство обиды, досады и вины перед матушкой создали сильный душевный накал – «страшнейшее сердечное мучение». В её сознании возникает мысль о самоубийстве как единственной возможности преодолеть возникшее противоречие между её любовью и нелюбовью к ней Эраста. «И крестьянки любить умеют» - с этими словами во многом связана идея повести. Однако Карамзин показал не только губительные последствия сословного неравенства. Повесть предупреждает молодых людей от совершения опрометчивых поступков, воспитывает чувство ответственности). Это новаторство в то время.
От какого лица ведётся повествование? Кто рассказывает повествователю о любви и смерти Лизы? Почему? Какова роль рассказчика?
(Авторская позиция, основанная на высоких нравственных ценностях, присутствует во всём тексте, ещё раз доказывая, что для Карамзина важнее всего «жизнь сердца». Примеры из текста повести).Слайд 4. Лиза
Жизнь Лизы в родительском доме до встречи с Эрастом.
Чему её научили отец и мать? Какие главные черты её характера? Какими эпитетами наделяет Карамзин свою героиню? Как Карамзин показывает развитие чувств героини, ведь для сентиментализма важно показать человеческую личность в движениях души?
Чтение по ролям эпизода «Первая встреча Лизы с Эрастом».
Примеры из текста о развитии чувств героини.
(Писатель подчёркивает, что Лиза проста, бесхитростна, прямодушна, как и её добродетельная маменька. Они любят друг друга и живут честно. Карамзин призывает читателя к любви к маленькому человеку, к человеку из народа, во многом идеализируя деревню, противопоставляя её развратному городу. «Правда живёт не во дворцах, а в хижинах». Это утверждение писателя учило видеть в народе здоровое нравственное начало).Слайд 5.
Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? Показать на примерах.
Слайд 6. Эраст
Что читатель узнаёт об Эрасте до встречи с Лизой?
Чем было вспыхнувшее чувство для Лизы и для уже успевшего вкусить «светских забав» Эраста?
Когда и почему отношение Эраста к Лизе переменилось?
Чтение по ролям эпизода « Последняя встреча Эраста с Лизой».
В каких словах автора звучит оценка поступку героя?
Осуждает ли он Эраста?
(Эраст сам чувствителен и мечтает о непорочной любви. Чувственность и невинность становятся причиной трагедии. Лиза теряет невинность, и после своего падения она в глазах Эраста теряет свой ореол. Ничто больше не удерживало Эраста от дурной жизни).Слайд 7. Самоубийство Лизы. Отношение автора к героям.
Как автор относится к самоубийству героини? Как понимать финальную фразу повести?
(Рассказчик оплакивает слишком чувствительных героев. Но сам он не разочарован в сентиментальном идеале. Он сохранил веру, что обострённая чувствительность людям на благо. История Эраста и Лизы ценна для него тем, что располагает к состраданию. Карамзин – не моралист, а художник. Он не боится показывать противоречия своей любимой идеи. В определённой ситуации жизнь сердца приводит к беде. А вывод читатель должен сделать самостоятельно.
5.Рефлексия.
1. Написание синквейновНапишите синквейн – пять строк о предмете, явлении или лице, наиболее ярко его характеризующие.
2.Чтение синквейнов учащимися.
6.Итог урока.
Вернёмся к высказыванию А. С. Пушкина.
Почему «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России»?
7. Обобщающая беседа.
Я хотела, чтобы этот урок заставил вас задуматься о значимости творчества Н. М. Карамзина, осмыслить его произведения. Мы попытались разгадать ещё одну его тайну. А сколько их у него, и что вас ждёт впереди – это тоже тайна, но открывать вы её будете сами, может быть, спустя годы. Я уверена, что у вас не пропадёт желание читать и перечитывать Карамзина снова и снова, открывая его каждый раз по- новому.
8.Оценки за урок. Домашнее задание: напишите, за что, по-вашему, Россия благодарна Карамзину?»