Роль игры в психическом развитии ребенка
Роль игры в психическом развитии ребёнка
В игре чаще всего формируются такие навыки качества, как психические, и личностные особенности школьника. Так же в игре складываются другие виды деятельности, которые в итоге приобретают самостоятельное значение.
В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и память. Дети сосредотачиваются лучше и понимают больше именно во время игровой деятельности. Условия же игры требуют от ребенка больше сосредоточения на тех или иных предметах, включенных в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета. В итоге игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов.
На развитие умственной деятельности ребенка оказывает сама ситуация, и игровые действия. Школьник учится в игре действовать с заместителем предмета – он дает новое игровое название заместителю и действует с ним в соответствии с названием.
Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок начинает мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. Здесь ребенок учится замещать предметы другими предметами, тем самым применять к себе различные роли. Эта способность ложится в основу воображения.
На развитие личности игра влияет тем, что через нее ребенок знакомится с взаимоотношением и поведением взрослых людей, которые становятся для его собственного поведения в конечном итоге образцом, и в ней приобретает основные навыки общения, необходимые для дальнейшего установления контакта со сверстниками.
Рисование, конструирование – продуктивные виды деятельности, которые на разных этапах детства очень тесно связаны с игрой. Интерес к рисованию, конструированию возникает первоначально именно как игровой интерес, направленный на сам процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.
Учебная деятельность начинает складываться внутри игровой деятельности, которая позднее становится самой деятельностью. Вводит учение взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Играя ученик относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с определенными мерами и правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Оказывает очень большое влияние игра и на развитие речи. Требование игровой ситуации заключаются в включении в нее каждого ребенка определенного уровня развития речевого общения. Стимулирует развитие связной речи необходимость объясниться со сверстниками.
Игра имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Осуществляется в игре это развитие через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Любой элемент действительности может быть знаком, который выступает в качестве заместителя другого элемента действительности.
Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета слова, по-новому трансформирует словесное содержание.
Ребенок постигает в игре специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых приближены визуально к замещаемому предмету.
Как ведущая деятельность, игра имеет особое значение для рефлексивного развития мышления.
Игровая деятельность ведет к развитию рефлексии, поскольку в ней возникает реальная возможность контролировать выполнение действий, входящих в процесс общения. Таким образом, игра в больницу, где ребенок плачет и страдает, как пациент, очень доволен собой как хорошо исполняющий роль.
Влияние игры на общее развитие школьника, на формирование произвольности психических процессов. У детей в игре начинает развиваться произвольное внимание и память. В игровых условиях дети сосредотачиваются и запоминают лучше, чем в условиях лабораторных опытов. Для ребенка цель выделяется раньше и легче всего в игре. Сами же условия игры от ребенка требуют сосредоточения на предметах, на содержании разыгрываемого сюжета и действий. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игра, если не возникает непосредственно из игры. Играя ученик относится к обучению как к своеобразной ролевой игре с определенными мерами и правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Опыт реальных и игровых взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, которое позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и, таким образом, строить свое собственное.
Определяющее значение для развития воображения имеет ролевая игра. Ребенок учится замещать предметы другими предметами. Способность эта ложится в основу развития воображения. В играх детей более старшего возраста уже необязательны предмет – заместители, необязательны и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, в своем воображении создавая новые ситуации. Восьмилетняя Таня рассматривает картинку, где изображена девочка, которая подпирает пальцем щечку, с задумчивым видом смотрит на куклу. Сама кукла сидит возле игрушечной швейной машинки. Тая говорит: «Девочка думает, что ее кукла шьет». Тем самым Таня объяснила свойственный ей самой игровой способ.
Игровое влияние на развитие личности школьника заключается в том, что через нее он знакомится с взаимоотношением и поведением взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в преобладают навыки общения, необходимые для контакта. Заставляя ребенка подчиняться правилам, содержащихся во взятой на себя роли, игра способствует волевой регуляции поведения и развитию чувств.
Внутри игровой деятельности складывается и учебная деятельность, которая, позднее становится ведущей. Иное отношение взрослых к обучению, чем к игре, перестаивает и отношение к нему со стороны ребенка. Складывается первоначальное умение учиться и само желание.
Рефлексия. Игра, как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления. Двойная позиция играющего-исполнитель и контролер-развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживающие с действиями, потребностями и переживаниями других людей.