Урок математики в 1 классе Прибавление числа 1. ПНШ.
Урок математики в 1 классе.
УМК «Перспективная начальная школа».
Тема: Прибавление числа 1 (Урок первый из двух, отведенных по программе).
Задачи урока:
- осознание детьми закономерности сложения чисел с единицей: результат сложения данного числа с единицей – всегда число, следующее при счете сразу за данным;
- математическое отношение «увеличение числа на 1»: увеличение числа на 1 и прибавление единицы к данному числу;
- развитие математической речи;
- формирование УУД: самопроверка на основе использования схем и рисунков, взаимоконтроль, построение логической цепи рассуждений, установление причинно-следственных связей.
Ход урока.
Оргмомент (традиционно).
Актуализация знаний.
Учитель. Откройте рабочие тетради. Найдите числа, которые я написала.
В тетр. числа 2__3
1__4
У. Предположите, какое задание можно было бы дать? (Прописать, пропуская клетку, сохраняя закономерность. Сравнить эти числа, поставить знаки <, >, =. Получить из этих чисел сумму и т.д)
У. Вспомните, что вы узнали на предыдущих уроках и выберите из всех предложенных заданий самое важное. (Составление суммы, т.к. мы знакомились с суммой и ее компонентами).
У. Итак, составьте и этих чисел сумму. Что вам нужно сделать для этого? (Поставить знак +). Почему нельзя поставить -? (Это будет не сумма). Так что же такое сумма? (Сумма – это математическое выражение, компоненты которого соединены знаком +).
У. Составьте свою сумму и добавьте к моим записям. Прочитайте так, чтобы стало ясно, что вам известны названия компонентов сложения. Кто из ребят оказался неправ? (Предполагается, что кто-то из детей составит сумму типа 100+2 и ему сделают замечание, в таком случае важно решить вопрос правильности, призывая ребят порассуждать и сделать вывод о том, что ошибки нет. Если такая сумма от детей не прозвучит, необходимо предложить ее для обсуждения). Дидактическая игра. (Предлагается в рамках этапа актуализации знаний. Дидактическая нагрузка: проверка правильности сформированных математических представлений). У. Сейчас, для того, чтобы повторить ещё кое-что важное, что пригодиться вам не только на уроке сегодня, но и в будущем, мы с вами немного поиграем.
(Игра «По порядку номеров». К доске приглашаются 2 команды по 5 человек. Детям одеваются медальки с номерами от 1 до 5 так, что сама медаль оказывается на спине. Свой номер дети не видят, но его могут увидеть другие члены команды. Объявляются правила: через 1 минуту первая команда должна построиться в порядке возрастания номеров, а вторая команда – в порядке убывания номеров. Через 1 минуту подводятся итоги. У. Какие важные понятия помогла вам вспомнить игра? (Порядок убывания и порядок возрастания).
3. Начало изучения темы.
У. Прочитайте на доске тему нашего урока. (Прибавление числа 1). Чему вы научитесь на уроке? (Прибавлять число 1). А разве вы не умеете прибавлять число 1? (Умеем). Все умеют? (Да, это легко). Молодцы, значит, мне и нечему вас учить. Покажите, как вы умеете прибавлять 1 с помощью фишек на парте и на доске. (Приглашаю к доске ученика)
У. Прибавь 2 + 1 (Берёт 2 фишки, добавляет 1, получилось 3). Согласны? (Работают с сигнальным знаком – оценивают работу товарища)
(Приглашаю к доске другого ученика)
У. Прибавь 3 + 1 (Берёт 3 фишки, добавляет 1, получилось 4). Согласны? (Работают с сигнальным знаком – оценивают работу товарища)
(Приглашаю к доске другого ученика)
У. Прибавь 4 + 1 (Берёт 4 фишки, добавляет 1, получилось 5). Согласны? (Работают с сигнальным знаком – оценивают работу товарища)
(Приглашаю к доске другого ученика)
У. Прибавь 87 + 1 (???Не могу таким способом). Прибавь тогда 196 + 1. Но, вы же сказали, что умеете прибавлять 1 (Не совсем умеем. Есть чему научиться).У. Есть ещё один способ прибавление числа 1 к любому числу. Вы его сегодня узнаете. Как вы думаете, что нужно будет для этого сделать? (Может быть, записать суммы числами и понаблюдать?)
У. Откройте учебник стр.65, №1. Рассмотрите таблички с записями сумм. Какие суммы нам нужны? В которых второе слагаемое = 1. Поставьте на них фишки. Сколько фишек вам понадобилось? (На доске слайд с правильным выполнением задания). В рабочую тетрадь запишите эти суммы в столбик в порядке возрастания 1-го слагаемого и найдите значения этих сумм. (Помните, во время игры мы уже говорили о порядках возрастания и убывания?)
Ученики по одному выходят к доске, записывают суммы, получается столбик:
0+1=1
1+1=2
2+1=3
3+1=4
4+1=5
У. В каждой сумме сравните значение суммы с первым слагаемым. Сделайте вывод. (Если к данному числу прибавить 1, то получится число, следующее при счете за данным).
У. Проверим наш вывод. Как это сделать? (прочитать вывод в учебнике). С.65 – читаем вывод. Есть ли значительная разница? Вы оказались правы?
Физминутка.
Первичное закрепление изученного.
У. Теперь вы умеете прибавлять 1 новым способом? Что для этого нужно? (Вспомнить и назвать следующее за данным при счёте число). В тетради для самостоятельной работы №1 выполним задание с.69, №2.
Вам нужно увеличить количество фигур на 1 и записать это цифрами. Как вы понимаете задание «увеличить данное число на 1»? (Прибавить 1 и получить следующее при счете число). Выполните это задание самостоятельно.
У. (По окончании выполнения) Поработаем в паре – проверим, что получилось у соседа. (На доске слайд с верным выполнением задания).
Кто может похвалить своего соседа? За что? – Взаимооценка.
Кто может похвалить себя? За что? (Работают по алгоритму самооценки: 1. Какова была цель работы? 2. Удалось ли выполнить задание? 3. С ошибкой или без ошибок? 4. С чьей-то помощью или самостоятельно?)Осознание детьми количественного смысла действия сложения с единицей.
Выполним задание на с.65 учебника.
У. Дайте развернутый ответ объяснение своим действиям.
Подведение итогов урока.
Удалось ли вам найти новый способ прибавления числа 1 к любому числу? Проговорите его.
Теперь скажите, сколько же будет 87 + 1, 196 + 1? (Нужно просто назвать число, следующее при счете за данным). Что помогло вам добиться цели на уроке? Интересно было?
Прогнозирование.
У. Загляните на следующую страницу учебника. Какую тему увидели? (Прибавление числа 1). Чем будем заниматься завтра? Что необходимо для этого? (Запомнить правило, с.65)