Урок литературного чтения Милосердие в нашей жизни. Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Урок литературного чтения во 2 классе с использованием технологии продуктивного чтения
Тема: Милосердие в нашей жизни. Н. Булгаков «Анна, не грусти!»
Цель: Помочь детям задуматься о своем отношении к близким, к друзьям, милосердию и состраданию.Формировать умения работать с подтекстовой информацией, размышлять об отношении автора к милосердию , о своем отношении к друзьям, эмоционально проживать описанную ситуацию на этапе перечитывания.
Создать условия для знакомства с творчеством Н. Булгакова
Задачи:
- Формировать навыки смыслового чтения.
- Развивать воображение детей.
- Продолжать работу, направленную над творческим преобразованием информации.
- Воспитывать качества личности: сострадание, милосердие, заботу о друге.
Планируемый результат обучения, формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать умения находить ответы на вопросы в тексте, учить, вслушиваясь в произведение, определять чувства и настроение автора.
Коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение. Убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта.
Личностные УУД: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку учащихся.
Проверка домашнего задания.
Дети представляют свои работы:
- рассказы о подобных ситуациях в своей жизни;
- описание главных героев;
- иллюстрации к тексту.
3. Актуализация знаний учащихся.
Речевая разминка
- Прочитайте скороговорку 3 раза – медленно, быстрее, очень быстро, но без ошибок и четко проговаривая слова.
Наши руки были в мыле.
Мы посуду сами мыли,
Мы посуду мыли сами,
Помогали нашей маме.
- Составьте из слов предложения-пословицы. Разделите их на 2 группы. Определите тему каждой группы:
Когда, свет, не мил, и, нет, друга.
Весне, рада, а, мать, птица, родным, деткам.
Забывай, зло, помни, а, дружбу.
Познается, в несчастии, друг.
Греет, матери, лучше, солнышка, сердце.
При удаче, веселее, в беде, легче, с товарищем, хорошим.
- Вспомните какой раздел литературного чтения мы изучаем и подумайте, какая тема нашего урока? (ответы детей).
I этап. Чтение до чтения. Антиципация чтения.
- Вспомните еще раз название раздела учебника. Прочитайте название текста, рассмотрите иллюстрацию, прочитайте ключевые фразы из текста и выскажите предположения, как будут развиваться события.
Стратегия ключевых фраз
- … увезли в больницу;
- совсем одна;
- встрепенулась, улыбнулась и стала совсем друга;
- Спасибо!
- такая печальная;
- Анна, не грусти!
- было хорошо и радостно.
Дети высказывают свои предположения
- Можете предположить, кто герои этого произведения? Кто из них Анна?
- Какой жанр данного произведения?
- Кто автор? Слышали ли вы эту фамилию когда-нибудь?
- Запишите свои выводы в тетрадь по литературному чтению.
Постановка задачи
- Как мы можем узнать, подтвердились или опроверглись наши предположения? (должны прочитать текст)
II этап. Работа с текстом во время чтения.
Текст читают 2-3 хорошо читающих ребенка.
Чтение вслух с остановками
После прочтения каждого абзаца, задаю вопросы по содержанию текста и на прогноз дальнейших событий, дети выписывают непонятные слова и объясняем их значение:
Специальная, прокорябал, незнакомых, кудрявыми, встрепенулась, счастливая, улыбнулась, не закрашенную, заплаканное, троллейбус, оказывается.1 абзац
- Что произошло с Катей? Почему Катя не может встать?
- Что ей может предложить Аня?
2 абзац
- Что предложил врач?
3 абзац
- Почему кровати в больнице жесткие и широкие?
- Почему никого не пускают?
- Какие чувства испытывает Катя? Чего бы ей хотелось больше всего?
4 абзац
- Кто и зачем мог прокорябать дырочку в окне?
- Хорошо ли было видно в нее?
- Чем занимались дети в палате? Какое было у них настроение?
5 абзац
- Как вы думаете, что могла говорить Катя утенку?
- Почему Аня заплакала? Какие чувства она испытывала?
6 абзац
- Почему Аня зашла к Кате, а не пошла с Мариной в кино? Хотелось ли Ане пойти в кино?
7 абзац
- Почему Катя изменилась при виде Ани?
- Какие чувства она испытывала в этот момент?
8 абзац
- За что Катя поблагодарила Аню?
- Расскажите, что могла отвечать Аня?
- Какие еще знаки использовали девочки для общения?
9 абзац
- Почему Аня стала печальной?
- Катя это заметила?
- Для чего Катя написала «Анна, не грусти!»?
Последний абзац
- Как изменилось настроение у Кати? Почему?
- Что означают слова «она есть у нее всегда»?
III этап. Работа с текстом после чтения.
- Подтвердились ли ваши предположения? В чем были близки и в чем далеки ваши предположения?
Проблемный вопрос
- Почему автор назвал текст «Анна, не грусти!»?
(ответы детей)
Вопросы к автору
- Разделите текст на смысловые части и задайте вопросы автору по каждой из них.
1 часть – включительно «Приехала машина, и Катю увезли в больницу»
2 часть – до слов «Аня увидела Катю и заплакала»
3 часть – до слов «И тогда Аня закричала»
4 часть - включительно «Спасибо!»
5 часть – до слов «Аня стояла такая печальная»
6 часть – до конца
Возможные вопросы к автору:
- Почему Катя не кричала, а тихо разговаривала, когда упала?
- Зачем замазали стекло в палате?
- Что было бы, если бы Аня не пришла к Кате?
- Зачем нужен был веер соседней девочке?
- Почему у Кати в больнице стало все другое?
Используя памятку, опишите одну из девочек.
Определение главной мысли текста и мотивация для знакомства с биографией автора.
- Какова главная мысль текста? Чему автор хотел научить своего читателя?
- Что обозначает слово милосердие? Запишите это слово и найдите значение в толковом словаре.
- Хотелось бы вам познакомиться с автором Н.Булгаковым? Как вы думаете, каким он был человеком? Опишите.
Подведение итогов
Продолжите предложения:
- Я сегодня научился….
- Я понял, что текст о ….
- Я испытал чувства …
- Я еще не очень хорошо ….
Домашнее задание на выбор учащихся:
Пересказать текст от лица Кати.
Придумать продолжение истории.
Проиллюстрировать рассказ.
Подготовить сообщение об авторе.
Писатель Николай Булгаков в жизни священник. Он написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”