Конспект урока литературного чтения Н. Булгаков. Анна, не грусти

Автор: Конькова Марина Андреевна
Предмет: Литературное чтение
Класс: 2 класс
Знакомство с рассказом Н. Булгакова «Анна, не грусти!»
Тема
Задача

Цели
Образовательные: познакомить учащихся с творчеством Н. Булгакова; познакомить с рассказом «Анна, не грусти!»
Формировать УУД:
Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, при индивидуальной работе.
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение работать в паре;
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат
Предметные:
Развивать и совершенствовать навык чтения и изложения прочитанного, умение находить в тексте ответы на вопросы, формировать внимание к внутреннему состоянию героев, умение объяснять причины их поступков, работать над пополнением словарного запаса, выразительностью чтения.
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; уметь работать в паре (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия
Рассказ, автор, биография

Межпредметные связи
Информатика,

Ресурсы:
- основные



- Л.Ф. Климанова , Литературное чтение,2 класс, 2 часть;
- портрет Николая Булгакова
- слайды

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах;


Технология проведения,
время
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Планируемые результаты,
УУД

1. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)
– Улыбнитесь соседу слева, соседу справа, пожмите друг другу руки, возьмитесь за руки со своим соседом и произнесите дружно хором “Здравствуйте!”
Мы не случайно так необычно начали наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с первыми рассказами из раздела “Я и мои друзья”. Сегодня продолжим знакомство с рассказами о дружбе и о друзьях.
Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Слушают учителя, настраиваются на работу в классе.
Садятся на свои места.
Дети прогнозируют и формулируют тему урока.
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Самостоятельно формулировать тему урока
(Регулятивные УУД)

2. Артикуляционная гимнастика(2 мин)
- Вытяните губы хомутиком, зубы и губы сомкнуты, растяните в улыбке. Повторить 4 раза.
- Зубы, губы сомкнуты, языком выполняем круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелке. Повторить 4 раза.
Работа со скороговоркой:
Женя с Жанной подружилась. Дружба с Жанной не сложилась. Чтобы жить с друзьями дружно, Обижать друзей не нужно"
- Прочитайте скороговорку медленно, в полголоса.
- Прочитайте скороговорку быстрее на выдохе.
- Прочитайте скороговорку с радостным настроением.
- Прочитайте скороговорку, чтобы выразить грусть.

Учитель проговаривает скороговорку, медленно, чётко, произнося каждый звук.






Учитель проговаривает скороговорку медленно, чётко, произнося каждый звук, ускоряя и замедляя темп.
Выполняют данные упражнения.







Дети произносят скороговорку несколько раз.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД

3. Актуализация знаний. Сообщение о новой теме. (1 мин)
- Сегодня мы будем читать рассказ очень интересного писателя. Но для начала прочитайте данную анаграмму на доске, и только тогда мы сможем узнать автора и рассказ.
НИЙЛОАК БУВОГЛАК
«НААН, ЕН РУСТИГ»
- Да, правильно ребята!
Николай Булгаков «Анна, не грусти!». Сегодня мы познакомимся с рассказом Николая Булгакова «Анна, не грусти!»


Учитель предлагает детям
Расшифровать анаграмму.




Учитель объявляет тему урока
Ученики читают анаграмму и пытаются расшифровать автора и рассказ.















Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).


4. Работа по теме урока:
а) рассказ об авторе (3 мин)




























б) Прогнозирование по названию (1 мин)




в) Прогнозирование по иллюстрации ( 1 мин)






г)Прогнозирование по автору(1 мин)






д) первичное чтение с прогнозированием
(4 мин)





















е) беседа эмоционально-оценочного характера (2 мин)
Сейчас я познакомлю вас с автором рассказа “Анна, не грусти!”.
- Как вы думайте, какой он? Что его привлекает в мире, в людях, а что отталкивает? В чём особенность его взглядов на мир?
Писатель Николай Булгаков родился 20 августа 1898 года в Киеве. В жизни он был священником. Написал книгу про двух сестёр, которую назвал “Аня и Катя”. Они учатся жить между собой в любви и мире. На конкурсе “Просвещение через книгу 2008” Издательского Совета Русской Православной Церкви книга заняла второе место в номинации “Лучшая детская и юношеская книга”.




- Всё ли вам понятно в моём рассказе?
Священник – это служитель церкви, исполняющий церковные службы.


-Откройте учебник на стр.79. Прочитайте название рассказа. Как вы думайте, о чем будет наш рассказ?


Рассмотрите внимательно портрет Н. Булгакова, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

-Для кого знакомо имя автора?


Сейчас мы узнаем, кто был прав, познакомившись с произведением.



- Сейчас мы начнем читать рассказ. Внимательно слушайте. Я буду останавливаться и задавать вопросы!
- Предположите, ребята, какой была больница, в которую увезли Катю?
Сейчас посмотрим.
- Как вы думайте, ребята, что произошло дальше?
- Как вы думайте, ребята, что произошло, когда Аня увидела Катю?
- Как вы думайте, услышала ли Катя голос Ани?
- Как вы думайте, ребята, что потом произошло с девочками?
- Как вы думайте, дети, о чем просила маленькая девочка папу?
- Как вы думайте, дети, что было написано в той записке?
- Подумайте, что произошло после того как Аня увидела эту записку?

а) Первичное восприятие произведения.
Какое чувство вызвало это произведение?
Что понравилось? Чем?
Что не понравилось?

б) Словарная работа
Прежде, чем мы начнёте читать рассказ, необходимо научиться читать трудные слова. Прочитайте слова по слогам, затем целым словом ( по ходу чтения уточняется значение непонятных слов).
Спе-ци -аль-ная – специальная(особенная) Про-ко-ря-бал – прокорябал. Полу-ле-жа-ла – полулежала. Встре-пе-ну-лась – встрепенулась(сделать порывистое движение, вздрогнуть) Не-за-кра-шен-ную – незакрашенную. Трол-лей-бус – троллейбус( вид городского транспорта) За-пла-кан-ное – заплаканное.

Показывает портрет писателя.
Заранее подготовленный ученик рассказывает биографию Николая Булгакова.





















Учитель объясняет непонятные слова в рассказе.




Учитель предлагает детям прочитать название рассказа и подумать, почему оно так называется.



Учитель предлагает обратить внимание на иллюстрацию, для того, чтобы задуматься о содержании рассказа.




Учитель предлагает вспомнить, где они знакомились с этим автором.






Учитель читает текст и своим примером показывает, как нужно читать. Во время чтения останавливается и задает вопросы по прогнозированию, по последующему ходу рассказа.
















Учитель предлагает детям высказать свои мысли и выразить те чувства, которые вызвало у них этот рассказ.




Дети слушают рассказ учителя и запоминают основные данные.




























Дети прогнозируют по названию, высказывают свои предположения.




Дети рассматривают иллюстрацию и высказывают свои предположения о содержании рассказа.




Дети вспоминают о творчестве этого автора







Ученики внимательно слушают чтение учителя и готовятся к беседе по содержанию.




















Дети высказывают свои мысли, которые вызвало у них это произведение.

Слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Добывать новые знания (Познавательные УУД).


























Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (Познавательные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).


5. Физкультминутка (1 мин)
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.) Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.) Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.) Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.) Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.) Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево-вправо.) Мой сверчок, щегол и я (Повороты туловища влево-вправо.) Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)
Учитель проговаривает стихотворение и показывает движения.
Ученики повторяют слова и движения за учителем.
Физкультминутка помогает снять напряжение и усталость ребят, помогает оживиться, расслабиться и вновь приступить к работе на уроке.

6. Работа по теме урока:
а) вторичное чтение с комментированием (4 мин)













б) выборочное чтение (3 мин)























б) анализ рассказа (5 мин)
























В)Работа в группах
























Г) Мультфильм о дружбе
(2 мин)

- Прочитаем рассказ по абзацу. Я буду по очереди спрашивать. Будем пытаться объяснить по ходу смысл непонятных слов, а также я буду задавать вопросы по содержанию, будьте внимательны!
- Ребята, а скажите Катя и Аня – друзья? Почему?
- Почему Аня пришла к Кате?
- Кто в больнице стал другом для Кати?
- Почему Аня заплакала, когда увидела Катю?
- Почему Катя стала совсем счастливая?
- За что Аня благодарит Катю?

Давайте найдем в рассказе момент, когда с Катей приключилось несчастье. Прочитаем.
Как вы думаете, почему произошло это несчастье с Катей?
Что случилось потом?
Найдите в рассказе описание больницы. Прочитаем. Почему больницу называют особой, строгой?
Найдите в тексте описание Кати, когда она лежит в больнице. Прочитаем.
Почему автор обращает наше внимание, что Катя была в сереньком халате?
Почему Катя стала счастливая? Найдите в тексте этот момент и прочитайте. Почему до этого она была печальная?
Подберите синонимы к слову печальная.



Почему Аня заплакала, увидев Катю?
Как девочки разговаривали через стекло?
Какой мы видим Катю в начале рассказа и в конце?
Чему радовалась Катя, лёжа в больнице?
А почему Аня оставалась печальной?
Какую записку написала Катя подруге?
Чему радовалась Катя, лежа в больнице?
Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль рассказа?
Какая пословица на странице 84 подходит к этому рассказу?
Чему учит нас Булгаков своим рассказом?

В жизни очень важно уметь сопереживать, т.е. уметь мысленно представить себя на месте другого человека, помочь пережить вместе с ним горе, беду.



(Составить из слов предложения-пословицы)
1.Без хорошего друга человек не знает своих ошибок.
2. Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.
3. Не бойся умного врага, бойся глупого друга.
4. Друга узнать – вместе пуд соли съесть.
5. Кто дружбу водит, тот счастье находит.
6. Когда нет друга и свет не мил.
7. Зло забывай, а дружбу помни.
8. В беде легче с хорошим товарищем

Роль друга в нашей жизни велика! Без друзей меня чуть – чуть! Друг всегда придет на помощь и выручит нас в любой ситуации!

У меня для вас есть один подарок – сейчас мы посмотрим интересный мультик про дружбу! А потом обсудим его!


Учитель предлагает детям прочитать самостоятельно текст по цепочке и по ходу чтения текста объясняет непонятные слова.












Учитель задаёт вопросы по тексту. Дети находят моменты в тексте и выборочно читают эти моменты.





















Учитель предлагает ученикам подумать над составлением плана.
Помогает детям составлять план стихотворения.






Учитель предлагает детям выбрать одну из пословиц, которая характеризует этот рассказ.


Учитель задает вопросы детям по содержанию рассказа.









Учитель дает задание – составить пословицы.




















Учительница предлагает посмотреть мультфильм о дружбе!


Дети читают стихотворение по цепочке, находят незнакомые слова, пытаются их объяснить и с помощью учителя узнают значения слов.












Дети отвечают на вопросы учителя и находят в тексте подходящие отрывки.





















Ученики делят текст на отрывки, называют их, предлагают свои варианты по составлению плана, составляют план.



Дети характеризуют героев произведения.








Ученики отвечают на вопросы учителя, определяют поведение героев.








Дети составляют пословицы по группам!




















Дети смотрят мультфильм о дружбе, думают, вникают в суть мультфильма.


Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (Познавательные УУД).











Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (Познавательные УУД).


















Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).
Уметь составлять план по тексту (Познавательные УУД)



Уметь высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока (регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).



Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).





7. Обобщающая беседа (3 мин)
-С каким рассказом вы сегодня познакомились? Кто написал этот рассказ?
-Кто главные герои рассказа?
- Какие отношения между героями?
- Кто из девочек переживал больше?
- Какие девочки в этом рассказе?
- Чему учит нас Булгаков своим рассказом?


Учитель задаёт детям обобщающие вопросы по содержанию текста.













Дети отвечают на вопросы по содержанию стихотворения.













Уметь делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока (регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (Познавательные УУД).


8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) (2 мин)
-Что нового вы открыли для себя о Н. Булгакове?
-Было ли интересно на уроке?
-Все ли успели сделать, ответить, понять на уроке?
-Что было трудно?
-Оцените свою работу на уроке.
-Продолжите предложение:
Мне было интересно
Мне захотелось
Я узнал, что .
У меня получилось

Учитель предлагает детям ответить на обобщающие урок вопросы. Предлагает выразить свои чувства после изучения новой темы.
Ученики отвечают на обобщающие вопросы. Выражают свои эмоции от пройденного урока.
Уметь делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока (регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания (Познавательные УУД).
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

9. Домашнее задание (1 мин)
- Домашнее задание.
Выразительно читать рассказа и нарисовать рисунок на тему “Я друзей своих рисую”.
Учитель предлагает детям записать домашнее задание.
Дети записывают домашнее задание.




15